Юриспруденция в арабском халифате 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юриспруденция в арабском халифате



И ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

Что касается арабской государственности, то её творческим

началом наряду с исламом был эллинизм, идейному влиянию

которого арабы-завоеватели быстро подчинились после

установления господства над эллинизированными провинциями

Византийской империи. Важно иметь в виду, что в определённое

время арабо-мусульманская мысль стояла выше и

византийской, и западноевропейской. Это позволило ей сыграть

роль посредника между воспринятым и сохранённым ею

эллинистическим наследиеми освобождающейся от схоластики

европейской мыслью.

Арабский Восток

В VII веке арабы приняли ислам и создали ряд

могущественных государств.

Мухаммед ибн Аюдаллах (579–632 гг.)

16 июля – переселение из Мекки в Медину.

Государство:

Халифы – типа наследники.

При Омаре придуман Коран

Согласно мусульманской идее государство необходимо по 2

причинам:

· для надзора за исполнением мусульманами своих

обязанностей;

· для разрешения конфликтов внутри общины (уммы).

Государство возможно в формах:

1. Халифата (халиф – наместник пророка) – исключительно

мусульманское государство. Немусульмане составляют

меньшинства и практически не имеют политических прав.

2. Имамата (имам – «стоящий впереди», глава общины) –

необходим для объединения мусульман на какой-либо

замкнутой территории, в т.ч. другого государства.

Согласно суннитской концепции государства, глава

государства должен быть абсолютным монархом, повиноваться

которому обязательно для всех мусульман.

Согласно шиитской концепции, глава государства получает

свою власть по договору с общиной в лице учёных

(муджтахидов) и м.б. лишён власти, если муджтахиды решат,

что он нарушил договор.

Основные источники права

Коран

«Мы не упустили в книге ничего»

2. Сунна – собрание преданий о поступках и молчании

Мухаммеда

3. Тасфир - толкование

а. иджма – единогласное мнение многих муджтахидов

б. илирай – мнение одного муджтахида

4. Иджтихад – усмотрение муджтахида в случае молчания <1>

и <2>

5. Кияс – умозаключение по аналогии

6. Истилах – отмена положений сунны, если они противоречат

признанным благам

7. Адад – [местный] обычай

Османская империя.

Важно выделить религиозную составляющую, являющуюся

неотъемлемой основой, фундаментом государственности.

Отсюда вытекает корень всей правовой системы Османской

империи – шариат. Следующая особенность – слабая

централизация государственной власти. Показательным в

данном случае является наличие миллетов – этническо-

религиозных автономий, осуществлявших достаточно

независимое от султанской власти самоуправление.

В Османской империи не было строгого правила передачи

султанской власти по праву первородства (от отца к старшему

сыну) или по праву старшинства (старшему брату).

Государственный аппарат, как и вся система

администрации, вся внутренняя структура империи, был очень

близок к классическому эталону, который соответствует

генеральной схеме командно - административной структуры

традиционного Востока, включая институты власти -

собственности и централизованной редистрибуции

(перераспределения).

РАЗВИТИЕ ПРАВОВЕДЕНИЯ

В РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ В X–XVI ВЕКЕ

Киевская Русь

Содержание политической и правовой мысли Киевской Руси

(в том виде, в каком оно дошло до нас в сохранившихся

памятниках письменности) отличалось довольно большим

разнообразием. Однако в нем можно обозначить целый ряд

идей и концепций, повторяющихся из произведения в

произведение, составляющих своего рода остов, каркас

древнерусского политико-правового сознания.

Это в первую очередь концепция Русской земли. В текстах

литературных произведений Киевской Руси понятие "Русская

земля", как и синоним его — слово "Русь", во многих случаях

употребляется для обозначения территории проживания

русского народа, т. е. в географическом смысле. Вместе с тем

оно нередко обозначает собой образ некоего огромного дома —

обители русского народа и православной веры христианской.

Причем образ этот зачастую приобретает явно выраженную

эстетическую окраску. Русская земля — не простая обитель, но

светло светлая, прекрасно украшенная, многими красотами

прославленная. Именно так характеризуется она в "Слове о

погибели Русской земли" — дошедшем до нас отрывке из

большого произведения о нашествии войск хана Батыя на Русь,

созданного между 1238—1246 гг.

Выраженная в приведенных словах идея

ответственности князей перед Богом была

распространенной в литературе Киевской Руси. К ней, в

частности, обращался в своем "Поучении" и Владимир

Мономах.

Идея ответственности князей перед Богом закономерно

вытекала из учения о божественном происхождении княжеской

власти, составлявшего стержень официальной политико-

правовой идеологии Киевской Руси. Духом данного учения

проникнуты и русские летописи, и послания митрополитов

князьям, и различные литературные произведения. Среди

функций князя одной из важнейших считалась функция защиты

православного христианства, Идея о князеохранителе

православия дополняла концепцию его богоизбранности.

Представляя князя охранителем православной

христианской веры, русские мыслители касались тем самым

проблемы соотношения светской власти и церковной. Эта

проблема была одной из главных в политической и правовой

идеологии Киевской Руси.

Взгляд на князя как на душу общества выражал в образной

форме характерное для политической идеологии Киевской Руси

воззрение на государственную власть как на

преимущественно духовную силу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.009 с.)