Средства обучения техническому труду 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства обучения техническому труду



Учебная документация в обучении техническому труду: графическая (эскиз, чертёж, технический рисунок, кинематическая и электрическая схемы) и технологическая (технологическая и маршрутная карты).

Средства наглядности в обучении техническому труду: натуральные средства показа, технические модели, реальные изображения.

Технические средства обучения техническому труду: диапроекторы, кинопроекторы, кодоскопы, школьные радиоузлы, телевизоры, видеомагнитофоны, калькуляторы, компьютеры и др. Средства новых информационных технологий: компьютерные сети, интерактивное видео, средства медиаобразования, учебное оборудование на базе электронной техники и др.

 

 

Средства обучения – это материальные и идеальные объекты, которые используют в образовательном процессе в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся [89, с. 402]. С помощью средств обучения можно управлять и осуществлять контроль над учебно-познавательной деятельностью учащихся.

Средства обучения техническому труду – это обязательный элемент оснащения образовательного процесса, составляющий вместе с содержанием технологического образования его информационно-предметную среду. Например, к средствам обучения относится учебное оборудование, которое используется в деятельности учителя технического труда и учеников, применяемое ими как по отдельности, так и совместно. Так, демонстрационное оборудование предназначено в основном для учителя, а лабораторное – для ученика; а вот традиционные мел, указка и доска могут использоваться ими совместно.

Вместе с тем, повышению эффективности учебного процесса способствует деятельность по изготовлению учениками и учителем отсутствующих или пришедших в негодность средств обучения техническому труду (учебно-наглядных пособий, плакатов, макетов, моделей, приборов и т. п.). Развивающий и обучающий эффект в данном случае оказывается значительно большим, чем при простой передаче ученикам информации.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы [15, 16, 20, 22, 24, 28, 29, 41, 51, 67, 71, 83, 89, 94] и практические исследования позволили условно разделить средства обучения техническому труду по следующим классифицирующим признакам: по составу объектов; по источникам возникновения; по форме объектов; по сложности объектов; по способу применения; по характеру воздействия; по носителю информации; по актуальности применения (табл. 6).

 

Таблица 6 – Классификация средств обучения техническому труду

 

№ п/п Классифицирующий признак Виды средств обучения техническому труду
1 По составу объектов - материальные (помещения, инструменты, приспособления, оборудование, мебель, компьютеры и т. п.); - идеальные (образные и знаковые модели).
2 По источникам возникновения - искусственные (приборы, карты, учебники); - естественные (конструкционные и природные материалы).
3 По форме объектов - плоские (плакаты); - объемные (макеты, модели).
4 По сложности объектов - простые (образцы, модели, карты); - сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети).
5 По способу применения - динамичные (видео); - статичные (кодопозитивы).
6 По характеру воздействия - визуальные (диаграммы, графики, демонстрационные приборы); - аудиальные (магнитофоны, радио); - аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы); - виртуальные (мультимедийные программы).
7 По носителю информации - бумажные (учебники, картотеки); - магнитооптические (фильмы); - электронные (дискеты, флэш-память, компьютерные программы); - лазерные (CD и DVD компакт-диски).
8 По актуальности применения - традиционные (учебно-наглядные пособия, музеи, библиотеки); - современные (средства массовой информации, мультимедийные средства обучения, компьютеры); - перспективные (веб-сайты, локальные компьютерные сети).

В свою очередь все средства обучения техническому труду можно объединить в следующие основные группы: учебная документация, средства наглядности, технические средства обучения (рис. 3).

 

 

 

 


Рисунок 3 – Схема основных средств обучения техническому труду

 

Учебная документация бывает графическая и технологическая. К графической документации относятся эскизы, чертежи, технические рисунки, кинематические и электрические схемы.

Эскиз – это графический документ, который содержит изображение изделия, выполненное от руки без соблюдения масштаба, но с выдержанными “на глаз” соотношениями между частями изделия.

