Основные разновидности употребления языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные разновидности употребления языка



язык разговорный (используется обычно в устной форме) язык литературный  (книжный)

          Литературный язык включает в себя:

· научную речь

· официально-деловую речь

· публицистическую речь

для функционирования их в определённых сферах деятельности.

Поэтому различают следующие стили речи:

Таблица 29.

 

 


Литературный

Язык

научный официально-деловой публицистический художественный стили Разговорный язык     разговорный стиль

 

Стилистические нормы  определяют правила организации речи в зависимости от сферы её применения и цели высказывания.

 

Стилистические нормы   - это совокупность правил, определяющих целесообразность, правильность и уместность использования языковых средств в зависимости от функционирования их в речи, т.е. с учётом сферы, целей и условия высказывания.

 

Виды стилистических ошибок:

1. употребление иностилевых слов (слов иной функционально-стилистической окраски), например: Весной везде хорошо: и в чистом поле, и в березовой роще, а также в сосновом и смешанных лесах. (Для этой фразы, нейтральной по стилистике, выделенные слова, тяготеющие к научному стилю, являются иностилевыми.) Особенно часто это проявляется в выборе «чужих» для данного контекста средств межфразовой связи. Например, в описательном контексте используются логические средства связи, характерные для официально-делового и научного стилей: Когда Остапа вели на казнь, то он шел первым и с гордостью. Очи его смотрели вдаль. Несмотря на то, что руки его были в цепях, он сжимал их в кулак. Это значит, что Остап был непоколебим;

2. смешение стилей (разностилье) проявляется в немотивированном сочетании характерных для разных функциональных стилей средств речи: Лопахинчеловек дела, крутой. Борисрохля, Катерине с ним просто не повезло. К корнеплодам относится картофель, морковка и бурак. (В книжный стиль внесены разговорные средства речи). В нашем садике зацвели косточковые. Дайте мне атмосферы!(А.П.Чехов).(Вразговорном стиле нелепо звучат термины.);

 

3. неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций. Впредложении Мы всем обязаны нашим дедушкам и бабушкам, которые защитили нас от фашизма выделенные слова стилистически неуместны, так как их следует употреблять лишь в таких речевых ситуациях, которые отражают семейный характер общения;

 

4. использование речевых штампов, канцеляризмов. Канцеляризмы представляют собой стандартные формулы официально-деловой речи, употребление которых в деловых бумагах уместно и удобно. В других же речевых стилях, часто и однообразно повторяемые без учета контекста, канцеляризмы играют отрицательную роль, так как делают речь невыразительной и бедной, засоряя ее словесными шаблонами: Рассмотреть под углом зрения, охватить всех детей культурно- массовой работой, поставить во главу угла, подняться до уровня задач.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Задание 1. Составьте конспект данного материала.

 

Задание 2. Исправьте предложения, заменяя слова с различной стилистической окраской их нейтральными синонимами.

1. Сержант тут же кликнул ребят и помчался к очагу пожара. 2. Посмотрит покупатель на такой ярлык, и у него отпадает всякая охота приобретать вещь. 3. Пятнадцать миллионов - это  здоровая прибавка посетителей музеев и картинных галерей. 4. Даже такие жуткие темпы развития теплоэнергетического хозяйства не поспевают за растущими потребностями города. 5. Большим подспорьем явилось оборудование библиотеки новыми компьютерами. 6. Много нареканий поступает от потребителей на не больно-то высокое качество товаров. 7. Мы усекли все указания и подключились к работе, начав перестраивать ее в том направлении, в котором рекомендовалось министерством. 8. С думами об улучшении работы гардероба в главном корпусе университета пришла к коменданту Иванова М.И.

Задание 3.Прочитайте отрывок из стихотворения А. Барто:

Зайку бросила хозяйка.

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог –

Весь до ниточки промок.

Составьте тексты, принадлежащие разным функциональным стилям (научному, публицистическому, официально-деловому, разговорному).

Задание 4. Составьте на одну и ту же тему тексты, максимально характеризующиеся признаками того или иного стиля.

Примерная тематика: 1. Страна, город, деревня. 2. Профессия. 3. Дружба, друг. 4. Времена года. 5. Происшествие.

 

Задание 5.  Выполните тест.

1. Данное высказывание относится к … стилю.

Ночь - промежуток времени от захода солнца вечером до его восхода утром.

   1. публицистическому

    2.официально-деловому

   3. научному

   4. разговорному

2. Штамп является наиболее характерной чертой … стиля.

   1. разговорного

   2. публицистического

   3. научного

   4. официально-делового

3. Стилистически нейтральными является слова…

   1. основополагающий

   2. спать

   3. гипотеза

   4. пикетирование

   5. учить

§ 16. Научный стиль. Виды информационной переработки текста (конспект, тематический конспект, реферат).

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Научный стиль речи используется для сообщения научных сведений, объяснения научных фактов.

Основная цель этого стиля – точная передача научных знаний.

Сфера использования: официальная обстановка.

Форма реализации, жанры: монография, статья, диссертация, реферат, рецензия, аннотация, лекция.

Языковые средства выражения: терминологическая лексика.

Преобладающей является нейтральная (общеупотребительная) лексика.

Общестилевые признаки: логичность, точность, отвлечённость и обобщенность, объективность.

Логичность заключается в строгой последовательности излагаемого: выводы вытекают из фактов.

Точность характеризуется тщательным подбором слов в их прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики. Повтор слов считается нормой.

Отвлечённость и обобщенность пронизывают каждый научный текст. Используются абстрактные понятия; нередко – графики, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи.

Объективность подчёркивается использованием достоверных, выверенных количественных и качественных характеристик. Недопустимо личное, субъективное мнение. Поэтому часто используются неопределённо-личные (считают, что…), определённо-личные (рассмотрим проблему…) и безличные (известно, что…) предложения.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.007 с.)