Употребление суффикса ну в глаголах прошедшего времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Употребление суффикса ну в глаголах прошедшего времени



Примеры задания 7.

ОГЛОХНУЛ от крика (или ОГЛОХ?)

СОХЛА на улице(или СОХНУЛА?)

звёзды ГАСНУЛИ (или ГАСЛИ?)

Если вы ответили

ОГЛОХ

СОХЛА

ГАСЛИ,

значит, задание выполнено верно.

В данном пункте «Справки» мы обозначим правила, на которые следует ориентироваться при выборе той или ной формы.

 

Создадим таблицу 1 для наглядности с примерами слов, часто употребляющихся в речи. Обращаем внимание на род слова, число, а также на то, может ли оно употребляться без приставки.

нач. форма (глагол без приставки или без приставки не употребляется) муж род средний род женский род множ. число
гаснуть гас и гаснул* гасло гасла гасли
мокнуть мок и мокнул* мокло мокла мокли
стынуть стыл и стынул* стыло стыла стыли
глохнуть глох и глохнуть* глохло глохла глохли
отвергнуть отверг и отвергнул** отвергло отвергла отвергли
привыкнуть привык и привыкнул** привыкло привыкла привыкли

Сделаем вывод: суффикс -ну разрешён только для бесприставочных глаголов (отмечены *) и глаголов, которые без приставок не употребляются (отмечены **) только в мужском роде. Такие формы допускает писать Розенталь, но при этом будем иметь в виду: в словаре Ожегова 22 наиболее употребительных глагола имеют только краткую форму. Следовательно, писать без -ну правильно!

В таблицу 2 поместим глаголы с приставками:

 

нач. форма (глагол с приставкой) муж род средний род женский род множ. число
погаснуть погас погасло погасла погасли
взмокнуть взмок взмокло взмокла взмокли
 застынуть застыл застыло застыла застыли
оглохнуть оглох оглохло оглохла оглохли
возникнуть возник возникло возникла возникли

В отличие от верхней таблицы, в этой слов с суффиксом -ну нет.

Сформулируем правило, которым будем пользоваться при выполнении задания 7 и особенно в речи, для этого обратимся к пособию по практической стилистике Д. Э. Розенталя, где так характеризуется употребление этих глагольных форм в современном русском языке:

«Как правило, суффикс -ну выпадает в приставочных глаголах (погас, промок, высох) и, независимо от приставочного или бесприставочного образования, в формах женского и среднего рода и множественном числе (гасла, гасло, гасли). В мужском роде наблюдаются колебания, но за последние полтора столетия наблюдается тенденция к постепенной утрате названного суффикса и в этой форме».

Примечание: формы мужского рода бесприставочных глаголов в заданиях ЕГЭ не встречаются, так как для них возможны два написания.

 Чередование о и а в корнях глаголов несовершенного вида

Приведём примеры задания 6 (примеры из письменных работ учащихся)

не буду ОСПОРИВАТЬ позицию автора (или ОСПАРИВАТЬ?)

ОТТАЧИВАТЬ умение (или ОТТОЧИВАТЬ?)

ОБЕЗБАЛИВАЮЩЕЕ лекарство (или ОБЕЗБОЛИВАЮЩЕЕ?)

Если вы ответили, что верно «оспаривать, оттачивать и обезболивающее», то задание решено правильно. Если допущены ошибки, предлагаем теоретический материал и слова для запоминания в нём.

 

При образовании видовой пары (пары совершенного или несовершенного вида) у некоторых глаголов в современном русском языке наблюдается чередование о — а в корне, например:

пере стрО ить (сов. вид) — пере стрА ивать (несов. вид), о/а;

о позОр ить (сов. вид) — о позОр ивать (несов. вид), нет чередования;

под точ Ить (сов. вид) — под тАч ивать (несов. вид), о/а.

