Речевые такты и логические паузы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Речевые такты и логические паузы



РЕЧЕВЫЕ ТАКТЫ И ЛОГИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ

Каждое отдельное предложение нашей звучащей речи делится по смыслу

на группы, состоящие из одного или нескольких слов. Такие смысловые

группы внутри предложения называются р е ч е в ы м и т а к т а м и.  

Речевой такт представляет собой синтаксическое единство, т. е. речевой такт

может составлять группа подлежащего, группа сказуемого, группа

обстоятельственных слов и т. д.

В каждом речевом такте есть слово, которое по смыслу должно быть

выделено в звучащей речи повышением, понижением или усилением звука

голоса. Такое интонационное выделение слова называется л о г и ч е с к и м

у д а р е н и е м. Отдельный речевой такт редко содержит в себе

законченную мысль. Ударения каждого речевого такта должны быть

подчинены главному ударению целого предложения.

В звучащей речи каждый речевой такт отделен от другого остановками

различной длительности. Эти остановки называются л о г и ч е с к и м и 

п а у з а м и. Кроме пауз-остановок, речевые такты отделяются один от

другого изменением высоты голоса. Эти изменения высоты голоса при

переходе от одного речевого такта к другому придают интонационное

разнообразие нашей речи.

Внутри речевого такта не может быть паузы, и все слова, составляющие

речевой такт, произносятся слитно, почти как одно слово. На письме тот или

иной знак препинания указывает обычно на логическую паузу. Но логических

пауз в предложении может быть значительно больше, чем знаков препинания.

Логические паузы могут быть различной длительности и наполненности;

они бывают соединительными и разъединительными. Кроме них,

встречаются люфтпаузы (паузы для добора воздуха— «воздушные», от

немецкого Luft —воздух) и, наконец, паузы психологические.

Условимся в нашем пособии обозначать следующими знаками различные

по длительности логические паузы:

' — короткая пауза (или люфтпауза), служащая для добора дыхания или

Выделения важного слова, стоящего после нее;

I — пауза между речевыми тактами или тесно связанными между собой

По смыслу предложениями (соединительная);

II—более длительная соединительная пауза между речевыми тактами или

Между предложениями;

III — еще более длительная соединительно-разъединительная (или

Разделительная) пауза (между предложениями, смысловыми и сюжетными

Кусками).

В практической работе может встретиться пример, когда

необходимо обозначить еще более длительную разъединительную паузу.

Попробуем разделить следующее предложение на речевые такты:

«Марья Гавриловна закрыла книгу и потупила глаза в знак согласия». (А.

Пушкин. «Метель».)

В этом предложении отсутствуют знаки препинания, однако паузы в нем

есть. Попробуем расставить логические паузы так: «Марья Гавриловна (кто?)

I закрыла книгу (что сделала?) I и потупила глаза (что еще сделала?) I в знак

согласия (почему?)».

Внутри предложения образовались группы слов, потому что, прежде

всего, предложение делится на группу подлежащего и группу сказуемого;

обстоятельственные слова тоже составляют отдельные группы; перед

соединительными союзами «и», «или», «да» обычно бывает логическая пауза.

В этом предложении группу подлежащего составляют слова «Марья

Гавриловна», группу сказуемого — «закрыла книгу»; есть группа второго

сказуемого — «и потупила глаза» (перед союзом «и»—пауза);

обстоятельственные слова «в знак согласия» составляют тоже отдельную

группу.

Разберем еще одно предложение:

«Осенью семейство Ростовых вернулось в Москву». (JI. Толстой. «Война

и мир».)

«Осенью (когда?—обстоятельство времени) I семейство Ростовых

(кто?—группа подлежащего) I вернулось в Москву (что сделало?—группа

сказуемого, в нее вошло обстоятельство места «в Москву»)».

Прочитайте несколько раз вслух два разобранных предложения, повышая

голос перед каждой логической паузой и понижая его в конце предложения на

завершающей точке.

П а у з».

Предлагая ученикам брать карандаш и, читая, расставлять логические

паузы, Станиславский имел в виду выработку особого качества — умения,

глядя в размеченный текст и читая его даже про себя, слышать, как он звучит.

Поэтому мы начинаем изучение правил логики сценической речи с

определения границ речевых тактов и с расстановки логических пауз.

Они организуют речь — как бы выстраивают предложение, сообщают ему

ясность и четкость, помогают глубже вникнуть в его смысл.

 Логические паузы делят фразу на определенные группы слов — речевые такты, о чем мы  уже говорили, и они же одновременно связывают речевые такты, объединяют

их в целое предложение. Хотя пауза есть некоторый перерыв в звучании, с ней

не должна обрываться главная мысль предложения. Если мысль оборвется

вместе с паузой, то в тексте образуется «дырка» и речь потеряет смысл. Кроме

того, так как русскому языку присуща плавность, слитность звучания,

логическая пауза — это не всегда остановка в полном смысле этого слова,

иногда это только понижение или повышение голоса на определенных словах

(например, мелодический перелом между составами предложения,

замедление речи и пр.).

У п р а ж н е н и я

Длительности.

1. «Здесь Чичиков вышел совершенно из границ всякого терпения,

хватил в сердцах стулом об пол и посулил ей черта. Черта помещица

испугалась необыкновенно». (Н. Гоголь. «Мертвые души».)

2. «Княжна Мери видела все это лучше меня». (М. Лермонтов. «Герой

нашего времени».)

