РАЗДЕЛ1. Характеристика игры и игровых технологий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РАЗДЕЛ1. Характеристика игры и игровых технологий



1.1 Сущность игровых технологий в образовании

Основой целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда.

Изменяющаяся социально-экономическая ситуация в ДНР обусловила необходимость модернизации образования, переосмысление теоретических подходов и накопившейся практики работы учебных заведений.

Согласно Концепцией модернизации образования и Программой среднего профессионального образования предусмотрены такие приоритеты образования, как доступность, качество, эффективность.

Реализации этих приоритетных требований способствуют педагогические инновации. Инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью. Изучение инновационного опыта показывает, что большинство нововведений посвящены разработке игровых технологий.

Игра является активнейшей формой человеческой деятельности наряду с трудом и учением. Развивающие и обучающие возможности игры были подмечены давно. Один из постулатов китайской философии гласит: «Пока человек играет, он развивается!».

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали П.П. Блонский, А.С. Макаренко, С.Л.Рубинштейн, К.Д. Ушинский, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин, в зарубежной – Э. Берн, Ж. Пиаже, З. Фрейд и др. В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в социализации, в самоуправлении и саморегулировании личности.

 

В современной педагогике игра трактуется как вид деятельности в условиях ситуации, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

 

Игры и игровые приёмы используют в своей повседневной практике многие педагоги, ведь игра позволяет заинтересовать обучающихся изучаемым материалом, преподнести знания в более легкой и «ненавязчивой» форме. В образовательной практике учреждений профессионального образования в основном используются интеллектуальные, ролевые и деловые обучающие игры.

 

Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований. Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности.

 

Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, сделать его проводником новых решений.

В последнее время игровые формы организации учебной деятельности привлекают все больше внимания как стимул к развитию. Механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, самореализации.

 

Поэтому среди образовательных технологий игра сегодня занимает значительное место не только в обучении школьников, но и в профессиональной подготовке.

Молодому специалисту часто не хватает теоретической и практической грамотности, в связи с чем его адаптация в профессиональной деятельности протекает со сложностями разного уровня. А иногда из-за неудач на начальном этапе профессиональной деятельности у молодого специалиста возникает желание оставить избранную профессию. В стремлении помочь сегодняшнему студенту смелее, увереннее освоить избранное дело, получить достойный уровень теоретической и практической подготовки в области избранной профессиональной деятельности педагоги обращаются в этих целях к активным методам обучения, стремятся освоить новые технологии, в том числе игровые.

 

Анкетирование по теме «Реализация современных образовательных технологий и передовых педагогических методик в учреждениях ГОУ СПО, НПО» показало, что игровые технологии, наряду с информационными и развивающими, входят в тройку технологий, наиболее часто используемых педагогами в образовательном процессе. Отвечая на вопрос: «Какие из предложенных современных технологий и методик обучения, по Вашему мнению, наиболее эффективны в профессиональном образовании?», респонденты отвели игре второе место после проблемного обучения.

 

По игровым технологиям обучения опубликовано достаточное количество материалов, но большинство из них раскрывают методику использования игры в обучении школьников, а систематизированных материалов, раскрывающих возможности, методику и особенности использования игровых технологий в профессиональном образовании немного, в них в основном представлены лишь примеры использования отдельных игр в учебном процессе.

1.2. Функции игры в профессиональном образовании

 

В профессиональном образовании педагогическая игра выполняет следующие функции:

- функцию социализации: игра позволяет учащимся (студентам) осознавать себя частью социума, постигать нормы и традиции этнокультурного бытия, интегрировать социокультурный опыт предшествующих поколений и осваивать способы его трансляции потомкам, способствует освоению норм и правил жизни в коллективах, ознакомлению со способами конструктивного общения;

 

- функцию самореализации: игра – это поле самовыражения, в котором учащийся проверяет свои силы, возможности свободных действий, самоутверждает себя, игра, с одной стороны, позволяет построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике учащегося, с другой – выявить недостатки опыта; в игре создаются условия для проявления спонтанности человека, его самобытности, неповторимости, уникальности;

 

- коммуникативную функцию: игра позволяет учащимся войти в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, формирует навыки творческой групповой работы, умения вступать в творческое сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- развивающую функцию: игра предоставляет возможность проявлять и совершенствовать различные качества и способности учащихся (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.), выявить интересы и склонности;

- дидактическую функцию: игра облегчает вхождение учащегося в мир знаний, постижение им основ наук, приобщение к социокультурному наследию;

 

- функцию коррекции: игра позволяет мягко внести позитивные изменения, дополнения в поведение и личностные характеристики учащихся, является средством преодоления различных трудностей, возникающих у учащихся в поведении, общении, учении, создает адаптивные условия для отношений с учащимися и разрешения конфликтов;

- диагностическую функцию: игры позволяют отслеживать динамику интеллектуального, моторно-практического и эмоционального роста человека;

 

- развлекательную функцию: игра доставляет удовольствие, может воодушевить, пробудить интерес к познанию.

Игровая деятельность в учебном процессе используется в следующих случаях:

 

- в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы, раздела учебного предмета;

- как элемент (иногда весьма существенный) другой технологии обучения;

- в качестве отдельного учебного занятия, урока;

- в качестве метода проведения занятия или его фрагмента (введения, изучения нового, закрепления, упражнения, контроля);

- как технология внеурочной учебной и воспитательной работы.

Наиболее эффективно применение игр и игровых приемов в рамках преподавания предметов, имеющих «практическую составляющую». То есть таких предметов, которые, кроме развитой теории, включают в себя нормы и процедуры практического действия: к ним можно отнести спецпредметы, изучаемые студентами. Применение игровых методов в производственном обучении дает уникальную возможность приобрести опыт действия до столкновения с «настоящей» практикой (при условии, конечно, если обучающая игра построена корректно). Игровые методы дают возможность педагогу развивать активность учащегося. Несмотря на «условность» игровых форм, ответственность за действие в игре «настоящая». Негативная оценка действий в игре (как со стороны педагога-организатора, так и со стороны других игроков) является одним из самых сильных средств коррекции поведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.008 с.)