Основы рисования фигуры человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы рисования фигуры человека.



ОСНОВЫ РИСОВАНИЯ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА.

 

ИЛЛЮСТРИРОВАННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК»

 

 

Направление подготовки

Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

квалификация (степень) «бакалавр»

 

Санкт-Петербург

2015


УДК 378/741.02

ББК 74.4/5.15

К 771

 

Издание печатается по решению Ученого совета

Высшей школы народных искусств (института)

 

Кравцов, Д.В. Основы рисования фигуры человека: иллюстрированное учебное пособие по дисциплине «Академический рисунок» / Д. В. Кравцов. - СПб.: ВШНИ, 2015.- 53с.

 

 

Рецензенты: Н.М. Александрова, доктор педагогических наук, профессор.

                    В.Л. Боровик, член Союза художников России, профессор

 

Пособие разработано в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», квалификация: 62 – бакалавр. Содержание пособия согласовано с содержанием дисциплины «Академический рисунок» и охватывает I–IV курсы подготовки.

В пособие включены примеры выполнения учебных работ студентами на практических занятиях по рисованию гипсовой фигуры человека под руководством педагогов на кафедре рисунка ВШНИ.

Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений очной и заочной форм обучения.

 

 

ISBN

 

 

© Кравцов Д.В., 2015

© ВШНИ, 2015

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………..…….4

Общие правила и принципы рисования фигуры человека………………….... 6

Последовательность выполнения рисунка с натуры.………...…………………7

Рисование мужской фигуры человека………………………….………………..9

Рисование женской фигуры человека………………………………………….14

Рисование фигуры человека с элементами одежды…………………………..19

Критерии оценки учебных работ по рисунку....................................................24

Самопроверка…………………………………………………………………..28

Заключение...........................................................................................................29

Список рекомендуемой литературы...................................................................30

Приложение...........................................................................................................32

 

 


Введение

 

Данные учебное пособие разработано для студентов, изучающих учебную дисциплину «Академический рисунок» по направлению Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (квалификация (степень) «бакалавр») в учреждениях высшего образования. Полученные знания и умения будут применены в дальнейшем при изучении учебной дисциплины «Декоративный рисунок». В соответствии с ФГОС ВПО указанные выше дисциплины в педагогическом процессе представляют собой важную часть общепрофессионального образования, так как владение рисунком является одним из главных средств познания и отображения мира в изобразительном искусстве и необходимо для развития творческой индивидуальности художника высшей квалификации. Рисование фигуры человека является заданием, синтезирующим в себе знания, умения и навыки, полученные при выполнении заданий по всем разделам программы.

Программа учебной дисциплины «Академический рисунок» основана на традициях русской реалистической школы, где рисование фигуры человека является важнейшей составной частью обучения будущего художника рисунку. Учебные задания построены по принципу «от простого к сложному». Изучается рисунок фигуры человека на основе знаний пластической анатомии, пропорций и других принципов реалистического рисунка.

Цель разработки пособия – оказать помощь студентам на аудиторных практических занятиях по выполнению учебных заданий в разделе «Рисование фигуры человека», а также в самостоятельной работе.

Задачи создания пособия – направить работу студентов на изучение свойств и закономерностей объективной действительности и передачу её на изобразительной плоскости реалистическими средствами; воспитывать творческое мышление, развивать художественное видение, формировать профессионально-творческую психологию будущего художника; способствовать овладению творческим методам работы в различных видах искусства. Студенты, обучающиеся по профилям направления «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», таким как: «Художественный металл (ювелирное искусство)», «Художественная резьба по кости», «Художественная резьба по дереву», «Художественная вышивка», «Художественное кружевоплетение», «Художественная роспись (лаковая миниатюрная живопись)», «Художественная роспись (декоративная роспись)», «Художественная роспись (ткани)», используют в своей деятельности изображение человека.

В результате выполнения всего комплекса заданий по рисованию фигуры человека в рамках дисциплины «Академический рисунок» студенты осваивают базовый объем знаний, навыки штриховой и тональной проработки формы. У студентов будет сформировано понимание конструкции, формы, объема, пятна, силуэта, контраста, ритма, симметрии. Студенты научатся изображать реальный предмет и его художественный образ.

Выпускник по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» с квалификацией (степенью) «бакалавр» в результате обучения рисованию фигуры человека будет обладать следующим компетенциями.

Общекультурные компетенции.

Выполнение заданий по рисованию фигуры человека являются частью формирования культуры мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения. Студент учится критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства самосовершенствования.

