Объясните причинно-следственную связь проявления технических и тактических навыков и умений, определяющих эффективность и надёжность соревновательных действий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объясните причинно-следственную связь проявления технических и тактических навыков и умений, определяющих эффективность и надёжность соревновательных действий.



 

Под тактическими знаниями спортсмена подразумеваются сведения о принципах и рациональных формах тактики, выработанных в избранном виде спорта. Тактические знания находят практическое применение в виде тактических умений и навыков. В единстве с формированием тактических знаний, умений и навыков развивается тактическое мышление. Оно характеризуется спортсмена быстро воспринимать, оценивать, перерабатывать информацию, существенную для решения способностью выделять и тактических задач в состязании, предвидеть действия соперника и исход соревновательных ситуаций, а главное - кратчайшим путем находить среди нескольких возможных вариантов решений такое, какое с наибольшей вероятностью вело бы к успеху.

 

Основной задачей технической подготовки спортсмена является обучение его основам техники соревновательной деятельности или упражнений, служащих средствами тренировки, а также совершенствование избранных для предмета состязания форм спортивной техники.

 

63

 Цель и задачи спортивного отбора. Отбор людей, обладающих способностями, преследует две основные цели:

1. Уменьшение затрат времени и средств на обучение тех, от кого можно ожидать наибольшей продуктивности в последующей деятельности. Нецелесообразно тратить время и средства на тренировку людей, чья отдача впоследствии будет минимальной.

                        2. Ориентировка в правильном выборе будущих занятий, определение направления поиска. Однако сам выбор должен быть сознательным и активным, основанным на индивидуальных особенностях и склонностях каждого человека, которые могут быть наилучшим образом реализованы в избранной им для себя деятельности.

                        Таким образом, отбор является не только социально-экономической, но и этической проблемой, решение которой позволит каждому наиболее эффективно применять свои способности для удовлетворения как собственных запросов, так и на благо общества.

                        Отбор наиболее важен в тех видах деятельности, для которых характерны экстремальные ситуации, в том числе и в спорте.

 

На первом этапе отбора - массовый просмотр контингентов детей 6—10 лет с целью их ориентации на занятия тем или иным видом спорта. В группы начальной подготовки ДЮСШ принимаются дети в соответствии с возрастом, определенным для данного вида спорта, критерии спортивной ориентации - рекомендации учителя физической культуры, данные медицинского обследования, антропометрические измерения и их оценка с позиций перспективы.

 

64

Совпадает с 67!

 

65

Совпадает с 68!

 

66

 

Интегративная подготовка в дзюдо, как и в любом другом виде спорта, направлена на объединение и комплексную реализацию содержания, средств и методов в процессе физической, технической, тактической, психологической, теоретической подготовки спортсмена.

Целью интегративной подготовки является обеспечение эффективности тренировочной деятельности, позволяющей достигать максимальных спортивных результатов.

Задачи:

1. Приобретение и совершенствование спортивного мастерства.

2. Комплексное совершенствование всех сторон подготовленности (физической, технической, тактической, психологической, теоретической);

3. Комплексная реализация всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности.

 

2. В дзюдо спортивная подготовка охватывает систему соревнований, систему тренировки (усиливающую все стороны подготовленности дзюдоистов) и дополнительные факторы повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности (система восстановления и повышения работоспособности и другие).

Важнейшей частью спортивной подготовки дзюдоистов являются соревнования. Соревнования по дзюдо проводятся среди различных возрастных групп: девочек и мальчиков, девушек и юношей, юниорок и юниоров, молодежи, взрослых спортсменов.

Спортивные соревнования, являясь специфической формой деятельности в спорте, определяют цели и направленность подготовки, а также используются как одно из важнейших средств специализированной тренировки, позволяющей сравнивать и повышать уровень подготовленности занимающихся.

3. В процессе построения многолетней спортивной подготовки в дзюдо важна целостность тренировочного процесса, которая обеспечивается:

- взаимосвязью различных сторон подготовки дзюдоистов в процессе тренировки (ОФП, СФП, техническая и тактическая подготовка);

- соотношением параметров тренировочной нагрузки (объем и интенсивность выполненной тренировочной работы);

- определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса (отдельных занятий, этапов, периодов, циклов).

