Лекция № 2. Конституционное регулирование политических, экономических, социальных, духовных отношений в зарубежных странах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция № 2. Конституционное регулирование политических, экономических, социальных, духовных отношений в зарубежных странах



Понятие конституционного строя

 

Закрепление положений о конституционном строе в тексте конституции стало популярным в XX веке с появлением тенденции социализации. Общественный строй, общественное устройство рассматриваются как система общественных отношений или организация общества, сложившаяся в результате исторического процесса и развивающаяся с течением времени. Общественный строй, как правило, обусловлен определенным уровнем производства, распространения и обмена продуктов, а также характерными особенностями социальной сферы: общественного сознания, традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни. Чтобы из социологии перейти в предмет рассмотрения юриспруденцией, общественный строй должен быть закреплен в нормативном акте, то есть быть защищен юридически.

Конституционны строй – понятие смежное, более близкое современным государствам, определяющее, что основные положения общественного строя охраняются законом высшей юридической силы, конституцией. Конституционный строй – совокупность фундаментальных (базовых) общественных отношений, на которых выстраиваются важнейшие институты государства и общества, регламентированных нормами конституции.

Раздел конституции, который определяет основы конституционного строя, может называться по-разному: Основные принципы (Конституция Италии 1947 г.); Общие положения (Конституция Испании 1978 г.); Политические, социальные и экономические основы (Конституция Кубы 1976 г.), Основы конституционного строя (Конституция РФ 1993 г.)

Как правило, регламентируя основы конституционного строя, конституции включают нормы, устанавливающие форму государства, его политическую систему, экономическую систему, социальную систему и духовно-культурную сферу.

Форма государства

 

Историческая традиция развития национальной государственности, особенности ее становления, национальный состав населения страны – все это является причинами разнообразия форм государства в современном мире.

Стабильность монархических форм правления в таких странах, как Великобритания и Япония, обусловлена многовековыми традициями данной формы правления в этих государствах. Принятие федеративной формы государственного устройства объясняется историческими условиями возникновения США и ФРГ, или национальным составом населения, например, в Индии. История знает примеры, когда выбор государственной формы в бывших колониях зависел от влияния метрополии. Так, бывшие колонии республиканской Франции в подавляющем большинстве своем стали республиками (Кот-д'Ивуар, Бенин, Буркина-Фасо).

Форма государства традиционно раскрывается в трех формах: форма правления, форма государственного территориального устройства и форма политического режима.

Форма правления. Данный элемент отражает способ организации верховной власти в государстве, структуру, правовое положение и соотношение высших органов государственной власти друг с другом и населением. Две классические формы правления: монархия (от греческого – единый, единовластие) и республика (с латинского – общее дело) с течением времени трансформировались в большое количество подвидов.

Монархия. Главой монархического государства является суверенное, юридически и политически безответственное лицо, приобретающее свой статус по собственному праву. Различают следующие виды современных монархий:

1) Абсолютная монархия (Кувейт и др.). Конституции таких государств обычно являются дарованными и фактически не применяются или приостанавливаются. Над конституцией может стоять религиозный текст. В таких странах может существовать выборный орган власти – парламенты, но он выполняет здесь совещательные функции. Вся власть исходит от монарха.

2) Дуалистическая монархия (Марокко и др.). Власть разделена надвое между монархом (сохраняет за собой большие полномочия: право вето, роспуск парламента, назначение и отставка членов правительства) и избираемым народом парламентом.

3) Парламентская (конституционная) монархия (Испания, Швеция и др.). В таких государствах полномочия монарха ограничены не только в области законодательства, но и в сфере государственного управления. Исторически министры считаются слугами монарха, фактически – ни министры, ни правительство никакой ответственности (индивидуальной или коллегиальной) перед монархом не несут.

4) Выборная монархия (ОАЭ, Малайзия). В таких государствах монархи выбираются из числа представителей властвующих семей на определенный период времени.

5) Теократическая монархия (Ватикан, Саудовская Аравия) – глава государства одновременно является главой религиозного культа.

