Роль координационных способностей в спортивных действиях, факторы, определяющие эффективность и надёжность их проявления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль координационных способностей в спортивных действиях, факторы, определяющие эффективность и надёжность их проявления.



Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно:

1) способности человека к точному анализу движений;

2) деятельности анализаторов и особенно двигательного;

3) сложности двигательного задания;

4) уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.);

5) смелости и решительности;

6) возраста;

7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др.

Установили, что в разные возрастные периоды, развитие КС протекает разновременно и разнонаправлено. Однако наиболее интенсивно показатели разных КС нарастают с 7 до 11-12 лет. Авторы единогласны, что в названные возрастные периоды существуют особенно благоприятные психически-интеллектуальные, анатомо-физиологические и моторные предпосылки для быстрого развития и совершенствования КС.

Начиная со второй половины среднего школьного возраста различные КС изменяются противоречиво. Так, у мальчиков 12-13 лет увеличиваются абсолютные показатели КС в циклических, ациклических, баллистических локомоциях (вероятно, это связано с параллельным ростом кондиционных способностей).[7]

Способность к ориентированию в пространстве наблюдается с 13 до 16 лет (особенно у мальчиков).

Способность к равновесию имеет сенситивные периоды у девочек до 13, а мальчики до 14 лет.

После 11 лет у девочек и 13 лет у мальчиков темпы роста способности к ритму резко замедляются вплоть до студенческого возраста.

Способность к перестроению двигательных действий у девочек после 11-12 лет уменьшается. У мальчиков же эта способность медленно улучшается в течение всего времени обучения.

В отличие от других, способность к расслаблению мышц у мальчиков с 7 до 10 лет существенно не изменяется. Наиболее резкое улучшение выявилось с 10 до 11 лет. Затем, с 12 до 14 лет происходит некоторая стабилизация данного показателя, который вновь улучшается с 14 до 15 лет. У девочек наблюдали аналогичные изменения данной способности. К 15 годам способность расслаблять мышцы у юношей и девушек достигает уровня взрослого человека.

Быстрота реагирования в простых и сложных условиях прогрессирует к 13 годам у девочек и к 14 у мальчиков.

Необходимо отметить, что во все периоды школьного возраста, и девочки и мальчики имеют индивидуальные особенности в уровне развития

КС. Особенно впечатляют те дети, которые показывают результаты намного превышающие результаты сверстников и даже спортсменов. Как утверждают ученые, это говорит о значительной обусловленности наследственных факторов. В уровне развития координационных способностей, в отличие от силы, быстроты и выносливости, одаренные дети практически не уступают взрослым людям.[7]

Таким образом, разные проявления координационных способностей имеют своеобразную возрастную динамику биологического развития. Тем не менее, наиболее высокие темпы их естественного прироста приходятся на препубертатный возраст. В подростковом возрасте координационные возможности существенно ухудшаются, а в дальнейшем - сначала стабилизируются, а с 40-50 лет начинают ухудшаться.

Целевая направленность совершенствования координационных способностей: характерные признаки классификации средств, методов и компонентов нагрузки: раскройте основные положения методики их развития в ИВС.

Координационные способности – это совокупность двигательных способностей, определяющих быстроту освоения новых движений, а также умения адекватно перестраивать двигательную деятельность при неожиданных ситуациях.

Основными компонентами координационных способностей являются способности к ориентированию в пространстве, равновесию, реагированию, дифференцированию параметров движений, способности к ритму, перестроению двигательных действий, вестибулярная устойчивость, произвольное расслабление мышц. Их можно разделить на три группы.

Первая группа. Способности точно соизмерять и регули­ровать пространственные, временные и динамические параметры движений.

Вторая группа. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.

Третья группа. Способности выполнять двигательные дей­ствия без излишней мышечной напряженности (скованности).

 

47.Современные представления о периодизации многолетней подготовки спортсменов и факторы, определяющие построение и продолжительность этапов многолетней подготовки спортсменов.

 

Факторы, влияющие на рациональность построения многолетней спортивной подготовки
•Оптимальность возрастных границ, в пределах которых достигаются наивысшие результаты в избранном виде спорта
•Продолжительность систематической подготовки для достижения этих результатов

•Преимущественная направленность тренировки на каждом этапе многолетней подготовки
•Паспортный возраст, в котором спортсмен приступил к занятиям, и биологический возраст, в котором началась специальная тренировка
•Индивидуальные особенности спортсмена и темпы его мастерства

48.Дайте характеристику первого этапа многолетнего процесса стадии базовой подготовки юных спортсменов: основные направления, динамика и соотношение нагрузок в зависимости от цели и задач этапа.

Структура спорт.подготовки

1стадия-этап многолетней подготовки

2стадия-макроциклы-периоды-этапы

3стадия-мезоциклы-различные типы

4стадия-микроциклы-тренировочные занятия

Решаемые задачи:

-освоение занимающимися доступных знаний в области физ.культуры и спорта

-формирование необходимого основного фонда двигательных умений и навыков из отдельных видов спорта

-содействие гармоническому развитию организма, укреплению здоровья, всестороннему воспитанию физ.качеств

Этап начальной спорт.специализации- овладение рациональной спорт.техникой, создание благоприятных предпосылок для достижения наивысших результатов.

Этап углубленной специализации в ИВС

Этап спорт. совершенствования

 

49. Педагогическая направленность, признаки классификации средств и методов подготовки, основы управления учебно-тренировочным процессом на первом этапе базовой подготовки

  • Педагогическая направленность — это мотивация к профессии педагога, главное в которой действительная ориентация на развитие личности учащегося (она не ограничивается любовью к детям).
  • Средства спортивной подготовки – разнообразные физические упражнения, прямо или опосредованно влияющие на совершенствование мастерства спортсменов. Состав средств спортивной підготовки формируется с учетом особенностей конкретного вида спорта, являющегося предметом спортивной специализации.
  • Средства спортивной тренировки – физические упражнения — условно могут быть подразделены на четыре группы:

    общеподготовительные,
    вспомогательные,
    специально-подготовительные,
    соревновательные.
  • Методы спортивной подготовки

    Под методами спортивной подготовки, следует понимать способы работы тренера и спортсмена, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, развиваются необходимые качества, формируется мировоззрение.

В практических целях все методы условно делят на три группы:

словесные; наглядные; практические.

  • Этап начальной подготовки (НП). На этап начальной подготовки зачисляются лица, желающие заниматься спортом и не имеющие меди цинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача). Если число желающих заниматься биатлоном превышает план комплектования, педагогический совет спортивной школы может принять решение о зачислении этих учащихся в резервные группы тренеров-преподавателей. Продолжительность этапа - 2 года. На этапе НП осуще ствляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, на правленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специа лизации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учеб но-тренировочный этап подготовки.


    Основные задачи этапа:

    - улучшение состояния здоровья и закаливание;

    - устранение недостатков физического развития;

    - привлечение максимально возможного числа детей и подростков к занятиям биатлоном, формирование у них устойчивого интере са, мотивации к систематическим занятиям спортом и к здоровому образу жизни;

    - обучение основам техники биатлона и широко му кругу двигательных навыков;

    - приобретение детьми разносторонней физической подготовленно сти: развитие аэробной выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей, меткости;

    - воспитание морально-этических и волевых качеств, становление спортивного характера;

    - приобретение соревновательного опыта;

    - поиск талантливых в спортивном отношении детей на основе мор фологических критериев и двигательной одаренности.

 

52.Базовые закономерности построения учебно-тренировочного процесса на этапе углублённой специализированной подготовки спортсменов. Принципы и закономерности спортивной тренировки



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.008 с.)