Учебно-методический комплекс. Факультет социального управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-методический комплекс. Факультет социального управления



ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра психологии

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

 

 

Для специальности 030301.65 «Психология»

 

Санкт-Петербург

Г.


Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию

кафедрой психологии.

Протокол от

Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета социального управления.

Протокол от

Васильева С.А.

Групповая психотерапия и консультирование. Учебно-методический комплекс. – СПб.: СПбАУиЭ, 2007. –.

Учебно-методический комплекс, включает основные требования и организационно-методические указания по изучению данной дисциплины, рабочую учебную программу, общие методические рекомендации по изучению дисциплины, словарь терминов по дисциплине.

Учебно-методический комплекс написан на основании требований государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности

«Психология».

СОДЕРЖАНИЕ

1. Рабочая учебная программа дисциплины  
2. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины  
3. Методические рекомендации по проведению семинарских и практических занятий  
4. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ  
5. Порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине, содержание контролирующих материалов  
6. Глоссарий  

 

 

1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Основной целью курса «Групповая психотерапия и консультирование» является когнитивное понимание группового поведения, важнейших психологических закономерностей, а также особенностей взаимодействия человека с другими людьми, и приобретение личного опыта группового взаимодействия.

  Задачи курса

ü Ознакомить студентов с основными направлениями в современной групповой психотерапии

ü Научить студентов свободно оперировать психотерапевтическими терминами и понятиями

ü Развить у студентов перцептивные и коммуникативные навыки, необходимые для эффективного межличностного и консультативного взаимодействия

Для достижения указанной цели и решения поставленных задач студенты должны

ЗНАТЬ:

     Основные направления современной групповой психотерапии, важнейшие термины и понятия групповой психотерапии.

УМЕТЬ:

Отслеживать и анализировать групповую динамику и групповое развитие, использовать современные технологии консультативного взаимодействия, ориентироваться в различных направлениях психотерапевтических исследований.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

О роли групповой работы в процессе психотерапии.

II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Психология группы

Определение понятий «групповая психотерапия» и «психотерапевтическая группа». Преимущества групповой формы. Группа как социальный микрокосм. Значение межличностных отношений. Интерперсональное влияние. Участники, цели и роли. Групповой процесс. Личность и ее групповое окружение: динамическое взаимодействие. Ограничения групповой психотерапии.

Литература.

Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.

Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. - М.: Прогресс, 1993.

Вайнер И. Основы психотерапии. - СПб.: Питер, 2002.

Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М., 1993.

Тема 10. Развитие группы

     Образование подгрупп. Конфликт в терапевтической группе. Проблемы лидерства. Выражение чувств в групповой психотерапии (эмоциональное заражение, феномен «козла отпущения», невербальная коммуникация). Чувства и эмоциональные реакции группового психотерапевта. Трудные группы и трудные пациенты. Сочетание индивидуальной и групповой психотерапии. Ограниченные во времени группы. Терминация в групповой психотерапии (типы терминаций, переживание терминации уходящим пациентом, группой, психотерапевтом).

Литература.

Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.

Вайнер И. Основы психотерапии. - СПб.: Питер, 2002.

Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –Пресс,2001.

Куттер П. Элементы групповой терапии. Введение в психоаналитическую практику. СПБ.: Б.С.К.,1998..

Тема 11. Т-группы

     История и развитие Т-групп. «Обучающая лаборатория». Представление самого себя. Обратная связь. Экспериментирование. Принцип «здесь и теперь». Основные процедуры. Цель Т-групп. Исследования Т-групп.

Литература.

Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. - М.: Прогресс, 1993.

Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –Пресс,2001.

Тема 12. Группы встреч

     История и развитие. Самораскрытие в группе. Осознание самого себя. Ответственность. Внимание к чувствам. Построение доверительных отношений. Основные процедуры. Исследования и анализ групп встреч.

Литература.

Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. - М.: Прогресс, 1993.

Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –Пресс,2001.

Тема 13. Гештальтгруппы

     История гештальтподхода к групповой работе. Основные понятия (фигура и фон, сосредоточенность на настоящем, функции защиты, зрелость). Цели гештальтгруппы. Основные процедуры (расширение осознания, интеграция, противоположностей, усиление внимания к чувствам, принятие ответственности, преодоление сопротивления).

Литература.

Техники консультирования и психотерапии. Тексты. М., Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.

Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. - М.: Прогресс, 1993.

Малкина – Пых И.Г. Справочник практического психолога. Техники гештальта и когнитивной терапии.

Тема 14. Психодрама

     Создание и развитие психодрамы. Классическая психодрама. Цели психодраматического процесса. Ролевая игра. Спонтанность и творчество. Инсайт. Роли в психодраме. Фазы развития психодрамы. Методики, используемые в процессе психодраматического действия. Влияние Я.Морено на групповое движение.