С положительной стороны отмечают монархическое правление в том смысле, что оно может сыграть стабилизирующую роль в случае возникновения острого политического кризиса. Монархия – символ преемственности исторических традиций.

Республика. Власть народа презюмируется в государствах с республиканской формой правления. Республика исключает создание какого-либо учреждения, обладающего собственной властью, формально не связанного ответственностью перед народом. Различают следующие виды современных республик:

1) Президентская республика (США, Бразилия, Аргентина и др.). В таком государстве глава, как правило, избирается народом, в дальнейшем сам формирует правительство, которое ему подотчетно. Глава государства здесь возглавляет исполнительную власть.

2) Парламентская республика (ФРГ, Италия, Индия и др.). В таком государстве глава, как правило, избирается с участием парламента. Этот орган власти также участвует в формировании правительства, и оно ему подотчетно. Для уравновешивания сил, президенту обычно предоставлено право распустить парламент.

3) Теократическая республика (Иран, Пакистан и др.). Духовенство в таком государстве принимает активное участие в управлении государством. Например, в исламской республике Иран, наряду с постом президента, есть пост факиха – духовного руководителя иранского народа. Его решения обязательны для светской власти.

4) Социалистическая (народная) республика (КНР, Вьетнам, Северная Корея и др.). Главенствующая роль в управлении таким государством принадлежит правящей партии, что прослеживается также в структуре органов власти. Решения принимаются съездом партии или его постоянно действующим органом.

Важно, что фактически сегодня нет государств, где эти признаки прослеживались бы однозначно. Каждая страна создает форму правления с учетом своих особенностей, и она лишь тяготеет к одной из вышеперечисленных категорий.

В том случае, если сочетаются весьма противоречивые элементы, такую форму правления называют смешанной. Так, существуют формы правления, которые сочетают в себе элементы монархии и республики. Например, Глава Малазийской Федерации является монархом, который получает свою власть путем выборов Советом правителей сроком на 5 лет, а все его решения требуют дополнительного утверждения соответствующего министра (контрасигнатура).

Форма государственного территориального устройства. Эта характеристика государства позволяет не только установить в целях почтового сообщения территориальное деление страны, но и определить правовой статус каждой из составляющих территориальных единиц.

Здесь следует рассматривать в первую очередь вопросы взаимоотношений между различного рода органами (федеральными, субъектов федерации, муниципальными), существующими в территориальных структурах данного государства, с центральными органами государственной власти и между собой.

Различают две устоявшихся формы территориального устройства: унитарное государство и федеративное.

Унитарное государство. Составные части в унитарном государстве не обладают какой-либо политической самостоятельностью, это цельное образование.

К числу унитарных государств относятся Великобритания, Франция, Италия, Греция, Испания, Португалия, Нидерланды, Швеция, Норвегия, Финляндия, подавляющее большинство стран Латинской Америки и Африки, Камбоджа, Лаос, Таиланд, Япония и ряд других стран.

Часто в конституциях государств, если они характеризуются как унитарные, нет упоминаний об этой категории. Считается, что сам факт умолчания о форме государственного устройства есть констатация унитаризма как наиболее распространенного способа политико-территориальной организации территории страны.

Унитарные государства отличаются следующими характеристиками.

1. Существует единая конституция. Ее положения действуют на территории всей страны без каких-либо изъятий или ограничений.

2. Создается единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент). Их юрисдикция распространяется на территорию всей страны и не ограничивается полномочиями каких-либо региональных структур.

3. Единое гражданство. Не допускается создание собственного гражданства административно-территориальными единицами унитарного государства.

4. Единая правовая система. Все органы власти, не зависимо от уровня, обязаны применять нормативные акты, принимаемые центральными органами государственной власти.

5. Единая судебная система, осуществляющая свою деятельность на основе единых норм материального и процессуального права. Если административно-территориальные единицы унитарного государства создают судебные органы, они будут представлять собой элементы единой централизованной судебной системы.

6. В унитарном государстве административно-территориальные единицы не могут обладать политической самостоятельностью. Все органы управления в стране подчинены центральным органам государственной власти.

