Общее понятие о морфологических нормах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее понятие о морфологических нормах.



Задание 7.

 Морфологические нормы словообразования и словоизменения

Общее понятие о морфологических нормах.

Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).

 

Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 7 ЕГЭ.

Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны — разговорные формы, а с другой стороны — литературные, письменные. Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.

В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.

Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.

                              Нормы употребления глаголов

НОРМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ГЛАГОЛОВ

Глагол — самая сложная и самая богатая по системе форм (и их значений) часть речи, поэтому и правил, регулирующих образование форм глаголов, очень большое количество. Эти правила основываются в большинстве случаев на особенностях основы глагола, немаловажную роль играет и лексическое значение слова-глагола. Некоторые из правил изучаются в школьном курсе русского языка, некоторые формы заучиваются как нормативные. Так, к примеру, при изучении спряжения глагола в шестом классе даётся информация о правильных личных формах глагола «бежать»: я бегу, но ты бежишь; мы бежим, но они бегут. При этом в заданиях ЕГЭ встречаются достаточно сложные случаи, по которым в школьных учебниках информации либо нет, либо она даётся очень сжато и не объясняет сути явления.

Образование форм глагола с чередованием согласных звуков

Одним из моментов, вызывающим затруднения при образовании форм глагола, является случай, когда должно происходит чередование звуков. Как правило, выпускники легко справляются с этим, ведь подобные чередования очень распространены в языке, а нормы усвоились ещё в средней школе. Однако наряду с достаточно простыми случаями есть и такие, которым в школе уделяется недостаточно времени, что ведёт к ошибкам и в речи, и при выполнении задания 7. Существует несколько правил, связанных с чередованиями.

 

Часть 1.Основа глагола оканчивается на чь.

Примеры задания 7:

УВЛЕЧЁТ (или УВЛЕКЁТ?)

ЖЖЁТ бумагу (или ЖГЁТ?)

ПОСТЕРЕЖИ вещи (или ПОСТЕРЕГИ?)

Верно увлечёт, жжёт и постереги

У слов жечь, беречь, стеречь, лечь, стричь, мочь, превозмочь и однокоренных, образованных при помощи различных приставок,   У слов печь, течь, сечь, увлечь, изречь, толочь и однокоренных, образованных при помощи различных приставок,

при образовании личных форм происходит чередование по схеме:

в 1-м лице ед. числа и 3-м лице мн. числа пишется Г, в остальных Ж   в 1-м лице ед. числа и 3-м лице мн. числа пишется К, в остальных Ч
я жГу 1 ед я увлеКу
ты жЖёшь 2 ед ты увлеЧёшь
он жЖёт 3 ед он увлеЧёт
мы жЖём 1 мн мы увлеЧём
вы жЖёте 2 мн вы увлеЧёте
они жГут 3 мн они увлеКут

 

При образовании повелительного наклонения перед суффиксом и остаётся буква 1-го лица, например:

ж Г и, ж Г ите

увлеКи, вовлеКите

ля Г, ля Г те (нельзя «ляжь, ляжьте»)

пеКи, пеКите

стере Г и, постере Г ите (нельзя «стережи, постережите»)

 

НАВЕРХ

Варианты типа обессилею — обессилю. Формы настоящего-будущего времени глаголов на -еть с ударением на корне.

В употреблении часто смешиваются некоторые глаголы на -еть и близкие к ним, но не совпадающие ни по значению, ни по спряжению глаголы на -ить: обезлесеть и обезлесить, обездометь и обездомить, обезземелеть и обезземелить, обезволеть и обезволить, обессилеть и обессилить и подобные им. При том, что в речи учащихся такие слова очень редки, в задании 6 некоторые слова этого типа встречаются постоянно. В частности, решим, как правильно:

ВЫЗДОРОВИШЬ (или ВЫЗДОРОВЕЕШЬ?)

ОПРОТИВЕЕТ плохая погода (или ОПРОТИВИТ?)

сам ОБЕССИЛИШЬ (или ОЕССИЛЕЕШЬ?)

Этому очень сложному вопросу нужно уделить внимание, даже если вы и ответили, что верно «выздоровеешь, обессилеешь и опротивеет». В данном случае очень велика важность данного правила для задания 11 на написание личных окончаний глаголов.

