Основные речевые действия спорящих 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные речевые действия спорящих



● обоснование (аргументация) защищаемого положения

● дополнительная аргументация

● предупреждение возражений: мне могут возразить…

● частичное согласие с позицией оппонентов, частичное признание их правоты: да…но…

● разъяснение ошибочного понимания толкования изложенной точки зрения, её уточнение: вы не совсем правильно поняли мою позицию…

● аргументирование возражения по существу изложенной точки зрения

● вопросы разных типов

ЗАПОМНИ!

характеризовать констатировать убеждать, соглашаться поддерживать мнение объяснять солидаризироваться присоединяться к мнению   сомневаться не соглашаться возражать противоречить опровергать протестовать

 

Виды вопросов

Таблица 37.

выявляющие компетентность выступающего уточняющие позицию говорящего ведущие к договорённости и согласию
Не могли бы вы привести факты, доказывающие, что… Кто из учёных мог бы поддержать вашу точку зрения? В чем, по-вашему, выход из создавшегося положения? Какие контраргументы приводят ваши противники? Правильно ли я понял, что вы признаёте такие-то факты… Вы, конечно, согласны, что решение нельзя откладывать?

 

Анализ выступления   

   Таблица 38.       

I. Контакт   с аудиторией. Докладчик обращается ко всем? Смотрит на слушателей? В какой мере зависит от написанного текста?
II.Манера держаться (осанка, поза). Докладчик держится прямо? Свободно? Уверенно?  Поза удобная? Есть ли жесты?
III.Звучание голоса. Дикция? Темп речи (успевали воспринимать, записывать)? Говорит не слишком громко (тихо)? Окраска голоса (приятная, не всегда и т.д.)? Тон (заинтересованный, дружеский и т.д.)?
IV.Мимика, жесты. Естественны? Целесообразны (уместны)? Лицо живое? Было ли что-то особенное в мимике и жестах докладчика?
V.Оценка содержания доклада. Раскрыта ли тема? Не было ли лишнего? Легко ли было уяснить главное? Что помогало и что мешало? Что вы записали для себя из услышанного?

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Задание 1. Составьте конспект данного материала.

Задание 2. Подготовьте речь по любому афоризму, соглашаясь или опровергая его.

Задание 3.   Выберите из газетных текстов не менее пяти публицистических фразеологизмов. Укажите их положительно-оценочную и отрицательно-оценочную окрашенность.

Задание 4.   Проанализируйте речь И. Бродского в шведской королевской академии при получении Нобелевской премии.

Уважаемые члены Шведской академии, Ваши Величества, леди и джентльмены, я родился и вырос на другом берегу Балтики, практически на ее противоположной серой шелестящей странице. Иногда в ясные дни, особенно осенью, стоя на пляже где-нибудь в Келломяки и вытянув палец на северо-запад над листом воды, мой приятель говорил: «Видишь голубую полоску земли? Это Швеция».

Конечно, он шутил: поскольку угол был не тoт, поскольку по законам оптики человеческий глаз может охватить в открытом пространстве только двадцать миль. Пространство, однако, открытым не было.

Тем не менее мне приятно думать, леди и джентльмены, что мы дышали одним воздухом, ели одну и ту же рыбу, мокли под одним - временами радиоактивным - дождем, плавали в одном море, и нам прискучивала одна хвоя. В зависимости от ветра облака, которые я видел в окне, уже видели вы, и наоборот. Мне приятно думать, что у нас было что-то общее до того, как мы сошлись в этом зале.

А что касается этого зала, я думаю, всего несколько часов назад он пустовал и вновь опустеет несколько часов спустя. Наше присутствие в нем, мое в особенности, совершенно случайно с точки зрения стен. Вообще, с точки зрения пространства любое присутствие в нем случайно, если оно не обладает неизменной - и, как правило, неодушевленной - особенностью пейзажа: скажем, морены, вершины холма, излучины реки. И именно появление чего-то или кого-то непредсказуемого внутри пространства, вполне привыкшего к своему содержимому, создает ощущение события.

Поэтому, выражая вам благодарность за решение присудить мне Нобелевскую премию по литературе, я, в сущности, благодарю вас за признание в моей работе черт неизменности, подобных ледниковым обломкам, скажем, в обширном пейзаже литературы.

Я полностью осознаю, что это сравнение может показаться рискованным из-за таящихся в нем холодности, бесполезности, длительной или быстрой эрозии. Но если эти обломки содержат хоть одну жилу одушевленной руды - на что я нескромно надеюсь, - то, возможно, сравнение это достаточно осторожное.

