Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Направления общественного развития
В истории человечества мы видим факты и явления двух порядков: одни могут быть определены, как явления порядка солидаристического, другие — антагонистического. Мы не отвечаем на вопрос, каких фактов и явлений больше, есть ли определенная общая тенденция исторического развития, нам важно лишь отметить, что все факты и явления солидаристического порядка соответствуют приведенному значению общественного развития и потому могут быть определены, как положительные. Рассматривая эти факты, мы легко убеждаемся, что это так и есть. Вряд ли у кого появится сомнение, что явления консолидации и солидаризации, как таковые (племенной, государственной, национальной, семейной и т. д.), если они носят органический характер, суть явления положительные. Это и приводит нас к утверждению, что органическая суть общественного развития заключается именно в развитии солидарности. Это развитие можно себе представить идущим в трех направлениях: 1. В направлении внешнего численного роста, в смысле охвата процессом объединения все больших численно групп от рода и племени — к нации и в идеале — к единому человечеству. 2.В направлении внутреннем, в смысле большего укрепления спайки внутри самой группы (уничтожение сословных перегородок, уравнение в правах и т. д.). 3. В направлении качества, т. е. в смысле углубления солидарности (повышения требований морали и нравственности и т. д.). В действительности состояние человеческого общества можно себе представить располагающимся между двумя, упомянутыми, полюсами, в зависимости от развития солидарности в указанных трех направлениях. Повторяем, что мы не говорим пока о том, происходит ли фактически движение этих состояний к тому или иному полюсу — мы определили только понятие общественного развития, указав, что все факты и явление солидаристического порядка, имеющие место в действительной жизни, соответствуют этому смыслу. Нам могут указать, что понятие «общественное развитие» можно рассматривать и шире, не только как развитие солидарности. Об этом мы уже говорили выше и здесь лишь еще раз повторим, что солидарность является фактором, способствующим быстрейшему развитию общества во всех направлениях и что без солидарности немыслим был бы прогресс человечества. С течением времени солидарность обретает все большее значение. Действительно в начале истории слияние в племя отдельных человеческих общежитий могло произойти легко и просто на основе их общей борьбы с природой. В современном же обществе, когда оно разделено на самые разнообразные виды и категории общественных групп, усилия для солидаризации их требуется значительно большие. Если для создание какого-то простого общественного организма, например, рабочей артели требуется солидарность определенной силы, то насколько больше и многообразнее должна быть солидарность, как объединяющее начало, для создания такого сложного организма, как нация. Если в первом случае необходима связь между только несколькими индивидами, то во втором, помимо этой связи, образующей бесчисленное множество групп и группок, необходима еще связь между этими группами. Человек сознает свою принадлежность сразу к целому ряду формаций, одновременно чувствуя и понимая свою принадлежность к общему целому — нации. В первом случае, в простом общественном единстве, солидарность должна преодолевать лишь личные эгоистические тенденции его членов, во втором — она сталкивается с не менее сложными и многообразными проявлениями общественного эгоизма — классового, сословного, и т. д. Ясно, что во втором случае требуется значительно большее усилие для солидаризации общества.
На основании всего сказанного, мы можем утверждать, что общественное развитие человечества в общем неразрывно связано с развитием и углублением солидарности, т. е. — Общественная солидарность есть основа общественного развития и совершенствования общества. Солидарность Солидарность Как мы уже указали, общественный инстинкт человека в своем развитии имеет как эгоистические тенденции, так и альтруистические. Индивиды, образуя общество, взаимодействуют не только своими альтруистическими тенденциями, но и эгоистическими. Альтруистические тенденции одной личности, переплетаясь с альтруистическими тенденциями другой, образуют, новую силу — общественную солидарность. Эта сила являясь выражением естественных стремлений личности к творчеству, растет и укрепляется в процессе этого творчества. Она способствует творчеству и развитию всех форм общественной жизни, но и само творчество и все развивающиеся формы общественной жизни способствуют развитию солидарности.
Эгоистические тенденции одной личности, переплетаясь с эгоистическими тенденциями другой, порождают общественный эгоизм, как стремление в процессе общего творчества иметь что-то и для себя. Таким образом, взаимодействие личностей образуется не только на базе альтруистических тенденций их, но и эгоистических. До тех пор, пока эти силы не выходят из рамок равновесия, пока эгоистические тенденции не преобладают — можно продолжать говорить о данной группе, как об органическом образовании. Солидарность, в порядке общего служения, объединяет людей делом, служением одному предмету и внешне, чаще всего выражается в форме сотрудничества. В этом смысле солидарность является основой всех трудовых и творческих коллективов, включая сюда и нацию. Ни общее приобретение, ни общее использование экономических благ так не сближает людей, как сотрудничество, ибо в этих случаях мы имеем лишь условное объединение, в котором люди отделены один от другого своими эгоистическими интересами. Солидарное сотрудничество, напротив, никогда не остается на уровне только технического взаимодействия и согласования. Так как в процессе труда люди сближаются много полнее и глубже, тем более, что в результате совместного труда — его производительность — значительно выше при уже наличном объединении людей. Недаром первые кооперативные сообщества Шульце-Делича и Райфейзена возникли в рамках уже существующих религиозных общин; недаром такие прекрасные примеры сотрудничества, как артели рабочих старообрядцев, имели в свое основе и личную любовь, и дружбу, и уважение. Все эти понятия неотделимы от понятия сотрудничества в полном смысле слова. Подлинная солидарность, как явление значительно более глубокое, чем только внешний образ действий, затрагивает все стороны психики человека — и эмоциональную (любовь, симпатия), и волевую, и интеллектуальную — общественное сознание. Если про части машин можно сказать, что они взаимодействуют, то нельзя сказать, что они солидарны. Про сообщества же людей можно сказать и то, что они взаимодействуют между собой, и то, что они солидарны, — но это не одно и то же. Солидарность не есть простое взаимодействие индивидов, но более глубокая форма совместного творчества. Естественное влечение человека к творчеству есть основной мотив возникновения солидарности.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.005 с.) |