Итак, глаголы на -еть и на -ить, имеющие одинаковый корень, отличаются значением и спряжением. Что значит «обессилЕТЬ»? Это значит лишиться сил самому. А вот «обессилИТЬ» обозначает лишить сил кого-то. Что такое «старЕТЬ»? Становится старым. «СтарИТЬ» же обозначает делать старым: старят человека морщины, походка. ЕТЬ характерно для глаголов, действие которых не направлено на кого-то, то есть непереходных. Например, нельзя кого-то выздоровИТЬ, можно только самому выздоровЕТЬ, поэтому нет глагола выздоровИТЬ. Нельзя кого-то обезумИТЬ, только самому, поэтому и глагола обезумИТЬ нет, есть только обезумЕТЬ.

Рассмотрим, как спрягаются глаголы из этого списка:

Спряжение глагола на -еть, сам:

в ед. числе:

1 л. - ею (обессилею, опротивею, обезумею);

2 л. - еешь (обессилеешь, опротивеешь, обезумеешь);

3 л. - еет (обессилеет, опротивеет, обезумеет);

во мн. числе: 1 л. - еем; 2 л. - еете; 3 л. - еют.

Спряжение глагола на -ить, кого-то:

1 л. - ю (обессилю, обескровлю, образумлю);

2 л. - ишь (обессилишь, обескровишь, образумишь);

3 л. - ит (обессилит, обескровит, образумит);

во мн. числе: 1 л. - им; 2 л. - ите; 3 л. - ят.

Как видно из таблицы, только знание спряжения глагола (на ЕТЬ или ИТЬ) позволяет правильно выбирать окончание.

В устной речи, когда о спряжении задумываются редко, глаголы на -ить очень сильно влияют на более редкие в употреблении и неудобные в произношении глагольные формы с двойными гласными (-еете, -еет). Для таких глаголов, как выздороветь, опостылеть, опротиветь и некоторых других, в устной речи предпочитаются формы, образованные по модели глаголов 2 спряжения: выздоровлю, выздоровишь, опостылю, опостылят, опротивлят, опротивит. Для успешного выполнения тестовой части ЕГЭ и тем более для письменных работ запомните: такие формы употреблять нельзя. Изменять их можно только по правилам, приведённым в таблице.

 

Сложные случаи образования форм глаголов

 

Нач. форма Личные окончания Повелит. наклонение Комментарий
Ехать еду, едем, едут, едешь поезжай ошибочные формы: езжай, едь, ехай.
Ездить езж/у, езд/им, езд/ят езди, ездите  
Класть кладу, кладём, кладут клади, кладите не допускается добавление к этому корню приставки: нет таких слов покласть, выкладу и подобных монстров. Приставки разрешены только при наличии суффикса ыва
Выкладывать, перекладывать, закладывать выкладыва/ю, выкладыва/ют выкладывай, выкладывайте Поскольку есть суффикс ыва, использование приставок разрешено
Вынуть вын/у, вын/ет, вын/ут вынь, выньте недопустимо выйми
Трогать трога/ю, трога/ем трогай, трогайте недопустимо (не) трожь
Положить полож/у, полож/им, полож/ат положи, положите не допускается употребление этого корня без приставки: нет такого слова ложить (искл. ложиться); недопустимо положь(те)
Выложить вылож/у, вылож/им выложи, выложите недопустимо использование суффикса ыва/ива: вылаживайте, вылаживаю — ошибочны, как и выложивать и прочие. Не путать с налаживать отношения, здесь корень лад, а не лож.
Лечь ляг/у, ляг/ут, ляж/ем ляг, лягте нельзя ляжь; не смешивать с формой ложись от ложиться
Обнять обним/у, обним/ешь обними, обнимите нельзя обойми
Ложиться лож/у/сь, лож/ат/ся, лож/им/ся ложись, ложитесь единственный случай, когда корень лож употребляется без приставки; можно лечь или ложиться в больницу, в постель или на диван
Лазать лаза/ю, ешь, ете, ют лазай, лазайте по значение то же самое, что и лазить. В некоторых словарях помечается как допустимое, в отличие от формы лазить
Лазить лаж/у, лаз/ят, лаз/ишь лазь, лазьте лазю, лазию, лазиешь недопустимо
Лезть лез/у, лез/ет, лез/ем лезь, лезьте и полезай, полезайте  
Надеть наден/у, наден/ешь надень, наденьте надеть можно только что-то на что-то: перчатку на руку, сапоги на ноги, костюм на себя. То, что надето, можно снять. Нельзя одеть наушники, варежки и носки: иначе их придётся раздевать.
Одеть оден/у, оден/ешь одень, оденьте одеть можно только кого-то во что-то: сына в новый комбинезон, дочку в модное платье. Того, кого одели, можно раздеть.
Прийти прид/у, прид/ёте, приди, придите ошибочное словообразование: использование й в любой форме, кроме начальной, то есть нельзя: прийдут, прийди.
Постричься постриг/у/сь, постриж/ём/ся постригись, постригитесь ошибочное словообразование с буквой д: подстричься
Поскользнуться поскользн/у/сь, поскользн/ёт/ся (не) поскользнись, поскользнитесь ошибочное словообразование с буквой д: подскользнуться