Чертёж – это графический документ, который содержит изображение изделия, выполненное с указанием его размеров и соблюдением масштаба при помощи чертёжных принадлежностей, а также необходимые сведения для его изготовления и контроля.

Технический рисунок – это наглядное изображение изделия, в котором видны сразу три его стороны, выполненное от руки с соблюдением “на глаз” соотношений между частями изделия.

Кинематическая схема – схема, на которой с помощью условных обозначений изображаются звенья механизма и кинематические пары с указанием размеров, необходимых для кинематического анализа.

Электрическая схема – схема электрической цепи, на которой с помощью условных обозначений показывается из каких элементов (диодов, транзисторов, конденсаторов и др.) состоит данная электрическая цепь и какой порядок соединения этих элементов между собой.

Главным и объективно необходимым условием эффективного использования на занятиях по техническому труду графической документации является дидактически грамотно организованная деятельность учащихся, направленная на чтение и разработку эскизов, чертежей, технических рисунков, кинематических и электрических схем. Формирование практического умения читать чертёж (эскиз или технический рисунок) простой детали начинается с ознакомления с линиями чертежа, видами изображений, нанесением размеров на чертеже.

Практическое изучение и чтение простых кинематических и электрических схем не представляет большой сложности для учащихся школ, поэтому ознакомление со схемами технических устройств осуществляется обычно вместе с изучением конструкции и принципа работы этих устройств.

К технологической документации относятся технологические и маршрутные карты.

Технологическая карта – это технологический документ, который содержит описание последовательности выполнения технологических операций (технологический процесс) для изготовления изделия, графическое изображение обрабатываемой заготовки, а также указание используемых инструментов и приспособлений. В этом документе изображается технический рисунок готового изделия, описывается название и материал для его изготовления (табл. 7).

 

Таблица 7 – Технологическая карта на изготовление изделия

 

Графическое изображение изделия

Название изделия:

Материал:

Последовательность выполнения технологических операций (технологический процесс) Графическое изображение Инструменты, приспособления
1 Измерение …    
2 Разметка …    
3 Пиление …    
4 Строгание …    
5    

Маршрутная карта это технологический документ, который содержит описание последовательности выполнения работы (маршрут) для изготовления изделий, а также указание используемых инструментов и приспособлений. В данном документе изображается технический рисунок готового изделия, описываются название и материал для его изготовления (табл. 8).

 

 

Таблица 8 – Маршрутная карта на изготовление изделия

 

Графическое изображение изделия

Название изделия:
Материал:
Последовательность выполнения работы (маршрут) Инструменты, приспособления
1 Подготовить …  
2 Нанести …  
3 Выполнить …  
4 Собрать …  
5  

 

В качестве средств наглядности могут использоваться подлинные технические явления, технологические процессы, предметы реального мира и их изображения, а также специально изготовленные в дидактических целях учебно-наглядные пособия.

С помощью средств наглядности максимально реализуется принцип наглядности на уроках технического труда. Именно при использовании средств наглядности в процессе обучения учащихся техническому труду значительно активизируется их учебно-познавательная деятельность, а также обеспечивается сознательное и прочное усвоение ими изучаемого материала.

Все средства наглядности, которые применяются в обучении техническому труду, условно разделяются на: натуральные средства показа, технические модели, реальные изображения.

Натуральные средства показа служат для демонстрации изучаемых технических объектов и процессов в натуральном виде. К ним относятся объекты, процессы и рабочие приёмы.

Объекты образцы конструкционных и природных материалов; инструменты, приспособления и учебное оборудование, а также их сборочные единицы и детали и др. Они дают непосредственное представление о внешнем виде и признаках изучаемого объекта (форма, размеры, расположение и движение видимых деталей и т. п.).

Процессы – это технологические процессы, работа машин и механизмов, которые может продемонстрировать учитель на учебном оборудовании в школьной мастерской. Данные процессы могут наблюдать учащиеся также во время производственных экскурсий на предприятия.

Рабочий приём – совокупность двух и более рабочих движений, направленных на выполнение определённого вида технологической операции конкретным инструментом.