4. Структура тренировочного процесса включает 3 уровня:

Первый уровень - микроструктуры, это структуры отдельного тренировочного занятия и малых циклов (микроциклов), состоящих из нескольких занятий;

Второй уровень - мезоструктуры, структуры средних циклов тренировки (мезоциклов), включающих относительно законченный ряд микроциклов;

Третий уровень - макроструктуры, структуры больших тренировочных циклов (макроциклов) типа полугодичных, годичных, многолетних.

 

5. Тренировочная деятельность

Целью тренировочной деятельности является подготовка к соревнованиям, направленная на достижение максимально возможного для дзюдоиста уровня подготовленности, соответствующего запланированному соревновательному результату.

В тренировочной деятельности дзюдоисты решают ряд задач:

- изучение техники и тактики дзюдо;

- совершенствование физических качеств и повышение возможностей функциональных систем организма;

- воспитание личностных (особенно морально-волевых) качеств;

- обеспечение необходимого уровня психологической подготовленности;

- приобретение теоретических знаний, касающихся дзюдо и практического опыта занятий.

 

6. Средства тренировки в дзюдо

Средства тренировки - это физические упражнения: соревновательные, общеподготовительные, специально-подготовительные.

Состав средств формируется с учетом особенностей дзюдо.

Соревновательные упражнения направлены на выполнение комплекса двигательных действий, являющихся предметом специализации в дзюдо, выполняются в соответствии с правилами соревнований.

Тренировочная деятельность дзюдоистов включает изучение и совершенствование соревновательных действий: технико-тактические действия с партнером (соперником) и их элементы; поединки с партнером (соперником), проводимые во взаимном захвате по правилам соревнований.

7. Технико-тактические действия:

а) атакующие - подготовительные действия дзюдоиста к атаке и действия непосредственной атаки с целью проведения приема;

б) защитные - действия дзюдоиста в поединке с тактической задачей защиты от приема партнера (соперника);

в) контратакующие - действия дзюдоиста, проводимые в ответ на атакующие действия партнера (соперника).

8. Поединки (схватки):

а) учебные содействуют совершенствованию технико-тактических действий: дзюдоисты выполняют приемы по заданию тренера-преподавателя (обычно с односторонним сопротивлением);

б) учебно-тренировочные - направлены на совершенствование ранее освоенных и закрепление вновь изученных технико-тактических действий;

в) тренировочные - моделируют условия соревнований и имеют разновидности: вольные - дзюдоисты могут применять любые технико-тактические действия; условные - дзюдоистами выполняются действия по заданию тренера-преподавателя; контрольные - определяют сильнейшего дзюдоиста или оценивают их технико-тактическую, физическую, психическую подготовленность;

г) соревновательные - совершенствуют технико-тактическую подготовленность дзюдоистов в усложненных условиях при наличии сбивающих факторов.

 

9. Методы спортивной тренировки

В спортивной тренировке под термином метод следует понимать способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера.

В процессе спортивной тренировки используются две большие группы методов: 1) общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы; 2) практические, включающие метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.

К словесным методам, применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение, беседа, анализ, обсуждение и др. Они наиболее часто используются в лаконичной форме, особенно в процессе подготовки квалифицированных спортсменов, чему способствуют специальная терминология, сочетание словесных методов с наглядными.

К наглядным методам, используемым в спортивной практике, относятся: 1) правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен; 2) демонстрация учебных фильмов, видеозаписи техники двигательных действий занимающихся, тактических схем на макетах; 3) основные стороны спортивной тренировки.

 

10. Тренировка - составная часть интегративной подготовки дзюдоистов, является специализированным педагогическим процессом, построенным на основе системы упражнений и направленным на развитие и совершенствование определенных способностей, обусловливающих готовность дзюдоистов к достижению наивысших результатов.

Спортивная тренировка дзюдоистов включает в определенной мере все основные разделы или относительно самостоятельные стороны: техническую, тактическую, физическую и психическую подготовку.

Техническая подготовка

Техническая подготовка характеризует процесс обучения дзюдоистов основам техники тренировочных или соревновательных действий, предполагает совершенствование избранных вариантов техники дзюдо.

