Препинания, но могут быть и не отмечены на письме. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Препинания, но могут быть и не отмечены на письме.



Паузы с о е д и н и т е л ь н ы е, не отмеченные знаками препинания,

бывают в предложении:

1) Между группой подлежащего и  группой сказуемого (если только

подлежащее не выражено местоимением):

«Дочка I слушала с любопытством». (М. Лермонтов. «Герой нашего

времени».)

2) Между двумя подлежащими или между двумя сказуемыми перед

соединительными союзами «и», «да», перед разделительным союзом «или» и

др.:

«Иван Матвеич I садится I и широко улыбается». (А. Чехов. «Иван

Матвеич».)

«Томление I и зной I усиливались». (А. Толстой. «Детство Никиты».)

«К и с е л ь н и к о в. Насилу выпросишь рублей пятнадцать I или

двадцать, I да еще после попрекает I да ломается». (А.Н.Островский.

«Пучина», сц. 2.)

3) После обстоятельственных слов, стоящих в начале предложения (реже

— стоящих в середине или в конце предложения):

«Со школьных лет I я чувствовал красоту русского языка, I его силу I и

плотность». (К. Паустовский. «Повесть о жизни».)

4) Перед обстоятельствами:

«Хаджи Мурат I прожил неделю в укреплении I в доме Ивана

Матвеевича». (JI. Толстой. «Хаджи Мурат».)

Логические паузы между предложениями выполняют те же задачи, что и

внутри предложения: они отделяют друг от друга и в то же время связывают

друг с другом группы предложений. Как правило, паузы между

предложениями бывают более длительными.

Если последующее предложение (или группа предложений) не развивает

непосредственно мысль предыдущего, между такими предложениями

возникает более или менее длительная остановка,— будем называть ее

р а з ъ е д и н и т е л ь н о й (р а з д е л и тельной) логической паузой. Такая

пауза обозначает границы сюжетных композиционных кусков в

литературном произведении. Перед разъединительными паузами характерно

п о н и ж е н и е голоса. В сущности, и разъединительная пауза является

часто соединительно-разъединительной, так как и после такой паузы

повествование продолжается.

Например:

«С этим словом он перевернулся на одной ножке и выбежал из комнаты.

III Ибрагим, оставшись наедине, поспешно распечатал письмо». (А.

Пушкин. «Арап Петра Великого».)  

В этом маленьком отрывке два предложения. Второе отделяется от

первого разъединительной логической паузой, так как по смыслу событие,

содержащееся в первом предложении, не связано непосредственно с

событием (фактом), описанным Пушкиным во втором предложении.

Разъединительные паузы, в зависимости от смысла отрывка, бывают

разной длительности. Например, логическая разъединительная пауза между

главами:

«Как-то, проезжая мимо дома Туркиных, он вспомнил, что надо бы

заехать хоть на минутку, но подумал и... не заехал.

И больше уж он никогда не бывал у Туркиных. III

V

Прошло еще несколько лет. Старцев еще больше пополнел, ожирел,

тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову». (А. Чехов. «Ионыч».) В

произведении между IV и V главами проходит несколько лет. Такая

разъединительная пауза — это, по существу, подразумеваемые, но не

рассказанные автором события, она должна быть заполнена фантазией

исполнителя.

Когда внутри предложения или сюжетного куска происходит развитие

одной и той же мысли, то между речевыми тактами, группами речевых тактов,

группой предложений возникают соединительные логические паузы. Перед

каждой из соединительных пауз характерно некоторое п о в ы ш е н и е 

голоса на слове, несущем ударение.

Например:

«В о ж е в а т о в. Лошадь из деревни выписал, I клячу какую-то

разношерстную; II кучер маленький, I а кафтан на нем с большого. II И возит

на этом верблюде-то I Ларису Дмитриевну; II и сидит так гордо, I будто на

тысячных рысаках едет». (А. Островский. «Бесприданница».)