Технические модели служат для показа внешнего вида изучаемых объектов и явлений, отдельных деталей и сборочных единиц технических устройств и др. Учебная техническая модель представляет собой аналог изучаемого объекта или его части. Она изготавливается по сравнению с реальным объектом в уменьшенном и увеличенном виде, а иногда и в натуральную величину, с соблюдением внешнего сходства и пропорциональности частей.

Учебные технические модели, используемые в процессе обучения техническому труду, обычно отражают геометрическое подобие изучаемого объекта или его техническую сущность. Они могут быть разборными и неразборными, действующими и недействующими. Действующие модели позволяют показать не только внешний вид, но и продемонстрировать динамику и взаимодействие частей изучаемого объекта.

Широкое распространение получили модели механизмов и машин, а также их деталей и сборочных единиц; модели инструментов и приспособлений и других технических устройств. Например, модели подшипников качения, наборы моделей деталей для их графического изображения, модель суппорта токарно-винторезного станка, наборы моделей механизмов передач и преобразования движения, модель двигателя внутреннего сгорания, модель штангенциркуля и др.

Реальные изображения в практике обучения техническому труду обычно представлены плакатами, как правило, в наборах или альбомах. По размерам плакаты и изображения на них выполняют такими, чтобы изображения можно было рассмотреть всем ученикам класса со своих учебных мест. В альбомах листы с изображениями несколько меньше, чем плакаты. Они предназначены для рассмотрения непосредственно на ученических местах.

По содержанию плакаты и альбомы могут включать в себя изображения видов материалов, внешний вид и конструктивное устройство рабочих и измерительных инструментов, приспособлений, станков, а также изображения рабочих приёмов выполнения технологических операций, владения инструментом, управления станками. При изучении конкретных технологий используются плакаты, отражающие правила безопасной работы и охраны труда.

Технические средства обучения (ТСО) – это комплекс технических устройств, применяемых для улучшения процесса усвоения учащимися знаний, умений и навыков и повышения эффективности труда учителя по осуществлению учебного процесса и контролю за его результатами [50, с. 148].

К основным современным техническим средствам обучения техническому труду можно отнести: аудиальные (магнитофоны, радио и др.); аудиовизуальные (телевизоры, видеоаппаратура и др.); виртуальные (компьютеры, мультимедийная аппаратура и др.). К этой группе относятся также средства новых информационных технологий – компьютерные сети, интерактивное видео, средства медиаобразования, учебное оборудование на базе электронной техники и др.

Использование учителем технических средств обучения требует предварительной подготовки. При первом знакомстве с техникой учащиеся обычно обращают внимание не на учебную информацию, а на саму технику и второстепенные детали. Поэтому необходимо специально учить их работать с новым средством, проводить инструктаж, готовить к восприятию информации, давать познавательные задания, четко определять цели работы и формы контроля.

На эффективность обучения техническому труду оказывает влияние периодичность использования ТСО. Если оно применяется редко, то каждое его использование создает у учащихся повышенное эмоциональное состояние, которое затрудняет восприятие и освоение учебного материала. Наоборот, частое использование ТСО приводит к потере учащимися интереса к нему. Количество времени и частота применения ТСО зависят от сложности изучаемого учебного материала.

В школьной учебной мастерской должны быть обеспечены условия для демонстрации наглядных пособий: источники постоянного и переменного тока, заземление и затемнение, проекционная аппаратура, экран и т. д. В мастерской должны висеть портреты выдающихся деятелей науки и техники по изучаемому учебному предмету, периодические и постоянно действующие наглядные пособия, укреплена видеоаппаратура и проекторы, находиться компьютер.

Опыт создания в школах компьютерных кабинетов показал, что ученики считают компьютеры лишь средством обучения информатике и не используют их возможностей в общеобразовательном процессе отдельных учебных предметов. Поэтому рекомендуется в каждой учебной мастерской иметь хотя бы один компьютер, подключенный к локальной школьной сети для доступа к базам данных, а также к сети Интернет.