Профессиональные компетенции.

Пособие предполагает развитие у студентов способности к определению целей, отбору содержания учебной деятельности, организации работы. Студент учится выбирать возможные решения, основанные на творческом подходе к поставленным задачам.

Натурное рисование фигуры человека очень важно в обучении будущих художников традиционного прикладного искусства по его видам.

Студенты, обучающиеся по профилям «Художественная вышивка», «Художественное кружевоплетение», «Художественная роспись ткани» и, «Ювелирного искусство» проектируют и исполняют в материале изделия, которые человек носит на себе и на своей одежде. Студенты, обучающиеся по профилям «Художественная резьба по кости», «Художественная резьба по дереву», «Лаковая миниатюрная живопись», «Декоративная  роспись (нижнетагильская)», в своих проектах и в исполненных в материале изделиях непосредственно изображают, как отдельного человека, так и группы людей.

Усваиваемые в процессе выполнения заданий понятия, такие как:  «композиция рисунка с натуры», «конструкция изображаемой фигуры человека», «пластическая анатомия человека», «характер формы», «светотень», «тональное отношение», изученные в натурном изображении фигуры человека, имеют применимость студентами в своей учебной, профессиональной и творческой работе по профилям подготовки.

Германик.

Формат А2, вертикальное расположение листа.

Материалы: карандаш, бумага.

Тональный рисунок.

 

Работа ведется в несколько этапов.

● Анализ постановки с различных сторон и выбор точки зрения.

● Выполнение предварительных эскизов, в которых продумать наилучшую компоновку. Варианты композиционного решения.

● Выполнение тонального эскиза, конструктивный анализ формы изображаемого объекта, его расположение в пространстве.

● Эскизы утверждает преподаватель

● Выполнение основного рисунка.

 

 


Соблюдение методических стадий последовательно:

1 стадия – компоновка в определенном формате на основе выполненных эскизов. Начало построения фигуры человека (Рисунок 5).

 

Рисунок 5.

Работа студента. Преподаватель Д.В.Кравцов

 

● рисунок должен быть грамотно скомпонован в заданном формате листа.

● компоновка листа вертикальная (в соответствии с программой).

● грамотно скомпонованное изображение не должно быть мелким или крупным в заданном формате, не должно быть смещено вправо или влево, вверх

● обозначение вертикальной и горизонтальных осей, основных пропорций


2 стадия – конструктивное построение изображаемого объекта, анализ формы и пропорций. Обозначение объема светотенью (Рисунок 6)

 

Рисунок 6.

Работа студента. Преподаватель Д.В.Кравцов

 

● фигура должна быть правильно построена с точной передачей пропорций частей тела. Расположение на плоскости не должно подниматься вверх и не опускаться вниз по отношению к поверхности, на которой поставлена фигура.

● перспективное сокращение должно быть нарисовано правильно, с учетом прямой перспективы, должна угадываться точка схода перспективных сокращений в изображении торса, головы, плечевого пояса, рук, таза, ног.


3 стадия – легкая тональная проработка. Объем изображаемого объекта в рисунке передавать при помощи света и тени. Рисование деталей (Рисунок 7)

 

Рисунок 7.

Работа студента. Преподаватель Д.В.Кравцов

 

● следует правильно использовать тональные отношения при передаче светотени (в теневых участках на фигуре тон должен быть темнее, в освещенных светлее) и объема фигуры человека.

● передать единство освещения. Все освещенные участки всех частей тела должны быть с одной стороны (например, слева), все теневые участки всех составных учебного задания должны быть с другой стороны.

● пластическая анатомия в изображении торса, головы, плечевого пояса, рук, таза, ног.

 


4 стадия – детальная тональная проработка рисунка. Обработка формы объекта, выявление конструкции. Точное определение тональных отношений в диапазоне от самого светлого до самого темного (Рисунок 8).

Рисунок 8.

Работа студента. Преподаватель Д.В.Кравцов

 

● основные тональные отношения в учебном задании должны быть переданы верно

● детали в изображении торса, головы, плечевого пояса, рук, таза, ног нарисованы с соблюдением пластической анатомии и характера конкретной изображаемой фигуры

Завершение работы. Проверка общего впечатления от натуры и от изображения. Детали, находящиеся в центре поля зрения, сделать более подробно и детально, на периферии рисунка менее детально.


Венера Медицейская.

Формат А2, вертикальное расположение листа.

Материалы: карандаш, бумага.

Тональный рисунок.

 

Работа ведется в несколько этапов.

● Анализ постановки с различных сторон и выбор точки зрения.

