XII. Зависимость сновидений от «специальных типов» высшей нервной деятельности человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

XII. Зависимость сновидений от «специальных типов» высшей нервной деятельности человека



 

Характер сновидений зависит от установленных И. П. Павловым (в 1932 и в 1935 гг.) «специальных типов» высшей нервной деятельности, свойственных людям и определяемых по преобладанию первой или второй сигнальной системы. По этому физиологическому признаку И. П. Павлов разделил людей на два крайних типа: «художественный» — с преобладанием первой сигнальной системы и «мыслительный» — с преобладанием второй сигнальной системы. Большинство людей относится к среднему типу, у которого нет выраженных крайностей первых двух. Для лиц «художественного» типа характерен синтетический и конкретный склад мышления, для лиц «мыслительного» типа — аналитический и абстрактный.

Естественно, что такое типологическое различие мозговой деятельности должно найти свое отражение в различном характере сновидений у лиц «художественного» и «мыслительного» типов.

У лиц «художественного» типа сновидения по своему общему характеру стоят ближе к детским. Они менее расщеплены и перемешаны, менее бессмысленны, более целостны и образны, более приближаются к впечатлениям действительности.

У лиц «мыслительного» типа сновидения отличаются большею частью нелепостью, сумбурностью, хаотичностью комбинаций элементов жизненного опыта. Они дальше стоят от целостных картин действительности.

В сновидениях лиц «художественного» типа преобладают элементы первой сигнальной системы, преимущественно зрительные образы. У музыкантов нередко наблюдаются слуховые образы (в виде звуков и мелодий). У лиц «художественного» типа встречаются обонятельные и вкусовые сновидения, что чрезвычайно редко наблюдается у людей «мыслительного» типа.

Одна учительница «художественного» типа описывала свои сновидения как «кинематографические»: развертывается длинная цепь зрительных образов (пейзажей и лиц), она путешествует, сменяются картины природы. Это «путешествие» бывает связано с чувством приятного или неприятного. Нередко такой «кинематографический» сон может продолжаться и в следующую ночь.

Приведу еще пример сновидения у женщины «художественного» типа. «Стою недалеко от моря среди множества людей. Все выражают беспокойство, так как наступает конец света. С беспокойным чувством ищу своих родных. Хочу умереть вместе с ними. Нахожу родных среди толпы. Ждем. Видим, как море начинает выходить из своих берегов и постепенно затопляет землю. Голубая прозрачная вода идет над нами. Лучи солнца блестят в глубинах моря, закрывшего землю. Видим, как мимо нас плывут разноцветные морские звезды, золотые рыбки. Высокие, ветвистые кораллы разных цветов вырастают отовсюду со дна моря. Вода прозрачна, как воздух, и сквозь нее видно синее небо и сверкающее солнце». Пробуждения не следует, продолжается сон.

Ясен цельный, картинный характер приведенного сновидения.

Одна больная с астеническим состоянием, 42 лет, «художественного» типа (наблюдение д-ра Л. Б. Гаккель), часто видела стереотипные, повторяющиеся сновидения:

1) она стоит одна среди горящего хлебного поля;

2) видит, как немцы с автоматами входят в родной город;

3) видит цветущую степь, по которой идет, берега синего Дона, покрытые желтым песком, солнце, тепло.

Первые два сновидения связаны с переживаниями минувшей войны. В последнее время у больной чаще наблюдаются варианты последнего сновидения.

Сновидения людей «мыслительного» типа (например математиков, философов и др.), отличающихся абстрактностью мышления, преобладанием второй сигнальной системы и высоким развитием коркового анализа, большею частью имеют сумбурный характер хаотических комбинаций расщепленных элементов жизненного опыта. Пробуждаясь утром, таким людям нередко приходится удивляться той чепухе, которая «лезла в голову» в течение ночи.

Это не значит, что лица «мыслительного» типа не имеют целостных, картинных сновидений, близких к нерасщепленному, детскому типу. Иногда у них бывают и такие сновидения, но они довольно редки и нехарактерны.

Описанное различие сновидений у людей «художественного» и «мыслительного» типов должно быть распространено на сновидения у истериков и психастеников. По Павлову, истерия есть невроз, развивающийся на почве «художественного» типа, а психастения — невроз крайнего «мыслительного» типа.

Характер сновидений у истериков более или менее ясен. Им свойственны сновидения «художественного» типа с отражением в них патологических симптомов и комплексов.

Сновидения у психастеников, у которых (по Павлову) имеется отрыв второй сигнальной системы от первой и от подкорки, мало изучены. Надо полагать, что в сновидениях у них должны найти свое отражение патологические изменения их высшей нервной деятельности.

В целях физиологического анализа сновидений следует рекомендовать провести систематическое исследование сновидений у крайних представителей «художественного» и «мыслительного» типа, а также у психастеников как патологического отклонения от последнего типа.