 

Б) Названия газет, журналов и других органов печати

если название периодического издания склоняется, то его род определяется внешним видом слова: «Труд» (м.род); «Правда» (ж. род), «Известия» (мн. число).

если название не изменяется (как правило, это нерусские издания), то род определяется по родо-видовому признаку: ЮМАНИТЕ (ж.род, газета)

  Изменение слов в единственном числе

Родительный падеж единственного числа существительных мужского рода

Для всех, кто говорит на русском языке и считает его родным и понятным, не составит никакого труда поставить слова мужского рода в родительный падеж: есть день — (нет) дня, сосед — соседа, огонь — огня.

Немного усложним задачу, приведём три примера из задания 6:

Купить пару килограммов САХАРА. Это верно? Или правильно САХАРУ?

Налей ЧАЯ (или ЧАЮ?)

Вкус МАРМЕЛАДУ (или МАРМЕЛАДА?)

Для того, чтобы ответить на вопрос, нужно знать, что значительная группа слов мужского рода 2 склонения наряду с формами с окончанием а/я имеет формы родительного падежа единственного числа с окончанием у/ю. Эти формы употребляются при обозначении целого, из которого выделяется некоторая часть (количество): достать (купить, принести) чаю, сахару, винограду; тарелка бульону, чашка чаю; мало (много) дыму, снегу, а также в некоторых отрицательных конструкциях, например нет снегу (в специальной литературе такой родительный падеж называется «родительным партитивным»).

Формы родительного падежа на у/ю в подавляющем большинстве случаев выступают как вариантные наряду с формами с окончаний а/я, которые тоже могут иметь количественное значение.

Обратимся к «Словарю-справочнику трудностей русского языка» Д. И. Розенталя и возьмём несколько примеров для наблюдения.

 

Слово Без количественного значения Со значением количества
кефир производство кефира выпить кефира или кефиру
чай вкус чая выпить чашку чая или чаю
бензин изготовление бензина литр бензина или бензину
бархат производство бархата купить бархата или бархату
изюм сорта изюма купить изюма или изюму

 

Сформулируем правило: если требуется указать на часть предмета, то допустимы оба окончания: можно купить пару килограммов сахарА и сахарУ; налить чаЮ и чаЯ, ведь значение, в котором мы употребляем словосочетания, — количественное.

Если же родительный падеж употребляется не в количественном значении, то нормальны только формы на а/я: вкус мармелада, урожай картофеля, доставка чая, производство сыра, цвет снега, вкус сахара, посев риса.

Формы на -у/-ю употребляются в основном в живой разговорной речи и в отражающих ее жанрах художественной литературы, являясь одной из особенностей разговорного стиля. В современном литературном языке формы родительного падежа на у/ю все больше вытесняются формами на а/я.

 

Предложный падеж существительных мужского рода.

Примеры из задания 7:

вытереть пыль на ШКАФЕ (или на ШКАФУ?)

работать в ЦЕХЕ (или ЦЕХУ?)

находиться в АЭРОПОРТЕ (или АЭРОПОРТУ?)

Основное окончание существительных 2-го склонения в предложном падеже единственного числа имеет большинство слов: в дом е, в (о) город е.

Ограниченная группа неодушевленных существительных наряду с формой на имеет в сочетании с предлогами в и на вариантную форму на у/-ю. А если вариантные формы есть, то нужно определить, каковы нормы их употребления.