Другими словами, такая форма территориального устройства государства как унитаризм предполагает централизацию всего государственного аппарата. Данная система считается позитивным явлением. Унитаризм во многих государствах заменил в свое время феодальную раздробленность.

С точки зрения организации публичной власти выделяют следующие виды унитарных государств:

- централизованные (управление осуществляется назначенными из центра чиновниками),

- относительно децентрализованные (могут выбираться муниципальные органы, но их права сильно ограничены, а деятельность контролируется назначенными из центра чиновниками),

- децентрализованные (местные органы власти избираются народом, нет назначенных правительством администраторов).

Унитарная форма государственного территориального устройства является преобладающей над федеративной. Из всех государств мира в настоящее время существует всего 24 федерации[2].

Федеративное государство. Данная форма государственного территориального устройства является более сложной и представляет собой союз нескольких государственных образований, имеющих особый политико-правовой статус. Составные части этого государства, именуемые субъектами федерации (штаты, кантоны, земли, края, области и т.д.), обладают определенной политической самостоятельностью, признаками государственности.

Федеративные государства отличаются следующими характеристиками.

1. В политико-административном отношении федеративное государство строится из территорий субъектов федерации. Существуют также варианты, когда часть территориальных образований в государстве не будет являться его субъектами. Например, территория Бразилии состоит из штатов и федерального округа.

2. В федеративном государстве субъекты обладают учредительной властью. В целях ее реализации субъекты могут принимать собственную конституцию. Однако такое право предоставляется не всем субъектам.

3. Смешаная правовая система. Субъекты федерации обладают законодательной властью, но их нормативные правовые акты будут иметь силу только на территории данного субъекта. Вместе с тем, они должны соответствовать федеральному законодательству.

4. В каждом из субъектов федерации могут быть созданы собственные органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные), образующие отдельную от федеральной систему.

5. Субъекты федерации в некоторых случаях могут установить собственное гражданство: каждый гражданин будет считаться гражданином союза и одновременно соответствующего государственного образования.

6. Исторически сложилось еще одно отличие – наличие двухпалатного органа законодательной власти на федеральном уровне для обеспечения одновременно интересов всего населения и отдельных территорий.

С точки зрения конституционного регулирования вопросов компетенции выделяют следующие виды регламентации федеративного устройства:

– конституция определяет перечень вопросов исключительной компетенции федерации (США, Бразилия),

– конституция детализирует две сферы компетенции (Канада, ФРГ),

– конституция содержит трехзвенную систему разграничения компетенции между союзом и его членами (Индия, Малайзия, Российская Федерация),

– модель, созданная в Австрии, представляет четыре сферы компетенций (различается компетенция не только «по вертикали»: федерального и регионального уровня, но и «по горизонтали» – между органами законодательной и исполнительной власти этих уровней).

Еще одним основанием для классификации федерации служит принцип их построения. Так, различают национальные (Индия, Бельгия), территориальные (США, Бразилия, Мексика, Германия, Австрия) и смешанные (Канада, Швейцария, Россия) федерации.

Важно рассматривать также исторический способ образования федерации. В некоторых случаях субъекты, независимые территории объединяются на основании договора (США, Швейцария, Австралия и др.), в других – центральная государственная власть унитарного государства своим актом предоставляет значительную самостоятельность административно-территориальным единицам, трансформируя их в субъекты федерации (Индия, Канада, Бразилия и др.).

От федерации как формы территориально-политического устройства следует отличать конфедерацию как международно-правовое объединение суверенных государств (Швейцарская конфедерация).

Политический режим. Данная характеристика государства дает возможность сформировать представления о реальном политическом статусе различных общественных групп внутри страны, о фактической роли государственной власти. Политический режим отражает средства и методы, с помощью которых осуществляется государственная власть.

Преимущественно выделяют две группы политико-правовых режимов – демократические и антидемократические политические режимы.

Первые связываются с институтами демократии, признанием политических прав и свобод в государстве, обеспечением самостоятельного и активного участия граждан в определении направлений развития своего государства. Демократический режим допускает существование оппозиционных политических партий. Важной характеристикой такого режима является реальное осуществление свободных выборов, разделение властей, плюрализм мнений и убеждений.

