Раскрыть методы и приемы музыкального воспитания дошкольников. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раскрыть методы и приемы музыкального воспитания дошкольников.



Описать детское музыкальное творчество. Виды, этапы развития.

Музыкальное детское творчество является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов. Музыкальное детское творчество имеет большое значение в восприятии ребёнка окружающего мира. Детское музыкальное творчество, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка. Музыкальное детское творчество — это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение. Элементы музыкального детского творчества проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку. Благодаря этому, у ребёнка развивается зрительно-пространственная координация, музыкальный слух и моторика. Ребёнок учится управлять телом и овладевает танцевальными движениями.

Виды детского музыкального творчества:

песенное творчество;

Музыкальная игровая, танцевальное творчество

Творчество в игре на детских музыкальных инструментах

Этапы песенного творчества:

1этап Импровизация имён, звука подражания, мелодий без сдоя (Взрослые просят показать, как споет большая и маленькая птичка на слог «ку-ку»)

2этап Импровизация музыкальных вопросов и ответов (Взрослый поет «Зайка, зайка, где ты бывал?» Ребёнок должен продолжить песенку «На лужайке танцевал»)

3этап Сочинение попевок Контрастного характера на предлагаемый текст сочинение попевок в определённом жанре. (Детям предлагают только визировать весёлый, оживлённый мелодию на текст «Солнце ярко светит, весело на свете» И найти грустные интонации в передачи контрастного настроения «Дождик льёт как из ведра, загрустила детвора»)

Постепенно детей приводит к сочинению целого оперного спектакля по сказке Теремок, колобок

 

 


Охарактеризовать музыкально - ритмические движения как один из видов музыкальной деятельности дошкольников. Значение, задачи, музыкально-ритмические навыки и навыки выразительного движения, их взаимосвязь.

МРД -это вид муз дея-ти,в которой активно отражаются упр, в виде движения,танцы,пляки,игры

Значение:

1) при помощи движение ребёнок познает мир

2) Музыка вызывает двигательные реакции

3) В процессе занятия занимаются музыкальные способности(чувство ритма)

4) Способствует физическому здоровью

5) Развитие восприятия музыкальных образов и умений отображение их в движении

6) Эстетическая развития

7) Развитие эмоциональной отзывчивости к музыке

8) Развития пространственных и временных ориентировок

9) Воспитание морально-волевых качеств

10) Развития дисциплины

11) Развитие нравственных качеств

12) Развития познавательных способностей

13) Воспитание чувство коллективизма

Задачи:

@ Развития музыкального восприятия, музыкального ритма, чувства и ритмических движений.

@ Способствовать движению с характером музыки, наполненные яркими средствами выразительности, развития нравственных и временных ориентировок.

@ Обучение детей музыкальный ритмическим умение и навыки, через поправления, игры, пляски

@ Развития художественно творческих способностей

Движение должны соответствовать: (характера музыки; средства музыкальной выразительности; формирование музыкального произведения)

Двигательная основа: (ходьба, бег, прыжки; образное упражнения; танцевальные движения)


Пляски.

а) пляски с зафиксированными движениями (авторская композиция,

сопровождающаяся описанием движений в соответствии с тактами музыки);

- народные пляски с подлинными элементами народного танца;

- характерные танцы («Снежинки», «Петрушки», «Куклы» и т.д.)

- хороводы с пением, текст которых не связан с выполняемыми

движениями;

- современный детский танец;

- детский бальный танец;

б) пляски-импровизации на основе разученных движений и их элементов

(начиная с плясок типа «зеркало», в котором все участники повторяют

комбинацию движений за ребенком-ведущим, заканчивая самостоятельной

сольной или коллективной композицией);

Требования:

1. Высокие художественные достоинства произведения должны способствовать пробуждению гуманных чувств.

2. Доступные для восприятия, простые по форме, доступные по содержанию.

В репертуар входят произведения:

1. народной музыки («Янка-полька», «Гoпак», «Лезгинка»)

2. классическая музыка русских композиторов (Чайковский...)

3. классическая музыка зарубежных композиторов (Бетховен «Сурок», Шопен «Вальс».

4.советских композиторов (Кабалевский «Клоуны», «Походный марш», «Времена года»).


Пояснения.