В технической подготовке дзюдоистов можно выделить общую и специальную подготовки. Общая техническая подготовка содействует освоению дзюдоистами различных двигательных умений и навыков, необходимых в спортивной деятельности (средств ОФП, действий, необходимых для дальнейшего формирования специфических умений и навыков). Специальная техническая подготовка целенаправленно формирует технику двигательных действий в дзюдо.

Техника в дзюдо - это система движений, действий и операций, содействующих решению задач противоборства с наименьшей затратой сил и энергии, применяющихся в соответствии с индивидуальными особенностями дзюдоистов.

В технике дзюдо выделяются следующие структурные элементы:

а) основа техники - совокупность звеньев и черт двигательного действия, необходимых для решения задач противоборства конкретным способом (согласованность движений, порядок проявления мышечных сил);

б) главное звено техники - наиболее важная часть конкретного способа решения задачи противоборства, реализуется за минимальный отрезок времени, требует проявления максимальных усилий (выведение противника из равновесия при выполнении броска, применение техники болевого приема);

в) детали техники - отдельные составляющие техники, в которых проявляются индивидуальные особенности дзюдоистов (не принципиальные).

 

11 Тактическая подготовка

В дзюдо существует совокупность закономерностей подготовки и ведения соревновательного противоборства - стратегия. Стратегический план учитывает различные варианты построения подготовки, соревновательного противоборства, а также средства, методы и формы достижения результата. Тактика считается подчиненной частью стратегии и в широком смысле определяется как искусство противоборства в дзюдо.

Тактику дзюдо определяют как выбор средств и методов спортивного противоборства, применяемых для решения задач в конкретно сложившихся условиях поединка. Чем больше дзюдоисты владеют тактикой, тем больше имеют возможностей реализовать свой технический арсенал в поединке с любым соперником, добиваясь при этом большего эффекта при меньшей затрате сил и энергии. Изучение тактических действий необходимо вести параллельно с изучением техники.

В теории борьбы дзюдо выделяют 3 вида тактики: тактика соревнований, тактика ведения поединка и тактика выполнения приемов.

12. Физическая подготовка

Физическая подготовка - это процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую и специальную.

Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. К их числу относятся различные передвижения - бег, ходьба на лыжах, плавание, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и др.

Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения и специально подготовительные упражнения.

13. Комплексный контроль

Эффективность подготовки дзюдоистов детско-юношеского возраста повышается с использованием средств и методов контроля. Контроль позволяет осуществлять управление процессом спортивной подготовки дзюдоистов на основе объективной оценки различных сторон их подготовленности и функционального состояния систем организма.

Комплексный контроль - это измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, психологические, биологические, социометрические, спортивно-медицинские и другие методы и тесты).

Комплексный контроль предполагает параллельную реализацию этапного, текущего и оперативного видов контроля в процессе обследования дзюдоистов. В комплексном контроле основными являются 3 вида показателей: педагогические, социально-психологические и медико-биологические.

Наиболее сложный раздел контроля определяет психические состояния, личностно-характерологогические особенности, микроклимат в коллективе дзюдоистов и другие показатели. Получаемые результаты будут более надежными, если дополнять их «объективной» информацией о физическом состоянии и уровне технико-тактической подготовленности дзюдоистов.

Психические состояния - один из наиболее подвижных компонентов психологии дзюдоистов. Диагностика этих состояний помогает прогнозировать поведение в экстремальных ситуациях, в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Психическая диагностика позволяет выявить у дзюдоистов определенные психические состояния: тревожность или боевую готовность, стартовую «апатию» или «предстартовую лихорадку» и другие состояния.

Индивидуальные особенности дзюдоистов изучаются при помощи следующих методик: изучение пластичности - ригидности мышления, определение типа характера, исследование ценностных ориентаций и др.

В процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности дзюдоистов для достижения ими поставленных задач спортивной подготовки очень важен микроклимат. Совместная спортивная деятельность дзюдоистов невозможна без общения между членами спортивного коллектива, базирующегося на двигательной и психомоторной деятельности.

 

14. Врачебный контроль

Врачебный контроль регулярно проводится среди дзюдоистов, основными его задачами являются:

а) определение состояния здоровья и уровня функционального состояния дзюдоистов;

б) систематические наблюдения за изменениями в состоянии физической и функциональной подготовленности, происходящими под влиянием регулярных занятий, и определение индивидуальных норм нагрузок.

