Методы обучения техническому труду 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы обучения техническому труду



Словесные методы обучения техническому труду: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с учебником и книгой.

Наглядные методы обучения техническому труду: наблюдение, иллюстрация, демонстрация, видеометод.

Практические методы обучения техническому труду: упражнение, инструктаж, графическая работа, лабораторная работа, практическая работа, игра.

 

Методы обучения техническому труду – это способы совместной деятельности учителя технического труда и учащихся, направленные на решение обучающих, развивающих и воспитательных задач.

Распространённой является классификация методов обучения техническому труду по источнику получения знаний: словесные, наглядные ипрактические методы (табл. 4).

К основным словесным методам обучения техническому труду относятся: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с учебником и книгой.

Рассказ – это монологический метод устного повествовательного изложения учебного материала. В соответствии с целями обучения техническому труду выделяются: рассказ-выступление (подготовка учащихся к восприятию нового материала), рассказ-повествование (изложение нового материала), рассказ-заключение (выделение главных идей, мыслей, обобщение изученного, формулировка выводов). На этапе начального обучения учащихся техническому труду рассказ используется в чистом виде, на других этапах – сочетается с другими методами обучения.

 

Таблица 4 – Классификация методов обучения техническому труду по источнику получения знаний

 

№ п/п Название метода обучения Источник получения знаний Виды методов обучения
1 Словесные Устное или печатное слово. - рассказ; - объяснение; - беседа; - дискуссия; - лекция; - работа с учебником и книгой.
2 Наглядные Предметы, явления, процессы, наглядные пособия, видеотех-ническая аппаратура. - наблюдение; - иллюстрация; - демонстрация; - видеометод.
3 Практические Учащиеся получают знания и формируют практические умения и навыки. - упражнение; - инструктаж; - графическая работа; - лабораторная работа; - практическая работа; - игра.

 

Объяснение – это монологический метод устного аргументированного, доказательного изложения учебного материала. Применяется при раскрытии значении слов и понятий, объяснении принципов действия различных технических устройств, при введении в тему нового материала, при построении системы научных рассуждений и доказательств, раскрытии причинно-следственных связей и др. Данный метод используется со всеми возрастными группами, но наиболее эффективно в работе с учащимися среднего и старшего школьного возраста.

Беседа – это диалогический метод устного изложения и усвоения учебного материала. Беседа позволяет с помощью системы правильно поставленных вопросов и искусного поддержания диалога воздействовать на сознание учащихся, которые обладают определённым объёмом знаний об изучаемом материале и связи с ним. Данный метод можно применять на разных этапах урока технического труда, в сочетании с другими методами обучения.

Дискуссия - это диалогический метод устного изложения и усвоения учебного материала, которая стимулирует познавательный интерес учащихся, привлекает их к активному обсуждению разных точек зрения по той или иной проблеме, побуждает к осмыслению различных подходов к аргументации своей и других позиций. Для использования данного метода необходима большая предварительная подготовка учащихся как в содержательном, так и в формальном плане и наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме.

Лекция – это монологический метод устного изложения учебного материала, который применяется для изложения объёмного материала в старших классах, что соответствует высокому уровню их интеллектуального и умственного развития. Лекция может занимать время одного или двух уроков. Изложение материла осуществляется по заранее подготовленному тексту (конспект лекций). В соответствии с целями обучения техническому труду лекции могут быть использованы для изложения нового материала, а также для повторения пройденного материала (обзорные лекции).

В педагогической литературе выделяют следующие типы лекций: традиционная лекция (материал для запоминая учащимся передаётся в готовом виде), проблемная лекция (излагается теоретическая или практическая проблема), лекция-беседа (применяется когда слушатели владеют определённой информацией по проблеме).

Работа с учебником и книгой – это метод обучения, направленный на восприятие и осмысление учащимися печатного слова, иллюстраций и других изображений технических объектов и явлений. Его можно применять как метод получения новых знаний и как метод закрепления знаний и выработки умений и навыков. Важнейшими приёмами при использовании учителем технического труда данного метода являются следующие:

- чёткая постановка цели работы с учебником или книгой;

- указание вопросов, которые должны быть усвоены учащимися;

- разделение учебного материала на части;

- нахождение логических связей между отдельными частями текста;

- установление степени соподчинения рассматриваемых в нём фактов и обобщений;

- конспектирование отдельных главных положений;

- повторное чтение и краткое изложение основных мыслей прочитанного текста.

К основным наглядным методам обучения техническому труду относятся: наблюдение, иллюстрация, демонстрация, видеометод.

Наблюдение – это наглядный метод обучения, ориентированный на целенаправленное изучение и анализ определённого методического явления, его развития и изменения в различных условиях обучения учащихся техническому труду. Данный метод позволяет учителю технического труда составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и способности.

Большое значение имеет изучение домашних условий жизни и учебной работы школьников, степени их усидчивости и регулярности в овладении знаниями. Если по данным вопросам у учителя технического труда накапливается достаточное количество наблюдений, это позволяет ему более объективно подходить к проверке и оценке знаний учащихся, а также своевременно принимать необходимые методические меры для повышения успеваемости.

Иллюстрация – это наглядный метод обучения, который обеспечивает учащимся показ иллюстрированных материалов, пособий: картин, плакатов, схем, чертежей, графиков, диаграмм, портретов, карт, макетов, плоских моделей, изображений информации и зарисовок на доске и др.