Отмечается, что формы на и - у/-ю имеют обычно небольшие стилистические различия (формы на чаще носят разговорный характер) или различия в степени употребительности. Так, в аэропорте, в снеге менее употребительны, чем в аэропорту, в снегу. По отношению же к ряду параллельных форм вообще трудно говорить о каких-либо различиях. Так, равноправными являются на дубу и на дубе, в клею и в клее, в мелу и в меле.

Для целого ряда слов форму на -у/-ю в сочетании с предлогами в и на нужно квалифицировать как единственно возможную с точки зрения современной литературной нормы. К ним относятся: ад, бок, борт, воз, глаз, горб, долг, кол, кон, лед, лоб, низ, нос, плац, плен, плот, пол (как часть помещения), полк, порт, пыл, рот, сук, тыл, хмель («состояние опьянения»), чад, шкаф, топонимы Дон, Клин, Крым и некоторые другие.

Примечание для учителей: список слов приведён без изменений из академического издания «Русская грамматика 80».

 

Обратите внимание на современные варианты форм слов, часто встречающиеся в заданиях:

ЦЕХ: в цехЕ и в цехУ; ОТПУСК: в отпускЕ и в отпускУ, АЭРОПОРТ только аэропортУ, которые даны в словарях Лопатина (2013), Ожегова (1992). На примерах этих слов видно, насколько нормы подвижны: ещё в пособиях Розенталя формы на в этих словах указывались как разговорные.

 

Варианты окончаний множественного числа существительных

 Варианты окончаний именительного падежа сущ. мужского рода множественного числа

Приходилось ли вам когда-нибудь задумываться над тем, почему мы говорим стаканы, уроки, грибы, дни с окончаниями ы/и, а слова берега, рога, тополя с окончаниями а/я? Задание 7 ЕГЭ предоставит вам такую возможность:

знакомые ПРОФЕССОРЫ (или ПРОФЕССОРА?)

новые КАТЕРЫ (или КАТЕРА?)

опытные ТРЕНЕРЫ (или ТРЕНЕРА?)

Поэтому, чтобы на экзамене не терять время на раздумья, изучим данный вопрос.

Основное, преобладающее, исторически сложившееся окончание слов мужского рода второго склонения — это окончание -ы (-и).

Но в современном русском языке большая группа слов мужского рода 2 склонения имеет в именительном падеже множественного числа окончание а / я, а не ы/и. (Заметим, что окончание а всегда ударное). Группа слов, от которых может быть образована и образуется форма им. п. мн. ч. с окончанием -а (-я), не имеет четких характеристик.

Формы на -а (-я) могут выступать:

1) как невариантные, единственно возможные (борта, берега, города) или преобладающие (овода, учителя).

2) как равноправные, употребляющиеся рядом с формами на ы /и, например, бункера и бункеры, трактора и тракторы.

3) как вариантные, при этом обычно имеет место различие форм на ы/и и на а/я по значению. Так, при вариантных формах кондУкторы и кондукторА первая форма закреплена за словом кондуктор в значении «деталь машины», а вторая – наряду с вариантом кондукторы за обозначением лица.

В предлагаемой ниже таблице 1 собраны слова, представляющие сложности в написании окончания.

 

Таблица 1

Только А

Только Ы

Равноправные

Предпочтительно А Предпочтительно Ы
берег* борта* буфера* веера* века*векселя* вензеля* вертела* вечера* глаза*голоса* города* гроба* директора* доктора* дупеля* егеря* желоба* жемчуга* жернова*закрома* катера** кивера* клевера* колера*колокола* короба* купола* кучера* луга* мастера* меха* номера* обшлага* окорока* округа* острова* отпуска* паруса* паспорта* перепела* повара* погреба* поезда* профессора* рукава* снега* сорта* стога* сторожа* терема*тетерева* тока* тома* тополя* тормоза* хлева*холода* хутора* черепа* шелка* якоря* бухгалтеры векторы выборы* выговоры* вызовы* грифели грунты диспетчеры договоры* драйверы инженеры* коллекторы* компрессоры* конструкторы* контейнеры кратеры* лацканы* лекторы* лифты маклеры* месяцы* офицеры* плееры полисы (страховка) порты почерки* приговоры принтеры ректоры склады слоги снайперы* торты тренеры* фитили* флоты фронты шофёры* штабы кителя* крейсера* невода* овода* пристава*, стапеля* тенора* трактора* трюфеля* фельдшера флигеля шомпола* штабеля* штемпеля* шулера* юнкера* ястреба* бункеры* вахтеры* ворохи* джемперы* дьяконы* инспекторы* инструкторы* лекари корректоры* омуты* пекари* писари* полюсы* прожекторы* промыслы* пудели* рапорты* редакторы* рупоры* свитеры* секторы* скутеры* слесари* табели* токари* шкиперы* шницели*

 

В таблице 2, размещённой ниже, даются слова, в которых написание а/я или ы/и зависит от значения слова.