В этом отрывке Вожеватов осуждает и высмеивает Карандышева. Он

говорит то о его кляче, то о кучере, то о самом Карандышеве. По смыслу это

один сюжетный кусок, поэтому внутри него должны быть сделаны

соединительные логические паузы. Паузы эти будут разной длительности: в

первом предложении после запятых — более короткие, после точки с запятой

— более длительные. Между первым и вторым предложениями также более

длительная соединительная пауза, так как во втором предложении

Вожеватов переходит от описания лошади и кучера к описанию самого

Карандышева. Внутри второго предложения более длительная пауза стоит

вновь после точки с запятой, так как после осуждения неподобающего для

Ларисы выезда Вожеватов высмеивает поведение Карандышева—

«виновника» всех ранее описанных событий. Нетрудно заметить, что

точность, с какой автор расставил знаки препинания, помогает нам прочитать

текст правильно и сделать паузы нужной длительности.

Существует, как мы уже знаем, еще один вид соединительной паузы —

л ю ф т п а у з а. Она очень короткая, ее лучше использовать как

дополнительную паузу перед словом, которое мы хотим почему-либо

выделить. Такая пауза может помочь уточнению. Она полностью зависит от

намерений и задач исполнителя.

Например:

  «Судя по голосу—I певица I была ' пьяная». (М. Горький. «Страсти

мордасти».)

Кроме логических пауз, существуют п с и х о л о г и ч е с к и е паузы.

Психологическая пауза не подчиняется законам логического чтения текста.

Она всецело относится к области словесного действия. «Там, где, казалось бы,

логически и грамматически невозможно сделать остановки, там ее смело

вводит психологическая пауза»,— говорил Станиславский. Психологические

паузы чаще всего вводятся в текст актером в процессе работы над ролью. На

письме такая пауза может быть обозначена многоточием.

Например:

«А с т р о в. Я никого не люблю и... уже не полюблю». (А. Чехов. «Дядя

Ваня».)

Близко к психологической паузе стоит так называемая пауза

у м о л ч а н и я или п р е р в а н н о й р е ч и, когда недосказанные слова

заменяются многоточием.

Например:

«Жена его... впрочем, они были совершенно довольны друг другом». (Н.

Гоголь. «Мертвые души».)

Вместо паузы, обозначенной многоточием, Гоголь мог, очевидно,

написать: «была необыкновенно глупа», но он оставляет эти слова закрытыми

многоточием, что дает ему дополнительную возможность злее высмеять жену

Манилова.

Мы уже говорили, что пауза, поставленная не на свое место, разрушает

смысл предложения. В то же время пауза, умышленно поставленная

неправильно, может дать определенный эффект и даже раскрыть

человеческую сущность образа.

Нечто подобное было сделано актером МХТ М.  Чеховым в роли

Хлестакова.

А. Д. Дикий рассказывает об этом так: «Но самой потрясающей находкой

Чехова была речь его Хлестакова. Алогичная, рваная, с неоправданными

интонациями, с паузами в невозможных местах, она неопровержимо

свидетельствовала о скудоумии этого Хлестакова.

Гоголевское замечание о «легкости в мыслях необыкновенной» получало

свою отчетливую реализацию. Создавалось впечатление, что у Чехова —

Хлестакова слово на долю секунды обгоняло мысль. Она не поспевала за

словом, выскакивающим непроизвольно, отставала от него, как плохой

дирижер от слаженного оркестра.

«Вы мне давеча дали... четыреста рублей... Так теперь дайте... Еще.

Четыреста. Чтоб уж было ровно... восемьсот». Хлестаков говорил, и никак

нельзя было предугадать, какое следующее слово и по каким причинам

родится в его захудалом мозгу».

Разумеется, подобные перестановки логических пауз актер может

позволить себе лишь в результате огромной предварительной работы над

образом и лишь в том случае, когда это помогает раскрыть сущность образа

через неправильности его речи.

Во всех остальных случаях это будет лишь формальным приемом,

трюком, искажающим намерения автора.

 

Ниже помещены упражнения, которые следует выполнить

самостоятельно, чтобы практически усвоить те правила, о которых было

сказано в этой главе.

У п р а ж н е н и я



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.152 (0.011 с.)