Этап максимальной реализации индивидуальных возможностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этап максимальной реализации индивидуальных возможностей



Построение тренировочного процесса на этом этапе предполагает достижение максимально возможных результатов. При этом существенно увеличивается доля средств специальной подготовки. Суммарные величины объема и интенсивности тренировочной работы возрастают до максимальных значений. Общий объем работы за год составляет 950 ч у женщин и 1300 ч у мужчин (табл. 7). Необходимо иметь в виду, что применение максимальных тренировочных нагрузок, широкой соревновательной практики, жестких режимов тренировочной работы, тренажеров, средств восстановления, облегчений или затруднений внешней среды, дыхания через увеличенное мертвое пространство, тренировок в условиях среднегорья, лидирования, тренировочного процесса без дней отдыха, скачкообразного увеличения нагрузок в году не обеспечивает решения основной задачи. Эффективность тренировочного процесса зависит от того, насколько тренер сумеет совместить во времени период использования мощных средств тренировочного воздействия с периодом максимальной предрасположенности организма гонщика к достижению наивысших результатов.

Большие физические нагрузки при неправильном их использовании приведут к быстрому истощению важнейших систем организма. Однако несоответствие физической нагрузки функциональному состоянию организма гонщика не всегда может привести к снижению спортивной работоспособности в течение определенного времени. Это результат того, что организм гонщиков обладает высокими компенсаторными возможностями. Единственным сигналом служит ухудшение физиологических параметров, зарегистрированных как в условиях покоя, так и после выполнения физических нагрузок. В этом кроется одна из причин расхождения в оценке состояния тренированности гонщика, и только длительное нарушение тренировочного процесса сопровождается отрицательной динамикой функционального состояния организма и спортивной работоспособности.

Практика подготовки гонщиков в этом возрастном периоде показывает, что наиболее трудными для адаптации при проведении круглогодичной подготовки являются конец подготовительного и начало соревновательного периода (март-апрель). В это время чаще возникают отклонения в состоянии здоровья и функционального состояния аппарата кровообращения, которые свидетельствуют о перегрузке сердца, поэтому планировать тренировочные нагрузки в первой половине подготовительного периода следует с учетом индивидуальных особенностей организма гонщика, а также его предыдущей подготовленности.

На этом этапе значительно увеличивается доля средств специальной подготовки в общем объеме тренировочной работы, а так же соревновательная практика. Основная задача этого этапа - максимальное использование эффективных средств и методов, способных вызвать бурное протекание адаптационных процессов. Максимума достигают суммарные величины объема и интенсивности тренировочной работы. Значительное место занимают занятия с большими и значительными нагрузками. Число занятий в недельных микроциклах достигает 10 - 15 и более. Резко возрастает объем специальной, тактической, психической и интегральной подготовки.

59.Дидактические принципы и особенности их использования при освоении двигательных навыков и формировании структуры базовой спортивной техники.

Обучение в процессе физического воспитания основывается на следующих дидактических принципах: сознательности и активно­сти, наглядности, доступности и индивидуализации, систематич­ности, прогрессирования.

Принцип сознательности и активности

Успешное формиро­вание двигательных навыков и умений, развитие физических ка­честв во многом зависит от сознательного отношения детей к за­нятиям. С этой целью воспитатель объясняет детям важность занятий, значение упражнений, технику их выполнения;

  • приучает детей наблюдать за выполнением упражнений сверстниками;
  • по­буждает их к самонаблюдению и самоанализу, самооценке своих действий;
  • предварительному «прочувствованию» (мысленное вос­произведение) движений;
  • привлекает к объяснению знакомого упражнения и т. д.

Принцип сознательности предусматривает воспитание у детей инициативы, самостоятельности, умения творчески решать постав­ленные перед ними задачи (например, придумать самим, как лучше пролезть в обруч). Принцип сознательности тесно связан с прин­ципом активности. Сущность принципа активности заключается в том, что дети должны большую часть времени, отведенного на занятия, вы­полнять различные упражнения и заинтересованно воспринимать двигательные задания.

Принцип наглядности. У дошкольников мышление конкретно, двигательный опыт мал. Поэтому при обучении физическим упраж­нениям нужно привлекать по возможности все анализаторы и применять разнообразные наглядные приемы: показ упражнений, использование наглядных пособий, имитации, зрительных, зву­ковых ориентиров и др.