Таблица 2

Формы с А (всегда ударное окончание) Формы с Ы
адресА (почтовые, домашние) Адресы (поздравительные адресы юбилярам)
векА (средние века, из глубины веков) вЕки (на веки вечные, в кои-то веки, фразеологизмы)
годА (мои года — мое богатство) гОды (в годы войны, девяностые годы)
колЕна (колена водосточной трубы; выделывать колена, фразеологизм) колЕни (встать на колени, больные колени)
корпусА (заводские корпуса, танковые корпуса) кОрпусы (корпусы часов)
кренделЯ (выводить ногами кренделя, фразеологизм) крЕндели (вкусные крендели)
лагерЯ (детские, оздоровительные) лАгери (политический термин)
мехА (одеваться в меха) мехИ (мехи с вином; кузнечные мехи)
мужьЯ (мужья и жены, прочить в мужья) мужИ (государственные мужи, ученые мужи)
образА (образа святых, под образами) Образы (литературные образы)
орденА (ордена и медали) Ордены (монашеские ордены)
проводА (линии электропередач) прОводы (зимы, на пенсию)
пропускА (временные пропуска, обменять пропуска) прОпуски (пропуски занятий, пропуски в тексте)
родА (рода войск) рОды (древние роды и племена); роды и виды в классификации
счетА (оплатить счета, банковские счета) счЁты (свести счёты)
сыновьЯ (отцы и сыновья) сынЫ (сыны Отечества)
тонА (в моде светлые тона) тОны (прослушать тоны сердца)
учителЯ (школьные учителя) учИтели (великие учители человечества)
хлебА (озимые, яровые хлеба) хлЕбы (печь формовые хлебы)

 

Варианты окончаний слов мужского рода родительного падежа множественного числа

Очень часто и в сочинениях, и в заданиях ЕГЭ встречаются слова с ошибками в образовании форм родительного падежа множественного числа.

Примеры заданий:

пара БОТИНКОВ (или БОТИНОК?)

толпа ЦЫГАН (или ЦЫГАНЕЙ?)

нет свежих БАНАНОВ (или БАНАН?)

Чтобы не ошибиться в написании форм слов мужского рода, нужно либо запомнить трудные случаи, либо следовать правилам, изложенным в таблице.

 

1. Для слов мужского рода характерно наличие окончания. Нулевое окончание встречается только в некоторых группах слов и лишь при чётком соблюдении условий.

а) Основное: окончание -ов/(-ёв)-ев характерно для тех существительных, конечным звуком которых в единственном числе (именительном падеже) является твердый согласный (кроме ж и ш) или -j (на письме – буква й):

браслет, браслеты — браслет/ов брелок, брелоки — брелок/ов габарит, габариты — габарит/ов купон, купоны — купон/ов нерв, нервы — нерв/ов выбор, выборы — выбор/ов манёвр, манёвры — манёвр/ов мускул, мускулы — мускул/ов заморозок, заморозки — заморозк/ов чеченец, чеченцы— чеченц/ев азербайджанец, азербайджанцы — азербайджанц/ев комментарий, комментарии — комментари/ев солярий, солярии— соляри/ев санаторий, санатории— санатори/ев гербарий, гербарии— гербари/ев

Примечание: В разговорной речи у слов-названий овощей и плодов: абрикосы, апельсины, баклажаны, бананы, мандарины, помидоры и других употребляются их краткие формы. В письменной речи употребление форм родительного падежа с нулевым окончанием у перечисленных слов не рекомендуется. Поэтому нет необходимости публиковать группу слов-названий овощей (растений), они пишутся по общему правилу, с окончанием / ов. Единственное слово, которое по неясным причинам получило право иметь форму без окончания наравне с окончанием / ов в отдельно взятом словаре — это слово баклажан.

