Трассирование судоходных прорезей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трассирование судоходных прорезей.



Выбор направления эксплуатационных прорезей и отвалов грунта зависит от типа переката и его состояния. При назначении эксплуатационных прорезей основным исходным материалом является план последней русловой съемки, который отражает состояние переката на данный момент. Проверять устойчивость прорези расчетом не требуется. Поэтому применительно к эксплуатационным прорезям пользуются термином трассирование.

Практика дноуглубления выработала определенные рекомендации по трассированию эксплуатационных прорезей и отвалов грунта на наиболее распространенных типах перекатов.

На перекате-перевале прорезь трассируют по линии наибольших глубин (рис. 1). Отвал грунта укладывают на верхнем побочне. Систематическая укладка отвала на побочень повышает его отметки и, как следствие этого, замедляет движение побочня вниз по течению. Нижний побочень смещается вниз с прежней скоростью, и в результате создается возможность трассировать прорезь по все более пологому направлению, улучшая тем самым условия движения судов. расположения эксплуатационных прорезей на этих перекатах.

Рис 1. Перекат-перевал: 1-отвал 2-прорезь

Перекат с затонской частью. Косое расположение вала переката с затонской частью усложняет течение воды и является причиной ряда затруднений для судоходства (рис. 2). При меженных уровнях, когда вал переката работает как косой, затопленный водослив, между верхней плесовой лощиной и затонской частью образуется поперечный перепад уровней воды. Под действием этого перепада течение на валу переката приобретает веерообразный характер. При повышении уровней эти эффекты слабеют и при больших наполнениях русла поток движется почти параллельно берегам.

Поэтому весенний судовой ход проходит по пологому направлению, пересекая вал переката вблизи нижнего побочня. В середине спада поэтому же направлению делается прорезь (см. рис. 2, прорезь I). При дальнейшем понижении уровня воды удельные расходы в прорези падают и прорезь начинает заноситься. Одновременно обнаруживаются следующие трудности для судоходства: составы, подходящие к перекату сверху, испытывают действие свального течения; толкаемые составы, движущиеся снизу, встречают сильное течение, идущее из затонской части. Для межени приходится трассировать новый судовой ход, пересекающий перекатный вал по крутому направлению вблизи верхнего побочня.                                                                                     

Выполненная здесь прорезь (см. рис. 2.16, прорезь II) поддерживается течением и обычно не требует ремонтных работ до конца навигации. Затруднением для судоходства является малый радиус при выходе из прорези в затонскую часть. В следующее весеннее половодье эта прорезь полностью заносится песками, сползающими с побочня, и весь цикл повторяется снова.

Рис 2. Перекат с затонской частью: I-Весенняя и II-Меженная прорези

Перекат—россыпь возникает на расширенных участках русла. В результате избыточной ширины поток здесь не может транспортировать наносы, формировать косы и плесовые лощины, поэтому русло заполняется беспорядочными мощными отложениями (заструги, осередки, шалыги), из которых формируется перекат. Перекат-россыпь не имеет определенной формы. Под воздействием течения (особенно при резких колебаниях уровня) песчаные отложения, непрерывно перемещаясь, изменяют форму переката. Корыто не имеет ясно выраженного углубления и формы. Судовой ход извилистый и мелкий. Перекат очень неустойчивый, судовой ход в период межени может сменить свое положение несколько раз. Течение на перекатах-россыпях беспорядочное и неровное. Небольшие глубины, неопределенный судовой ход, неровные течения создают большие трудности для движения судов через перекаты этого типа.

Опыт ведения землечерпательных работ на таких перекатах показывает, что целесообразно разрабатывать на них криволинейные судоходные прорези с искусственно оформленными побочнями, что может быть осуществлено с помощью отвалов грунта (рис. 3)

Рис 3. Перекат-россыпь: 1-отвал грунта 2- криволинейная прорезь



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.004 с.)