Вместе с тем демократические режимы также могут различаться в зависимости от продвигаемых идеалов. Например, либерально-демократический – ставит превыше всего права и свободы личности, а консервативно-демократический – основывается в большей степени на политических традициях, которые не всегда полно отражены в конституции.

Недемократические режимы отличаются применением авторитарных методов властвования, которые ограничивают полностью или частично реализацию демократических принципов. К антидемократическим режимам относят авторитарный и тоталитарный режимы.

Авторитарный (властный) режим рассматривается как довольно частое явление в большинстве развивающихся стран (Индонезия, Марокко, Перу и т.д.). В таком государстве признается лишь часть политических прав и свобод граждан, ограничивается их самостоятельное участие в управлении государством. Политический плюрализм также частичен, некоторые оппозиционные партии объявляются запрещенными. Идея разделения властей в государстве с авторитарным политически режимом фактически не реализуется, хотя может быть закреплена в конституции. Например, судебная деятельность может находиться под контролем исполнительной власти (Конституционный суд Туниса по закону 1988 г. должен был до публикации своих решений конфиденциально докладывать о них президенту).

Считается, что клерикальный государственный режим, где господствует одна религия, оказывающая влияние на государство и общественную жизнь (Иран), также следует относить к авторитарным режимам.

Тоталитарный режим (Нигерия, Судан и др.) также является разновидностью антидемократического. Здесь возможность граждан участвовать в управлении государственными делами путем реализации своих политических прав вовсе отвергается. Фактически у граждан нет выбора, они ориентированы на существование единой системы, при которой не только выступления против нее, но и простая критика рассматривается законом как уголовное преступление. Власть едина и подчиняется единой обязательной политической идеологии. В таких странах органы государственной власти вмешиваются во все сферы жизни общества. Государство осуществляет контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и др.

В разные времена, в разных странах основой тоталитарного режима были расистские «теории», идеи массового государства, харизматического лидера и толпы и т.п. Особой, крайней разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим (Италия 1922 г., Германия 1933 г.). Отличительные черты – антидемократизм, антипарламентаризм, расизм и шовинизм.

 

Политическая система

 

Закрепление основ политического устройства государства является неотъемлемой составляющей современных конституций. Политическая система в целом представляет собой систему, состоящую из государства, политических партий и общественных организаций, посредством которых народ осуществляет свою государственную, политическую власть.

В некоторых странах законодательно к числу элементов политической системы относят также религиозные конфессии (исламские, католические и др.), организации лоббистов (США и др.), армию (в развивающихся странах). Если же в стране вовсе отсутствуют политические партии, то говорить о политической системе не имеет смысла. Например, в Иране Конституцией 1979 г. запрещена деятельность политических партий и неисламских организаций.

Таким образом, вопросы политической системы мы рассматриваем применительно к государствам с демократическим политическим режимом, где в конституциях, обычно, отражены следующие основополагающие идеи.

1. Принцип демократизма. Этот принцип предполагает, что народ в государстве может осуществлять свою власть в двух формах: представительной и непосредственной.

2. Принцип правового государства. Под таким государством сегодня понимается организация политической власти в обществе, признающая верховенство права. Причем это верховенство должно относиться не только к гражданам, но и к самому государству. Данный принцип впервые был отражен в Основном законе Германии.

3. Принцип разделения властей. Политическое устройство государства должно препятствовать узурпации всей полноты власти одним органом. Как правило, данный принцип вытекает из смысла текста основного закона страны. Иногда можно встретить его буквальное оформление в тексте конституции (например, в Конституции РФ 1993 г.).

4. Политический плюрализм. Данный принцип провозглашает многопартийность, множественность мнений в политике. В основных законах государств может быть закреплено право граждан свободно объединяться в разнообразные партии, бороться за власть демократическим путем, чтобы затем участвовать в формировании национальной политики.

Политическая партия представляет собой разновидность общественного объединения, отличающуюся своей целью – оказать влияние на государственную власть. Существуют партии, ориентированные как на наемных работников, так и на работодателей и крупных производителей, партии конфессиональные (объединяющие лиц определенных вероисповеданий) и в своем крайнем проявлении радикальные, экстремистские (призывающие к незаконным методам борьбы и, соответственно, запрещенные государствами).