Контроль за состоянием здоровья спортсменов осуществляется врачом по месту занятий или специалистами врачебно-физкультурного диспансера.

Углубленное медицинское обследование дзюдоисты проходят 2 раза в год, в конце подготовительного и соревновательного периодов. К занятиям дзюдо допускаются спортсмены, отнесенные к основной медицинской группе.

Заключение по результатам углубленного обследования содержит: оценку состояния здоровья и физического развития, биологический возраст и его соответствие паспортному, уровень функционального состояния, рекомендации по лечебно-профилактическим и восстановительным мероприятиям и режиму.

Врачебный контроль в спортивной деятельности имеет различные функции: медицинские осмотры дзюдоистов перед участием в соревнованиях, после перенесенной болезни или травмы, врачебно-педагогические наблюдения с использованием дополнительных нагрузок, спортивную ориентацию и отбор; санитарно-гигиенический контроль за местами тренировок и соревнований, контроль за питанием и использованием восстановительных средств и мероприятий и другие.

 

15. Таким образом, интегративная спортивная подготовка в дзюдо охватывает:

- систему соревнований

- систему тренировки (усиливающую все стороны подготовленности дзюдоистов) которая обеспечивается:

- взаимосвязью различных сторон подготовки дзюдоистов в процессе тренировки (ОФП, СФП, техническая и тактическая подготовка);

- соотношением параметров тренировочной нагрузки (объем и интенсивность выполненной тренировочной работы);

- определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса (отдельных занятий, этапов, периодов, циклов);

- дополнительные факторы повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности (система восстановления и повышения работоспособности и другие).

 

67. Процесс обучения и технического совершенствования может быть подразделен на относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные и взаимообусловленные звенья. Согласно устоявшимся представлениям, можно выделить три этапа технической подготовки спортсмена.

Первый этап — начальное разучивание. В процессе его создается общее представление о двигательном действии и формируется установка на овладение им, изучается главный механизм движения, формируется ритмическая структура, предупреждаются и устраняются грубые ошибки.

Второй этап — углубленное разучивание. Детализируется понимание закономерностей двигательного действия, совершенствуется его координационная структура по элементам движения, динамическим и кинематическим характеристикам, совершенствуется ритмическая структура, обеспечивается их соответствие индивидуальным особенностям занимающихся.

Третий этап — закрепление и дальнейшее совершенствование. Навык стабилизируется, совершенствуется целесообразная вариативность действий применительно к индивидуальным особенностям спортсмена, различным условиям, в том числе и при максимальных проявлениях двигательных качеств.

Эффективность обучения на различных этапах технической подготовки может быть обеспечена только в случае, если этапы обучения и его содержание тесно увязаны с критериями эффективности.

Немецкие специалисты в области спорта рекомендуют разделить процесс технической подготовки на большее количество относительно самостоятельных этапов (стадий), что позволяет точнее детализировать задачи, средства и методы технического совершенствования

А) Стадия создания первого представления о двигательном действии и формирования установки на обучение ему. Возникающие при этом психомоторные реакции и направленность воли на выполнение действия создают соответствующую функциональную настройку. Достигается это применением словесных и наглядных методов, при использовании которых формируются установки и основные пути освоения техники. Информация, получаемая спортсменом на этой стадии, должна быть представлена в наиболее общем виде и четко характеризовать главный механизм движения. Внимание спортсмена концентрируется на основных частях двигатетьных действий и способах их выполнения. Детали спортивной техники, особенности ее становления в зависимости от индивидуальных и других особенностей на этом этапе не рассматриваются, так как они могут затруднить решение поставленных задач.

Б) Стадия формирования первоначального умения, соответствующая первому этапу освоения действия.На этой стадии формируется умение выполнять основную структуру движения. Здесь отмечается генерализация двигательных реакций, не всегда рациональная внутримышечная и межмышечная координация, которые связаны с иррадиацией процессов возбуждения в коре головного мозга.