Есть основания полагать, что у лиц крайнего «мыслительного» типа (например у математиков) в сновидениях могут преобладать элементы второй сигнальной системы по сравнению со сновидениями у лиц «художественного» типа. Но и в этих случаях остаются верными закономерности последовательного выключения и включения сигнальных систем и циклов сновидений, изложенных в разделах IX и X. В связи с этим может быть разрешен вопрос об особенностях сновидений, внушенных в гипнозе. По данным И. Е. Вольперта, эти сновидения имеют не сумбурный и не нелепый характер, а целостный, ближе стоящий к возможной действительности. Мы полагаем, что такая особенность внушенных сновидений обусловливается не гипнозом, не свойствами гипнотического сна и не внушением (так как содержание сновидения никогда не внушается), а «художественным» типом нервной системы наших испытуемых, абсолютное большинство которых составляют женщины с истерическими неврозами, следовательно, с функциональным преобладанием первой сигнальной системы.

У обоих указанных типов высшей нервной деятельности человека встречаются явления, которые в литературе именуются «символикой сновидений». Однако эта «символика» более свойственна сновидениям лиц «художественного» типа.

Под «символикой» или «символизацией» сновидений обычно понимается замена абстрактных понятий и мыслей конкретными зрительными образами (так называемая «визуализация» или «драматизация»). Кроме того, под «символикой» понимается замена конкретного конкретным, одних образов другими. К первом случае речь идет о замене элементов второй сигнальной системы элементами первой сигнальной системы — зрительными образами. Во втором случае мы имеем дело с заменой одних конкретных образов другими, как, например, в баснях конкретные образы зверей являются символами конкретных образов людей.

В жизни мы пользуемся метафорами, аллегориями, баснями и т.д. Примерно этому в своеобразной форме соответствуют факты «символики» в сновидениях. Так, если в жизни человек стремится достигнуть какой-то цели, но на пути к ней много препятствий, то нередко и в своих сновидениях он встречается с этими же «препятствиями», которые принимают аллегорическую форму различных зрительных образов. Эти зрительные образы изменяются от сновидения к сновидению, но отражают одну и ту же мысль о преодолении жизненных препятствий.

Один наш сотрудник нередко видит сны на один и тот же мотив, отражающий его жизненные устремления. Он должен куда-то ехать, но не может туда доехать. Например, в одном из сновидений он едет на автомобиле в институт и должен попасть в дирекцию. Но… по дороге оказывается, что дирекция (что не соответствует действительности) находится далеко от института, в другом месте, и что машина идет в институт, а не в дирекцию. По дороге машина останавливается, впереди… глубокий ров с водой. За рвом зеленый луг. Проехать нельзя. Испытывает чувство затруднения. При этом просыпается. Этот же мотив сновидения повторяется на другой лад с другими «препятствиями» на пути. Такая «символика» иногда бывает ясна в отношении ее происхождения и лицам, не занимающимся анализом сновидений.

Приведем пример сновидения, в котором образы сновидения отражают жизненную ситуацию больной (С., 43 лет), с навязчивым неврозом (наблюдение д-ра К. М. Воронковской). Больная на реке полощет белье, оно чистое-чистое. Подходит пожилой человек и бросает белье с мостков в грязь. Больная сердится, ударяет мужчину самым грязным бельем по лицу. Мужчина хочет ей отомстить, бежит за ней. Больная спасается в воде, плывет. Мужчина плывет за ней. Ей кажется, что он хочет ее утопить. Оглянувшись, видит девочку, которая плывет дальше от преследующего мужчины, чем она. Больная решает поменяться с ней местами, считая, что этим сама спасется.

Что же имеет место в жизни данной больной? Больная находится в дружеских отношениях с Н. Они всюду бывают вместе, много беседуют. Наконец, он требует близости. Больная страшится ее из-за последствий. Тогда Н. женится на очень молоденькой девушке. Больная считает, что эта девушка заняла ее место.

Приведенное сновидение в зрительных образах отражает жизненную ситуацию и мысли больной.

В основе фактов «символики» сновидений лежат ассоциативные процессы или корковые временные связи, которые фиксируют индивидуальный жизненный опыт в коре больших полушарий. Поэтому «символика» всегда имеет индивидуальный характер и не обязательно должна быть связана с сексуальными моментами жизни.

Преувеличенное значение «символике» сновидений придавал З. Фрейд. Мы должны отбросить мистический и пансексуальный характер «символики», приписывавшийся ей Фрейдом.

«Символика» составляет только часть содержания сновидений. Многие сновидения не имеют элементов «символики».

«Символика» чаще наблюдается в сновидениях у лиц «художественного» типа. В основном она сводится к замене элементов второй сигнальной системы элементами первой сигнальной системы.

Формулируем основные положения, изложенные в этом разделе.

1. Характер сновидений зависит от «художественного» и «мыслительного» типов высшей нервной деятельности (по И. П. Павлову).

2. У лиц «художественного» типа сновидения большей частью отличаются цельностью, картинностью и стоят ближе к сновидениям детского типа. У лиц «мыслительного» типа сновидения большей частью имеют нелепый, сумбурный характер хаотических комбинаций.

3. Так называемая «символика» наших сновидений заключается в замене элементов второй сигнальной системы (абстрактных понятий, идей) элементами первой сигнальной системы (конкретными зрительными и другими образами).

4. Такая замена осуществляется во время сна на основе ассоциаций или корковых временных связей, образованных в течение индивидуального жизненного опыта.

5. «Символика» сновидений свойственна и «художественному» и «мыслительному» типам, но больше «художественному».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.91.239 (0.014 с.)