Литература.

Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. - М.: Прогресс, 1993.

Техники консультирования и психотерапии. Тексты. М., Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.

Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М., 1993.

Тема 17. Терапия искусством

     Развитие терапии искусством. Использование ее для лечебных целей. Спонтанность. Сублимация. Преимущества групповой работы. Основные процедуры. Ограничения использования.

Литература.

Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. - М.: Прогресс, 1993.

Теория и практика арт-терапии. – СПб.:Питер,2002.

Техники консультирования и психотерапии. Тексты. М., Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.

Практические занятия.

Номера тем дисциплин

Тема занятия

Количество часов
Психология
5 Занятие 5. Практическое занятие по теме: Отбор клиентов для групповой психотерапии 4
7 Занятие 7. Практическое занятие по теме: Создание группы и подготовка к групповой работе 4
9 Занятие 9. Практическое занятие по теме: Начало работы группы 4
10 Занятие 10. Практическое занятие по теме: Развитие группы 4
13 Занятие 13. Практическое занятие по теме: Гештальтгруппы 4
14 Занятие 14. Практическое занятие по теме: Психодрама 4
15 Занятие 15. Практическое занятие по теме: Телесно-ориентированная терапия 4
17 Занятие 17. Прак4тическое занятие по теме: Терапия искусством 4
18 Занятие 18. Практическое занятие по теме: Поведенческие группы 4

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1.Основная литература

1. Техники консультирования и психотерапии. Тексты. М., Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.

2. Дж. Рутан, У. Стоун. Психодинамическая групповая психотерапия. СПБ, 2002,

3. Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс,2001.

4. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. - М.: Прогресс, 1993.

5. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М., 1993.

6. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М.: Академический Проект 2000.

7. Куттер П. Элементы групповой терапии. Введение в психоаналитическую практику. СПБ.: Б.С.К.,1998..

8. Вайнер И. Основы психотерапии. - СПб.: Питер, 2002.

6.2. Дополнительная литература

1. Руководство по телесно-ориентированной терапии. – СПб.: Речь,2000.

2. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

3. Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Практика человеческих коммуникаций. М., 2000.

4. Гингер С., Гингер А. Гештальт-терапия. СПБ, 2001.

5. Франкл В. Теория и терапия неврозов. М., 2001.

6. Перлз Ф. Практика гештальт-терапии. М., 2000.

7. Малкина – Пых И.Г. Справочник практического психолога. Техники транзактного анализа и психосинтеза. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.

8. Малкина – Пых И.Г. Справочник практического психолога. Техники гештальта и когнитивной терапии. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.

9. В. Мейер, Э. Чессер. Методы поведенческой терапии. – СПб.: «Речь», 2001

10. Гарбузов. Практическая психотерапия. СПб.: АО. «Сфера»,1994.

11.Теория и практика арт-терапии. – СПб.:Питер,2002.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Общие положения

Практические занятия проводятся главным образом с целью научно-теоретического обобщения литературных источников, и помогают студентам глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки практической и исследовательской деятельности. На этих занятиях, как правило, выполняются задания, требующие от студентов творческого подхода, переноса знаний и умений в новую ситуацию, обобщений, практического осмысления теоретических знаний.

Выполняемые задания преподаватель может подразделить на несколько групп. Одни из них служат иллюстрацией теоретического материала и носят воспроизводящий характер. Они выявляют качество понимания студентами теории. Другие представляют собой образцы задач и примеров, разобранных в аудитории.

При проведении практических занятий преподаватели и студенты должны руководствоваться планами проведения этих занятий.

Планы практических занятий

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛИРУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ

4.1.Общие рекомендации по проведению контроля качества подготовки студентов

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию.

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в формах: устного опроса, обсуждения рефератов.

Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по определенным темам учебной дисциплины. Проводится в форме контрольной работы или выборочного тестирования.

При проведении рубежного контроля используются перечень контрольных вопросов

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Проводится в форме зачета с использованием контрольных вопросов.

 

Глоссарий.

Агрессивность – черта характера, выражающаяся во враждебном отношении человека к людям, к животным.

Адекватный стиль общения – стиль общения человека с людьми, который позволяет ему легко и быстро достигать поставленной цели, оказывать нужное влияние на людей и сохранять с ними хорошие отношения.

Адаптационное поведение человека – поведение которое позволяет ему наилучшим образом приспосабливаться к складывающимся обстоятельствам жизни.

Акцентуированные черты характера – черты характера человека, которые у него чрезмерно развиты, явно преобладают над другими чертами характера и намного чаще, чем другие черты характера проявляются в его действиях и поступках.

Апатия – психологическое состояние человека, характеризующееся его безразличием к самому себе, к происходящему вокруг него, сопровождающееся пониженной активностью и отрицательными эмоциональными переживаниями.

