Основные виды цветовых гармонических построений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные виды цветовых гармонических построений.



Колорит — это система цветовых сочетаний, создающих гармоничное единство в пределах одной композиции.

Вопрос гармонии цветов интересовал многих ученых и художников с давних пор. В художественной практике при оценке сочетаемости цветов самым важным фактором является их эмоциональная выразительность, способная вызвать чувственные переживания. Невозможно говорить о цветовой гармонии изолированно от эстетических вкусов и взглядов, сложившихся в ту или иную историческую эпоху.

Однако с течением времени сложилась теория гармонических сочетаний цветов, которую и принято брать за основу при поиске колористического решения композиции. Всего существует четыре группы цветовых гармоний: однотоновые гармонии; гармонии родственных цветов; гармонии родственно-контрастных цветов; гармонии контрастных и контрастно-дополнительных цветов.

Однотоновые гармонии цветов еще называют гармониями теневых рядов. Основу их составляет какой-либо один цветовой тон, который в том или ином количестве присутствует в каждом из сочетаемых цветов. Различаются же цвета лишь по своей светлотности и насыщенности. В таких сочетаниях часто используются и ахроматические цвета.

Гармонические сочетания родственных цветов также не представляют собой особой сложности. В цветовом круге имеется четыре группы родственных цветов: желто-красные; красно-синие; сине-зеленые; желто-зеленые.

Гармоническое сочетание родственно-контрастных цветов — это наиболее распространенный и богатый в отношении колористических возможностей вид цветовых гармоний. Как уже было сказано, родственно-контрастные цвета располагаются в смежных четвертях цветового круга. Далеко не все сочетания этих цветов способны составить гармонию.

Простейшее гармоническое сочетание родственно-контрастных цветов значительно обогащается при добавлении к ним ахроматических, или цветов из их теневого ряда. Однако в художественном проектировании часто приходится сталкиваться с композициями, колорит которых определен сочетанием не двух, а трех цветовых тонов. При этом возможны следующие варианты: цветовая гармония может быть составлена сочетанием трех цветов, расположенных на концах равностороннего треугольника, у которого одна из вершин — главный цвет, а противоположная ей сторона — вертикальная или горизонтальная хорда; гармоническую триаду составляют цвета, расположенные в вершинах тупоугольного треугольника, у которого одна из вершин - главный цвет, а противоположная сторона является горизонтальной или вертикальной хордой;

Гармонические сочетания контрастных цветов это цвета, расположенные на концах диаметра цветового круга. Такие цвета не связывает никакая степень родства, они обладают полярными свойствами, поэтому их сочетания обладают повышенной активностью, напряженностью.


Свойства цвета.

К первому свойству хроматических цветов относят цветовой тон. При своем упрощенном гармоническом построении эти цвета образуют основной хроматический круг, в котором цвета располагаются в порядке, соответствующем их физическому расположению в спектральном ряде (как, например, в радуге).

Второе важное композиционное свойство хроматического, как и ах­роматического, цвета — светлота. Она означает степень присутствия в нем белого или черного цвета. При разном количестве отраженного света хроматический цвет выглядит светлым или темным. Его крайние со­стояния - собственно белый и черный цвета.

Третье основное свойство цвета — насыщенность. Она определяется как отношение хроматического (спектрального) цвета к серому цвету. Чем «чище», заметнее хроматический цвет на фоне серого, тем он насы­щеннее. В композициях в целях достижения большего единства используются, как правило, цвета одной степени насыщенно­сти. При этом общая цветовая композиция оценивается как мягкая, сдержанная, спокойная. Если применяют резко отличающиеся цвета, причем по нескольким свойствам, например светлоте и насыщенности, то она оценивается как активная, контрастная. Резкое отличие цветов по светлоте и насыщенности выражается понятием цветовой контраст­ности.

Яркость цвета связана с его цветовым тоном, насыщенностью и свет­лотой и вызывает ощущение повышенной силы света и повышенной освещенности поверхности. Так, ярко-красный или ярко-синий цвет создает впечатление поверхности, освещенной лучами от сильного ис­точника света.

Уточним, что совокупность оттенков в цветовой композиции опреде­ляется как тональность, или цветовая гамма. Сочетание многих цветов, составляющих не одну, а несколько гамм, рассматривается как полихро­мия, или палитра цветов (колорит).

Следует заметить, что в практике графического дизайна довольно редко используются чистые спектральные цвета. Большей частью им придается разная яркость. К тому же они смешиваются. В связи с этим встает проблема гармоничного сочетания таких сложных цветов. Теоре­тически она решается путем гармонического построения так называе­мого цветового тела. Это тело или наиболее полная и наглядная модель сочетающихся цветов представляется в различных видах — кубе, цилин­дре, двухвершинном конусе («юле») или шаре. Цветовой шар наиболее полно и наглядно дает представление о гармонических отношениях цветов по светлоте и насыщенности. На концах его вертикального диа­метра располагаются основные ахроматические цвета: белый вверху и черный внизу. Центр занимает серый цвет. По «экватору» располагают­ся насыщенные цвета спектра. При приближении к «полюсам» они вы­светляются или утемняются, а при приближении к центру теряют насы­щенность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.006 с.)