Направления общественного развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направления общественного развития



В истории человечества мы видим факты и явления двух порядков: одни могут быть определены, как явления порядка солидаристического, другие — антагонистического. Мы не отвечаем на вопрос, каких фактов и явлений больше, есть ли определенная общая тенденция исторического развития, нам важно лишь отметить, что все факты и явления солидаристического порядка соответствуют приведенному значению общественного развития и потому могут быть определены, как положительные. Рассматривая эти факты, мы легко убеждаемся, что это так и есть. Вряд ли у кого появится сомнение, что явления консолидации и солидаризации, как таковые (племенной, государственной, национальной, семейной и т. д.), если они носят органический характер, суть явления положительные. Это и приводит нас к утверждению, что органическая суть общественного развития заключается именно в развитии солидарности.

Это развитие можно себе представить идущим в трех направлениях:

1. В направлении внешнего численного роста, в смысле охвата процессом объединения все больших численно групп от рода и племени — к нации и в идеале — к единому человечеству.

2.В направлении внутреннем, в смысле большего укрепления спайки внутри самой группы (уничтожение сословных перегородок, уравнение в правах и т. д.).

3. В направлении качества, т. е. в смысле углубления солидарности (повышения требований морали и нравственности и т. д.).

В действительности состояние человеческого общества можно себе представить располагающимся между двумя, упомянутыми, полюсами, в зависимости от развития солидарности в указанных трех направлениях. Повторяем, что мы не говорим пока о том, происходит ли фактически движение этих состояний к тому или иному полюсу — мы определили только понятие общественного развития, указав, что все факты и явление солидаристического порядка, имеющие место в действительной жизни, соответствуют этому смыслу.

Нам могут указать, что понятие «общественное развитие» можно рассматривать и шире, не только как развитие солидарности. Об этом мы уже говорили выше и здесь лишь еще раз повторим, что солидарность является фактором, способствующим быстрейшему развитию общества во всех направлениях и что без солидарности немыслим был бы прогресс человечества. С течением времени солидарность обретает все большее значение. Действительно в начале истории слияние в племя отдельных человеческих общежитий могло произойти легко и просто на основе их общей борьбы с природой. В современном же обществе, когда оно разделено на самые разнообразные виды и категории общественных групп, усилия для солидаризации их требуется значительно большие. Если для создание какого-то простого общественного организма, например, рабочей артели требуется солидарность определенной силы, то насколько больше и многообразнее должна быть солидарность, как объединяющее начало, для создания такого сложного организма, как нация. Если в первом случае необходима связь между только несколькими индивидами, то во втором, помимо этой связи, образующей бесчисленное множество групп и группок, необходима еще связь между этими группами. Человек сознает свою принадлежность сразу к целому ряду формаций, одновременно чувствуя и понимая свою принадлежность к общему целому — нации. В первом случае, в простом общественном единстве, солидарность должна преодолевать лишь личные эгоистические тенденции его членов, во втором — она сталкивается с не менее сложными и многообразными проявлениями общественного эгоизма — классового, сословного, и т. д. Ясно, что во втором случае требуется значительно большее усилие для солидаризации общества.

На основании всего сказанного, мы можем утверждать, что общественное развитие человечества в общем неразрывно связано с развитием и углублением солидарности, т. е. — Общественная солидарность есть основа общественного развития и совершенствования общества.

Солидарность

Солидарность

Как мы уже указали, общественный инстинкт человека в своем развитии имеет как эгоистические тенденции, так и альтруистические. Индивиды, образуя общество, взаимодействуют не только своими альтруистическими тенденциями, но и эгоистическими. Альтруистические тенденции одной личности, переплетаясь с альтруистическими тенденциями другой, образуют, новую силу — общественную солидарность. Эта сила являясь выражением естественных стремлений личности к творчеству, растет и укрепляется в процессе этого творчества. Она способствует творчеству и развитию всех форм общественной жизни, но и само творчество и все развивающиеся формы общественной жизни способствуют развитию солидарности.

Эгоистические тенденции одной личности, переплетаясь с эгоистическими тенденциями другой, порождают общественный эгоизм, как стремление в процессе общего творчества иметь что-то и для себя. Таким образом, взаимодействие личностей образуется не только на базе альтруистических тенденций их, но и эгоистических. До тех пор, пока эти силы не выходят из рамок равновесия, пока эгоистические тенденции не преобладают — можно продолжать говорить о данной группе, как об органическом образовании.

Солидарность, в порядке общего служения, объединяет людей делом, служением одному предмету и внешне, чаще всего выражается в форме сотрудничества. В этом смысле солидарность является основой всех трудовых и творческих коллективов, включая сюда и нацию. Ни общее приобретение, ни общее использование экономических благ так не сближает людей, как сотрудничество, ибо в этих случаях мы имеем лишь условное объединение, в котором люди отделены один от другого своими эгоистическими интересами. Солидарное сотрудничество, напротив, никогда не остается на уровне только технического взаимодействия и согласования. Так как в процессе труда люди сближаются много полнее и глубже, тем более, что в результате совместного труда — его производительность — значительно выше при уже наличном объединении людей. Недаром первые кооперативные сообщества Шульце-Делича и Райфейзена возникли в рамках уже существующих религиозных общин; недаром такие прекрасные примеры сотрудничества, как артели рабочих старообрядцев, имели в свое основе и личную любовь, и дружбу, и уважение. Все эти понятия неотделимы от понятия сотрудничества в полном смысле слова.

Подлинная солидарность, как явление значительно более глубокое, чем только внешний образ действий, затрагивает все стороны психики человека — и эмоциональную (любовь, симпатия), и волевую, и интеллектуальную — общественное сознание. Если про части машин можно сказать, что они взаимодействуют, то нельзя сказать, что они солидарны. Про сообщества же людей можно сказать и то, что они взаимодействуют между собой, и то, что они солидарны, — но это не одно и то же. Солидарность не есть простое взаимодействие индивидов, но более глубокая форма совместного творчества. Естественное влечение человека к творчеству есть основной мотив возникновения солидарности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.005 с.)