  И коль скоро речь зашла об осторожности, я хотел бы добавить, что в обозримом прошлом поэтическая аудитория редко насчитывала больше одного процента населения. Вот почему поэты античности или Возрождения тяготели ко дворам, центрам власти; вот почему в наши дни поэты оседают в университетах, центрах знания. Ваша академия представляется помесью обоих; и если в будущем - где нас не будет - это процентное соотношение сохранится, в немалой степени это произойдет благодаря нашим усилиям. В случае, если такое видение будущего кажется вам мрачным, я надеюсь, что мысль о демографическом взрыве вас несколько приободрит. И четверть от этого процента означала бы армию читателей, даже сегодня.

  Так что моя благодарность вам, леди и джентльмены, не вполне эгоистична. Я благодарен вам за тех, кого ваши решения побуждают и будут побуждать читать стихи, сегодня и завтра. Я не так уверен, что человек восторжествует, как однажды сказал мой великий американский соотечественник, стоя, как я полагаю, в этом зале; но я совершенно убежден, что над человеком, читающим стихи, труднее восторжествовать, чем над тем, кто их не читает.

  Конечно, это чертовски окольный путь из Санкт-Петербурга в Стокгольм, но для человека моей профессии представление, что прямая линия - кратчайшее расстояние между двумя точками, давно утратило свою привлекательность. Поэтому мне приятно узнать, что в географии тоже есть своя высшая справедливость.

  Спасибо.    

 

Задание 5. Подготовьте публичное выступление по темам:

ØИноязычная лексика в современных информационных жанрах.

ØИскусство ведения спора.

ØВеликие ораторы России.

ØРечевой этикет в различных коммуникативных ситуациях.

ØМоя будущая профессия.

ØЭтикет телефонного разговора.

Ø Самая острая экологическая проблема Волгоградской области.

Задание 6. Ознакомьтесь с правилами, помогающими убедить.

1. Правило Гомера. Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильный – средний - самый сильный. Силу или слабость аргумента определяет лицо, принимающее решение.

 

2. Правило Сократа. Для получения положительного ответа по очень важному для вас вопросу поставьте этот вопрос на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса, по которым он без затруднения скажет «да».

3. Правило Паскаля. «Не загоняйте собеседника в угол». Дайте ему возможность «сохранить лицо». Следует предложить такое решение, которое дает возможность с честью выйти из затруднительного положения, а оппонент не будет чувствовать при этом неловкость, дискомфорт. Слова Паскаля: «Ничто так не разоружает, как условия почетной капитуляции» - как нельзя лучше подсказывают, в чем здесь дело.

 

4 правило: убедительность аргументов зависит от имиджа и статуса убеждающего.

 

5 правило: не понижайте свой статус. Не следует начинать совещание со слов: «Я плохо подготовился», «Я сегодня плохо себя чувствую, поэтому вряд ли получится что-либо путное», «Я плохо умею говорить, но я попробую» и т.д.

 

6 правило: не принижайте статус и имидж собеседника. Проявление неуважения, пренебрежения к собеседнику вызывает негативную реакцию, провоцирует конфликт.

 

7 правило: к аргументам приятного нам собеседника мы относимся снисходительно, а к аргументам неприятного – критически. Приятное впечатление на аудиторию производит выступающий, если у него грамотная речь, приятные манеры, внешний вид, он смотрит на слушателей и т.д.

 

8 правило: желая переубедить оппонента во время совещания, начинайте не с разделяющих вас моментов, а с того, в чем вы согласны с ним.

 

9 правило: Проявите эмпатию. Эмпатия – способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Эмпатия помогает представить себя на месте собеседника, понять ход его мыслей.

 

10 правило: будьте хорошим слушателем.

 

11 правило: избегайте конфликтогенов. Конфликтогенами могут быть: проявления превосходства, агрессии, невоспитанности, грубости, угрозы, насмешки; высказывание замечаний, хвастовство, безапелляционность, навязывание советов, перебивание собеседника, обман, утаивание информации и др.

 

12 правило: проверяйте, правильно ли вы понимаете друг друга.

 

13 правило: следите за мимикой, жестами и позами – своими и собеседника.

 

14 правило: покажите, что предлагаемое вами удовлетворяет какие-либо из потребностей собеседника: физиологические, потребность в безопасности, принадлежать какой-либо общности, в уважении, признании, в самореализации, духовные потребности.

 

Проанализируйте следующий диалог с точки зрения нарушения правил убеждения:

Разговор состоялся в учительской во время перемены.

- Наконец-то я Вас нашла! По какому вопросу Вы вызвали меня? У меня очень мало времени…

- Я всегда вызываю родителей, если их ребёнок провинился.

- Что?! Мой ребёнок чем-то Вам не угодил? Ещё ни от кого я не слышала таких слов о моём ребёнке!

- Ну, извините!

