Методы выработки классического условного рефлекса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы выработки классического условного рефлекса.



    Методом дрессировки называется совокупность целенаправленных научнообоснованных действий дрессировщика с целью выработки определенных навыков.

    Для выработки у собаки классического условного рефлекса используют следующие методы:

    Основные методы:

- механический;

- вкусопоощрительный;

- контрастный.

    Вспомогательный метод.

- подражательный.

Основные методы.

Механический метод.

Меанический метод основан на мехоническом подкреплении после подачи сигнала.

Положительные стороны механического метода:

· условный рефлекс вырабатывается быстро;

· выработанный условный рефлекс сохраняется долго и в обычных условиях выполняется безотказно;

· можно легко добиться безотказного выполнения отработанных действий при наличии любых внешних раздрожителях.

Отрицательные стороны данного метода:

· нарушение контакта между собакой и дрессировщиком;

· у собак со слабой нервной системой данный метод может вызвать угнетенно-тормозное состояние;

· невозможность выработать этим методом все необходимые условные рефлексы у собак.

Данный метод подходит для дрессировки собак холеричного и сангвеничного типа ВНД.

Таким образом, механическим методом надо пользоваться умело, с учётом особенностей дрессируемых собак.

Вкусопоощрительный метод.

Вксопоощрительный метод основан на пищевом подкреплении после подачи сигнала.

Положительные стороны вкусопоощрительного метода:

· условный рефлекс вырабатывается быстро;

· большая заинтересованность собаки в выполнении действий выработанных этим методом;

· сохранение и улучшение контакта между собакой и дрессировщиком.

Отрицательные стороны этого метода:

· не обеспечивает безотказность работы собаки в разнообразных условиях, особенно при наличии отвлекающих пищевых раздражителей;

· в состоянии сытости выполнение действий может ослабнуть или вовсе исчезнуть;

· этим методом невозможно отработать все приёмы, особенно те, выработка которых строится на базе активно оборонительных реакций.

Вкусопоощрительный метод применяется при дрессировке собак, имеющих преобладающую пищевую реакцию. Это не исключает применение этого метода при дрессировке собак, имеющих другие преобладающие реакции. Данный метод подходит для дрессировки собак сангвеничного и флегматичного типа ВНД

Контрастный метод.

Контрастный метод выработки классического условного рефлекса является основным и основан на сочетании механического и вкусопоощрительных методов.

Данный метод отрицательных сторон не имеет.

Положительные стороны данного метода:

· условный рефлекс вырабатывается быстро и сохраняется длительное время;

· наличие у собаки заинтересованности в выполнении действий по сигналу дрессировщика;

· сохранение и упрочении контакта между дрессировщиком и собакой;

· в возможности достигнуть безотказного выполнения собакой отработанных действий в сложных условиях.

Вспомогательный метод.

Подражательный метод.

    Подражательный метод основан на способности одного животного подражать действиям другого.

    Данный метод является вспомогательным и применяется при отработке таких приемов как вызов лая, развитие злобы и хватки, преодоление препятствий.

 

 

НАУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ (ОПЕРАНТНОЕ НАУЧЕНИЕ).

  Отцом инструментальной формы научения считается Э. Торндайк, который еще в конце прошлого века назвал такую форму научения обучением «методом проб, ошибок и случайного успеха».

    Основной вклад в изучение закономерностей образования инструментальных условных рефлексов внес известный американский ученый Беррес Фредерик Скиннер.

   В противовес методике И.П. Павлова, Б.Ф. Скиннер разработал методику свободного оперантного поведения, при которой животному позволяют совершать различные действия, нужные из которых подкрепляют.

  Однако еще раньше в России обнаружил эту форму научения и использовал ее в своей работе талантливый цирковой дрессировщик В.Л. Дуров.

    Отличие инструментального условного рефлекса от классического заключается в активной, целенаправленной деятельности обучающегося животного.

    То есть инструментальные условные рефлексы строятся на основе активной целенаправленной деятельности животного. Последовательность событий и результат их в данном случае, зависят не только от внешней сигнализации, но и от поведения самого животного. Таким образом,

     При образовании инструментальных условных рефлексов основную роль играет «внутренняя активность животного» – его потребность и мотивация, и в основе поведения, лежит не внешняя сигнализация, а внутренняя потребность животного.

    Эффективность научения в форме образования инструментальных условных рефлексов заключается в том, что животное само стремится совершить какое-либо действие, чтобы удовлетворить доминирующую потребность.

    Этапы оперантного научения:

1. Создание состояния выраженной потребности у животного.

2. Первичная инициация нужного поведения (поведенческого акта) одним из способов дрессировки. При этом избегаются способы болевого воздействия (оборонительного поведения) и предпочитаются способы, основанные на отборе поведения.

3. Создание условий при которых животные самостоятельно воспроизводят первично инициированное поведение.

4. Введение стимула, санкционирующего данный поведенческий акт.

5. Использование свойств подкрепления и тренировочного процесса для закрепления поведенческого акта до навыка.

   Оперантное научение может быть основано на любой потребности, выбор которой определяется задачами дрессировки и особенностями животного.

   Инициировать нужное поведение можно любым способом, однако в оперантной дрессировке наиболее употребимы способы отбора поведения, усиления поведенческого акта или его элемента и наведения. Важно вовремя прекратить применение вспомогательных способов, добиваясь самостоятельности животного.

   Введение команды можно осуществить как на втором этапе, так и после отработки необходимого действия.

   При оперантном научении подкреплению придается особое значение, так как оно определяет скорость и эффективность научения. При этом учитывают знак, величину, режим и время подкрепления. С подкреплением связано несколько «золотых» правил дрессировки:

1. Закрепляется то, что подкрепляется.

2. Отмена положительного подкрепления несет информацию отрицательного подкрепления.

3. Вариабельный режим подкрепления способствует более быстрому закреплению действия и более медленному его угашению.

   Многократное повторения действия, связанное с изменением режима подкрепления и сменой мотивации, обеспечивает автоматизацию поведенческого акта до навыка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.85 (0.008 с.)