Принцип доступности и индивидуализации. Этот принцип пре­дусматривает обучение детей с учетом возрастных особенностей и индивидуальных различий. Особенно важно определить посильность предлагаемых детям заданий. Принцип доступности предпо­лагает включение таких трудностей, которые могут быть успешно преодолены при мобилизации физических и моральных сил ребен­ка, но без нарушения оздоровительного эффекта занятий. Воз­можности детей с возрастом и подготовленностью увеличиваются, поэтому нужно усложнять требования, чтобы стимулировать дальнейшее развитие ребенка.

В процессе обучения и воспитания следует придерживаться правил: от известного к неизвестному, переходе к более трудным заданиям нужно соблюдать посте­пенность, так как функциональные возможности организма по­вышаются постепенно. Функциональные возможности, здоровье, физическое развитие и физическая подготовленность детей различны. Имеются также индивидуальные различия в быстроте освоения движений, в ха­рактере реакции организма на физическую нагрузку. Все это обя­зывает педагога строго индивидуализировать процесс физического воспитания. Индивидуальный подход необходим при решении всех задач физического воспитания. При выполнении общих про­граммных требований индивидуальный подход выражается в диф­ференцировании заданий, норм нагрузок и способов их регули­рования, а также приемов педагогического воздействия.

Принцип систематичности. Функциональные и структурные из­менения в организме, двигательные навыки обратимы, т. е. они претерпевают обратное развитие в случае прекращения занятий физическими упражнениями. Поэтому нужно проводить занятия через такой промежуток времени, чтобы эффект каждого после­дующего занятия «наслаивался» на «следы» предыдущего, за­крепляя и развивая вызванные им положительные изменения. Правильно организованное физическое воспитание предусма­тривает учет всей совокупности условий и подбор физических упражнений в определенной системе и последовательности.

Принцип прогрессирования. Сущность этого принципа за­ключается в том, что в процессе физического воспитания посте­пенно повышаются требования, ставятся все более трудные новые задания, нарастает объем и интенсивность нагрузок. Чтобы приобрести широкий круг умений и навыков, надо по­степенно овладевать более сложными движениями. Большой за­пас двигательных умений и навыков позволяет легче осваивать новые движения. Вместе с тем у детей развивается способность лучше координировать движения.

В процессе занятий физическая нагрузка должна постепенно возрастать. Как только нагрузка ста­новится привычной, она уже не может вызывать положительные изменения в организме. Чтобы обеспечить дальнейшее повышение функциональных возможностей, нужно систематически увели­чивать объем и интенсивность нагрузок. Прогрессирование требований лишь тогда будет вести к поло­жительным результатам, когда новые задания и связанные с ними нагрузки посильны для детей, соответствуют их возрастным и ин­дивидуальным возможностям.

 

60.Дайте определение понятию «нагрузка». По каким признакам и как классифицируется нагрузка? Какие интервалы отдыха в рамках между отдельными занятиями могут определять направленность нагрузки?

НАГРУЗКА - это определенная величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся, которая сопровождается повышенным, относительно состояния покоя, уровнем функционирования организма.

Различают внешнюю и внутреннюю стороны нагрузки. К внешней стороне нагрузки относятся интенсивность, с которой выполняется физической упражнений и объем. Внутренняя сторона физической нагрузки определяется теми функциональными изменениями, которые происходят в организме вследствие влияния внешних сторон (интенсивности

и объема).

Под объемом нагрузки - понимают как длительность выполнения

физических упражнений, так и суммарное количество физической рабо-

ты, выполненное в течение определенного времени (за одно занятие,

неделю, месяц, период и т.д.). Критериями оценки внешней стороны на-

грузки могут служить: количество повторений упражнений, количество

занятий, суммарное время, затраченное на работу, суммарный километ-

раж, суммарный вес отягощений и др. При оценке внутренней стороны нагрузки показателями объема могут быть, например, суммарные величины пульса в отдельных упражнениях.

Интенсивность нагрузки – это сила воздействия физической работы на организм человека в данный момент, ее напряженность и степень концентрации объема нагрузки во времени. Критериями интенсивности внешней стороны нагрузки, как правило, служат: скорость передвижения в беге на коньках, лыжах, плавании; темп игры или боя; процент

упражнений, выполненных с относительно большей интенсивностью;

моторная плотность занятия. В качестве показателей интенсивности

внутренней стороны нагрузки могут быть минимальные, средние, мак-

симальные значения ЧСС, величина энергетических затрат в единицу

времени, величина сердечного выброса, скорость накопления и количе-

ство лактата в крови и др.