5. Принцип территориальной целостности. Международно-правовой принцип о неделимости территории государства и нерушимости государственных границ находит свое отражение в конституциях государств и влияет на некоторые аспекты их политики. Территориальная целостность предполагает отсутствие права у какой-либо его части государства на отделение или выход из его состава (сецессия). Этот принцип, как правило, не зависит от формы территориального устройства и распространяется на все государства, как унитарные, так и федеративные.

Все вышеобозначенные принципы свойственны конституционному строю России и нашли закрепление в главе первой Конституции 1993 г. «Основы конституционного строя».

Неотъемлемым институтом политической системы страны являются демократические выборы. Выборы легитимизируют власть и являются инструментом реализации народного суверенитета в большинстве современных государств. Вместе с тем, высокая ценность выборов транслируется сегодня в большей мере светскими государствами – теократические системы не признают за выборами такой значимости. Традиционное мусульманское право полагает, что выборы не дают гарантий по выбору достойных представителей.

Выборы – способ формирования органов публичной власти, а также способ наделения полномочиями должностного лица, обеспечивающий представительных характер избираемым органам и лицам.

Ценность выборов состоит в том, что они являются существенным элементом:

– во-первых, политического самоутверждения граждан;

– во-вторых, политической самоорганизации гражданского общества, обеспечивающего его автономию;

– в-третьих, юридически признанной за гражданами и их политическими объединениями возможностью быть субъектами власти.

Выборы не случайно рассматриваются нами в разделе о политической системе. Выборы могут послужить причиной смены политического курса. В демократическом государстве это всегда площадка для политических дискуссий. Для обеспечения этой идеи разработано требование о наличии двух и более кандидатов. Вместе с тем истории известны примеры и безальтернативных выборов (например, выборы главы Республики Казахстан в 1991 г.: в силу колоссального авторитета одного из кандидатов, другие не смогли собрать 100 тысяч подписей избирателей для регистрации).

Классификация выборов зависит от ответа на следующие вопросы: население какой территории в дальнейшем будет представлять избранный орган или должностное лицо (выборы могут быть национальные, региональные и местные); какова роль населения при голосовании (при прямых выборах население непосредственно голосует за кандидатов, при непрямых – за специальных лиц, выборщиков и т.п., которые в дальнейшем будут решать судьбу кандидатов); в какой момент времени проходят выборы (по окончании установленного законом срока полномочий избираемого – очередные, до этого момента – внеочередные); сколько раз может повторяться голосование, если не удается установить победителя (однотуровые, двухтуровые и многотуровые).

Выборы довольно сложная процедура, поэтому она регламентируется большим количеством правовых норм, зачастую содержащихся в целом ряде актов разной юридической силы. Совокупность правовых норм, регламентирующих порядок подготовки и проведения выборов, называют избирательным правом. Однако эта категория рассматривается в двух смыслах: широком (как система правовых норм) и узком (как субъективное право граждан государства, а в отдельных установленных законом случаях и иностранных граждан, избирать и быть избранными в представительные органы публичной власти и на выборные должности).

Конституционное законодательство зарубежных государств, как правило, требует гарантирования принципа всеобщего избирательного права, то есть допущения до участия в выборах всех взрослых и психически здоровых граждан. Этот принцип ограничивается наличием определенных цензов, которым должен соответствовать человек, чтобы обладать избирательным правом: достижение определенного возраста (обычно для активного избирательного права, то есть для права избирать, устанавливается ценз 18 лет, но есть и исключения, Бразилия – 16 лет, Марокко – 20 лет); дееспособность; уголовно-правовой ценз, который регулярно критикуется в практике Европейского суда по правам человека и вместе с тем, установлен многими государствами, как запрет на участие в выборах гражданам, находящимся в местах лишения свободы по приговору суда (Великобритания, Российская Федерация); оседлость, то есть требование определенного время проживания на территории государства, в котором проходят выборы. Есть и неординарные цензы – требование к уровню грамотности для кандидатов на избираемые должности в Бразилии, «моральные цензы» (бродяги, мошенники в Эквадоре, лица, употребляющие наркотические средства в Мексике).

