Композиция и её роль в художественном конструировании изделий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Композиция и её роль в художественном конструировании изделий.



Для достиже­ния целостности формы необхо­димо знать не только влияние отдельных факторов, но и уметь использовать закономерности ее построения, т.е. закономерно­сти композиции. Исходя из за­дач проектирования и опираясь на объективные факторы фор­мообразования, художник-кон­структор осмысливает эстетиче­ские представления общества и с помощью средств композиции достигает поставленной цели.

Использование закономерно­стей композиции имеет важное значение не только при проек­тировании изделий, но и при создании оптимальных условий трудовой деятельности. В связи с усложнением производствен­ной среды приведение ее к ком­позиционной целостности явля­ется одним из средств повыше­ния производительности труда и снижения утомляемости людей.

Композиция (от лат. compositio — составление, соединение) — это научная дисциплина, которая излагает закономерно­сти и раскрывает специфиче­ские приемы и средства, приме­няемые в процессе работы над художественным образом. Гар­моничная организация формы в технике связана с рядом объек­тивных закономерностей.

В прошлом вопросы компози­ции изучались в основном на материале искусства и архитек­туры, а применительно к объек­там техники стали рассматри­ваться сравнительно недавно. Значительный вклад в развитие теории композиции в технике внес К). С. Сомов [18], предло­жив общую структуру теории и связав ее отдельные проблемы в единое целое. Принципы гар­монизации промышленных форм изложены также в работе [11].

Теория композиции в технике базируется на категориях, кото­рые выражают наиболее общие и существенные связи и отно­шения рассматриваемых явле­ний. Такими категориями явля­ются тектоника и объемно-пространственная структура.

Тектоника, или архитектони­ка (от греч. tektonikos — отно­сящийся к строительству), в широком смысле слова означа­ет построение, структуру любо­го произведения искусства, в архитектуре '— художественное выражение закономерностей конструктивного строения зда­ния, сооружения. Тектоника в технике означает зримое отра­жение в форме работы кон­струкции и организации мате­риала. Взаимообусловленность конструкции и выраженной в конкретном материале формы является наиболее существен­ным признаком, который пред­определяет композицию всего изделия.

Независимо от сложности фор­ма любого изделия рассматри­вается также с точки зрения взаимодействия всех ее элемен­тов между собой и с простран­ством, т. е. как объёмно-прост­ранственная структура, которая наряду с тектоникой имеет ре­шающее значение для достиже­ния гармонии формы.

 


Виды композиции.

Выделение видов композиции связано со значительной разницей в показе пространства в различных композициях, что проявляется в разных видах и жанрах изобразительного, прикладного, декорационно-театрального, дизайнерского и архитектурного искусств. Различают и выделяют три вида композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную. Но все эти три вида композиции тесно взаимосвязаны друг с другом. Так, например, в глубинно-пространственную композицию (интерьерное пространство фойе театра) входят и объемная (скульптурные изображения и другие объемные вещи) и фронтальная (картины, панно, витражи, стенды и т. д.). Объемная композиция состоит из ряда небольших фронтальных, плоскостных элементов. Фронтальная же композиция, могущая быть самой разнообразной по степени передачи ощущения пространства, иногда показывает пространство в высшей степени иллюзорно. Примером этого могут служить театральные декорации на плоскости с изображением пространства, которое как бы продолжает реальное пространство сцены, представляющей собой глубинно-пространственную композицию.

Фронтальная композиция характеризуется тем, что она имеет или абсолютно плоскую форму, на которой глубина показывается иллюзорно (картинная плоскость во всех ее разновидностях и со всеми особенностями), или плоскую форму с меньшим или большим барельефом (барельефы, горельефы, неглубокие фасады зданий и т. д.) Из этого следует, что фронтальная композиция характеризуется в основном двухмерностью, а иногда и небольшой глубиной.

Объемная композиция своим названием говорит о форме, имеющей три измерения, три основные пространственные координаты (высоту, ширину и глубину), и обозреваемой со всех сторон. При этом имеется в виду, что ни одно из трех измерений не предполагается минимальным, превращающим объем в плоскость.

На объемную композицию распространяются все общие закономерности, относящиеся ко всем видам и жанрам изобразительного искусства. В то же время в объемной композиции действуют специфические закономерности, присущие только ей в разных видах и жанрах изобразительного искусства (в монументальной, станковой, прикладной скульптуре, произведениях прикладного искусства и дизайна, архитектуры и др.).

Глубинно-пространственная композиция строится из различных материальных предметов (скульптур, мебели, стендов и других объемов и поверхностей), пространства (интерьера, открытого пространства) и интервалов между ними.

Глубинно-пространственная композиция используется при создании полностью оборудованного и оформленного интерьера жилого или общественного помещения, в частности жилой комнаты, фойе кинотеатра, выставочного зала, сцены театра, архитектурного ансамбля и др.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.004 с.)