Интенсивность нагрузки можно регулировать, при этом используя

следующие факторы:

   • скорость передвижения;

   • величина ускорения;

   • координационная сложность;

   • темп выполнения упражнений (количество повторений в единицу времени);

   • относительная величина напряжения (в процентах от личного рекорда в конкретном упражнении);

   • амплитуда движений;

   • сопротивление окружающей среды (рельеф местности и др.);

   • величина дополнительного отягощения;

   • психическая напряженность во время выполнения упражнения.

Важно знать, что между предельными показателями объема и ин-

тенсивности нагрузки существует обратно пропорциональная зависи-

мость: чем выше сила воздействия на организм упражнения высокой

интенсивности, тем скорее человек устанет и вынужден будет прекра-

тить его выполнение. Например, со скоростью 15 км/ч хорошо трениро-

ванный спортсмен может пробежать 1-2 часа, а со скоростью 30 км/ч – не более 30 секунд. Никогда невозможно соединить максимальные или близкие к ним по интенсивности усилия с большим объемом.

Интенсивность и объем нагрузки следует дозировать так, чтобы

обеспечивать оптимальную «загрузку» организма человека в трениро-

вочном занятии. Загрузка считается оптимальной, когда появляются ви-

димые симптомы усталости, которые сохраняются определенное время

и после окончания занятия. Необходимо отметить, что одинаковая на-

грузка одни и те же внешние параметры нагрузки вызывают идентич-

ные реакции организма занимающихся.

Следует также отметить, что объем нагрузок играет преимущест-

венную роль в создании фундамента для роста результатов, а интенсив-

ность служит фактором стимулирующим рост спортивных результатов

на базе объема. Любая нагрузка связана как с расходованием энергоресурсов, так

и с утомлением.

61.. Значение и место технико-тактической подготовленности как основных компонентов интегральной подготовленности спортсмена: определение понятий «техническая» и «тактическая» подготовленность, факторы, обусловливающие структуру технико-тактической подготовленности и критерии её оценки.

Содержание технической подготовки спортсмена.

В системе подготовки спортсмена выделяют: спортивную тренировку, соревнования, внетренировочные и внесоревновательные факторы, повышающие результативность тренировки и соревнований. Основными сторонами подготовки спортсмена являются физическая, техническая, тактическая, психическая и интегративная подготовки.
Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике движений и доведение их до совершенства. Спортивная техника ― это «способ выполнения спортивного действия, который характеризуется определенной степенью эффективности и рациональности использования спортсменом своих психофизических возможностей».
Роль спортивной техники в различных видах спорта неодинакова. Выделяют четыре группы видов спорта со свойственной им спортивной техникой.
1. Скоростно-силовые виды (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика и др.). В этих видах спорта техника направлена на то, чтобы спортсмен мог развить наиболее мощные и быстрые усилия в ведущих фазах соревновательного упражнения, например, во время отталкивания в беге или в прыжках в длину и высоту, при выполнении финального усилия в метании копья, диска и т. д.
2. Виды спорта, характеризующиеся преимущественным проявлением выносливости (бег на длинные дистанции, лыжные гонки, велоспорт и др.). Здесь техника направлена на экономизацию расхода энергетических ресурсов в организме спортсмена.
3. Виды спорта, в основе которых лежит искусство движений (гимнастика, акробатика, прыжки в воду и др.). Техника должна обеспечить спортсмену красоту, выразительность и точность движений.
4. Спортивные игры и единоборства. Техника должна обеспечить высокую результативность, стабильность и вариативность действий спортсмена в постоянно изменяющихся условиях соревновательной борьбы.
Техническая подготовленность спортсмена характеризуется тем, что он умеет выполнять и как владеет техникой освоенных действий. Достаточно высокий уровень технической подготовленности называют техническим мастерством. Критериями технического мастерства являются:

1.Объем техники ― общее число технических приемов, которые умеет выполнять спортсмен.
2. Разносторонность техники ― степень разнообразия технических приемов. Так, в спортивных играх это ― соотношение частоты использования разных игровых приемов.
Данные показатели технического мастерства являются особенно значимыми в тех видах спорта, где имеется большой арсенал технических действий, ― спортивные игры, единоборства, гимнастика, фигурное катание.
Эффективность владения спортивной техникой характеризуется степенью близости техники спортивного действия к индивидуально оптимальному варианту. Под технической подготовкой следует понимать степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов.
Основной задачей технической подготовки спортсмена является обучения его основам техники соревновательной деятельности или упражнений, служащих средствами тренировки, а также совершенствование избранных для предмета состязания форм спортивной техники.
В процессе спортивно-технической подготовки необходимо добиться от спортсмена, чтобы его техника отвечала следующим требованиям:
1. Результативность техники обусловливается ее эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью, минимальной тактической информативностью для соперника.
2. Эффективность техники определяется ее соответствием решаемым задачам и высоким конечным результатам, соответствием уровню физической, технической, психической подготовленности.
3. Стабильность техники связана с ее помехоустойчивостью, независимостью от условий, функционального состояния спортсмена.
Современная тренировочная и особенно соревновательная деятельность характеризуются большим количеством сбивающих факторов. К ним относятся активное противодействие соперников, прогрессирующее утомление, непривычная манера судейства, непривычное место соревнований, оборудование, недоброжелательное поведение болельщиков и др. Способность спортсмена к выполнению эффективных приемов и действий в сложных условиях является основным показателем стабильности и во многом определяет уровень технической подготовленности в целом.
4. Вариативность техники определяется способностью спортсмена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы. Опыт показывает, что стремление спортсменов сохранить временные, динамические и пространственные характеристики движений в любых условиях соревновательной борьбы к успеху не приводит. Например, в циклических видах спорта стремление сохранить стабильные характеристики движений до конца дистанции приводит к значительному снижению скорости. Вместе с тем компенсаторные изменения спортивной техники, вызванные прогрессирующим утомлением, позволяют спортсменам сохранить или даже несколько увеличить скорость на финише.
Еще большее значение вариативность техники имеет в видах спорта с постоянно меняющимися ситуациями, острым лимитом времени для выполнения двигательных действий, активным противодействием соперников и т. п. (единоборства, игры, парусный спорт и др.).
5. Экономичность техники характеризуется рациональным использованием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства. При прочих равных условиях лучшим является тот вариант двигательных действий, который сопровождается минимальными энергозатратами, наименьшим напряжением психических возможностей спортсмена. В спортивных играх, единоборствах, сложно-координационных видах спорта важным показателем экономичности является способность спортсменов к выполнению эффективных действий при их небольшой амплитуде и минимальном времени, необходимом для выполнения.
6. Минимальная тактическая информативность техники для соперников является важным показателем результативности в спортивных играх и единоборствах. Совершенной здесь может быть только та техника, которая позволяет маскировать тактические замыслы и действовать неожиданно. Поэтому высокий уровень технической подготовленности предусматривает наличие способности спортсмена к выполнению таких движений, которые, с одной стороны, достаточно эффективны для достижения цели, а с другой - не имеют четко выраженных информативных деталей, демаскирующих тактический замысел спортсмена. Условно различают общую техническую и специальную спортивно-техническую подготовку. Задачи общей технической подготовки заключаются в расширении фонда двигательных умений и навыков (школы движений), а также в воспитании двигательно-координационных способностей, которые содействуют техническому совершенствованию в избранном виде спорта. Основной задачей в специальной спортивно-технической подготовке является формирование таких умений и навыков выполнения соревновательных действий, которые позволяют спортсмену с наибольшей эффективностью использовать свои возможности в соревнованиях и обеспечивают прогресс технического мастерства в процессе занятий спортом.
Итак, техническая подготовка направлена на обучение спортсмена системе движений соответствующей особенностям данного вида спорта.