● Выполнение предварительных эскизов, в которых продумать наилучшую компоновку. Варианты композиционного решения.

● Выполнение тонального эскиза, конструктивный анализ формы женской фигуры ее расположение в пространстве.

● Эскизы утверждает преподаватель

● Выполнение основного рисунка.

 


Соблюдение методических стадий последовательно:

1 стадия – компоновка в определенном формате на основе выполненных эскизов.Начало построения фигуры человека (Рисунок 9).

 

Рисунок 9.

Работа студента. Преподаватель Д.В.Кравцов

 

● рисунок должен быть грамотно скомпонован в заданном формате листа.

● компоновка листа вертикальная (в соответствии с программой).

● грамотно скомпонованное изображение не должно быть мелким или крупным в заданном формате, не должно быть смещено вправо или влево, вверх

● обозначение вертикальной и горизонтальных осей, основных пропорций

● особенности пропорций женской фигуры в отличии от мужской.

 


2 стадия – конструктивное построение изображаемого объекта, анализ формы и пропорций (Рисунок 10).

 

Рисунок 10.

Работа студента. Преподаватель Д.В.Кравцов

 

● фигура должна быть правильно построена с точной передачей пропорций женской фигуры. Расположение на плоскости не должно подниматься вверх и не опускаться вниз по отношению к поверхности, на которой поставлена фигура.

● перспективное сокращение должно быть нарисовано правильно, с учетом прямой перспективы, должна угадываться точка схода перспективных сокращений в изображении торса, головы, плечевого пояса, рук, таза, ног.

 


3 стадия – легкая светотеневая проработка. Объем изображаемого объекта в рисунке передавать при помощи света и тени (Рисунок 11).

 

Рисунок 11.

Работа студента. Преподаватель Д.В.Кравцов

 

 ● следует правильно использовать тональные отношения при передаче светотени (в теневых участках на фигуре тон должен быть темнее, в освещенных светлее) и объема фигуры человека.

● передать единство освещения. Все освещенные участки всех частей тела должны быть с одной стороны (например, слева), все теневые участки всех составных учебного задания должны быть с другой стороны.

● пластическая анатомия женской фигуры в изображении торса, головы, плечевого пояса, рук, таза, ног.

 

 


4 стадия – детальная тональная проработка рисунка. Обработка формы женской фигуры, выявление конструкции. Точное определение тональных отношений в диапазоне от самого светлого до самого темного (Рисунок 12).

 

Рисунок 12.

Работа студента. Преподаватель Д.В.Кравцов

 

● основные тональные отношения в учебном задании должны быть переданы верно

● детали в изображении торса, головы, плечевого пояса, рук, таза, ног нарисованы с соблюдением женской пластической анатомии и характера конкретной изображаемой фигуры

 

Завершение работы. Проверка общего впечатления от натуры и от изображения. Детали, находящиеся в центре поля зрения, сделать более подробно и детально, на периферии рисунка менее детально.

 


С элементами одежды.

Психея с бабочкой.

Формат А2, вертикальное расположение листа.

Материалы: карандаш, бумага.

Тональный рисунок.

 

Работа ведется в несколько этапов.

● Анализ постановки с различных сторон и выбор точки зрения.

● Выполнение предварительных эскизов, в которых продумать наилучшую компоновку. Варианты композиционного решения.

● Выполнение тонального эскиза, конструктивный анализ формы женской фигуры, ее расположение в пространстве.

● Конструкция одежды. Сладки ткани по форме фигуры человека.

● Эскизы утверждает преподаватель

● Выполнение основного рисунка.

 


Соблюдение методических стадий последовательно:

1 стадия – компоновка в определенном формате на основе выполненных эскизов. Начало построения фигуры человека (Рисунок 13).

 

Рисунок 13.

Работа студента. Преподаватель Д.В.Кравцов

 

 рисунок должен быть грамотно скомпонован в заданном формате листа.

● компоновка листа вертикальная (в соответствии с программой).

● грамотно скомпонованное изображение не должно быть мелким или крупным в заданном формате, не должно быть смещено вправо или влево, вверх

● обозначение вертикальной и горизонтальных осей, основных пропорций женской фигуры

● обозначение конструкции одежды и складок ткани на объеме фигуры

 

 


2 стадия – конструктивное построение изображаемого объекта, анализ формы и пропорций (Рисунок 14).

 

Рисунок 14.

Работа студента. Преподаватель Д.В.Кравцов

 

● фигура должна быть правильно построена с точной передачей пропорций частей женского тела. Расположение на плоскости не должно подниматься вверх и не опускаться вниз по отношению к поверхности, на которой поставлена фигура.