Эти особенности определяют ориентацию тренировочного процесса — овладение основами техники и общим ритмом действия. Особое внимание необходимо уделять устранению побочных движений, излишних мышечных напряжений. Процесс обучения концентрируется во времени, так как длительные перерывы между занятиями снижают его действенность. Слишком частые повторения осваиваемого упражнения в занятии не всегда целесообразны, поскольку образование новых навыков связано с быстрым угнетением функциональных возможностей нервной системы.

Основным практическим методом освоения двигательного действия является метод расчлененного упражнения, который предполагает разделение действия на относительно самостоятельные части и изолированное разучивание последних с последующим объединением. Разделение двигательного действия на части, вычленение двигательных характеристик упрощает процесс формирования первоначального умения, так как облегчает постановку задач, подбор средств и методов, контроль за эффективностью обучения, профилактику и устранение грубых ошибок. Лучшему усвоению двигательных действий способствует использование различных методов ориентирования — световых, звуковых и механических лидеров, специальных ориентиров, регламентирующих темп движений, их направленность и т. п.

В) Стадия формирования совершенного выполнения двигательного действиясвязана с концентрацией нервных процессов в коре головного мозга. Отдельные фазы двигательного акта стабилизируются, ведущая роль в управлении движениями переходит к проприорецепторам.

Педагогический процесс направлен на изучение деталей двигательного действия. Особое внимание уделяется методам, основанным на использовании двигательных восприятий.

В этой стадии формируется рациональная кинематическая и динамическая структура движений. С целью формирования целесообразного ритма двигательных действий используется широкий круг традиционных методов и средств, направленных на создание целостной картины двигательного действия, объединение в единое целое его частей. Применяют также различные технические средства принудительного выполнения двигательных действий в заданном диапазоне двигательных характеристик; миостимуляцию, обеспечивающую целесообразную активность мышечных групп; тренировку в гидроканале (для гребцов и пловцов), принудительное лидирование (для бегунов, конькобежцев) с целью формирования скоростной техники и т. п.; тренажеры для освоения деталей техники в облегченных условиях и др.

Г) Стадия стабилизации навыкасоответствует этапу закрепления двигательного действия. По мере того как рациональная система движений закрепляется, определяются характерные черты навыка — автоматизация и стабилизация действия.

Педагогическая задача состоит в стабилизации двигательного действия и в дальнейшем совершенствовании его отдельных деталей. С этой целью широко используется многократное повторение упражнений как в стандартных, так и особенно в вариативных условиях.

 

На этой стадии техническое совершенствование теснейшим образом увязывается с процессом развития двигательных качеств, тактической и психической подготовкой. Особое внимание следует уделять техническому совершенствованию при различных функциональных состояниях организма, в том числе и в состояниях компенсированного и некомпенсированного утомления.

Д) Стадия достижения вариативного навыка и его реализацииохватывает весь период, пока спортсмен ставит задачу выполнения данного двигательного действия. Благодаря его применению в разнообразных условиях и функциональных состояниях организма развивается вариативный навык. У спортсменов, достигших этой стадии технического совершенства, наблюдается высокая степень совершенства специализированных восприятий (чувства времени, чувства темпа, чувства развиваемых усилий и др.), а также способность к совершенному управлению движениями за счет реализации основной информации, поступающей от рецепторов мышц, связок, сухожилий.

Педагогическими задачами этой стадии являются:

• совершенствование технического мастерства с учетом индивидуальных особенностей спортсменов и всего многообразия условий, характерных для соревновательной деятельности;

• обеспечение максимальной степени согласованности двигательной и вегетативных функций, совершенствование способности к максимальной реализации функционального потенциала при выполнении соответствующих двигательных действий;

• эффективное применение усвоенных действий при изменяющихся внешних условиях и различном функциональном состоянии организма. К способам, затрудняющим условия выполнения действий при различных состояниях организма, относятся их выполнение на фоне значительного физического утомления; повышенного эмоционального напряжения; отвлечения, распределенного внимания; затруднения деятельности отдельных анализаторов и др.

Важнейшее значение на этой стадии приобретает формирование у спортсмена обобщенной чувственной модели (образа) целостного движения, чувственного и логического контроля. В основе последнего лежит мышление, глубокое понимание и осознание значимости использования закономерностей управления движениями.