Существуют ли правила, регулирующие, когда о должно (или не должно) меняться на а? Действующим правилом, регулирующим, будет ли меняться а на о, является следующее:

1. Если в глаголе совершенного вида ударение падает не на корневой гласный о, то в парном глаголе несовершенного вида вместо о появляется а. Это правило в настоящее время в литературном языке не знает исключений. Например: в глаголе совершенного вида «от сто Ять» ударение падает не на корень, а на суффикс, следовательно, в глаголе несовершенного вида буква о корня сменится на а и образуется форма «от стА ивать», корни соответственно «стой» и «стай». Аналогично: вЫ смотр еть — вы смАтр ивать, корни «смотр» и «сматр»; за тормоз Ить — за тормАж ивать, корни «тормоз» и «тормаж».

Обратите внимание: в задании 9 на написание корней было указано, что нельзя проверять слова путём подбора глагола несовершенного вида, так как при этом буква корня меняется с о на а. Отметим также, что это чередование не имеет отношения к тому списку корней с чередованием, который проверяется в задании 9.

 

2. Если же корневой гласный в глаголе совершенного вида находится под ударением, чередования в несовершенном виде происходить не должно, например: обез бОл ить — обез бОл ивать, у полномОч ить — у полномОч ивать.

 

Обратите внимание на формулировку правила 2: в нём сказано — «происходить не должно», но тенденция к замене -о- на -а- в глаголах несов. вида оказалась такой сильной, что охватила почти всю эту группу глаголов. В ряде случаев глаголы, у которых еще в начале ХХ в. зарегистрированы формы с -о-, теперь употребляются только с -а-, а прежний вариант воспринимается как искусственный и устарелый: если, к примеру, в начале прошлого века формы «освОивать» и «дотрОгиваться» были нормальными, то сейчас мы говорим только «освАивать», «дотрАгиваться». Поэтому обозначим третье правило:

3. Под влиянием тенденции к замене о на а ряд слов пишется с буквой а, хоть корень и находится под ударением, например: о благорОд ить — о благорАж ивать (сравните корни!); за морОз ить — за морАж ивать (сравните корни!). Эти слова — исключения из правила 2, их достаточно много.

 

4. К этому пункту правила типу глаголы (их более 20), которые еще в начале ХХ в. писались только с -о-, теперь колеблются в употреблении. В этих парах вариантов сохраняется/наблюдается/отмечается стилистическое размежевание. Это значит, что у слов отмечается либо разговорный оттенок, либо книжный, либо слово считается устаревающим, и здесь нет единой информации: сколько словарей, столько и мнений. Вам скорее всего известно, что существуют пары от «об услОв ить(ся)» — об услОв ливать(ся) и об услАв ливать(ся), от «со средотОч ить(ся)» — со средотОч иваться(ся) и сос редотАч ивать(ся). При этом в одних словарях эти формы равнозначны, а в других указывается, что современная норма допускает только одну форму. Не стоит излишне волноваться по поводу таких слов: на экзамене их быть не должно.

 

Предлагаем таблицу, объединяющую слова-примеры на четыре пункта правил с пометками о стилевом ограничении, где это представляется важным и возможным. Ещё раз обращаем внимание на то, что материал «Справки» имеет практическую направленность, данный материал важен не столько для выполнения задания 7, сколько для корректировки письменной и устной речи учащихся.

 

Корень

Глагол совершенного вида (что сделать?)

