Нутрициология, как метапредметная область для постановки кейс-задач 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нутрициология, как метапредметная область для постановки кейс-задач



«Передавать школьникам науку, а не только знания!»

Д.М. Менделеев

«Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев,

а левополушарные — за отдельными деревьями не видят леса»

Б. Н. Белый

 «Один шаг в обучении может дать десять шагов в развитии

и десять шагов в обучении могут привести к одному шагу в развитии»

Л.С. Выгодский

Является фактом то, что современные агротехнологии, сельскохозяйственное животноводство, пищевое производство при сложившемся уровне экологии, гиподинамии и стрессовой нагрузки привели к тому, что в среднем россиянин уже не может получить из пищи все необходимые для здоровья организма нутриенты. Качество многих пищевых продуктов, пищевая ценность которых при использовании современных технологий производства значительно снижено. Даже идеально построенный рацион взрослых, рассчитанный на средние 2500 ккал в день, дефицитен по большинству витаминов и минеральных веществ, по крайней мере, на 20%.

В соответствии с Указами Президента, Постановлениями Правительства и соответствующими решениями Государственной Думы Российской Федерации определены приоритеты в области агропромышленного комплекса страны, направленные на создание собственной сырьевой базы, внедрение современных технологий переработки сельскохозяйственной продукции, производство пищевых продуктов массового потребления и специализированного назначения, отвечающих требованиям европейских и международных стандартов по качеству и безопасности [12].

Применение – мать учения (Батурина Г.Т.), в противном случае теряется важнейшее условие сознательного обучения. Учебное пособие «Технологическая нутрициология биоэлементов» делает ставку на развитие у школьников креативности, или опыта творческой деятельности, ведь нутрициология - одна из многих наук, развитие которой идёт семимильными шагами, концепции, задачи и условия реализации, в которой постоянно меняются.

Самая важная составляющая опыта творческой деятельности – способность творчески мыслить. Творческое мышление обладает двумя специфическими чертами, проявляющимися при решении проблем (Оржековский П.А.). Первой такой специфической чертой представляется способность к преодолению стереотипов. С одной стороны, без глубоких и осознанных знаний творчество невозможно. Но парадокс в том, что чем лучше человек знает предмет, тем больше у него формируется стереотипов, т.е. представлений, о сути которых он уже не задумывается.

Творчество можно рассматривать как средство повышения глубины и осознанности знаний, если оно постепенно приобщает к креативности: от решения задач, относящихся к типовым, привязанным к конкретной теме, до требующих использования знаний различных разделов науки, нескольких наук.

В качестве следующей специфической черты творческого мышления можно выделить способность к поиску решения в условиях неопределённости. Если школьники сталкиваются с ситуацией, когда неясно ни направление поиска решения, ни необходимая глубина решения, ни какие конкретно знания нужно использовать, то такая неопределённость подталкивает к озарению, появлению продуктивных идей, с последующим логическим обоснованием решения и его обобщением.

Способность к сотрудничеству – важнейшее для развития креативности качество личности. Умение сформулировать свою мысль, вникнуть в суть предложения другого человека, аргументированно критиковать свои и чужие идеи – способствует выработке оригинального решения. Это связано с тем, что при формулировании идеи человек её лучше понимает. Кроме того, каждый школьник индивидуально воспринимает и оценивает условие задачи, свои идеи и предложения других. Сотрудничество в процессе решения творческой задачи и создание кейса (Приложение 1) позволяет научиться проектированию на примере области разработки функциональных продуктов питания и функциональных кормовых продуктов для сельскохозяйственных животных.

В качестве составляющей опыта креативности выступают все решённые учащимися творческие задачи (проблемы). В процессе работы над ними школьник овладевает общими приёмами решения творческих задач, называемых эвристическими. Это:

- видение новой функции объекта, осознание структуры объекта;

- поиск альтернативных решений, комбинирование ранее известных способов решения;

- расширение области поиска решения; фиксация промежуточных результатов поиска;

- анализ и сопоставление различных вариантов решения, - глубокая проработка вариантов решения и др.

Описание общих больших вызовов, стоящих перед исследованиями в сфере разработки и производства продуктов здорового питания - подробно изложены в масштабных работах нутрициологов. Отсутствие реагирования на современные проблемы нутрициологии грозит дальнейшим снижением показателей здоровья населения.

Кейс-задачи по нутрициологии направлены на поощрение выполнения как индивидуальных заданий, так и работы в мини-группах, в которых обучающийся проводит практическое исследование, прорабатывает самостоятельно, или в сотрудничестве с другими большое количество дополнительных источников литературы, в том числе проводит патентный поиск, готовит презентации с докладами, научные публикации и др. [13].

Сторонники наследственной гигиены утверждают: средний уровень интеллекта в мире снижается. Нынешние проблемы человека связывают не с тем, что он поглупел, а неполноценным питанием и тем, что полностью доверился логическому разуму. Стало нормой все решать «по известному алгоритму», «по уму» и т.п.

Критерии «как подсказывают душа и сердце», «по совести» практически вытеснены образования, и практического обихода вообще, или приспособлены под себя разумом. В эпоху высокого динамизма и изменений глобального характера, когда учителя и педагоги готовят к жизни, о которой практически еще ничего не известно, нацеливание на преимущественно формальное усвоение знаний – преступление перед будущим [14].

За разум, знания, логику отвечает левое полушарие мозга. За интуицию, переживания, вдохновение, качества души и сердца, наконец – правое полушарие. В 1981 году Р. Спири была присуждена Нобелевская премия за исследования по специализации право- и левополушарного мышления. В левом полушарии происходят процессы, которые можно охарактеризовать, как линейное и последовательное мышление, в то время как в правом происходят процессы целостного восприятия [15].

Строгое деление изучаемых предметов на право- и левополушарные вносит отрицательный вклад в проблему развития интеллекта. Это не значит, что нужно бросаться в другую крайность – только правополушарное развитие. Непрерывные диалоги нужны для развития каждому человеку (преимущественно право- или левополушарным он является) между его правополушарным интуитивным началом и левополушарным линейным разумом, в том числе при изучении естественно-научных дисциплин. В идеале необходимо равновесие приоритетов знания, рационального и интуитивного мышления. Дальше всего в этом отношении продвинулась олимпиадная математика. В преподавании химических и биологических дисциплин начинают осваиваться методы, позволяющие задействовать одновременно правое и левое полушарие. Приоритет отдается методам и методологиям, связанным с личностно-ориентированным обучением, решением кейсов со свободным правом выбора исследовательских проектов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.006 с.)