Системы обучения техническому труду 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системы обучения техническому труду



Операционная система обучения техническому труду

Операционно-предметная система обучения техническому труду.

Конструкторско-технологическая система обучения техническому труду.

 

Под системой обучения техническому труду понимается установленный порядок разделения содержания учебного процесса на отдельные части, их определённая группировка и последовательное изучение учащимися. К основным составляющим учебного процесса при изготовлении изделий относятся: учебное место, технологический процесс, технологическая операция, рабочий приём, рабочее движение.

Учебное место – это пространство учебного помещения, предназначенное для выполнения учебного задания одним учащимся, а также для размещения и использования инструментов, приспособлений и оборудования, материалов заготовок и изделий.

Материал – это предмет труда, предназначенный для дальнейшей обработки с целью получения заготовок. Материалы бывают конструкционные (бумага, древесина, металл, пластмассы, резина, стекло, ткань, кожа и др.) и природные (древесина, соломка, береста, лоза и др.).

Заготовка – это объекта труда, часть материала определённых размеров, из которого при дальнейшей обработке получают деталь изделия (отрезки досок, проволоки и др.).

Изделие – это продукт труда, полученный в процессе первоначальной обработки материалов и заготовок, а также окончательной сборки и отделки деталей изделия (сувениры, полки, подставки, предметы домашнего обихода и др.).

При изготовлении изделий используют различные рабочие и контрольно-измерительные инструменты, а также приспособления. Рабочие инструменты предназначены для обработки материалов, например, пила, рубанок, ножницы, молоток и др. Контрольно-измерительные инструменты служат для определения размеров и проверки точности изготовления изделий, например, линейка, рулетка, угольник, транспортир, циркуль и др.

Приспособление – это устройство, предназначенное для облегчения работы, которое делает её более точной и безопасной. Например, при измерении и разметке заготовок из древесины применяют шаблоны, а при пилении древесины – упор, стусло, винтовой зажим столярного верстака.

Технологический процесс – деятельность, направленная на разработку графической и технологической документации, с последующим выполнением технологических операций для создания из материалов изделия.

Технологическая операция – часть технологического процесса, осуществляемая на одном учебном месте при выполнении рабочих приёмов с использованием определённых инструментов, приспособлений и оборудования. Например, пиление древесины ножовкой, опиливание металлов напильником.

Рабочий приём – совокупность двух и более рабочих движений, направленных на выполнение определённого вида технологической операции конкретным инструментом (черновое строгание древесины шерхебелем, точение цилиндрической поверхности заготовки из металла проходным резцом и др.).

Рабочее движение – однократное действие, часть рабочего приёма, например, перемещение руки (взмах, обхват, поворот и т. п.). Правильно выполненное рабочее движение предполагает:

– соблюдение необходимой рабочей позы (положение тела человека во время работы по отношению к заготовке, инструменту, приспособлению и оборудованию);

– правильное держание или закрепление инструмента (определённая хватка инструмента руками или способ закрепления инструмента в оборудовании);

– точное расположение инструмента по отношению к заготовке.

В зависимости от характера и видов деятельности учащихся учителю рекомендуется использовать следующие системы обучения техническому труду:операционную, операционно-предметную, конструкторско-технологическую (рисунок 2.2).

Операционная система обучения техническому труду ориентирована на последовательное овладение учащимися отдельными технологическими операциями.

Первоначальное овладение технологическими операциями может быть ориентировано учителем на изготовление заготовок для деталей будущих сквозных изделий.

К достоинствам данной системы обучения относится последовательное формирование у учащихся умений и навыков правильного выполнения основных технологических операций с целью рационального использования их в технологическом процессе. В обучении техническому труду осуществляется переход от простых технологических операций к более сложным.

Недостатком операционной системы является то, что нельзя технологический процесс рассматривать как простое соединение отдельных технологических операций. Умение выполнять технологические операции не гарантирует овладения технологическим процессом в целом. Вместе с тем отделение процесса по овладению технологическими операциями от процесса по изготовлению изделия придаёт работе непроизводительный характер. Учащиеся не видят результатов своего труда, что снижает их интерес к работе.

 

Рисунок 2.2 – Схема систем обучения техническому труду

 

Операционно-предметная система обучения техническому труду ориентирована на первоначальное овладение учащимися новыми технологическими операциями, которые в дальнейшем применяются в комплексе с ранее изученными технологическими операциями для изготовления изделий.

Данная система обучения техническому труду реализуется в два этапа: 1 этап – овладение рабочими приёмами новых технологических операций, связанных с выполнением части технологического процесса по изготовлению изделия; 2 этап – изготовление изделия в целом с использованием новых и изученных ранее технологических операций.

В этой связи учитель технического труда должен правильно выбирать изделия, соответствующие учебной программе. Постепенное усложнение технологических процессов, направленное на изготовление изделий, рекомендуется осуществлять за счёт изучения новых технологических операций.

Конструкторско-технологическая система обучения техническому труду направлена на деятельность учащихся, которые перед изготовлением изделия должны предложить несколько вариантов его конструкции и композиции, выбрать и разработать оптимальный вариант, определить способы обработки материалов, инструменты, приспособления, оборудование и др. Поэтому вначале ученики решают ряд технических задач (графических, технологических и конструкторских), а затем переходят к обработке заготовок, изготовлению деталей и их сборке и т. д.

Данная система обучения предопределяет содержание умственной конструкторско-технологической деятельности учащихся, а формирование умений и навыков в школьных учебных мастерских может осуществляться при помощи другой системы, например операционно-предметной.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.005 с.)