- Вы, наверное, к нему придираетесь!... И я уже сказала, что у меня нет времени на разговоры!

- Это Ваш ребёнок или нет? Судя по Вашему разговору, Вы вообще не волнуетесь о нём, А он очень «расслабился»: домашнее задание не выполняет, дерзит на уроках.

- Вы знаете, дома он мне не дерзит.

-Ну, значит, я лгу вам, - перебила её учительница.- Тогда мы с вами будем разговаривать в другом месте – у вас на работе.

- А вы меня не пугайте этим, наведите сначала у себя порядок.

 

Задание 7.  Как известно, слово НЕТ вызывает негативные эмоции. Проанализируйте способы его избежать по схеме: что не следует говорить - что следует говорить.  Предложите свои варианты.                   

Меня не интересует ваше предложение               

В данный момент мы не рассматриваем подобные предложения, но мы обязательно позднее с Вами свяжемся.

 

Я ничего об это не знаю.                   

К сожалению, в данный момент я пока не располагаю этой информацией.

 

Я с вами не согласен, это совсем не так.              

А как вы смотрите на другую точку зрения?

 

Сколько можно звонить! Я еще не получил такой информации.              

Возможно имеет смысл немного подождать: информация будет получена позже.

Сейчас я не хочу об этом говорить.                     

Я предпочел бы обсудить этот вопрос в другое время.

 

Вы неправильно сделали этот отчет.                    

Будет лучше, если вы просмотрите этот отчет еще раз.

 

Задание 8.   Как вы понимаете термин Н.И. Формановской «актуализаторы вежливости»?

В этикетном деловом общении следует использовать не прямую (сделайте, напишите), а косвенную форму просьбы: будьте добры…; будьте так любезны..; разрешите попросить Вас…; пожалуйста…, прошу Вас…, если Вам сейчас удобно…; мне бы хотелось, чтобы…; как Вы относитесь к тому, чтобы…; было бы очень хорошо, если бы…; не будете ли Вы против того, чтобы…; не трудно ли Вам…

 

Задание 9.   Прочитайте текст. Определите характер и сферу разрешения конфликта.

Оксфордский университет присвоил Генделю звание почетного доктора. Сообщая об оказанной чести, ученый секретарь университета написал Генделю, что за диплом почетного доктора следует внести определенную плату.

- Как? – возмутился композитор, прочитав полученное письмо. – За то, чтобы стать коллегой этих пустозвонов, я должен еще и платить? Никогда!

 

 

§ 20. Публицистический стиль речи. Основные техники и приёмы общения с коллегами, партнёрами, клиентами: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования.

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Чтобы официальное общение было успешным, недостаточно знать специфику деловой речи, ее лексику, грамматику и стилистику. Надо научиться пользоваться своей речью так, чтобы заинтересовать собеседника, повлиять на него, завоевать на свою сторону, успешно говорить с теми, кто симпатизирует вам, и с теми, кто против вас, участвовать в беседе в узком кругу и выступать перед широкой публикой.

Наверное, нет таких профессий и специальностей, где искусство владеть словом не пригодилось бы. Но в некоторых областях человеческой деятельности, к которым, в частности, относится и медицина, владение искусством речи является обязательным. Ведь медицинскому работнику постоянно приходится общаться с людьми, беседовать, убеждать, разъяснять, консультировать и слушать. Но чтобы хорошо говорить, мало знать, что сказать, надо еще знать, как сказать, т.е. владеть инструментарием ораторской речи, приемами риторики.

Говорить понятно, убедительно и красиво учит особая наука — риторика, или наука о красноречии. Она излагает законы подготовки и произнесения публичных речей с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Особо подчеркнем, что это не просто наука о способах красивой подачи информации посредством устного слова, но свод конкретных законов и правил, обеспечивающих действенность речи, превращающих слово в средство влияния на других людей. Знание законов и правил красноречия особенно важно для людей дела. Пренебрежение ими — одна из существенных причин неудач многих работников, их низкого рейтинга в среде профессионалов и в среде потребителей. Поэтому в самых общих чертах опишем сущность ораторского искусства.

Риторика предполагает учет факторов, существенно влияющих на действенность общения.

 

►Первый такой фактор - это СОСТАВ АУДИТОРИИ, ее культурно-образовательные, национальные, возрастные и профессиональные особенности.

 

►Второй фактор - СОДЕРЖАНИЕ и характер самого ВЫСТУПЛЕНИЯ. Здесь недопустим авторитарный тон, безапелляционность высказываний. Необходимо проявлять доверие к людям, советоваться с ними в процессе выступления.

 

►Третий фактор — объективная САМООЦЕНКА докладчиком своих личностно-деловых качеств, компетенции в тех вопросах, с которыми он выступает перед людьми. Важно не переоценивать и не занижать свою подготовленность.