● перспективное сокращение должно быть нарисовано правильно, с учетом прямой перспективы, должна угадываться точка схода перспективных сокращений в изображении торса, головы, плечевого пояса, рук, таза, ног.

● уточнение конструкции одежды и складок ткани на объеме фигуры

 


3 стадия – легкая светотеневая проработка. Объем изображаемого объекта в рисунке передавать при помощи света и тени (Рисунок 15).

 

Рисунок 15.

Работа студента. Преподаватель Д.В.Кравцов

 

● следует правильно использовать тональные отношения при передаче светотени (в теневых участках на фигуре тон должен быть темнее, в освещенных светлее) и объема фигуры человека.

● передать единство освещения. Все освещенные участки всех частей тела должны быть с одной стороны (например, слева), все теневые участки всех составных учебного задания должны быть с другой стороны.

● пластическая анатомия женской фигуры в изображении торса, головы, плечевого пояса, рук, таза, ног.

● продолжение рисования конструкции одежды и складок ткани на объеме фигуры

 


4 стадия – детальная тональная проработка рисунка. Обработка формы изображаемого объекта, выявление конструкции. Точное определение тональных отношений в диапазоне от светлого до темного (Рисунок 16).

 

Рисунок 16.

Работа студента. Преподаватель Д.В.Кравцов

 

● основные тональные отношения в учебном задании должны быть переданы верно

● детали в изображении торса, головы, плечевого пояса, рук, таза, ног нарисованы с соблюдением пластической анатомии и характера конкретной изображаемой фигуры

● внимательное детальное рисование конструкции одежды и складок ткани на объеме фигуры.

Завершение работы. Проверка общего впечатления от натуры и от изображения. Детали, находящиеся в центре поля зрения, сделать более подробно и детально, на периферии рисунка менее детально.


САМОПРОВЕРКА

    Студент, выполнивший учебный рисунок должен проверить свою работу на соответствие с данным учебным пособием.

1 стадия – компоновка фигуры человека в определенном формате на основе выполненных эскизов. Начало построения фигуры человека (Рисунки 5,9,13).

● рисунок должен быть грамотно скомпонован в заданном формате листа.

● компоновка листа вертикальная, (в соответствии с программой).

● грамотно скомпонованное изображение не мелкое и не крупное в заданном формате, не смещено вправо или влево, вверх или вниз.

2 стадия – конструктивное построение фигуры человека, анализ формы и пропорций (Рисунки 6,10,14).

● фигуры человека, составляющая учебное задание, должна быть правильно построена с точной передачей пропорций составных частей, которые не должны подниматься вверх и не опускаться вниз по отношению друг к другу.

● перспективное сокращение должно быть нарисовано правильно, с учетом прямой перспективы, должна угадываться точка схода перспективных сокращений в изображении объектов.

3 стадия – светотеневая проработка. Объем фигуры человека в рисунке передавать при помощи света и тени (Рисунки 7,11,15).

● при изображении учебного задания следует правильно использовать светотеневые отношения при передаче объема (в теневых участках тон должен быть темнее, в освещенных светлее).

● следует правильно передать единство освещения. Все освещенные участки всех составных частей учебного задания должны быть с одной стороны, все теневые участки всех составных учебного задания должны быть с другой стороны.

4 стадия – детальная тональная проработка рисунка фигуры человека. Обработка формы фигуры человека, выявление конструкции. Точное определение тональных отношений в диапазоне от самого светлого до самого темного (Рисунки 8,12,16).

● части тела: голова, торс, руки, ноги должны соответствовать конструкции в соответствии с пластической анатомией.

●основные тональные отношения в учебном задании должны быть переданы верно.

Завершение работы. Проверка общего впечатления от натуры и от изображения. Пропорциональное сходство. Детали, находящиеся в центре поля зрения, сделать более подробно и детально, на периферии рисунка менее детально.

● части лица должны иметь портретное сходство.

● конструкция и детали складок одежды должны соответствовать натуре.

● учебное задание должно быть завершено студентом за установленное программой время.


Заключение

 

В работе над заданием по рисунку студент:

● выполняет учебные задания на аудиторных и самостоятельных занятиях по рисунку, сосредоточить свое внимание на поиске наиболее выразительных решений поставленной задачи;

● ставит перед собой точные, конкретные задачи, находит пути решения этих задач, соблюдает методическую последовательность ведения каждого задания;

● учитывает свои личные особенности и раскрывает свой потенциал;

●развивает самостоятельность, инициативу, творческие способности; ●уделяет внимание изучению способов выполнения заданий учебного рисунка другими студентами, имеющими высокую подготовку.