Технические средства обучения техническому труду решают множество дидактических задач. Например, аудиовизуальные или мультимедийные средства обучения способны моделировать реальные факты и события. С помощью экранных средств можно показать изучаемый объект в естественной для него среде. Специализированные съемки могут замедлить или ускорить изучаемый процесс, показать микроскопические объекты. Прием мультипликации помогает показать строение и динамику действия сложных объектов.

Независимо от вида технического средства обучения существуют общие дидактические требования для учителя технического труда по подготовке уроков с их использованием:

а) проанализировать цели урока, его содержание и логику изучения материала;

б) выделить главные элементы, которые должны быть усвоены учащимися (факты, явления, свойства), выделить те из них, которые нуждаются в демонстрации предмета, явления или их изображения;

в) установить, на каком этапе и для какой цели необходимо использование технических средств обучения;

г) отобрать оптимальные технические средства обучения, установить их соответствие целям урока;

д) определить методы и приемы, с помощью которых будет обеспечена учебно-познавательная деятельность учащихся, сформулировать задания.

Например, учебная работа педагога с любым аудиовизуальным средством обучения техническому труду предполагает определенную методику его использования. На первом этапе, еще до занятия, учитель продумывает цели и структуру занятия, отбирает для показа те видеофрагменты, которые наилучшим образом позволяют достигать поставленные цели. Любое средство должно органично сочетаться с формой и содержанием занятия, соответствовать его целям и общей дидактической системе педагога.

На втором этапе создается эмоциональное и деловое настроение учеников для просмотра видеофрагмента. Дается установка на восприятие отдельных элементов и всего видеофрагмента в целом. Учитель кратко поясняет видеофрагмент, формулирует задание, организующее положительное восприятие учебного материала учениками

Третий этап формирует зрительскую культуру детей, учит их реагированию на увиденное, позволяет соотнести целевые установки с восприятием информации и собственной мыслительной работой. Возможно использование следующих приемов: а) стоп-кадр, во время которого даются комментарии учителя, формулируется и обсуждается вместе с учениками проблемный вопрос; б) повторное воспроизведение фрагмента с возвращением к поставленному вопросу; в) синхронный комментарий учителем или учеником демонстрируемого средства (например, одному из учеников при выключенном звуке предлагается «озвучить» видеоряд).

Четвертый, завершающий этап проходит как обсуждение, дискуссия, ответы на поставленные вопросы. Возможно индивидуальное или групповое выполнение заданий с последующим представлением и обсуждением результатов.

Дополнительные учебно-методические возможности по сравнению с видеомагнитофоном и телевизором предоставляют видеофильмы, выполненные на мультимедийной основе в форме CD или DVD и демонстрируемые с помощью компьютера и соответствующего проекционного аппарата. В этом случае учитель технического труда может быстро возвращаться к любой части фильма; останавливать кадр для более детального рассмотрения и комментариев; использовать одновременно другие средства обучения; копировать видеоряд или звуковое сопровождение фильма для печати, размещения в электронных базах данных; использовать видеоматериалы для подготовки и защиты учениками творческих проектов и др.

В настоящее время получили распространение лазерные компакт-диски (CD, DVD) с материалами по различным учебным курсам. На данных носителях информации размещаются различные виды экранно-звуковых средств, приспособленных для использования с помощью компьютера. Подобные средства обучения рекомендуется использовать на уроках технического труда для демонстраций, фронтальной и индивидуальной работы с учениками, для самостоятельной работы учащихся.

Компакт-диски помогают обеспечить интерактивность взаимодействия ученика с учебным материалом, индивидуальную программу его освоения, активизировать обратную связь «ученик–учитель».

В свою очередь, актуальными среди современных средств обучения являются электронные учебники и образовательные веб-сайты. Электронный учебник – это автоматизированная обучающая система, которая включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.

Электронные издания учебного назначения, обладая всеми свойствами бумажных изданий, имеют ряд преимуществ:

- компактность хранения в памяти компьютера или на электронных носителях информации;

- гипертекстовые возможности, мобильность, тиражируемость;

- возможность оперативного внесения изменений и дополнений;

- удобство пересылки по электронной почте.