Из этого принципа вытекает принцип равного избирательного права, который предполагает одинаковую возможность для каждого лица повлиять на результат выборов. Часто выражается формулой: «один человек – один голос».

Для самой процедуры выборов в мировой практике считается важным обеспечение принципов тайного голосования (избиратель голосует лично без внешнего наблюдения и контроля) и непосредственного голосования – недопустимость голосования вместо другого человека, хотя некоторые страны предусматривают возможность выдачи доверенности на голосование за лицо, которое не может по определенным в законе обстоятельствам явиться на избирательный участок (Франция).

Вопрос о необходимости участия населения страны в выборах решается государствами по-разному, преобладает закрепление свободы, то есть добровольности, участия в выборах. Ряд стран, борясь с абсентеизмом, закрепляют в своем законодательстве аналогичную обязанность (например, в Италии, Австралии за неявку на выборы выносится общественное порицание мэра).

Порядок проведения выборов и определение результатов голосования называют избирательной системой. Из всего множества избирательных систем следует особо отметить две: мажоритарную и пропорциональную. Все иные существующие сегодня в мировой конституционной практике избирательные системы так или иначе основаны на указанных двух, их смешении, добавлении элементов одной в другую, попытках преодолеть недостатки той или иной системы.

Мажоритарная избирательная система является старейшей из всех существую­щих избирательных систем и к тому же самой распространенной по представительству в современном мировом спектре избирательных систем. Согласно данной системе вся страна делится на примерно равные по числу избирателей округа, причем от каждого округа обычно избирается один депутат (то есть 1 округ – 1 депутат). Такие избирательные округа называют одномандатными. Иногда от одного округа избирается большее число депутатов. В таких случаях округа называются многомандатными (двухмандатные, трехмандатные и т. д.).

Суть пропорциональной избирательной системы в том, что за голоса избирателей борются между собой не лично кандидаты, а политические партии, выдвигающие так называемые партийные списки, в которых указываются кандидаты от данной партии. Таким образом, избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за партию (следовательно, за партийный список в целом). Депутатские мандаты между партиями распределяются пропорционально числу голосов, полученных партиями на выборах (т. е. чем больше голосов избирателей завоевала партия, тем больше она получит мандатов).

Несмотря на то, что во многих странах мира мажоритарная (например, США, Вели­кобритания и др.) и пропорциональная (например, Эстония и др.) избирательные системы применяются «в чистом виде», ряд государств пошли по пути их комбинирования (смешения). Комбинирование мажоритарной и пропорциональной систем имеет смысл, потому что, во-первых, каждая из них имеет свои достоинства, а во-вторых, их совместное применение значительно нейтрализует недостатки каждой.

В настоящее время смешанная избирательная система используется во многих странах мира, например, в Испании, Италии, Германии, Мексике, Японии и других. Смешанная избирательная система используется на федеральных парламентских выборах в России. Так, первые четыре состава Государственной Думы Федерального Собрания РФ 1993, 1995, 1999 и 2003 годов и выборы депутатов седьмого созыва 2016 года прошли именно по смешанной избирательной системе, где половина депутатского корпуса формировалась по мажоритарной избирательной системе, а вторая половина – по пропорциональной.

Экономическая система

 

Экономическая система – основывающийся на определенной материаль­но-технической базе строй экономических отношений, воплощающий свойственные ему характер и формы собственности, принципы производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта и организа­ции управления экономикой.

Институт экономической системы – это совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих отношения в сфере экономической жизни общества, обусловленные типом собственности, статусом ее форм, а также целью государства в экономике. В первую очередь эта цель связана с поддержанием определенного уровня экономического развития. Обеспечивается она, в том числе и конституционно закрепленными нормами, которые обычно определяют механизмы распределения материальных благ конкретной страны, ее финансовую систему (основы бюджетной и налоговой политики), вопросы собственности, трудовые отношения.

