Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
РАЗДЕЛ1. Характеристика игры и игровых технологий
1.1 Сущность игровых технологий в образовании Основой целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда. Изменяющаяся социально-экономическая ситуация в ДНР обусловила необходимость модернизации образования, переосмысление теоретических подходов и накопившейся практики работы учебных заведений. Согласно Концепцией модернизации образования и Программой среднего профессионального образования предусмотрены такие приоритеты образования, как доступность, качество, эффективность. Реализации этих приоритетных требований способствуют педагогические инновации. Инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью. Изучение инновационного опыта показывает, что большинство нововведений посвящены разработке игровых технологий. Игра является активнейшей формой человеческой деятельности наряду с трудом и учением. Развивающие и обучающие возможности игры были подмечены давно. Один из постулатов китайской философии гласит: «Пока человек играет, он развивается!». В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали П.П. Блонский, А.С. Макаренко, С.Л.Рубинштейн, К.Д. Ушинский, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин, в зарубежной – Э. Берн, Ж. Пиаже, З. Фрейд и др. В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в социализации, в самоуправлении и саморегулировании личности.
В современной педагогике игра трактуется как вид деятельности в условиях ситуации, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игры и игровые приёмы используют в своей повседневной практике многие педагоги, ведь игра позволяет заинтересовать обучающихся изучаемым материалом, преподнести знания в более легкой и «ненавязчивой» форме. В образовательной практике учреждений профессионального образования в основном используются интеллектуальные, ролевые и деловые обучающие игры.
Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований. Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности.
Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, сделать его проводником новых решений. В последнее время игровые формы организации учебной деятельности привлекают все больше внимания как стимул к развитию. Механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, самореализации.
Поэтому среди образовательных технологий игра сегодня занимает значительное место не только в обучении школьников, но и в профессиональной подготовке. Молодому специалисту часто не хватает теоретической и практической грамотности, в связи с чем его адаптация в профессиональной деятельности протекает со сложностями разного уровня. А иногда из-за неудач на начальном этапе профессиональной деятельности у молодого специалиста возникает желание оставить избранную профессию. В стремлении помочь сегодняшнему студенту смелее, увереннее освоить избранное дело, получить достойный уровень теоретической и практической подготовки в области избранной профессиональной деятельности педагоги обращаются в этих целях к активным методам обучения, стремятся освоить новые технологии, в том числе игровые.
Анкетирование по теме «Реализация современных образовательных технологий и передовых педагогических методик в учреждениях ГОУ СПО, НПО» показало, что игровые технологии, наряду с информационными и развивающими, входят в тройку технологий, наиболее часто используемых педагогами в образовательном процессе. Отвечая на вопрос: «Какие из предложенных современных технологий и методик обучения, по Вашему мнению, наиболее эффективны в профессиональном образовании?», респонденты отвели игре второе место после проблемного обучения.
По игровым технологиям обучения опубликовано достаточное количество материалов, но большинство из них раскрывают методику использования игры в обучении школьников, а систематизированных материалов, раскрывающих возможности, методику и особенности использования игровых технологий в профессиональном образовании немного, в них в основном представлены лишь примеры использования отдельных игр в учебном процессе. 1.2. Функции игры в профессиональном образовании
В профессиональном образовании педагогическая игра выполняет следующие функции: - функцию социализации: игра позволяет учащимся (студентам) осознавать себя частью социума, постигать нормы и традиции этнокультурного бытия, интегрировать социокультурный опыт предшествующих поколений и осваивать способы его трансляции потомкам, способствует освоению норм и правил жизни в коллективах, ознакомлению со способами конструктивного общения;
- функцию самореализации: игра – это поле самовыражения, в котором учащийся проверяет свои силы, возможности свободных действий, самоутверждает себя, игра, с одной стороны, позволяет построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике учащегося, с другой – выявить недостатки опыта; в игре создаются условия для проявления спонтанности человека, его самобытности, неповторимости, уникальности;
- коммуникативную функцию: игра позволяет учащимся войти в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, формирует навыки творческой групповой работы, умения вступать в творческое сотрудничество со сверстниками и взрослыми; - развивающую функцию: игра предоставляет возможность проявлять и совершенствовать различные качества и способности учащихся (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.), выявить интересы и склонности; - дидактическую функцию: игра облегчает вхождение учащегося в мир знаний, постижение им основ наук, приобщение к социокультурному наследию;
- функцию коррекции: игра позволяет мягко внести позитивные изменения, дополнения в поведение и личностные характеристики учащихся, является средством преодоления различных трудностей, возникающих у учащихся в поведении, общении, учении, создает адаптивные условия для отношений с учащимися и разрешения конфликтов; - диагностическую функцию: игры позволяют отслеживать динамику интеллектуального, моторно-практического и эмоционального роста человека;
- развлекательную функцию: игра доставляет удовольствие, может воодушевить, пробудить интерес к познанию. Игровая деятельность в учебном процессе используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы, раздела учебного предмета; - как элемент (иногда весьма существенный) другой технологии обучения; - в качестве отдельного учебного занятия, урока; - в качестве метода проведения занятия или его фрагмента (введения, изучения нового, закрепления, упражнения, контроля); - как технология внеурочной учебной и воспитательной работы. Наиболее эффективно применение игр и игровых приемов в рамках преподавания предметов, имеющих «практическую составляющую». То есть таких предметов, которые, кроме развитой теории, включают в себя нормы и процедуры практического действия: к ним можно отнести спецпредметы, изучаемые студентами. Применение игровых методов в производственном обучении дает уникальную возможность приобрести опыт действия до столкновения с «настоящей» практикой (при условии, конечно, если обучающая игра построена корректно). Игровые методы дают возможность педагогу развивать активность учащегося. Несмотря на «условность» игровых форм, ответственность за действие в игре «настоящая». Негативная оценка действий в игре (как со стороны педагога-организатора, так и со стороны других игроков) является одним из самых сильных средств коррекции поведения.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.008 с.) |