б) Окончание / -ей свойственно тем существительным мужского рода, конечным звуком которых в единственном числе является мягкий согласный (кроме -j) или ж, ш:

голубь – голуб/ей, желудь – желуд/ей, палач – палач/ей, вексель — вексел/ей вензель — вензел/ей госпиталь — госпитал/ей кабель — кабел/ей пельмень — пельмен/ей медведь — медвед/ей нож — нож/ей, малыш — малыш/ей падеж — падеж/ей

2.Нулевое окончание может быть у некоторых групп существительных, которые представляют собой следующие названия:

а) Названия парных предметов б) Названия единиц измерения: краткая форма только при счёте
ботинки — ботинок валенки — валенок глаза— глаз мокасины — мокасин погоны — погон рожки — рожек рога — рог сапоги — сапог чулки — чулок шаровары —шаровар штиблет —штиблет эполет— эполет Но: гольфы — гольф/ов байты — (открытие) байт/ов, но (десятки) байт; граммы — (лишних) грамм/ов, но (триста) грамм децибелы — (шум)децибел/ов, но (20) децибел Аналогично: караты — карат/ов и карат килограммы — килограмм/ов и килограмм амперы — ампер/ов и ампер аршины — аршин/ов и аршин биты — бит/ов и бит ватты — ватт/ов и ватт вольты — вольт/ов и вольт рентген — рентген/ов и рентген только гектар/ов, только метр/ов, километр/ов
Равноправные варианты: кеды — кед/ов и кед Примечание: в современных словарях слово носки также имеет две формы! Ссылки на источник: http://lopatin.academic.ru/80102 http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/128454 Примечание: ещё несколько десятилетий назад краткие формы считались допустимыми только для разговорного стиля.

в) Названия людей по принадлежности к некоторым родам войск, к воинскому соединению, к некоторым политическим партиям:

Всегда нулевое: партизан солдат Но современные названия только с /ов: сапёр/ов снайпер/ов моряк/ов

Примечание: слова гардемарин, гренадер, гусар, драгун, кирасир, улан, кадет при существительных, обозначающих воинское соединение, имеют в родительном падеже множественного числа нулевое окончание (эскадрон гусар, отряд улан), однако при обозначении отдельных лиц имеют окончание -/ ов (пять гардемарин/ ов, несколько гусар/ ов). Это примечание не относится к словам партизан и солдат

г) Названия ряда национальностей, народностей, племен.

Пишутся с нулевым окончанием главным образом с конечной согласной -н или -р (в единственном числе): башкиры — башкир болгары — болгар грузины — грузин лезгины — лезгин осетины — осетин румыны — румын татары — татар турки — турок цыгане — цыган Пишутся /ов (не оканчиваются на -н или -р) казахи — казах/ов калмыки — калмык/ов киргизы — киргиз/ов монголы — монгол/ов негры — негр/ов семиты — семит/ов таджики — таджик/ов тунгусы — тунгус/ов узбеки — узбек/ов хорваты — хорват/ов якуты — якут/ов

Нужно иметь в виду, что и тут существуют равноправные варианты:

авáры – авар и авáр/ ов, буряты – бурят и бурят/ ов, карéлы – карéл и карéл/ ов, сармáты – сармáт и сармáт/ ов, туркмéны – туркмéн и туркмéн/ ов, но подобные слова в заданиях не встречаются.

Задание 7.

 Морфологические нормы словообразования и словоизменения

Общее понятие о морфологических нормах.

Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).

 

Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 7 ЕГЭ.

Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны — разговорные формы, а с другой стороны — литературные, письменные. Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.

В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.

Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.

                              Нормы употребления глаголов

НОРМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ГЛАГОЛОВ

Глагол — самая сложная и самая богатая по системе форм (и их значений) часть речи, поэтому и правил, регулирующих образование форм глаголов, очень большое количество. Эти правила основываются в большинстве случаев на особенностях основы глагола, немаловажную роль играет и лексическое значение слова-глагола. Некоторые из правил изучаются в школьном курсе русского языка, некоторые формы заучиваются как нормативные. Так, к примеру, при изучении спряжения глагола в шестом классе даётся информация о правильных личных формах глагола «бежать»: я бегу, но ты бежишь; мы бежим, но они бегут. При этом в заданиях ЕГЭ встречаются достаточно сложные случаи, по которым в школьных учебниках информации либо нет, либо она даётся очень сжато и не объясняет сути явления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.097 с.)