Разработка методики организации и проведения бинарного урока по теме профессионального модуля «приготовление блюд из мяса и домашней птицы» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработка методики организации и проведения бинарного урока по теме профессионального модуля «приготовление блюд из мяса и домашней птицы»



Данная  методическая разработка предназначена для проведения уроков производственного обучения по программе ПМ 05 «Приготовление блюд из мяса и домашней птицы», по теме: «Приготовление тушеных блюд из мяса и мясопродуктов» по профессии «Повар, кондитер».

Урок разработан с элементами педагогической технологии - формирования профессиональных и общих компетенций.

В разработке представлены:

• план урока производственного обучения по теме «Приготовление тушеных блюд из мяса и мясопродуктов»;

• вопросы по проверке знаний обучающихся по теме;

• критерии оценки качества готовых блюд;

• инструкционно -технологические карты по приготовлению блюд №1-№5;

• дегустационный лист оценки качества блюд.

 

Вопросы для  проверки теоретических знаний обучающихся составлены таким образом, что позволяют мастеру производственного обучения отследить теоретический уровень подготовки обучающихся по данной теме. Вместе с тем каждый обучающийся имеет возможность самостоятельной проверки своих знаний, как по теоретической части урока, так и по производственной при приготовлении блюд из мяса.

Урок обеспечен в полном объеме дидактическими средствами обучения, инвентарем, оборудованием, посудой, продуктами.

В ходе урока у обучающихся, формируются профессиональные компетенции:

ПК 5.1.Производить подготовку полуфабрикатов из мяса, мясных продуктов;

ПК 5.2.Производить обработку и приготовление основных полуфабрикатов из мяса, мясопродуктов и домашней птицы;

ПК 5.3.Готовить и оформлять простые блюда из мяса и мясных продуктов;

 

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности.

ОК 4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 7. Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние;

Методическая разработка может быть использована на уроках производственного обучения и в производственной деятельности по профессии «Повар, кондитер».

Профессия: « Повар, кондитер »                

Программа ПМ 05 «Приготовление блюд из мяса и домашней птицы»

Тема урока: «Приготовление тушеных блюд из мяса»

Тип урока: - урок формирование и совершенствование умений и навыков.

Цель урока: отработать навыки при приготовлении блюд из мяса.

1. К концу урока каждый обучающийся будет 

 

Знать уметь
-технологию приготовления блюд из мяса,  -технику безопасности приготовления блюд из мяса;  -санитарные требования приготовления блюд из мяса; -требования к качеству блюд из мяса; - правила подачи блюд из мяса.   - формировать знания и отрабатывать умения у обучающихся технологически правильно с применением профессиональных трудовых действий и приемов, готовить и подавать блюда из мяса; развивать навыки по приготовлению блюд из мяса разными способами тепловой обработки; 

 

2. В  ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся:

- чувство долга, ответственности за отработанные операции при коллективном труде; 

_стремление к познанию профессии;

3. В ходе урока способствовать развитию у обучающихся:

- умению рационально организовывать свой труд и умело использовать оборудование и инвентарь в процессе работы; 

- оперативно мыслить и анализировать выполненные работы;

Методы урока: обучения – показательный; - преподавания – инструктивный; учения – репродуктивный; практический.

Материально-техническое оснащение урока:

- электроплита; шкаф жарочный; весы, кастрюли различной емкости; сковороды, ножи и разделочные доски; шумовки; веселка; тарелки; доски с маркировками «ОС», «МС», «ОВ», «МВ» соусники, гарнирные и соусные ложки.

- плакаты; бюллетени; схемы; карточки различного назначения; дегустационные листы; лото.

- сырье: куски мяса порционные, специи, картофель, репчатый лук, томатное пюре, кетчуп, морковь, яйца, растительное масло.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Структурные элементы   Время  
I. Организационный этап урока   II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков и мотивационных состояний (вводный инструктаж).   III. Формирование новых приемов и способов профессиональной деятельности (текущий инструктаж).     IV. Применение умений и навыков (заключительный инструктаж)   V. Домашнее задание.     10мин.   50 мин.   2 ч 30 мин.     25 мин.     5 мин.
         Итого:   4 ч.