Место технической подготовки в микроцикле и многолетнем процессе подготовки
Микроцикл ― это «ряд тренировочных занятий (элементарных рабочих циклов)». Элементарный рабочий цикл состоит из двух полуциклов (фаз): первого ― от начала работы (тренировочного занятия) до окончания вследствие исчерпания ресурсов и второго ― от окончания работы до полного восстановления), составляющих относительно законченный повторяющийся фрагмент тренировочного процесса. Минимальное число тренировочных занятий в микроцикле ― два. Основные параметры микроцикла ― количество рабочих (тренировочных, соревновательных) дней и количество тренировочных занятий в них, а также количество дней отдыха. Варианты микроциклов в этом плане выделяют следующие: 6:1;5:1;4:1;3:1;2:1 (шесть тренировочных дней и день отдыха и т. д.). Количество тренировочных занятий в день может быть от одного до трех. Исходя из того, что тренировка и соревнования являются важнейшими компонентами системы подготовки спортсменов, решающее значение имеют тренировочные и соревновательные микроциклы. Определяющими для построения названных микроциклов служат задачи, адекватность главным соревнованиям, количество дней тренировки (соревнований) и отдыха, количество занятий в день тренировки и соревнований, продолжительность этих занятий, содержание занятий, интенсивность нагрузки и характер отдыха, различное сочетание перечисленных компонентов дает широкий диапазон вариантов построения микроциклов и их объединения в более крупные структурные единицы ― блоки (средние циклы).
Техническая подготовка в микроцикле ― это выполнение соревновательных упражнений с интенсивностью более 80% от ПМ (реализационный микроцикл).
Внешними признаками микроцикла являются:
— наличие двух фаз в его структуре — стимуляционной фазы (кумулятивной) и восстановительной фазы (разгрузка и отдых). При этом равные сочетания (по времени) этих фаз встречаются лишь в тренировке начинающих спортсменов. В подготовительном периоде стимуляционная фаза значительно превышает восстановительную, а в соревновательном их соотношения становятся более вариативными;
— часто окончание микроцикла связано с восстановительной фазой, хотя она встречается и в середине его;
— регулярная повторяемость в оптимальной последовательности занятий разной направленности, разного объема и разной интенсивности.
Анализ тренировочного процесса в различных видах спорта позволяет выделить определенное число обобщенных по направлениям тренировочных микроциклов: втягивающих, базовых, контрольно-подготовительных, подводящих, а также соревновательных и восстановительных. В практике отдельных видов спорта встречается от четырех до девяти различных типов микроциклов.
Втягивающие микроциклы характеризуются невысокой суммарной нагрузкой и направлены на подведение организма спортсмена к напряженной тренировочной работе. Применяются в первом мезоцикле подготовительного периода, а также после болезни.

Базовые микроциклы (общеподготовительные) характеризуются большим суммарным объемом нагрузок. Их основные цели — стимуляция адаптационных процессов в организме спортсменов, решение главных задач технико-тактической, физической, волевой, специальной психической подготовки. В силу этого базовые микроциклы составляют основное содержание подготовительного периода.
Контрольно-подготовительные микроциклы делятся на специально подготовительные и модельные.

Специально подготовительные микроциклы, характеризующиеся средним объемом тренировочной нагрузки и высокой соревновательной или околосоревновательной интенсивностью, направлены на достижение необходимого уровня специальной работоспособности в соревнованиях, шлифовку технико-тактических навыков и умений, специальную психическую подготовленность.
Модельные микроциклы связаны с моделированием соревновательного регламента в процессе тренировочной деятельности и направлены на контроль за уровнем подготовленности и повышение способностей к реализации накопленного двигательного потенциала спортсмена. Общий уровень нагрузки в нем может быть более высоким, чем в предстоящем соревновании (правило превышающего воздействия).
Эти два вида контрольно-подготовительных микроциклов используются на заключительных этапах подготовительного и соревновательного периода.
В отдельных микроциклах должна планироваться как работа разной направленности, обеспечивающая по возможности совершенствование различных сторон подготовленности, так и работа более или менее выраженной преимущественной направленности в соответствии с закономерностями построения тренировки на конкретных этапах годичной и многолетней подготовки.
Многолетний процесс технической подготовки спортсмена можно разделить на две основные стадии:
1. Стадию «базовой» технической подготовки (постановка «школы»).
2. Стадию углубленного технического совершенствования («доводка»).
При формировании нового двигательного навыка можно выделить несколько этапов:
1. Разучивание технического приема в расчлененном виде, то есть выполнение упражнения по частям,
2. Выполнение приема целиком, но в упрощенных условиях (например: на скальном стенде, на скалах с использованием верхней страховки).
3. Закрепление или стабилизация навыка. Это достигается многократным повторением упражнения в различных вариантах.
Выполнение приема в реальных и в усложненных условиях (например, при лимите времени, в плохих погодных условиях, с повышенным риском, в состоянии утомления, и т. п.). Это способствует формированию такого важного для технической подготовки качества, как «помехоустойчивость». Окончательное формирование навыка происходит после закрепления этого двигательного действия в соревновательных условиях. Особое внимание в технической подготовке необходимо уделять устранению ошибок. Нередко спортсмен с первой же попытки неправильно выполнив действие, вновь и вновь пытается его повторить стараясь, устранить ошибку. Но вновь и вновь выполняет его неправильно, и тем самым закрепляет эту ошибку, создавая неправильный динамический стереотип. Поэтому необходимо сначала найти ошибку, устранить ее и только потом, многократно повторяя движение, закреплять его. Для нахождения ошибки необходимо научиться выполнять это движение по частям, лучше со зрительным контролем (перед зеркалом). Также необходимо научиться выполнять технический прием мысленно, этот метод подготовки называется «идеомоторной тренировкой». Как правило, перед выходом на сложный участок маршрута, спортсмен проходит его мысленно («идеомоторно»), причем старается воспроизвести не только технику прохождения, но и эмоциональные переживания.
Значительную роль в процессе многолетней тренировки играет установление факторной структуры физической и технической подготовленности спортсменов различного возраста, начиная с 11 лет, знание которой позволит повысить эффективность тренировки и подготовки высококвалифицированных спортсменов в системе многолетней тренировки. Выявлений тенденции изменения значимости факторов в зависимости от возраста позволит на научной основе целенаправленно подбирать средства и методы тренировки в каждом возрастной периоде, правильно вводить соотношение их объемов для различных видов подготовки, эффективно использовать тренажеры для тренировки техники спорта.
Процесс овладения техникой и обучение навыков можно условно разделить на три основные части:
1.Создание представления о движении.
2.Изучение движения.
3.Закрепление и совершенствование.
В процессе многолетней подготовки необходимо согласовывать педагогическое воздействие согласно закономерностям физического развития двигательных способностей детей и подростков. Конечно, тренер строит тренировочный процесс согласно общим рекомендациям и положениям физического воспитания, единственное отличие ― это специфика вида спорта.