Электронный учебник выполняется в формате, допускающем гиперссылки, графику, анимацию, речь диктора, регистрационные формы, интерактивные задания, мультимедийные эффекты и др. Они вариативны в исполнении, когда используется удобный для чтения цвет фона и текста; размер шрифта и др. Материал из электронного учебника учитель может дополнить, исправить, отослать ученику по электронной почте, записать на компакт-диск или поместить на образовательный веб-сайт для одновременного доступа к ней учеников. Электронный учебник обеспечивает режим самообучения и возможность самоконтроля.

С помощью машинного переводчика электронный учебник может быстро перевести учебный материал на другой язык. Учитель и ученик могут добавлять в учебник свои комментарии, ссылки, ставить вопросы, а цитаты из электронного учебника применять в собственных работах.

Включение в учебник элементов анимации и компьютерных игр усиливает его интерактивность и привлекательность. Гипертекстовая структура учебника позволяет осуществлять индивидуальную программу обучения их техническому труду. Однако это должно строиться таким образом, чтобы сохранялась логика и систематичность в освоении содержания, не допускались пробелы в усвоении образовательных стандартов.

Учащиеся смогут самостоятельно пополнять свой электронный учебник творческими работами, при необходимости открывая их для общего доступа, например на веб-сайте. Публикация в электронном учебнике создаваемых или отбираемых учащимися материалов, а также размещение их на доступном для других людей веб-сайте, существенно повышает их ответственность за качество своей информации.

Электронный учебник предоставляет большие возможности для личностной творческой работы. Учитель и ученики могут участвовать в разработке собственного электронного учебника, в добавлении к нему материалов или заданий без существенных затрат на переиздание. В учебниках на бумажных носителях такая возможность не предусмотрена, конструирование школьниками личностного содержания технологического образования затруднено.

Структура электронного учебника обычно выбирается блочная. Это означает, что отдельные электронные блоки могут заменяться, добавляться или изменяться в процессе обучения учащихся техническому труду. Замена электронных блоков не сопряжена с существенными затратами по переизданию. Единственная проблема, возникающая при видоизменении электронного учебника, это проблема авторских прав. Решать её необходимо юридическим путём с помощью составления соответствующего договора между авторами учебника и его последующими пользователями-доработчиками, путем разработки специальной инструкции или официального постановления о действиях пользователей с электронными изданиями.

Один и тот же электронный учебник будет иметь различные версии для учителя и учеников. С точки зрения учителя, электронный учебник по определенному предмету постоянно дополняется новыми текстами учеников и специалистов в виде дополнительных приложений. С годами учебник увеличивается в объеме для всех последующих учеников в количестве своих приложений, связанных между собой гиперссылками. Через некоторое время отдельные его части и приложения перерабатываются.

Для ученика его учебник дополняется личными работами, работами его одноклассников и текстами первоисточников, которые он выбирает для себя. Такой учебник остается в архиве ученика и сопровождает его личностно ориентированное технологическое образование на протяжении всех лет обучения техническому труду. В результате у каждого школьника создается личная образовательная библиотека, хранящаяся на электронных носителях.

Таким образом, электронные учебники, которые разрабатываются для использования в процессе обучения учащихся техническому труду, позволят учителю:

- индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения;

- контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;

- обеспечить самоконтроль и само коррекцию учебно-познавательной деятельности;

- сократить время теоретического обучения и увеличить время на выполнение графических, лабораторных и практических работ;

- демонстрировать визуальную учебную информацию;

- моделировать и имитировать процессы и явления;

- проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;

- формировать умение принимать оптимальные решения;

- повышать интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации;

- передать культуру познания и др.

Образовательный веб-сайт учебного заведения в сети Интернет – новое средство обучения техническому труду, педагогические основы создания и применения которого еще нуждаются в разработке. В связи с развитием информационных технологий количество и роль образовательных веб-сайтов в деятельности школ возрастает. От содержания, организационной структуры и функционирования образовательного веб-сайта зависит не только успех взаимодействия школы с внешним миром, но и образовательные процессы, происходящие внутри учебного заведения.