Тип правила

Глагол несовершенного (что делать?) вида можно образовать формой

на ИВА/ЫВА без ЫВА/ИВА
благорОд(ный) облагорОдить 3 облагорАживать  
болот(о) заболотить 3 заболАчивать  
бодр(ый) подбодрить 1 подбАдривать подбодрять
боль обезболить 2 обезбОливать  
вод(а) обезводить 2 обезвОживать  
глод(ать) обглодать 1 обглАдывать  
готов изготовить приготовить подготовить заготовить 1 изготАвливать приготАвливать подготАвливать заготАвливать изготовлять
дво(е) удвоить 3 удвАивать  
добр(ый) сдобрить задобрить 3 сдАбривать задабривать  
долг одолжить 3 одАлживать  
забот(а) озаботиться 2 озабОчиваться  
задор подзадорить 2 подзадОривать  
итог подытожить 2 подытОживать  
конч(ить) закончить прикончить 3 закАнчивать прикАнчивать  
коп(ить) накопить 1 накАпливать накоплять (отмечается, что форма устаревает)
короч укоротить 1 укорАчивать  
мороз заморозить отморозить приморозить 3 заморАживать отморАживать приморАживать  
неволя приневолить 2 приневОливать  
норов приноровить(ся) 1 принорАвливать(ся)  
охота приохотить 2 приохочивать  
подозр(ение) заподоздрить 4* заподАздривать наряду с заподОздривать; отмечается, что форма заподОздривать устаревает  
позор опозорить 2 не следует писать опозоривает позорить
покой обеспокоить 2 обеспокОивать есть в словарях, но лучше беспокоить
полномоч(ия) уполномочить 2 уполномОчивать  
порок опорочить 2 опорОчивать  
плотн(ый) сплотить 1 сплАчивать  
порх(ать) выпорхнуть 1 выпАрхивать  
пошл(ость) опошлить 2 опОшливать  
приурочить приурочить 2 приурОчивать  
прочн(ый) упрочить 2 упрОчивать  
работ(а) заработать выработать переработать 3 зарабАтывать вырабАтывать перерабАтывать  
сор засорить 1 засАривать (отмечена как норма только в словаре Лопатина) засорять
свой усвоить присвоить 3 усвАивать присвАивать  
скор ускорить 2 нет формы с -ива ускорять
сок просочиться 1 просАчиваться  
средоточ(ие) сосредоточить(ся) рассредоточить(ся) 4* сосредотОчиваться рассредотОчиваться наряду с сосредотАчиваться рассредотАчиваться  
спор оспорить 3 оспАривать  
способ приспособить(ся) 3 приспосАбливать(ся) приспособлять(ся)
срок отсрочить 2 отсрочивать  
стой отстоять 1 отстАивать  
стро(ить) застроить перестроить выстроить расстроить 3 застрАивать перестрАивать выстрАивать расстрАивать  
таможня растаможить 2 растаможивать  
ток обесточить 2 обесточивать  
тормоз затормозить притормозить 1 затормАживать притормАживать  
топтать притоптать(траву) затоптать вытоптать 1 притАптывать затАптывать вытАптывать  
точ(ить) заточить подточить 1 затАчивать подтАчивать  
трог(ать) затронуть притронуться 3 затрАгивать притрАгивать(ся)  
тро(е) утроить 3 утрАивать  
удостои(ть) удостоить 3 удостАивать  
услов(ие) условиться обусловить 4* услАвливаться обуслАвливаться наряду с услОвливаться обуслОвливаться  
спокой(ный) успокоить 3 успокАивать  
строка строчить 1 прострАчивать  
хлоп(ки) выхлопнуть 2 выхлопывать прихлопывать захлопывать  
хлопоты схлопотать выхлопотать похлопотать 1 схлопАтывать выхлопАтывать похлопАтывать  
шпоры пришпорить 2 пришпоривать  
форма оформить   нет формы на ыва/ива оформлять

Образование форм глагола с чередованием согласных звуков

Одним из моментов, вызывающим затруднения при образовании форм глагола, является случай, когда должно происходит чередование звуков. Как правило, выпускники легко справляются с этим, ведь подобные чередования очень распространены в языке, а нормы усвоились ещё в средней школе. Однако наряду с достаточно простыми случаями есть и такие, которым в школе уделяется недостаточно времени, что ведёт к ошибкам и в речи, и при выполнении задания 7. Существует несколько правил, связанных с чередованиями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.61.119 (0.032 с.)