3. «Проходивший франтик с рыжими кудряшками и голубою лентой на

низкой шляпе обернулся и с язвительною усмешкой посмотрел на Бамбаева».

(И. Тургенев. «Дым».)

4. «Б е р к у т о в. Только постарайтесь, чтоб вас не заметили; вообще

не будьте очень откровенны и не болтайте пустяков. Вы отдали пятнадцать

рублей Михаилу Борисычу?» (А. Н. Островский. «Волки и овцы».)

5. «У берега бабы  и солдаты стирали белье, шлепая вальками». (Г.

Успенский. «Нравы Растеряевой улицы».)

6. «Ученый смотрит на часы и берется за книгу». (А. Чехов. «Иван

Матвеич».)

7. «Иона и его лошаденка не двигаются с места уже давно». (А. Чехов.

«Тоска».)

8. «Их было только двое: ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель

гимназии Буркин». (А. Чехов. «Человек в футляре».)

9. «Токарь опускает вожжи и задумывается». (А. Чехов. «Горе».)

10. «В большой зале уже гремел оркестр и начались танцы». (А. Чехов.

«Анна на шее».)

11. «Теперь голоса людей и плеск моря стали слышней». (М. Горький.

«Челкаш».)

12. «Ледяной стужей ознаменовал свое вступление в историю тысяча

девятьсот двадцать четвертый год». (Н. Островский. «Как закалялась сталь».)

15

13. «Задолго до света Ильинична затопила печь и к утру уже выпекла хлеб

и насушила две сумы сухарей».

«У молодых французских лейтенантов сквозь внешний лоск приличия и

притворной французской любезности начали пробиваться в разговорах с

казачьими генералами холодные нотки снисходительности и высокомерия».

(М. Шолохов. «Тихий Дон».)

14. «Весь вечер режиссер рассказывал мне удивительные истории,

связанные с находкой картин. У стены бесшумно шли старинные часы с

годовым заводом, работы забытого мастера из Бердичева». (К. Паустовский.

«Ветер скорости».)

15. «Мама вздохнула и спустилась в подполье за огурцами. В клетчатом

платке, хоронясь от грязи, как кошка, прошла домой Лелька-ветеринарша».

(С. Антонов. «Весна».)

16. «Буду работать, пока у меня пальцы смогут держать перо и пока не

остановится сердце, переполненное свыше меры ощущением жизни.

На рассвете туманного мартовского дня я приехал, наконец, в радостную,

взволнованную и грозную Москву». (К. Паустовский. «Повесть о жизни».)

17. «Стук в двери и резко зазвучавший на морозе голос: отвори! прервал

его размышления.

«Постой, я сам отворю»,— сказал кузнец и вышел в сени в намерении

отломать с досады бока первому попавшемуся человеку.

Мороз увеличился, и вверху так сделалось холодно, что черт

перепрыгивал с одного копытца на другое и дул себе в кулак, желая

сколько-нибудь отогреть мерзнувшие руки». (Н. Гоголь. «Ночь перед

Рождеством».)

18. Конец главы XXX:

«Когда Пьер уехал и сошлись вместе все члены семьи, его стали судить,

как это всегда бывает после отъезда нового человека, и, как это редко бывает,

все говорили про него одно хорошее.

XXXI

Возвратившись в этот раз из отпуска, Ростов в первый раз почувствовал и

узнал, до какой степени сильна была его связь с Денисовым и со всем

полком». (Л. Толстой. «Война и мир».)

19. Конец главы I:

«Через месяц я уехал из деревни, и понемногу все эти ужасы, эти

таинственные встречи вышли у меня из головы.

Прошло три года. Большую часть времени я провел в Петербурге да за

границей, и если когда и заезжал к себе в деревню, то не более как на

несколько дней, так что мне ни разу не пришлось побывать ни в Глинном, ни в

Михайловском». (И. Тургенев. «Три встречи».)

20. Конец III главы:

«...И с бессмысленно-жуткой радостью голосили кругом соловьи, и с

колдовской настойчивостью куковала вдали кукушка, тщетно весь век свой

взыскующая какого-то заветного гнезда...

II

IV

Летом я был на Тихвинской ярмарке и еще раз случайно встретился с

Балавиным. Он шел с каким-то барышником». (И. Бунин. «Жизнь

Арсеньева».)

 

РЕЧЕВЫЕ ТАКТЫ И ЛОГИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ

Каждое отдельное предложение нашей звучащей речи делится по смыслу

на группы, состоящие из одного или нескольких слов. Такие смысловые

группы внутри предложения называются р е ч е в ы м и т а к т а м и.  

Речевой такт представляет собой синтаксическое единство, т. е. речевой такт

может составлять группа подлежащего, группа сказуемого, группа

обстоятельственных слов и т. д.

В каждом речевом такте есть слово, которое по смыслу должно быть

выделено в звучащей речи повышением, понижением или усилением звука

голоса. Такое интонационное выделение слова называется л о г и ч е с к и м

у д а р е н и е м. Отдельный речевой такт редко содержит в себе

законченную мысль. Ударения каждого речевого такта должны быть

подчинены главному ударению целого предложения.

В звучащей речи каждый речевой такт отделен от другого остановками

различной длительности. Эти остановки называются л о г и ч е с к и м и 

п а у з а м и. Кроме пауз-остановок, речевые такты отделяются один от

другого изменением высоты голоса. Эти изменения высоты голоса при

переходе от одного речевого такта к другому придают интонационное

разнообразие нашей речи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 996; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.141 (0.034 с.)