Уникальность веб-сайтов делает их универсальным средством для решения многих образовательных задач: предоставление информации для учеников, учителей и школ, желающих познакомиться с различными методиками, концепциями, образовательными средствами, интерактивные формы коммуникации – форумы, конференции и др.

Основой разработки образовательного веб-сайта является целостная педагогическая концепция учебного заведения, а не только одна ее часть или направление, например информационные технологии. Школьный сайт должен решать не отдельную частную задачу, а выступать средством повышения эффективности всех сторон деятельности школы.

Педагогическая концепция школы и ее основные структурные элементы определяют базовую основу сайта и находят свое отражение на его титульной странице.

Имеются два значимых аспекта разрабатываемого школьного сайта: внешний и внутренний. Во-первых, школа организует деятельность своих учеников и педагогов в открытом информационном пространстве, и поэтому она должна быть интересна для внешних посетителей, которых привлекают не столько графические, сколько познавательные и интерактивные достоинства сервера, во-вторых, школьный сайт может стать полезным инструментом для более качественного и эффективного решения традиционных внутренних задач учебного заведения: проведения Интернет-занятий, семинаров и конференций; организации дистанционных педсоветов и родительских собраний, проведения конкурсов, информационной поддержки обучения.

Главные принципы конструирования образовательного веб-сайта – его адресность, интерактивность и продуктивность в отношении предполагаемых посетителей – участников процессов, организуемых школой с помощью сайта.

К образовательному сайту и к связанным с ним технологиям применимы универсальные критерии, справедливые для любых сайтов: технические, эстетические, эргономические, психологические, информационные и др. В то же время сфера образовательной деятельности накладывает специфические требования к конструированию школьных сайтов, и учебно-методическая составляющая является в данном случае главной.

Таким образом, учебно-методические функции средств обучения техническому труду, можно охарактеризовать: информативностью (передача необходимой для обучения информации); интегративностъю (рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом); экономичностью (облегчение процесса обучения, уменьшение затрат времени, сил и здоровья учителя и учеников); оптимальностью (рациональное и безопасное обеспечение определенных видов деятельности учащихся и педагога).

Вместе с тем, социально-экономическое и научно-техническое развитие современного общества требуют не только систематического обновления фонда средств обучения техническому труду, но и их влияния на корректировку целей и содержания образования, разработку новых форм и методов обучения. Особенно ярко данная тенденция наблюдается в процессе расширения ресурсов сети Интернет и электронных средств коммуникаций, обуславливающих развитие дистанционного и Интернет-образования.

 

 

8 Планирование и подготовка учителем учебных занятий по техническому труду

Структура и содержание тематического плана по техническому труду.

Календарно-тематическое планирование.

Планирование учебной работы – это сложный и ответственный этап в подготовке учителя технического труда. От планирования во многом зависят слаженность и ритмичность данной работы, выполнение программ и, в конечном счёте, качество и глубина знаний, уровень развития умений и навыков учащихся.

Все подготовительные работы учителя к предстоящим учебным занятиям можно условно разделить на два вида:

- подготовка к учебному году;

- подготовка к отдельному уроку технического труда.

Подготовка учителя к учебному году состоит из нескольких этапов:

1. Анализ учебно-воспитательной работы в прошлом учебном году.

2. Определения необходимого содержания обучения учащихся техническому труду в программах учебного предмета «Трудовое обучение. Технический труд».

3. Изучение учебного материала учебников и учебных пособий с целью подробного рассмотрения содержания обучения учащихся техническому труду.

4. Ознакомление с актуальной научной и учебно-методической литературой по техническому труду.

5. Определение форм и методов обучения, а также подготовка средств обучения техническому труду.

6. Разработка и утверждение календарно-тематического плана работы учителя технического труда на учебный год.