 

ПЛАН – КОНСПЕКТ

№ п/п Этапы урока Время/ мин. Деятельность мастера Деятельность обучающихся
    Организационный этап     Вводный инструктаж   2 Повторение пройденного материала     3. Обобщение ответов по изученному материалу.   4. Изложение нового материала.     Текущий инструктаж     5. Практическое задание.     6. Целевые обходы     7. Закрепление нового материала.     Заключительный инструктаж     Домашнее задание     Приветствие обучающимся, проверка готовности к уроку:  - присутствие обучающихся; - внешний вид и санитарное состояние; - запись в журнале. Сообщить обучающимся: - тему урока (написать на доске); - цели урока; - актуальность выбранной темы; - объяснить план проведения урока –  Космическое путешествие по теме: «Тушеные блюда из мяса». 7 космических станций – 7 заданий, которые усложняются по мере продвижения по маршруту к конечной звезде.   Повторить изученный ранее материал методом опроса. - Краткое обобщение ответов. - Дополнение к учебнику.   Ход урока: 1 задание – поисковое. «Домашнее задание». Цель – поиск дополнительного материала для расширения кругозора.   Пауза полезных советов.   2 задание – мыслительное. «Разминка» методом «Блиц-турнир». 2 задание. Цель – выявить теоретическую подготовку к уроку, быстроту реакции, мышления и ориентации во времени. Зачитать вопросы для обучающихся. Сделать сообщение «Это интересно». 3 задание – поисковое. «Работа с лото». Цель – умение сориентироваться во времени и выборе правильного ответа.   Пауза полезных советов.   4 задание – усложненное. «Тестовый контроль». Цель – закрепить ранее изученный материал по данной теме. Объяснить работу по тестам. Написать тесты на доске. Сообщение «Следует запомнить».   5 задание – творческое. «Подбор инвентаря, посуды, сырья для приготовления блюд по заданию». Цель – правильно сориентироваться среди ассортимента инвентаря, посуды, сырья по заданию. Раздать карточки – задания обучающимся. Объяснить порядок выполнения задания. Сообщить время.   Дать представление технологии приготовления блюд по заданию.   Слушать и оценивать правильность ответов команд, вносить исправления, дополнения. Пауза полезных советов.   Обобщить полученные ответы, сделать заключение по  теоретической подготовке.   Изложить новый материал методом демонстрации трудовых приемов в сочетании с комментированием по приготовлению блюда «Жаркое по-домашнему»: - Организовать рабочее место; - объяснить последовательность технологических операций; - приготовить полуфабрикаты; - обжарить кусочки мяса; - обжаренное мясо тушить с томатом с добавлением овощей; - оформить блюдо; - подать; - ответить на вопросы учащихся по ходу приготовления блюда; - перейти к продолжению соревнования. 6 задание – практическое. «Приготовление блюд» Цель – закрепить теоретические знания практическими действиями. Ознакомить, что учитывается быстрота приготовления блюда, правильность ведения технологических приемов, санитария и  техника безопасности.   Выдать задания по приготовлению блюд.   а) жаркое по - домашнему;    Раздать инструкционно-. тетехнологические карточки, карточки требования к качеству, дополнительный материал. Объяснить последовательность выполнения задания.     - Напомнить санитарно-гигиенические правила и технику безопасности при самостоятельном выполнении работ.   Приготовление блюд. Предоставить возможность учащимся выполнить работы по приготовлению блюд из мяса.   Пронаблюдать за работой учащихся, оказать необходимую помощь, ответить на возникшие в ходе работы вопросы. 1 обход – проверить организацию рабочих мест, начало работы.   2 обход – проверить правильность ведения трудовых приемов. 3 обход – проверить соблюдения правил санитарии и гигиены, техники безопасности на рабочих местах.   4 обход – проверить использование инструкционных карточек в работе.   