Такой подход можно считать достаточно оправданным, прежде всего на начальном этапе подготовки, поскольку он обеспечивает разностороннюю подготовку и гармоничное развитие. Если рассматривать методическую особенность всего процесса обучения, она заключается в последовательности целей и задач всех этапов подготовки, учитывая способность к усвоению и накоплению будущего спортивного потенциала. Если в занятии не содержится целей, то содержании занятий затрудняется управление тренировочным процессом или вообще отсутствует.
Многолетний тренировочный процесс состоит из нескольких этапов, которые имеют определенную последовательность:
― начальная спортивная подготовка;
― начальная специализация;
― углубленная подготовка;

 ― спортивное совершенствование.
Если кратко охарактеризовать все этапы подготовки, то нужно отметить, что на 1-м этапе средства подготовки должны охватывать самый широкий круг упражнений и игр. Подготовка исключает специфическое воздействие на одно из многих необходимых качеств. На 2-м и 3-м этапах обучения происходит формирование спортивных способностей и потенциала, с разучиванием и закреплением отдельных технических элементов и приемов. Спортсмену необходимо приобрести и закрепить прочные навыки для решения технических и двигательных задач в игре. Задачи 4-го этапа ― совершенствования ― заключаются в обеспечении физическим потенциалом, приобретенным на базе технических и тактических навыков. Совершенствование всех качеств, которые были достигнуты на предыдущих этапах, а также реализацию индивидуальных возможностей спортсменов в игре. В будущем все умения и навыки должны использоваться в более сложных тренировочных условиях и соревновательных играх. Принципы многолетней тренировки во многом определены возрастными границами. Если условно обозначить вышеуказанное по годам, то это примерно будет выглядеть так:
1. Начальная подготовка ― 9―12 лет.
2. Начальная специализация ― 13―14 лет.
3. Углубленная подготовка ― 15―16 лет.
4. Спортивное совершенствование ― 17―18 лет.
Классификация этапов несколько условна и необходима, чтобы более разобраться в планировании на разных этапах подготовки и, самое главное, увидеть качественное различие целей, чтобы стратегически сориентироваться в многолетнем планировании. Физическая и техническая подготовка связаны тесным единством взаимосвязанным направлением развития. Ведущая роль в этом единстве принадлежит технической подготовке. Такая форма связи типична на начальных этапах подготовки, но далее задачи и цели изменяются.
Задачи должны быть грамотными и целевыми, тогда их можно решить. Но если они неконкретны, то их и решить нельзя, и все усилия будут затрачены зря. Ученик должен иметь представление о планах предстоящего учебного года, это только повысит чувство ответственности и уверенности в своих силах. Попытки отдельных тренеров искать современные методы тренировки не дают должных результатов из-за отсутствия научно обоснованных рекомендаций.
Процесс многолетней спортивной подготовки юных спортсменов подчинен общим закономерностям обучения и воспитания, и в нем находят свое закономерное отражение общие педагогические принципы.