Стили общения

Таблица 39.

«менторский» «одухотворяющий» «конфронтационный» «информационный»
поучительно-назидательный возвышающий людей, вселяющий в них веру в свои духовные силы и личностные качества вызывающий у людей желание возражать, не соглашаться ориентированный на передачу слушателям определенных сведений, восстановление в их памяти каких-либо фактов

Конечно же, медицинскому работнику следует прибегать к одухотворяющему и информационному стилям общения.

В риторике используются следующие психолого-дидактические ПРИНЦИПЫ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ: доступность, ассоциативность, экспрессивность и интенсивность.

Используя принцип ДОСТУПНОСТИ, необходимо учитывать культурно-образовательный уровень слушателей, их жизненный и производственный опыт. Никогда не следует забывать, что многие люди слышат то, что хотят слышать. Отсюда необходимость принимать во внимание эмоционально-психологические расслоения каждой аудитории. Для повышения доступности весьма эффективен прием, заключающийся в сообщении малоизвестной информации (новизна и оригинальность), а также в сочетании разнохарактерных сведений и их достоверности.

Принцип АССОЦИАТИВНОСТИ связан с вызовом сопереживаний и размышлений у слушателей путем обращения к их эмоциональной и рациональной памяти. Для вызова соответствующих ассоциаций используются такие приемы, как аналогия, ссылки на прецеденты, образность высказываний.

Принцип ЭКСПРЕССИВНОСТИ выражается в эмоционально напряженной речи выступающего, его мимике, жестах и позе, свидетельствующих о полной самоотдаче. Страстность, неподдельная радость или грусть, сострадание — все это конкретные формы экспрессивности.

Принцип ИНТЕНСИВНОСТИ характеризуется темпом подачи информации. Различная информация и разные люди нуждаются в дифференцированном темпе изложения и усвоения речи. Надо учитывать темперамент людей, их подготовленность к восприятию конкретного вида информации. В связи с этим важны: умение выступающего ориентироваться в настроении аудитории; способность аудитории работать в определенном информационном клише; умение выступающего предлагать аудитории необходимый скоростной режим усвоения информации.

 

С целью убеждения существует целый набор ораторского инструментария, элементами которого являются КОММУНИКАЦИОННЫЕ ЭФФЕКТЫ. Рассмотрим их более подробно.

Эффект ВИЗУАЛЬНОГО ИМИДЖА. Как правило, вначале человека воспринимают по его внешнему облику, и это первоначальное впечатление накладывает отпечаток на дальнейшие взаимоотношения. Поэтому медицинский работник должен взять на вооружение эстетику одежды, поставленную мимику, обостренное чувство такта, чтобы излучать обаяние, расположить к себе собеседника элегантными манерами и т.д.

Не следует допускать эксцентричности в одежде, даже под белым халатом. Ничто в ней не должно связывать свободу движений. Не надевайте плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движения плеч и рук. Мужчины должны быть чисто выбритыми, освободиться от ненужных вещей, оттопыривающих карманы. Женщинам рекомендуется по крайней мере оставлять дома кричащие украшения. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика. Не вызывайте удивления и зависти — это помешает слушать то, что вы говорите.

Эффект ПЕРВЫХ ФРАЗ закрепляет или корректирует первоначальное впечатление у людей. В первых фразах должна быть сосредоточена интересная информация, с элементами оригинальности, сразу приковывающая к себе внимание.

Эффект АРГУМЕНТАЦИИ. Речь должна быть обоснованной, убедительной, логичной, вызывающей соразмышление и осмысление информации.

Эффект ПОРЦИОННОГО ВЫБРОСА ИНФОРМАЦИИ является одним из действенных риторических приемов поддержания внимания аудитории. Этот эффект основан на заранее продуманном распределении по всему пространству речи новых мыслей и аргументов, периодической интерпретации ранее сказанного. Таким образом, выступающий активизирует внимание слушателей, выбрасывая через определенные временные интервалы порции «свежей» информации.

Эффект ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ — это грамотное построение предложений, правильные словоударения, использование метафор, гипербол и т.п. Как утверждал Вольтер, прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена.

Эффект РЕЛАКСАЦИИ (РАССЛАБЛЕНИЯ). Тому, кто умеет вовремя пошутить, вставить остроумное замечание, повезет значительно больше, чем не умеющему это делать. Юмор создает естественную паузу для отдыха людей, сближает и настраивает на благожелательный лад. Но, прибегая к шутке, не следует забывать того, что в свое время сказал Д. И. Писарев: «Когда смех, игривость и юмор служат средством, тогда все обстоит благополучно. Когда они делаются целью, тогда начинается умственное распутство».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.067 с.)