ТЕМА: Транспортный комплекс России в системе общественного производства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА: Транспортный комплекс России в системе общественного производства.



План

1 .Промышленный транспорт - его роль в жизни общества.

Транспорт как сфера материального производства.

ВОПРОС 1

В связи с коренными изменениями в политике и экономике страны широко применявшиеся понятие «единая транспортная система» трансформировалась в понятие «транспортный комплекс». Это не отразилось на базовой роли транспорта -обеспечение функционирования и развития экономики.

Одним из элементов транспортного комплекса страны является промышленный транспорт, который перерабатывает 90% грузопотока.

Промышленный транспорт - это комплекс сооружений и технических средств транспорта необщего пользования, обеспечивающий транспортирование грузов, эксплуатацию и техническое обслуживание транспортных средств, производ­ство погрузо-разгрузочных работ предприятий независимо от отраслевого назначения, а также непосредственную связь с другими предприятиями и транспортом общего пользования. Техническую структуру промышленного транспорта составляют: ж-д транспорт, автомобильный и непрерывные виды транспорта(конвейерный, канатно-подвесной, пневматический и т.д.)

На рынке транспортный услуг промышленный транспорт представлен организациями различный форм собственности (государственной, муниципальной, частной, смешанной) и различных организационно-правовых форм (государственных унитарных предприятий, ЗАО, ООО, А/О).

Переход экономики страны к рыночному укладу, появление на транспорте элементов цивилизованной конкуренции требует эффективной законодательной, нормативно-правовой базы, которая определяла бы правила поведения на рынке транспортных услуг.

На промышленном транспорте ощущается потребность в специалистах, обладающих знаниями в области современной экономики, организации и управления. На практике эти специалисты должны владеть вопросами эффективного взаимодействия всех видов транспорта, использованием основных фондов и оборотных средств, планирования производственной деятельности, организации труда и заработной платы, оптимизации себестоимости транспортных услуг и определения тарифов, налогообложения, финансово- экономического анализа производственной деятельности.

ВОПРОС 2

Транспорт - это не только перевозки, он входит неотъемлемой составной частью во все стадии производства, является непременном условием всякого общественного воспроизводства. Он является основной отраслью экономики и поэтому оказывает огромное экономическое, оборонное, социальное, культурное и политическое значение.

Транспорт, продолжая процесс материального производства в сфере обращения, является связующим звеном между производством и потреблением, т.е. продолжает процесс производства, доставляя товары потребителям. На транспорте налицо все три элемента присущие материальному производству:

- целесообразная деятельность людей (рабочая сила)

- предметы труда

- средства труда. Стоимость продукции транспорта складывается из всех затрат на ее производство.

Транспорт не создает материальных ценностей в виде вещей. Продукция транспорта - перемещение грузов и пассажиров. При перевозках грузов стоимость работ транспортников (работников д-ж тр-та) присоединяется к стоимости перевозимой продукции.

На транспорте процессы производства и потребления транспортной продукции не разделены во времени и пространстве, а происходят одновременно.

Транспорту не принадлежит предмет его труда - перевозимы груз, он принадлежит отправителям и получателям грузов.

От бесперебойной и ритмичной работы транспорта зависит экономическая эффективность общественного производства. Регулярность в работе транспорта позволяет уменьшить запасы топлива и сырья на предприятиях.

 

 

ТЕМА: Объект, предмет и содержание экономики ж/д транспорта.

  План:

Основные понятия экономики.

Содержание экономики как науки.

ВОПРОС 1

Ж/д транспорт является сложной производственно-экономической и социальной системой со своей внутренней территориально- производственной и функциональной структурой. Объектами изучения являются отдельные звенья, подразделения ж/д транспорта по видам их деятельности, т.е. эксплуатационная работа, производство транспортной продукции (перевозка грузов, пассажиров, багажа), транспортное обслуживание клиентуры и транспортное обеспечение регионов.

Экономика ж/д транспорта изучает транспорт со стороны производственно-экономических отношений, т.е. тех отношений которые возникают в процессе перевозочной деятельности так и подсобно-вспомогательной деятельности.

Предметом изучения экономики являются производственные отношения и экономические интересы, возникающие между:

- ж/д транспортом и потребителями транспортных услуг;

- трудовыми коллективами железных дорог и коллективами других видов транспорта;

- трудовыми коллективами и работниками отдельных подразделений, служб, звеньев железнодорожного транспорта между собой.

Экономика исследует действие на ж/д транспорте закона стоимости, закона экономии времени, закона роста производительности труда и т.д.

Экономика в своей практической деятельности широко использует конкретные научные методы и приемы выбора решений, такие как программно-целевой, балансовый, статистический

Экономика наука историческая, так как с течением времени меняется объект изучения и предмет изучения (производственные отношения).

Экономика как наука исследует условия и разрабатывает практические рекомендации при соблюдении которых обеспечивается полное и качественное (своевременное, надежное) удовлетворение потребностей пользователей в перевозках грузов и пассажиров, услугах по подсобно-вспомогательной деятельности, исследуются принципы построения транспортных тарифов, договорных цен на перевозки.

Экономика разрабатывает научно обоснованные рекомендации по установлению темпов развития материально-технической базы, выявляет оптимальные пропорции: - между отдельными взаимодействующими и конкурирующими видами транспорта;

- между техническими средствами: постоянными устройствами и подвижным составом;

- между подразделениями, службами железнодорожного транспорта и т.д.

Важнейшей задачей экономики является развитие в современных условиях теоретических

основ изменения качества и эффективности транспортного производства включая:

- эксплуатационную работу в грузовом и пассажирском движении;

- транспортную продукцию -перевозку грузов и пассажиров

- транспортное обслуживание грузовладельцев и населения

- транспортное обеспечение производства и населения страны и регионов. Составной частью экономики ж/д транспорта является совокупность знаний и НТП, о

эффективности инвестиций в действующую и новую технику, о выборе источников финансирования мероприятий НТП с учетом различных форм собственности.

Экономика устанавливает характер и меру влияния объема перевозок грузов и пассажиров их структуры на себестоимость, прибыль, рентабельность, фондоотдачу, фондоемкость, на применение интенсивных ресурсосберегающих технологий. Основными характеристиками технического оснащения ж/д линий и участков является: ширина колеи, число главных путей,

общее путевой развитие станции, профиль пути, виды тяги, осевые нагрузки от колесной пары и погонные нагрузки подвижного состава на путь, типы и структура парка локомотивов, вагонов и т.д. Эти характеристики существенно влияют на экономические и финансовые показатели перевозочной работы отрасли.

Важнейшей составляющей экономики ж/д транспорта являются проблемы экономии труда, планирования и организации заработной платы.

В содержании экономики как науки необходимо выделить 2 группы проблем:

1 группа - проблема удовлетворения потребностей в перевозках и транспортном

обслуживании грузовладельцев, населения по объему, качеству.

2 группа - проблема экономической (коммерческой) эффективности работ и развития



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.138.230 (0.008 с.)