Принятие и изменение конституции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принятие и изменение конституции



 

Принятие конституции. Способ принятия конституции нельзя рассматривать исключительно с позиций юридической техники. При выборе той или иной формы принятия первой или новой для государства конституции обычно учитываются также и политические вопросы. Теория конституционного права полагает, что акт принятия конституции является проявлением учредительной власти, которая в современной трактовке должна принадлежать народу (в силу теории народного суверенитета) или органу, уполномоченному на принятие основного закона.

Такая концепция в большей степени проявляется в случае принятия основного закона страны на референдуме. Конституция здесь создается самим источником учредительной власти без посредников. Еще в 1799 г. во Франции посредством «народного голосования» была утверждена Конституция, оформившая переворот, совершенный Наполеоном. Более распространенной эта форма стала во второй половине XX века.

Другой вариант принятия конституции, также отсылающий к проявлению особой учредительной власти – принятие конституции органами, созываемыми специально с этой целью. Это могут быть учредительное собрание, конституционная ассамблея, конституционный конвент. Эти органы, как правило, формируются выборочно и также представляют все население страны (при условии, что выборы проведены демократично). Так были приняты многие конституции XIX в., современные конституции Италии, Индии, Боливии и некоторых других стран. Ныне действующая Конституция США была принята Конституционным конвентом, который собрался в мае 1787 г. в Филадельфии по решению Континентального конгресса для пересмотра Статей Конфедерации 1781 г.

Однако сегодня учредительная власть все более смешивается с законодательной: принятие конституции осуществляется парламентом с некоторыми усложнениями по сравнению с обычным законотворческим процессом.

Конституция может быть принята также односторонним актом власти – это октроирование, т.е. «дарование». Если мы говорим о разделении властей, здесь проект конституции составляется, как правило, правительственным аппаратом без какого бы то ни было участия общественности. Глава государства утверждает и обнародует этот проект. Причем здесь могут быть представлены как органы исполнительной власти, так и монарх, наделенный всей полнотой власти. Этот способ принятия конституций все же считается характеристикой монархического государства (Конституции Бельгии 1831 г., Ирана 1906-1907 гг., Монако 1911 г., Иордании 1952 г., Кувейта 1962 г., Омана 1996 г.).

Изменение конституции. Напомним, что в теории выделяют два порядка внесения изменений в конституции: гибкий и жесткий.

Первый не отличается какой-либо спецификой. Законодатели изменяют конституции в том же порядке, что и обычные законы. Как правило, такой порядок существует в государствах, где нет писаной конституции. Никаких особых процедур для этого случая не предусмотрено, так как отсутствует сам писаный текст единого основного закона. К этому типу относятся конституции Великобритании и Новой Зеландии.

Порядок изменения «жестких» конституций более сложен. В стране, как правило, устанавливаются дополнительные требования для изменения такой конституции по сравнению с требованиями по изменению любого другого нормативно-правового акта. Например, если парламентские законы принимаются простым большинством голосов (50% кворума + 1 голос), то для принятия поправок и дополнений к конституции может быть установлено требование квалифицированного большинства, например в две третьих.

Усложненный порядок изменений конституции по сравнению с обычным законом связан с идеей о том, что и принятие конституции, и ее изменение относятся к компетенции учредительной власти, а она функционирует в соответствии с более строгими процедурными правилами, чем власть законодательная. Важно, что по общему правилу конституция должна быть изменена в том же порядке, в каком была принята.

Встречаются различные способы усложнения процедуры принятия поправок. Поправки могут ставиться на референдум (Ирландия, Франция), одобряться законодательными собраниями субъектов федерации (США, Австралия, Россия), одобряться дважды. Порядок изменения конституции может также осложняться тем, что в тексте основного закона прямо перечисляются нормы, которые могут быть изменены и те, которые нет. Так называемые неизменяемые нормы чаще всего связаны формой правления, иными основами конституционного строя. Так, главы 1, 2 и 9 Конституции РФ не могут быть изменены. Попытки их изменить приведут к пересмотру всего конституционного текста.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.004 с.)