Конституции зарубежных государств могут определять принципы рыночной или тоталитарной экономики. Отличительной особенностью Конституции России 1993 года является приоритет фактического понимания принципов рыночной экономики перед формальным. В документе нет ни понятия «рыночная экономика», ни главы, специально посвященной экономической системе страны. Однако ст. 8 Конституции РФ содержит достаточно точное определение рыночной экономики, которое дается через ее основные характеристики: гарантии прав собственности, свобода предпринимательства, поддержка конкуренции, единство экономического пространства.

В демократических государствах закрепляется равноправие всех форм собственности. В социалистических странах – верховенство государственной собственности. Нередко право собственности обременяется ответственностью, как это сформулировано в основном законе ФРГ, а именно: использование собственности должно одновременно служить общему благу.

 

Социальная система

 

Социальные отношения весьма разнообразны. Социальная политика представляет собой часть общей политики государства и регулирует отношения между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанные с изменениями в социальной структуре общества, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей.

Если социальная политика является составной частью всей проводимой государством политики, то целенаправленную деятельность государства по развитию социальных процессов нельзя рассматривать изолированно от других направлений его многоплановой деятельности, в первую очередь экономической. Такие области социальной сферы, как охрана здоровья, социальное обеспечение, образование и другие, предъявляют растущие требования к эффективности экономики. Объясняется это просто: материально-финансовые основы этих областей зависят, в конечном счете, от экономических достижений. Но и постоянное совершенствование системы социальных отношений становится фактором экономического прогресса, важнейшим условием совершенствования экономических отношений. Так, прогресс в развитии социальной структуры общества, бесспорно, зависит от уровня развития экономики. В свою очередь, радикаль­ная экономическая реформа не может быть обеспечена без коренного улучшения условий жизни и труда народа, его благосостояния.

Социальная сфера не ограничивается исключительно трудящимся населением государства. Безусловно, отношения между трудом и капиталом важны (конституции закрепляют право на труд, на его охрану, на коллективные переговоры между трудящимися и предпринимателями, на забастовку). Вместе с тем, в любом государстве есть:

– межнациональные отношения (в контексте правового статуса национально-территориальных автономий),

– семейные отношения (в некоторых конституциях содержатся нормы о браке, равноправии полов, защите семьи, материнства, отцовства, детства),

– отношения в сфере здравоохранения (на уровне основного закона устанавливается необходимость государства обеспечивать гигиену и публичное здравоохранение; организовывать медицинскую помощь; развивать физкультуру и спорт),

– отношения в сфере социального обеспечения незащищенных слоев населения.

Социальный характер государства прослеживается в том, что оно служит обществу и стремится минимизировать социальные конфликты, создать всем условия достойной жизни (вплоть до закрепления права на воду в конституциях ряда африканских государств). Сам термин «социальное государство» должен трактоваться как наличие у государства определенных обязанностей перед гражданами в смысле обеспечения им определенного минимума социальных благ.

Конституционные цели социальной политики Российской Федерации, как подчеркивал Конституционный Суд РФ, предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, об их социальной защищённости; человек, если он в силу возраста, состояния здоровья или по другим, не зависящим от него причинам трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества[3].

 

Духовно-культурная сфера

 

Сфера духовной жизни хоть и относится к личным переживаниям индивида, должна быть определена в основополагающем законодательстве страны, прежде всего, в целях ее защиты. Другими словами, конституции зарубежных стран не определяют обязательные духовно-культурные ценности для своих граждан, это не отвечает идеалам демократии и плюрализма.

Вместе с тем основной закон отражает наличие в стране гражданского общества и отношение к нему государства: в демократических странах – положительное, в антидемократических режимах – институты гражданского общества немыслимы в своем классическом понимании. Конституция может повлиять на уровень правовой культуры граждан и в большей степени показывает границы свободы человека от государственного вмешательства.

Эта свобода заключается в возможности разрабатывать свою собственную идеологию. Эта же идея прослеживается в концепции светского государства.   Светским государством считается такое государство, в котором религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не оказывают никакого влияния на государственное устройство, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер Российского государства (ст. 14 Конституции РФ) означает отсутствие определенной церковной иерархии, стоящей над государственной властью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.067 с.)