Совершенствование техники в условиях значительного утомления может стать причиной расстройства движений, закрепления ошибок. Однако отрицательные последствия наблюдаются только в случае, если работа пущена на самотек. Когда совершенствование техники осуществляется методически правильно, с широким использованием разнообразных средств и приемов, находящихся в строгом соответствии с поставленными задачами и функциональными возможностями спортсменов, то у них формируется рациональная стабильная техника с широким спектром компенсаторных колебаний в основных характеристиках структуры движения

 

69. Макроцикл — это большой тренировочный цикл типа полугодичного (в отдельных случаях 3—4 месяца), годичного, многолетнего (например, четырехгодичного), связанный с развитием, стабилизацией и временной утратой спортивной формы и включающий законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов.

Построение тренировки в многолетних макроциклах (на этапе высших достижений). В практике спорта принято выделять четырехлетние циклы, связанные с подготовкой к главным соревнованиям — Олимпийским играм, а для молодежи — к спартакиадам народов России, проводящимся один раз в 4 года. Варианты построения четырехлетнего олимпийского цикла представлены в таблице 34.

Построение тренировки в годичных циклах. В подготовке высоко- квалифицированных спортсменов встречается построение годич- ной тренировки на основе одного макроцикла (одноцикловое), на основе двух макроциклов (двухцикловое) и трех макроциклов (трехцикловое) (рис. 39). В каждом макроцикле выделяются три периода — подготовительный, соревновательный и переходный. При двух- и трехцикловом построении тренировочного процесса часто используются варианты, получившие название «сдвоенно- го» и «строенного* циклов. В этих случаях переходные периоды между первым, вторым и третьим макроциклами часто не плани- руются, а соревновательный период предыдущего макроцикла плавно переходит в подготовительный период последующего.

Подготовительный период направлен на станоачение спортив ной формы — создание прочного фундамента (общего и специаль- ного) подготовки к основным соревнованиям и участия в них, совершенствования различных сторон подготовленности. В соревнова- тельном периоде стабилизация спортивной формы осуществляется через дальнейшее совершенствование различных сторон подготовленности, обеспечивается интегральная подготовка, проводятся не-посредственная подготовка к основным соревнованиям и сами соревнования. Переходный период (период временной утраты спортив- ной формы) направлен на восстановление физического и психиче- ского потенциала после высоких тренировочных и соревнователь- ных нагрузок, на подготовку к очередному макроциклу.

Подготовительный период (период фундаментальной подготов-ки) подразделяется на два крупных этапа: 1) общеподготовительный (или базовый) этап; 2) специально подготовительный этап.

Общеподготовительный этап. Основные задачи этапа — повышение уровня физической подготовленности спортсменов, совершенствование физических качеств, лежащих в основе высоких спортивных достижений в конкретном виде спорта, изучение но вых сложных соревновательных программ. Длительность этого эта- па зависит от числа соревновательных периодов в годичном цикле и составляет, как правило, 6—9 недель (в отдельных видах спорта встречаются вариации от 5 до 10 недель).

Этап состоит из двух, в отдельных случаях — из трех мезоциклов. Первый мезоцикл (длительность 2—3 микроцикла) — втягива- ющий — тесно связан с предыдущим переходным периодом it является подготовительным к выполнению высоких по объему тре- нировочных нагрузок. Второй мезоцикл (длительность 3—6 недель- ных микроциклов) — базовый — направлен на решение главных задач этапа. В этом мезоцикле продолжается повышение общих объе- мов тренировочных средств, однонаправленных частных объемов

интенсивных средств, развивающих основные качества и способ- ствующих овладению новыми соревновательными программами.

Специально подготовительный этап. На этом этапе стабилизи- руются объем тренировочной нагрузки, объемы, направленные на совершенствование физической подготовленности, и повыша- ется интенсивность за счет увеличения технико-тактических средств тренировки. Длительность этапа 2—3 мезоцикла.

Соревновательный период (период основных соревнований). Основными задачами этого периода являются повышение достиг- нутого уровня специальной подготовленности и достижение вы- соких спортивных результатов в соревнованиях. Эти задачи реша- ются с помощью соревновательных и близких к ним специально подготовительных упражнений.