3. Указания.
4. Поэтическое слово.
5. Беседа.
6. Вопросы.
7. Замечания.
  3. Практический метод. Конкретная деятельность детей рассматривается как целенаправленное воспитание и обучение в виде систематических упражнений.
Практический метод в музыкальном воспитании также очень важен. Показ педагогом исполнительских приемов в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах и освоение их детьми необходимы для музыкальной деятельности (исполнительской и творческой). На основе процесса подражания ребенок усваивает всё, а потом это переходит в навык.
Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из трех основных методов - наглядный, словесный и практический - должен применяться с нарастанием проблемности и: от прямого воздействия (объяснительно- иллюстративный метод) через закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельны поиск детьми способов деятельности).

Раскрыть методы и приемы музыкального воспитания дошкольников.

Наглядные методы:

Наглядно-слуховой: художественное исполнение музыкальных произведений педагогом

Наглядно-зрительные: показ игрушек, иллюстрация, репродукции картин, портретов композиторов, относящихся к данному музыкальному произведению.

Наглядно-выразительный показ приемов исполнения песен, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах.

Словесные методы:

Эмоциональный рассказ о музыке

Беседа о музыке

Художественное чтение

Объяснение

Пояснение

Указание

Практические методы:

Упражнения в практических умениях в различных видах музыкальной деятельности

Музицирование

Игровые методы:

Упражнение игрового характера

Использование игровых ситуаций, сюрпризных моментов

Музыкально-дидактические игры

Театрализация

Методы музыкального воспитания определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально-эстетическое развитие ребенка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. В этом сложном педагогическом процессе ведущая роль отводится взрослому, который, учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт ребенка, организует его деятельность.

Методы направлены на воспитание эстетического отношения к музыке, эмоционального отклика, музыкальной восприимчивости, оценочного отношения, выразительного исполнения.

Методы воспитания многообразны. Они зависят от конкретных учебных задач, от характера различных видов музыкальной деятельности, обстановки и т. д.

Выбор методов музыкального воспитания зависит также от того, каким источником будут пользоваться дети при получении знаний.
Естественно, что первым источником является сама музыка, ибо только она пробуждает «музыкальные» чувства человека. Вначале работа с детьми идет преимущественно по накоплению опыта слушания музыки. Чем дети меньше, тем продолжительнее этот период.

Вторым источником получения знаний является слово педагога, которое подводит детей к целостному восприятию музыкального образа и пониманию содержания конкретных музыкальных произведений.

Третьим источником является непосредственная музыкальная деятельность самих детей, потому что вне ее, вне упражнений не могут быть, например, выработаны умения и навыки пении, ритмике. Только практическая деятельность содействует всестороннему развитию ребенка, воспитывает адекватное отношение к общественным явлениям, позволяет проявить инициативу, сознательность и активность.

Итак, при выборе методов музыкального воспитания мы следуем от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.

В методике музыкального воспитания детей опираются на ту же классификацию методов, которые выделяют в дошкольной педагогике.

В музыкальном воспитании и обучении детей дошкольного возраста применяют три взаимосвязанных метода работы:
1. Наглядный;
2. Словесный;
3. Метод практической деятельности.
Каждый метод включает в себя систему различных приемов, зависящих от его специфики. Выбор тех или иных методических приемов обучения определяется конкретными задачами данного музыкального занятия, сложностью музыкального материала, этапом обучения и уровнем общего развития детей.

Подбирая для обучения детей различные методические приемы, педагогу необходимо руководствоваться следующими правилами:

- обеспечить высокий художественный уровень предлагаемого детям музыкального материала и качественность его исполнения;

- учитывать особенности данного детского коллектива, уровень его общего и музыкального развития, его организованность;

- учитывать образность и конкретность восприятия музыки детьми дошкольного возраста.

В методике музыкального воспитания методы имеют свою специфику.
1. Наглядный метод позволяет в конкретных, красочных образах показать детям явления, события окружающей действительности, рассказать о чувствах и действиях людей, животных, познакомить с предметами быта.

Наглядный метод включает следующие компоненты:

- Слуховую наглядность, т.е. непосредственное слушание музыки ребенком, как специальное, так и во время исполнения им песен и музыкально-ритмических движений.

- Тактильную наглядность - непосредственное ощущение телом волновых колебаний музыкального звучания.