Следует отметить, что все содержание учебного пособия нацелено на развитие навыков, необходимых студентам, будущим художникам в профессиональной деятельности.

Примеры выполненных студентами рисунков приведены в приложении.


Список рекомендуемой литературы.

Основная литература:

1. Ли, Н.Г. Основы учебного академического рисунка: Учебник / Н.Г Ли. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

2. Могилевцев, В.А. Основы рисунка / В.А. Могилевцев. – СПб.: АРТИНДЕКС, 2007.

Дополнительная литература

3. Беренгер, М.Ж.Ф. Рисунок для ювелиров / М. Ж. Ф. Беренгер. – М.: Арт-родник, 2005..

4. Григоревская, Е.Б. Рисунок, живопись, композиция / Е. Б. Григоревская. – М.: ИТПИ, 2007.

5. Кирцер, Ю.М. Рисунок и живопись / Ю. М. Кирцер.  – М.: Высшая школа, 2001.

6. Лебедко В.К. Рисунок: иллюстрированная учебно-методическая программа для студентов 1-5 курсов (по специальностям: «живопись», «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы») / В.К. Лебедко, А.А. Ковалев, В.И. Козлов. – М.: Прометей, 2012.

7. Могилевцев, В.А. Наброски и учебный рисунок / В.А. Могилевцев. – СПб.: АРТИНДЕКС, 2009.

8. Молева, Н., Белютин, Э. П.П. Чистяков теоретик и педагог / Н. Молева, Э. Белютин, – М.: Издательство Академии художеств СССР, 1953.

9. Пармон, Ф.М. Рисунок и графика костюма / Ф.М. Пармон. – М.: Архитектура, 2005.

10. Ростовцев, Н.Н. Академический рисунок/ Н.Н. Ростовцев, М.: Просвещение, 1995.

11. Традиции школы рисования Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица. – СПб.: Лики России, 2007.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ.

 

Учебные задания по дисциплине «Академический рисунок», содержащие изображение гипсовой фигуры человека и предваряющие его задания «Рисование анатомической фигуры». Образцы применения полученных знаний в разделах «Рисование рельефов» и «Рисование интерьера».

Рисунки выполнены студентами ВШНИ на практических аудиторных занятиях под руководством педагогов кафедры рисунка ВШНИ.

 

 


  

Анатомическая фигура.                                                            Анатомическая фигура.

Рисунок студента. Преподаватель Д.В. Кравцов                   Рисунок студента Преподаватель Д.В. Кравцов

 

 

           

Эскиз.                                                 Эскиз.                                                    Эскиз.

Рисунок студента                             Рисунок студента                                 Рисунок студента

 


Германик

Рисунок студента. Преподаватель Д.В. Кравцов


Германик

Рисунок студента. Преподаватель В.Л. Боровик

 


Германик

Рисунок студента. Преподаватель В.Л. Боровик

 


Германик                                                                       Германик

Рисунок студента. Преподаватель В.Л. Боровик      Рисунок студента. Преподаватель В.Л. Боровик

 

 

Германик                                                                        Германик

Рисунок студента. Преподаватель В.Л. Боровик       Рисунок студента. Преподаватель В.Л. Боровик


Германик. Гипсовая фигура в интерьере

Рисунок студента. Преподаватель В.Л. Боровик

 

 

                                 

Эскиз                                                                                                      Эскиз

Рисунок студента                                                                                  Рисунок студента


Венера Медицейская.

Рисунок студента. Преподаватель В.Л. Боровик


Венера Медицейская.

Рисунок студента. Преподаватель В.Л. Боровик


Венера Медицейская. Гипсовая фигура в интерьере.

Рисунок студента. Преподаватель Д.В. Кравцов


Психея с бабочкой

Работа студента. Преподаватель Д.В. Кравцов


         

Психея с бабочкой. Фигура в интерьере                               Психея с бабочкой. Фигура в интерьере

Работа студента. Преподаватель В.Л. Боровик                    Работа студента. В.Л. Боровик

 

 

Психея с бабочкой. Гипсовая фигура в интерьере

Работа студента. Преподаватель Д.В. Кравцов

 


Танцующие менады. Рельеф с женскими фигурами в одежде.

Рисунок студента. Преподаватель Д.В. Кравцов

ОСНОВЫ РИСОВАНИЯ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.152 с.)