В то же время применительно к юным спортсменам эти принципы видоизменяются, что обусловлено особенностями возрастного развития детей и подростков.

1. Этап предварительной подготовки. Возраст 9-12 лет ― самый благоприятный для развития большинства наиболее значимых для игровых видов спорта физических качеств. На него приходятся периоды наибольшего прироста координационных, скоростных, скоростно-силовых качеств, общей (аэробной) выносливости. Поэтому основное внимание в работе со спортсменами уделяется именно повышению уровня их общей физической подготовленности. Общая техническая подготовка, обучение возможно большему количеству разнообразных умений и навыков как основы для последующего формирования спортивно-технического мастерства также являются приоритетными направлениями учебно-тренировочной работы на этом этапе.
2. Этап начальной спортивной специализации. Отличительная особенность этапа начальной специализации в подготовке спортсменов ― приходящийся на это время пубертатный период, характеризующийся гетерохронностью формирования отдельных систем и органов организма юных спортсменок. Поэтому одним из важнейших разделов учебно-тренировочной работы на этом этапе должна стать общая физическая подготовка, обеспечивающая всестороннее физическое развитие и способствующая снижению утомляемости подростков.
В возрасте 12-14 лет происходит дальнейшее совершенствование деятельности нервной системы, в частности «усиление концентрации процессов возбуждения и торможения, совершенствование двигательного и вестибулярного анализаторов, что делает особо эффективным процесс технической подготовки спортсменов». Кроме того, одной из важнейших причин уделения особого внимания технической подготовке, постоянному пополнению объема двигательных умений и навыков, овладению максимальным количеством разнообразных технических приемов на данном этапе является то, что после 14-15 лет происходит замедление темпов совершенствования двигательного анализатора и соответственно ухудшение способности к овладению сложными двигательными навыками. В этом возрасте у спортсменов отмечается развитие произвольного внимания, совершенствование таких его свойств, как распределение и переключение.
3. Этап углубленной тренировки в избранном виде спорта. Этот этап совпадает по времени с окончанием пубертатного периода, завершением формирования тех функциональных систем юных спортсменов, которые обеспечивают высокий уровень работоспособности организма, его адаптации к напряженной тренировочной работе и повысившимися соревновательным нагрузкам. Основными задачами технической подготовки в этот период должны стать более детальное изучение пространственных, временных и динамических параметров уже изученных элементов техники, ее индивидуализация и развитие умения варьировать ее в зависимости от складывающихся игровых ситуаций и функционального состояния игрока. 4. Этап спортивного совершенствования. К 17-19 годам уровень физического развития юных спортсменов приближается к уровню взрослых игроков. Расширяются возможности адаптации не только к физическим нагрузкам умеренной и большой интенсивности, но и к нагрузкам субмаксимальной мощности, сопровождающимся образованием значительного кислородного долга. Спортсмены этой возрастно-квалификационной группы уже уверенно владеют обширным арсеналом технических приемов. И основными задачами их технической подготовки должны стать максимальное приспособление техники к индивидуальным особенностям игрока (прежде всего, к морфофункциональным параметрам и уровню развития физических качеств), выявление и совершенствование наиболее эффективно выполняемых технических приемов, расширение количества вариантов выполнения изученных технических приемов и совершенствование умения свободно переходить от одним приемов к другим, повышение стабильности и надежности выполнения технических действий.Итак, техническая подготовка ― это процесс обучения спортсмена технике движений и действий, служащих средством ведения игры, а также их совершенствования. Спортивная техника должна рассматриваться в тесной взаимосвязи с уровнем развития физических качеств. Чем выше уровень физической подготовленности, тем успешнее идет обучение и совершенствование.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике движений и доведение их до совершенства. Спортивная техника ― это способ выполнения спортивного действия, который характеризуется определенной степенью эффективности и рациональности использования спортсменом своих психофизических возможностей. Под технической подготовкой следует понимать степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов. Условно различают общую техническую и специальную спортивно-техничес



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.029 с.)