5 обход – проверить завершение работы и уборку рабочих мест. Сообщение «Следует знать».     7 задание – исследовательское. «Подача блюд» Цель – проанализировать оформление и подачу блюд. Раздать дегустационные листы, карточки с критериями оценок.   Готовые блюда выставить на стол. Провести бракераж блюд, согласно требований,к качеству: - органолептические показатели блюд; - дефекты блюд; - сроки хранения; - дегустация блюд; - выставление оценок в дегустационные листы.       8 задание – заключительное. «Отгадай слово» Цель – подвести итоги космического путешествия по теме «Блюда из мяса». Учитывается быстрота и правильность ответа. Подведение итогов    Провести анализ: - учебно-производственных работ группы в целом и отдельных учащихся; - соблюдение санитарных норм и правил; - техники безопасности на рабочих местах; - выставить оценки; - сообщить о достижении цели урока.   Подготовиться к следующему уроку по теме: «Приготовление блюд из мяса жареного и запечённого». Провести бракераж блюд, согласно требований,к качеству: -      органолептические показатели блюд; -      дефекты блюд; -      сроки хранения; -      дегустация блюд; -      выставление оценок в дегустационные листы.   Заполнить дневник по изученной теме Подготовиться к следующему уроку по теме: «Приготовление блюд из мяса жареного и запечённого». Приветствовать мастера, дежурный сдает рапорт о готовности к уроку.   Записать тему урока в дневник.   Выслушать план проведения соревнования. Принять к сведению     Ответить на заданные вопросы по теме. Выслушать, запомнить.     Выслушать 1 задание, принять для исполнения.   Встать, представить команду и себя. Команды делают сообщение дополнительного материала о мясе. Дать оценку первых 2 заданий, подсчитать баллы.   Выслушать, принять к сведению. Дать быстрые правильные, точные ответы.     Слушать, воспринимать.   Получить кроссворды, лото.  Работать с кроссвордами, лото в 2 этапа. Сдать жюри. Слушать. Дать оценку 3 задания. Подсчитать баллы Получить задания. Работать по тестам, дать правильные ответы. Сдать жюри. Слушать, запоминать. Дать оценку 4 заданию. Подсчитать баллы. Работать по подбору необходимого инвентаря, посуды, сырья.     Делать сообщение технологии приготовления блюд по заданию.     Слушать и дополнять ответы.     Слушать.     Дать оценку 5 и 6 заданию. Подсчитать баллы.     Выслушать обобщение мастера, принять к сведению.     Заслушать объяснение мастера. Пронаблюдать за работой мастера   Задать вопросы мастеру Выслушать условия следующего задания.     Взять карточки на отработку блюд, вспомнить технологию приготовления. Ознакомиться с карточками, требованиями к качеству, дополнительным материалом.   Ознакомиться с плакатами, проанализировать схему приготовления блюд. Пронаблюдать за работой мастера. Запомнить технику безопасности и санитарные правила. Самостоятельно выполнить работы по приготовлению блюд: «Жаркое по-домашнему», «Гуляш», «Печень, тушеная в соусе», «Азу»   Организовать рабочее место, подготовить продукты, начать работу по приготовлению блюд. Готовить блюда, соблюдать технологию, санитарные правила и технику безопасности. Использовать в работе технологическую документацию. Оформить блюдо, убрать рабочее место. Слушать, запоминать.  Дать оценку 7 заданию, подсчитать баллы. Подписать дегустационные листы, прочитать критерии оценок. Представить свои блюда. Оценивать блюда, согласно требований к качеству. Дегустировать, определять качество блюд. Выставлять оценки согласно критерий. Заслушать, принять к сведению. Дать оценку 8 заданию. Подсчитать баллы. Собрать слово из 9 букв.   Дать оценку 8 заданию.   Подсчитать баллы.   Выслушать комментарии мастера по итогам работ за урок. Принять к сведению результат своего труда.   Выставить оценки в дневник. Записать домашнее задание.