Организацию процесса специальной подготовки в соревнова- тельном периоде осуществляют в соответствии с календарем глав«| ных состязаний, которых у квалифицированных спортсменов в| большинстве видов спорта обычно бывает не более 2—3. Все ocJ тальные соревнования носят как тренировочный, так и коммер-" ческий характер; специальная подготовка к ним, как правило, не проводится. Они сами являются важными звеньями подготовки к основным соревнованиям.

Соревновательный период чаще всего делят на два этапа: I) этап ранних стартов, или развития собственно спортивной формы; 2) этап непосредственной подготовки к главному старту.

Этап ранних стартов, или развития собственно спортивной формы.

На этом этапе длительностью в 4—6 микроциклов решаются задачи повышения уровня подготовленности, выхода в состояние спортив- ной формы и совершенствования новых технико-тактических навы-J ков в процессе использования соревновательных упражнений. В конце этого этапа обычно проводится главное отборочное соревнование.

Этап непосредственной подготовки к главному старту. На этом этапе решаются следующие задачи:

—восстановление работоспособности после главных отбороч ных соревнований и чемпионатов страны;

—дальнейшее совершенствование физической подготовленно сти и технико-тактических навыков;

—создание и поддержание высокой психической готовности у спортсменов за счет регуляции и саморегуляции состояний;

— моделирование соревновательной деятельности с целью подведения к старту и контроля за уровнем подготовленности;

— обеспечение оптимальных условий для максимального использования всех сторон подготовленности (физической, тех нической, тактической и психической) с целью трансформации ее в максимально возможный спортивный результат.

Продолжительность этого этапа колеблется в пределах 6—8 не- дель. Он обычно состоит из 2 мезоциклов. Один из них (с большой суммарной нагрузкой) направлен на развитие качеств и способ-

ностей, обусловливающих высокий уровень спортивных достиже- ний, другой — на подведение спортсмена к участию в конкрет- ных соревнованиях с учетом специфики спортивной дисциплины состава участников, организационных, климатических и прочих факторов.

Переходный период. Основными задачами этого периода являют- ся обеспечение полноценного отдыха после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла, а также поддержание на определенном уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очеред- ного макроцикла. Особое внимание должно быть обращено на пол- ноценное физическое и особенно психическое восстановление. Эти задачи определяют продолжительность переходного периода, со- став применяемых средств и методов, динамику нагрузок и т.п.

Продолжительность переходного периода колеблется обычно от 2 до 5 недель и зависит от этапа многолетней подготовки, на котором находится спортсмен, системы построения тренировки в течение года, продолжительности соревновательного периода, сложности и ответственности основных соревнований, индиви- дуальных способностей спортсмена.

Тренировка в переходном периоде характеризуется снижением суммарного объема работы и незначительными нагрузками. По сравнению, например, с подготовительным периодом объем ра- боты сокращается примерно в 3 раза; число занятий в течение недельного микроцикла не превышает, как правило, 3—5; заня- тия с большими нагрузками не планируются и т.д. Основное со- держание переходного периода составляют разнообразные сред- ства активного отдыха и общеподготовительные упражнения

В конце переходного периода нагрузка постепенно повышает- ся, уменьшается объем средств активр/ого отдыха, увеличивается число общеподготовительных упражнений. Это позволяет сделать более гладким переход к первому этапу подготовительного пери- ода очередного макроцикла.

При правильном построении переходного периода спортсмен не только полностью восстанавливает силы после прошедшего мак- роцикла, настраивается на активную работу в подготовительном периоде, но и выходит на более высокий уровень подготовленнос- ти по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года.

Продолжительность и содержание периодов и их составляю- щих этапов подготовки в пределах отдельного макроцикла опре- деляются многими факторами. Одни из них связаны со специфи- кой вида спорта — структурой эффективной соревновательной деятельности, структурой подготовленности спортсменов, сложив- шейся в данном виде спорта системой соревнований; другие — с этапом многолетней подготовки, закономерностями становления различных качеств и способностей и т.п., третьи — с организаци- ей подготовки (в условиях централизованной подготовки или на

местах), климатическими условиями (жаркий климат, среднего- рье), материально-техническим уровнем (тренажеры, оборудова- ние и инвентарь, восстановительные средства, специальное пи- тание и т.п.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.076 с.)