- Зрительную наглядность, которая в процессе музыкального воспитания сочетается со слуховой. К зрительной наглядности относятся: показ певческих приемов, движений в плясках, играх, упражнениях;
использование большого спектра наглядных средств: картин художников, портретов, игрушек, предметов искусства, музыкальных инструментов, моделей, слайдов, фрагментов видеофильмов и т.д., относящихся к данному музыкальному произведению.

Таким образом, наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный.

Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки. Исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО - основное содержание этого метола.

Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение и может быть отнесен к приемам. Зрительная наглядность (картины, рисунки, цветные карточки и т.д.) применяются для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить их фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы, познакомить с музыкальными инструментами и т. д.

 

Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. Она применяется далеко не всегда, а лишь при необходимости, в зависимости от возраста детей (в младших группах ее применение более оправданно), наличия программности и изобразительности в музыкальном образе.

2. Словесный метод - универсальный. Словесный метод обращен к сознанию ребенка, способствует осмысленности, содержательности его деятельности.

Роль слова - можем дать настрой, создать атмосферу. Слово педагога помогает понять содержание музыкального произведения, пробуждает воображение, способствует проявлению творческой активности. С помощью слов педагог формирует словарь детей, чтобы ребенок смог сам характеризовать музыку (какая, какие эмоции возникли)

Словесный метод включает в себя следующие приемы:

 1.Объяснение. Оно используется, когда предлагается новое произведение для слушания, игры, пляски, упражнения. Объяснение должно быть четким, кратким; дается повторно на первом этапе усвоения детьми музыкального материала и заданий.

Объяснение в виде образного рассказа используется перед слушанием программных музыкальных произведений и исполнением сюжетных музыкальных игр. Образный рассказ способствует заинтересованности детей, более глубокому пониманию содержания произведения, вызывает у них эмоциональные переживания, развивает воображение, Образный рассказ должен точно следовать сюжетной фабуле музыкального произведения.

Пример образного рассказа к сюжетной игре «Зайцы и медведь» (русская народная мелодия «Заинька», «Медведь», музыка Е. Тиличеевой):

«Зимнее утро в лесу. На полянке бегают, кружатся, прыжками согревают себя зайчики. До того разыгрались, что разбудили медведя, который спал в своей берлоге. Пошел он посмотреть, кто же спать ему мешает?! Увидали зайцы медведя и разбежались, под кустами попрятались. Ушел медведь. Зайцы опять выбежали на полянку и стали прыгать».

2. Пояснения. Они даются при показе движений игр, плясок, упражнений и различных певческих приемов в ходе занятия в четкой и краткой форме.

Нечеткость пояснений часто приводит к непониманию задания и плохому качеству исполнения. Пояснение должно быть тесно связано с показом. Педагог приучает детей выслушивать пояснение до конца. Например, если дети вслед за педагогом начинают повторять движения при их разучивании, он говорит: «Не делайте движений, послушайте внимательно и посмотрите, как их надо выполнять». Если нужно пояснить, как, например, в песне «Котя, котенька, коток» петь более длинные ноты, педагог говорит: «Давайте послушаем себя, все ли спели протяжно последнюю ноту, долго ли ее тянули, чтобы котик услышал».

3. Указания. Даются во время выполнения детьми игр, плясок и упражнений. Например: «Кружиться надо через правое плечо, оттягивайте носочки» и т. д. Указания помогают ребенку понять, как надо выполнять те или иные движения, уточняют способ выполнения действий.

4. Поэтическое слово. Чтение небольшого прозаического иди поэтического литературного произведения или его фрагмента перед исполнением музыки также помогает детям глубже понять и почувствовать ее образный строй.

5. Беседа. Обычно проводится с детьми после слушания музыки, реже - перед слушанием, когда надо конкретизировать содержание произведения в процессе беседы дети делятся своими впечатлениями от произведения, высказывают свое отношение к его образам, дают им элементарную оценку. Беседы с детьми не должны быть длительными, а наоборот, отличаться лаконичностью и конкретностью.

6. Вопросы. Беседа с детьми строится в форме вопросов и ответов.