При ознакомлении с программой, научной и учебно-методической литературой учитель технического труда устанавливает, какие основные идеи должны быть раскрыты в процессе изучения каждой темы, определяет теоретический материал и практические умения, которые должны быть сформированы у учащихся, воспитательные моменты, а также пути осуществления связи материала темы с физикой, химией, биологией, математикой и другими предметами.

В ходе последующей подготовки учитель определяет обеспечение занятий с учётом конкретных условий учебно-материальной базы и средств обучения, уровня подготовки учащихся и личных возможностей, продумывает формы и методы обучения, а также вопросы организации занятий по конкретным темам.

Приступая к составлению календарно-тематического плана работы, учитель должен в соответствии с учебным планом школы, определить количество часов на учебный год в зависимости от уровня обучения учащихся (базовый, повышенный). Затем необходимо распределить учебный материал (раздел, тема, вопрос) по четвертям (триместрам), неделям и урокам технического труда.

Учитель производит поурочное разделение материала с учётом того времени, которое отводится на изучение темы программой, определяет место и значение каждого урока в системе уроков по теме. Он продумывает, как содержание темы будет развиваться на протяжении всех уроков технического труда. Благодаря этому устанавливается последовательность усвоения учащимися знаний, формирования умений и навыков, развития общей и технологической культуры, воспитания у них тех или иных нравственно-эстетических качеств.

Календарно-тематическое планирование – это распределение содержания учебного материала по отдельным урокам, направленное на установление дат проведения, определение порядкового номера урока, разделов программы, тем уроков, количества часов, целей и задач урока, материала учебника (учебного пособия). Для эффективной организации процесса обучения учащихся техническому труду можно предложить учителю следующую форму календарно-тематического плана (табл. 9):

 

Таблица 9 – Календарно-тематический план работы учителя технического труда

 

Дата проведения № урока Название раздела, тема урока Количество часов Цели и задачи урока Материал учебника (учебного пособия)
           

 

Подготовка учителя к отдельному уроку технического труда включает в себя:

- анализ учебно-методической работы на прошлых занятиях по техническому труду;

- указание темы, цели и задач предстоящего занятия по техническому труду;

- определение объёма и сложности изучаемого учебного материала;

- выбор изделия с учётом индивидуальных и возрастных особенностей развития учащихся;

- разработка технологии изготовления выбранных изделий, их пробное изготовление;

- определение методов и подготовка средств обучения техническому труду;

- разработка и составление плана урока по техническому труду.

В подготовке учителя к уроку можно выделить мероприятия организационного и методического характера. Вполне понятно, что знания учителя должны быть значительно более обширными и глубокими, чем это требуется от учащихся. Он должен быть готов к ответу на вопросы учеников, выходящие за пределы учебной программы. Ему необходимо иметь хорошие профессиональные умения и навыки при рабате с инструментами, приспособлениями и на учебном оборудовании.

Большое значение для подготовки учителя к уроку имеет ознакомление с учебно-методической литературой, в которой обобщён опыт лучших педагогов. В данной литературе раскрываются рекомендации по построению учебно-воспитательного процесса на уроках технического труда, выбору форм и методов обучения, определению изделий для изготовления и др.

До начала учебных занятий учителю технического труда рекомендуется самостоятельно изготовить изделие, предназначенное в качестве учебно-трудового задания для практической работы учащихся. С методической точки зрения это важно по нескольким причинам:

- прогнозируются трудности и предстоящие ошибки учащихся при изготовлении изделий;

- появляется образец изготовленного изделия для учащихся;

- повышается авторитет учителя технического труда перед учащихся.

Подготовка учителя к уроку завершается разработкой и составлением планом урока по техническому труду. В плане урока по техническому труду указываются: дата; класс; тема, цель и задачи урока; содержание учебного материла, тип урока; изделие; методы и средства обучения, межпредметные связи, формы контроля, литература. Ход урока технического труда по определённой теме рекомендуется представить в форме таблицы 10:

 

Таблица 10 – Ход урока технического труда по теме «…»

 

№ п/п Этап урока и время Задача урока Метод обучения. Содержание учебного материла Средство обучения
         

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.112 с.)