На уроке использованы:

1. Доклады: «Значение мяса в питании».

   «Это интересно»

   «Следует запомнить»

2. Бюллетень «Блюда из тушеного мяса»

3. Карточки – задания 

4. Инструкционно - технологические карты на все блюда.

5. Лото «Определи блюдо»

6. Тестовые задания.

7. Задания для «Блиц – турнира».

8. Карточка «Полезные советы».

9. Словарная работа.

10. Карточки по оформлению блюд.

11. Дегустационные листы.

 

Анализ занятия

ПОЛУФАБРИКАТ

I. Развитие учебного процесса осуществляется двумя путями: медленным совершенствованием или изменения с реализацией системного подхода. В основе обучения лежит модульное обучение. Модули легко вписываются в любую систему и тем самым усиливают ее качество и эффективность.

II. Тема урока: приготовление блюд из мяса.

Форма проведенного урока нетрадиционная, в виде соревнования. Тема входит в состав МДК и был проведен на 1 курсе I семестре. 

От результатов полученных знаний и умений зависит формирование навыков по следующей теме: «Приготовление мучных блюд из теста с фаршем» 

III. Для решения таких дидактических задач как:

         Повторение и закрепление,

         Углубление и расширение ранее усвоенных знаний,

         Формирование новых умений и навыков.

выбираю тип урока – формирование и совершенствование умений и навыков.

Организация учебной деятельности обучающихся на уроке этого типа предполагает повторение знаний полученных на МДК, а также ввод их деятельности на межпредметный уровень.

Вместе с актуализацией организовала контроль знаний полученных на теории в виде соревнований. Уже доказано, что повторение на четырех разных уроках по10 мин. Дает несравненно большой эффект, чем повторение на протяжении всего урока. Поэтому на актуализацию знаний отведено малое количество времени (до 5 мин).

IV. В зависимости от поставленных целей урока и специфики (урок производственного обучения) выбрала следующие методические подходы к построению урока.

На этапе вводного инструктажа применила информационно - рецептивные методы и репродуктивные. Сообщаю готовую информацию различными способами, а обучающиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.

В основной части урока используются практические методы, где идет выработка умений и навыков. Сначала демонстрирую выполнение, затем учащиеся выполняют это упражнение в соответствии с технологической картой.

В заключительной части урока я применила репродуктивные методы, когда учащиеся сами выявляют дефекты и способы устранения их.

Для реализации принципа обучения – доступность и наглядность применены: плакат «блюда из тушеного мяса и мясопродуктов», раздаточный материал –технологическая карта, инструкционные карты, дегустационные листы, карточки «критерии оценки качества готовых блюд».

V. Контроль знаний осуществлялся не только в начале урока, но и в заключении основного этапа урока. На заключительном инструктаже работы обучающихся оценивались не только мастером, но и самими обучающимися и жюри. Это ведет к совершенствованию умений самоанализа, умению распознать дефекты и искать пути их устранения. На этом этапе урока выявляется такой аспект развития образования, как стремление к объективному и своевременному контролю. Когда обучающиеся сами оценивают свои работы, проводя самооценку и самоконтроль, они совершенствуют свой выбор методов работы.

Домашнее задание было выдано с учетом самостоятельного применения полученных знаний на сегодняшнем уроке по теме, приготовление блюд из мяса, что соответствует третьему уровню усвоения познавательной деятельности в соответствии с требованиями Федерального стандарта НПО.

VI. На эффективность проведения урока производственного обучения повлияли методы стимулирования учебно - познавательной деятельности.

Дух успеха соревнований, в котором обучающиеся добиваются хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения.

Структура урока была выдержанна в нетрадиционной форме. Но при этом была задана игровая оболочка – соревнование для активизации познавательной деятельности. В игровой оболочке задавалось нацеливание на дальнейшую работу на производстве.

VII. Были созданы условия проведения урока:

· Учебно – материальные: обучающиеся были обеспечены всеми необходимыми материалами.

· Морально – психологические: доброжелательным отношением к обучающимся.

· Гигиенические: чистые рабочие места, проветренное помещение.

VIII. На мой взгляд мне удалось решить поставленные  задачи урока на уровне современных тенденций развития образования. Урок целей достиг.

Таблица   1

Приложение к занятию по теме: «Блюда из мяса»

 

БЛИЦ-ТУРНИР I КОМАНДЕ

 

Вопросы Ответы
1. В каком цехе обрабатывают мясо? 2. Для чего необходимо обсушивание мяса?  3. Для чего обжаривают мясо перед тушением? 4. Почему тушат мясо при закрытой посуде? 5. Жаркое по- домашнему: как его отпускают? 6. Тушеные блюда: срок хранения? В мясном (заготовочном) Оно препятствует размножению микробов, при разделке не скользит в руках. Это придает блюду приятный вкус и запах. Чтобы не улетучились ароматические вещества  В горшочках   Не более 2 часов.  

 

БЛИЦ – ТУРНИР II КОМАНДЕ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.031 с.)