Педагог задает вопросы в связи с содержанием произведения, избегая излишних детализаций и отвлечений. Вопросами уточняется содержание, характер музыкального образа, форма и средства выразительности музыкального произведения. Например, после исполнения танцевальной музыки можно спросить детей: «Что я играла, пляску или марш? Каков характер этой музыки? Какое движение можно под нее исполнить?

7. Замечания. Обращены к сознанию ребенка, который в силу каких-либо причин отвлекся от процесса выполнения заданий. Замечания должны быть строгими, но в то же время корректными.

  3. Практический метод. Конкретная деятельность детей рассматривается как целенаправленное воспитание и обучение в виде систематических упражнений.

Практический метод в музыкальном воспитании также очень важен. Показ педагогом исполнительских приемов в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах и освоение их детьми необходимы для музыкальной деятельности (исполнительской и творческой). На основе процесса подражания ребенок усваивает всё, а потом это переходит в навык.

Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из трех основных методов - наглядный, словесный и практический - должен применяться с нарастанием проблемности и: от прямого воздействия (объяснительно- иллюстративный метод) через закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельны поиск детьми способов деятельности).

 


3. Охарактеризовать роль и обязанности воспитателя группы в осуществлении руководства различными формами музыкальной деятельности дошкольников.
(из интернета)

Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя.
Воспитатель обязан:
· Развивать самостоятельность, инициативу детей в исполнении знакомых песен, хороводов в различных условиях (на прогулке, утренней гимнастике, занятиях), содействовать тому, чтобы дети выражали свои музыкальные впечатления в творческих играх.
· Развивать музыкальный слух, чувство ритма детей в процессе проведения музыкально - дидактических игр.
· Углублять музыкальные впечатления детей путём слушания музыки в аудиозаписи.
· Знать все программные требования по музыкальному воспитанию, весь репертуар своей группы и быть активным помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях.
· Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми своей группы в случае отсутствия музыкального руководителя (по причине отпуска или болезни).

Воспитатель должен осуществлять музыкальное воспитание, используя все формы работы: пение, слушание, музыкально - ритмические движения, игра на музыкальных инструментах. Навыки для такой работы воспитатель получает во время специальной подготовки в учебных заведениях и посредством общения с музыкальным руководителем на различных консультациях, семинарах и практикумах.

Работая с воспитателем, музыкальный руководитель раскрывает перед ним содержание предстоящих музыкальных занятий. Разучивает практический материал. Конечно, музыкальный руководитель знакомит воспитателей и с теми очередными задачами, которые он ставит в процессе работы над содержанием программы обучения. Это помогает им вместе наблюдать за успехами каждого ребёнка. Выявлять тех детей, кому нужна дополнительная помощь, намечать пути этой помощи. Кроме того, такая работа позволяет музыкальному руководителю, учитывая возможности каждого воспитателя, умело использовать его в процессе музыкальных занятий.


6. Дать характеристику слушания музыки в детском саду. Значение, задачи, репертуар, формы работы по слушанию музыки в дошкольных учреждениях.
Слушание музыки-
в процессе слушания музыки у детей развивается ладовое чувство. Дети понимают и узнают. Различают музыку по характеру, развивается интерес к музыке
Задачи:
- знакомить детей с художественными произведениями, доступными для их восприятия, образцами современной, классической и народной музыки.- развивать музыкальную восприимчивость детей, способности эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке.- развивать способности запоминать музыкальные произведения, их содержание, характер, средства музыкальной выразительности, постепенное формирование представлений о музыке.-воспитание оценочного отношения к музыке и её исполнению, что является первоначальным проявлением музыкального вкуса.-формирование навыка слушания музыки.

- создание фонда любимых детских произведений.

В процессе слушания музыки в единстве с музыкально-эстетическими задачами решаются значения: - совершенствуется нравственный облик ребёнка; - углубляются эстетические чувства; - формируются умственные способности; - формируются патриотические чувства; - развиваются музыкальные, музыкально-сенсорные способности.

В репертуар входят произведения: А. народной музыки («Янка-полька», «Гопак», «Лезгинка»Б. Классическая музыка русских композиторов (Чайковский.В. Классическая музыка зарубежных композиторов (Бетховен «Сурок», Шопен«Вальс».....) |Г. Советских композиторов (Кабалевский «Клоуны», «Походный марш»,Чайковский «Детский альбом», «Времена года»).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.057 с.)