Внутри речевого такта не может быть паузы, и все слова, составляющие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутри речевого такта не может быть паузы, и все слова, составляющие



речевой такт, произносятся слитно, почти как одно слово. На письме тот или

иной знак препинания указывает обычно на логическую паузу. Но логических

пауз в предложении может быть значительно больше, чем знаков препинания.

Логические паузы могут быть различной длительности и наполненности;

они бывают соединительными и разъединительными. Кроме них,

встречаются люфтпаузы (паузы для добора воздуха— «воздушные», от

немецкого Luft —воздух) и, наконец, паузы психологические.

Условимся в нашем пособии обозначать следующими знаками различные

по длительности логические паузы:

' — короткая пауза (или люфтпауза), служащая для добора дыхания или

Выделения важного слова, стоящего после нее;

I — пауза между речевыми тактами или тесно связанными между собой

По смыслу предложениями (соединительная);

II—более длительная соединительная пауза между речевыми тактами или

Между предложениями;

III — еще более длительная соединительно-разъединительная (или

Разделительная) пауза (между предложениями, смысловыми и сюжетными

Кусками).

В практической работе может встретиться пример, когда

необходимо обозначить еще более длительную разъединительную паузу.

Попробуем разделить следующее предложение на речевые такты:

«Марья Гавриловна закрыла книгу и потупила глаза в знак согласия». (А.

Пушкин. «Метель».)

В этом предложении отсутствуют знаки препинания, однако паузы в нем

есть. Попробуем расставить логические паузы так: «Марья Гавриловна (кто?)

I закрыла книгу (что сделала?) I и потупила глаза (что еще сделала?) I в знак

согласия (почему?)».

Внутри предложения образовались группы слов, потому что, прежде

всего, предложение делится на группу подлежащего и группу сказуемого;

обстоятельственные слова тоже составляют отдельные группы; перед

соединительными союзами «и», «или», «да» обычно бывает логическая пауза.

В этом предложении группу подлежащего составляют слова «Марья

Гавриловна», группу сказуемого — «закрыла книгу»; есть группа второго

сказуемого — «и потупила глаза» (перед союзом «и»—пауза);

обстоятельственные слова «в знак согласия» составляют тоже отдельную

группу.

Разберем еще одно предложение:

«Осенью семейство Ростовых вернулось в Москву». (JI. Толстой. «Война

и мир».)

«Осенью (когда?—обстоятельство времени) I семейство Ростовых

(кто?—группа подлежащего) I вернулось в Москву (что сделало?—группа

сказуемого, в нее вошло обстоятельство места «в Москву»)».

Прочитайте несколько раз вслух два разобранных предложения, повышая

голос перед каждой логической паузой и понижая его в конце предложения на

завершающей точке.

Неправильная расстановка логических пауз ведет к бессмыслице.

Например, если расставить логические паузы в следующем предложении

таким образом: «Облако бензиновой гари I от автобуса скрыло I их от Ольги

Вячеславовны», в речевые такты объединятся не связанные  по смыслу и

грамматически слова.

Паузы в этом предложении должны быть расставлены следующим

образом: «Облако бензиновой гари от автобуса (группа подлежащего) I

скрыло их от Ольги Вячеславовны (группа сказуемого)». (А. Толстой.

«Гадюка».)

К. С. Станиславский в своей книге «Работа актера над собой» писал:

«Берите почаще книгу, карандаш, читайте и размечайте прочитанное по

речевым тактам. Набейте себе на этом ухо, глаз и руку... Разметка речевых

тактов и чтение по ним необходимы потому, что они заставляют

анализировать фразы и вникать в их сущность. Не вникнув в нее, не скажешь

правильно фразы. Привычка говорить по тактам сделает вашу речь не только

Стройной по форме, понятной по передаче, но и глубокой по содержанию, так

Как заставит вас постоянно думать о сущности того, что вы говорите на

сцене...   Работу по речи и слову надо начинать всегда с д е л е н и я н а

Р е ч е в ы е т а к т ы и л и, и н а ч е г о в о р я, с р а с с т а н о в к и

П а у з».

Предлагая ученикам брать карандаш и, читая, расставлять логические

паузы, Станиславский имел в виду выработку особого качества — умения,

глядя в размеченный текст и читая его даже про себя, слышать, как он звучит.

Поэтому мы начинаем изучение правил логики сценической речи с

определения границ речевых тактов и с расстановки логических пауз.

Они организуют речь — как бы выстраивают предложение, сообщают ему

ясность и четкость, помогают глубже вникнуть в его смысл.

 Логические паузы делят фразу на определенные группы слов — речевые такты, о чем мы  уже говорили, и они же одновременно связывают речевые такты, объединяют

их в целое предложение. Хотя пауза есть некоторый перерыв в звучании, с ней

не должна обрываться главная мысль предложения. Если мысль оборвется

вместе с паузой, то в тексте образуется «дырка» и речь потеряет смысл. Кроме

того, так как русскому языку присуща плавность, слитность звучания,

логическая пауза — это не всегда остановка в полном смысле этого слова,

иногда это только понижение или повышение голоса на определенных словах

(например, мелодический перелом между составами предложения,

замедление речи и пр.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.011 с.)