Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные представления о памяти
О значении памяти в жизни человека выдающийся деятель отечественной психологической науки С.Л.Рубинштейн писал: «Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом. Не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков. Не было бы психической жизни, смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть» [6, с.258]. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 720 с. – (Серия «Мастера психологии»). Действительно, память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями она характеризуется как «сквозной» процесс, объединяющий все познавательные процессы в единое целое. (Маклаков) Память – это отражение прошлого опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения. (Бороздина) Отвечая на вопрос, зачем нам нужна память, можно выделить три главных компонента ответа: -чтобы преобразовывать, хранить наш индивидуальный опыт -чтобы усваивать, сохранять, использовать и передавать дальше общественный опыт - чтобы мы оставались собой, т.е. чтобы поддерживать единство нашей личности. Память представляет собой сложный познавательный процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом, –запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание [ маклаков, Бороздина, ]. Запоминание (фиксация) – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового знания путем связывания его с приобретенным ранее (Бороздина). Запоминание бывает механическим (без осознания логической связи между различными частями воспроизводимого материала) и смысловым (связан с пониманием и осмыслением нового материала) Основой запоминания являются психические ассоциации, отражающие связи между объектами и явлениями. «Существование ассоциаций связано с тем, что предметы и явления действительно запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом (по выражению Сеченова, «группами или рядами»). Воспроизведение одних влечет за собой воспроизведение других, что обусловливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения» [Маклаков с.249].
Сохранение (ретенция) – это мнемический процесс, заключающийся в удержании запечатленного материала на протяжении более или менее длительного времени в форме, доступной для воспроизведения. Забывание – процесс памяти, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала. 1. Как правило, забывается не любая информация, а только та, которая не требуется человеку в процессе его жизнедеятельности: «забывание оказывается тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в деятельность личности, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей. Забывание имеет большую биологическую ценность, так как освобождает место в центральной нервной системе для образования новых условно-рефлекторных связей» [Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л.Соловьева. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. – 575 с. --- с.56]. В этом проявляется одна из важнейших особенностей памяти – ее избирательный характер, функциональный принцип ее работы [Рубинштейн] – соответствие процессов памяти целям и задачам жизнедеятельности человека. Воспроизведение – процесс восстановления закрепленного в памяти образа. Воспроизведение того или иного образа, как правило, сопровождается актуализацией эмоционального отношения человека к данному образу [6]. Выделяют следующие разновидности воспроизведения: 1. Узнавание – опознание, воспроизведение какого-либо образа в условиях повторного восприятия объекта. Узнавание проявляется в осознании человеком того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление уже воспринимались в прошлом. Процессы узнавания различаются уровнем определенности. 2. Собственно воспроизведение – воссоздание в сознании образов предметов или явлений (в том числе мыслей, переживаний, фантазий и т.д.), воспринимаемых ранее, но не воспринимаемых в данный момент времени.
3. Воспоминание – максимально полная реконструкция образов прошлого, локализованных во времени, пространстве, в смысловой взаимосвязи. Способность к воспоминаниям является основой целостности человеческой личности [Рубинштейн]. Таким образом, память – это сложный познавательный психический процесс, включающий в себя тесно связанные между собой процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания человеком информации и основанный на простых и сложных ассоциациях, отражающих взаимосвязи между отдельными частями этой информации. Память позволяет человеку использовать в настоящем и будущем информацию, полученную в прошлом, накапливать опыт и обучаться. В современной психологии классификация памяти происходит по трем основным критериям (бороздина, рубинштейн): 1. Классификация по характеру психической активности - двигательная- позволяет запомнитьумения, навыки, различные движения и действия - эмоциональная- направлена на запоминание чувств, эмоций, переживаний, которые мы испытываем в тех или иных ситуациях -смысловая (словесно-логическая)- выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении наших мыслей, придании им соответствующих слов и выражений - образная- память на представления, т.е. память, сформированная с помощью процессов восприятия. Выделяют пять подвидов – зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая. 2. классификация по характеру целей запоминания информации – произвольная(сопровождается волевым усилием) - непроизвольная 3. классификация по хранению материала -кратковременная- процесс непродолжительный, но достаточный для точного воспроизведения только что происшедших событий долговременная – характеризуется длительностью и прочностью сохранения материала -оперативная -запоминание сведений, полученных на время, необходимое для выполнения отдельной операции 4. классификация по способу запоминания информации – механическая - логическая) 2. Различные виды памяти у разных людей развиты неодинаково. «Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти [5, с.219---- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с. -]. Поэтому в каждом индивидуальном случае нельзя сказать, «хорошая» память у человека или «плохая»: один вид памяти у данного человека может быть развит в высокой степени, другой – в низкой степени и т.д.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.01 с.) |