Демонстрация – это наглядный метод обучения, который обеспечивает восприятие, как внешних форм (характеристик), так и внутреннего содержания не только в статике, но и в динамике их протекания, что очень важно для понимания учащимися глубинной сущности, законов, закономерностей и принципов их действия и существования, условий их создания. Данный метод заключается в показах действий реальных приборов или их моделей, различных машин и механизмов, технических устройств; в постановках опытов и проведении экспериментов, в демонстрациях процессов различного происхождения, особенностей свойств конструкционных и природных материалов и др.

Видеометод – это наглядный метод обучения, связан с использованием видеотехнической аппаратуры, то есть экранных источников информации (фильмоскоп, кодоскоп, диапроектор, кинокамера, киноаппарат, телевизор, видеомагнитофон, компьютер, сканер и т. п.). Использование видеоматериалов помогает за короткое время представить большое количество необходимой информации, например, раскрыть сущность природных или производственных явлений и процессов и т. д.

Активизируя наглядно-чувственное восприятие, видеометод обеспечивает быстрое и прочное усвоение знаний в их образно-понятийной ценности и эмоциональной окрашенности, существенно влияет на формирование мировоззрения, стимулирует развитие абстрактно-логического мышления, сокращает время на обучение.

К основным практическим методам обучения техническому труду относятся: упражнение, инструктаж, графическая работа, лабораторная работа, практическая работа, игра.

Упражнение – это практический метод обучения, суть которого заключается в повторном (многократном) выполнении умственных или практических действий с целью овладения ими или повышения их качества. Данный метод направлен как на приобретение знаний, так и на перевод их в учебные и практические умения и навыки с последующим совершенствованием от репродуктивного до творческого уровней. По характеру деятельности упражнения разделяются на: устные, письменные, практические.

Упражнения должны, во-первых, носить сознательный характер и проводиться только тогда, когда учащиеся хорошо осмыслят и усвоят изучаемый материал; во-вторых, способствовать дальнейшему углублению знаний; в-третьих, содействовать развитию творческих способностей.

Инструктаж – это практический метод обучения, сущность которого заключается в объяснении и показе способов выполнения трудовых действий, направленных на формирование представлений о правильном и безопасном выполнении этих действий и на корректировку практической деятельности учащихся. Данный метод используется при обучении учащихся практическим умениям и навыкам по выполнению технологических операций по ручной и механической обработке конструкционных и природных материалов.

Различают вводный, текущий и заключительный инструктажи, которые используются в основном перед, во время и после проведения практических работ на занятиях по техническому труду.

Вводный инструктаж направлен на организацию предстоящей самостоятельной практической работы учащихся. Во время вводного инструктажа учащимся осуществляется показ выполнения технологических операций, рабочей позы и хватки инструментов, приемов работы, организации учебного места; объяснение правил безопасной работы; указание возможных ошибок и способов их устранения; распределение заданий между учащимися.

Текущий инструктаж служит для корректировки деятельности учащихся в ходе самостоятельного выполнения практических работ с целью своевременного устранения и дальнейшего предупреждения ошибок. Он бывает индивидуальным или групповым, осуществляясь на основе наблюдений и контроля учителя технического труда за действиями учеников.

Заключительный инструктаж проводится в конце занятий по окончании самостоятельной практической работы. Его цель – это подвести итоги работы, сделать анализ хода и результатов работы, вскрыть причины допущенных ошибок, объяснить способы их устранения.

Графическая работа – это практический метод обучения, направленный на построение и чтение графических изображений (эскизов, чертежей и технических рисунков), схем (кинематических, электрических и др.), графиков, таблиц и т. п. Данный метод обычно используется с выполнением учащимися практических работ.

Лабораторная работа – это практический метод обучения, когда учащиеся выполняют работы с целью практического ознакомления со свойствами обрабатываемых конструкционных и природных материалов, с устройством инструментов, приспособлений и оборудования и др. По содержанию данные работы можно условно разделить на качественные (ознакомление с породами и пороками древесины, видами пиломатериалов) и количественные (определение влажности древесины, измерение штангенциркулем и т. д.).

Практическая работа – это практический метод обучения, ориентированный на углубление, закрепление и конкретизацию приобретённых теоретических знаний в процессе овладения умениями и навыками выполнения технологических операций, изготовления изделий в учебных мастерских. По характеру учебной деятельности практические работы можно условно разделить на учебно-тренировочные (овладение умениями и навыками работы с материалами, инструментами, приспособлениями и оборудованием) и конструкторско-технологические (разработка и изготовление моделей, совершенствование и разработка технологических процессов, разработка и изготовление творческих проектов).

Игра – это практический метод обучения, направленный на усвоение нового материала, его закрепление, повторение, развитие всех видов мышления. Данный метод обладает тактической и стратегической направленностью на формирование мировоззрения, качеств личности и способностей; организаторских, коммуникативных, экономических и других умений. Большое место в учебном процессе отводится ролевым, деловым и ситуативным играм.

В педагогической практике применяются познавательные дидактические игры, которые обеспечивают развитие коллективных отношений, снимают эмоциональную напряжённость, создают атмосферу заинтересованного непринуждённого выполнения учебных действий.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.016 с.)