Современные представления о памяти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные представления о памяти



О значении памяти в жизни человека выдающийся деятель отечественной психологической науки С.Л.Рубинштейн писал: «Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом. Не было бы ни основанных на про­шлом знаний, ни навыков. Не было бы психической жизни, смыкающейся в един­стве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть» [6, с.258]. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 720 с. – (Серия «Мастера психологии»).

Действительно, память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями она характеризуется как «сквозной» процесс, объединяющий все познавательные процессы в единое целое.  (Маклаков)

Память – это отражение прошлого опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения. (Бороздина)

Отвечая на вопрос, зачем нам нужна память, можно выделить три главных компонента ответа:

-чтобы преобразовывать, хранить наш индивидуальный опыт

-чтобы  усваивать, сохранять, использовать и передавать дальше общественный опыт

- чтобы мы оставались собой, т.е. чтобы поддерживать единство нашей личности.

Память представляет собой сложный познавательный процесс, состоящий из не­скольких частных процессов, связанных друг с другом, –запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание [ маклаков, Бороздина, ].

Запоминание (фиксация) – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового знания путем связывания его с приобретенным ранее (Бороздина). Запоминание бывает механическим (без осознания логической связи между различными частями воспроизводимого материала) и смысловым (связан с пониманием и осмыслением нового материала)

Основой запоминания являются психические ассоциации, отражающие связи между объектами и явлениями. «Существование ассоциаций связано с тем, что предметы и явления действи­тельно запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в свя­зи друг с другом (по выражению Сеченова, «группами или рядами»). Воспроиз­ведение одних влечет за собой воспроизведение других, что обусловливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения» [Маклаков  с.249].

Сохранение (ретенция) – это мнемический процесс, заключающийся в удержании запечатленного материала на протяжении более или менее длительного времени в форме, доступной для воспроизведения.

Забывание – процесс памяти, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала.

1. Как правило, забывается не любая информация, а только та, которая не требуется человеку в процессе его жизнедеятельности: «забывание ока­зывается тем более глубоким, чем реже включается опре­деленный материал в деятельность личности, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей. Забывание имеет большую биологи­ческую ценность, так как освобождает место в централь­ной нервной системе для образования новых условно-рефлекторных связей» [Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л.Соловьева. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. – 575 с.

--- с.56]. В этом проявляется одна из важнейших особенностей памяти – ее избирательный характер, функциональный принцип ее работы [Рубинштейн] – соответствие процессов памяти целям и задачам жизнедеятельности человека.

Воспроизведение – процесс восстановления закрепленного в памяти образа. Воспроизведение того или иного образа, как правило, сопровождается актуализацией эмоционального отношения человека к данному образу [6].

Выделяют следующие разновидности воспроизведения:

1. Узнавание – опознание, воспроизведение какого-либо образа в условиях повторного восприятия объекта. Узнавание проявляется в осознании человеком того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление уже воспринимались в прошлом. Процессы узнавания различаются уровнем определенности.

2. Собственно воспроизведение – воссоздание в сознании образов предметов или явлений (в том числе мыслей, переживаний, фантазий и т.д.), вос­принимаемых ранее, но не воспринимаемых в данный момент времени.

3. Воспоминание – максимально полная реконструкция образов прошлого, локализованных во вре­мени, пространстве, в смысловой взаимосвязи. Способность к воспоминаниям является основой целостности человеческой личности [Рубинштейн].

Таким образом, память – это сложный познавательный психический процесс, включающий в себя тесно связанные между собой процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания человеком информации и основанный на простых и сложных ассоциациях, отражающих взаимосвязи между отдельными частями этой информации. Память позволяет человеку использовать в настоящем и будущем информацию, полученную в прошлом, накапливать опыт и обучаться.

В современной психологии классификация памяти происходит по трем основным критериям (бороздина, рубинштейн):

1. Классификация по характеру психической активности

 - двигательная- позволяет запомнитьумения, навыки, различные движения и действия

- эмоциональная- направлена на запоминание чувств, эмоций, переживаний, которые мы испытываем в тех или иных ситуациях

-смысловая (словесно-логическая)- выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении наших мыслей, придании им соответствующих слов и выражений

- образная- память на представления, т.е. память, сформированная с помощью процессов восприятия. Выделяют пять подвидов – зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая.

2. классификация по характеру целей запоминания информации

 – произвольная(сопровождается волевым усилием)

- непроизвольная

3. классификация по хранению материала

-кратковременная- процесс непродолжительный, но достаточный для точного воспроизведения только что происшедших событий

 долговременная – характеризуется длительностью и прочностью сохранения материала

 -оперативная -запоминание сведений, полученных на время, необходимое для выполнения отдельной операции

4. классификация по способу запоминания информации

– механическая

- логическая)

2. Различные виды памяти у разных людей развиты неодинаково. «Есть люди, которые, напри­мер, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быст­ро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти [5, с.219---- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с.

-]. Поэтому в каждом индивидуальном случае нельзя сказать, «хорошая» память у человека или «плохая»: один вид памяти у данного человека может быть развит в высокой степени, другой – в низкой степени и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.01 с.)