Блоки мозга – анатомически, физиологически и функционально автономные части мозга, выполняющие специфическую роль в восприятии, хранении и переработке человеком информации, а также в планировании и регуляции его деятельности.

Бессознательные влечения – внутренние побуждения, потребности, мотивы поведения человека, которые им самим в данный момент времени не осознаются, но тем не менее, оказывают влияние на его психологию и поведение.

Возрастные особенности характера человека – особенности проявления черт характера человека в различные возрастные периоды его жизни, к примеру, в дошкольном возрасте.

Воля – система психологических личностных свойств, проявляющаяся в его умении преодолевать препятствия и достигать поставленной цели.

Гипертимность – акцентуированная являющаяся в почти всегда повышенном настроении человека, в его энергичности, активности, достаточно высоком жизненном тонусе. Люди, обладающие такой чертой характера, обычно стремятся быть лидерами, не вполне устойчивы по своим интересам, неразборчивы в знакомствах, плохо переносят состояние одиночества.

Деловое психологическое консультирование – психологическое консультирование клиентов по вопросам делового характера, связанным с работой. С деловыми взаимоотношениями, с людьми.

Депрессия – состояние психологической подавленности человека, характеризующееся снижением его активности, общего жизненного тонуса и преобладанием в его психологии отрицательных эмоций.

Завышенные притязания человека – притязания на жизненные успехи, не вполне соответствующие реальным возможностям данного человека и его жизненным условиям.

Замедленность темпа и реакций человека – динамическая характеристика деятельности человека, а также его процесса общения с людьми, проявляющаяся в том, что человек все делает очень медленно и с явным запозданием реагирует на происходящее вокруг него.

Зона интеллектуального развития человека – ближайшая перспектива интеллектуального развития человека, открывающаяся при проведении его психодиагностики и оказании ему минимальной психологической помощи в развитии интеллекта со стороны других людей.

Импульсивность – склонность человека к слишком быстрым, недостаточно продуманным, чрезмерно эмоциональным реакциям на окружающее.

Интеллектуальные способности – умственные способности человека, которые проявляются в его умении решать различного рода задачи.

Истеричность – акцентуированная черта характера, проявляющаяся в чрезмерно выраженной любви к самому себе, в жажде внимания со стороны, в склонности приукрашивать свою особу, тенденции к позерству, театральности поведения, отсутствии глубоких чувств, претензиях на исключительное положение среди людей.

Когнитивные процессы – познавательные процессы человека, включая его ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь.

Комплекс неполноценности – необоснованное убеждение человека в том, что он якобы в чем – то неполноценен, намного хуже других людей и уступает им, и поэтому заслуживает недоброжелательного и неуважительного отношения к себе.

Консультант  п сихолог – профессионально подготовленный практический психолог, занимающийся психологическим консультированием.

Конфиденциальная информация – сведения, которые могут стать доступными только отдельным людям и которые должны содержаться в тайне от других людей.

Конфликтогенность человека – психологическая особенность человека, проявляющаяся в том, что он выступает как реальный или потенциальный источник межличностных конфликтов.

Личность – психологическое понятие, обозначающее наиболее устойчивые индивидуальные особенности человека, от которых зависит его поступки и поведение в обществе.

Мнемические проблемы человека – психологические проблемы, связанные с функционированием памяти человека.

Мнительность – подверженность человека разного рода страхам, опасениям и переживаниям по поводу состояния его здоровья, благополучия, а также здоровья и благополучия, близких для него людей.

Научение – процесс и результат приобретения человеком каких-либо знаний, умений и навыков.

Невербальное поведение – формы коммуникативного поведения человека, с помощью которых неречевым способом передается информация от одного человека к другому.

Невроз – нервно-психическое заболевание, характеризующееся функциональными расстройствами психики и поведения человека, вызванными неблагоприятными условиями его жизни в данный момент времени.

Неуверенность клиента в себе – отсутствие у клиента уверенности в своих силах и возможностях в том, что он в состоянии успешно справиться со своими жизненными проблемами.

Обобщение – краткое повторение психологом-консультантом в обобщенной форме того, что в своем монологе рассказал ему клиент во время исповеди.

Объективные признаки результативности психологического консультирования – реальные признаки, подтверждаемые результатами наблюдения и окружающими людьми, благодаря которым можно вполне объективно судить о том, что психологическое консультирование прошло успешно.

Односторонние семейные конфликты – конфликты в семье, в которые вовлечен только один из супругов, а другой супруг занимает благожелательную или нейтральную позицию.

Оптимальная мотивация деятельности – мотивация, обеспечивающая наилучшие результаты деятельности человека.

Ответственность – черта характера человека, выражающаяся в его готовности отвечать за то, что происходит с ним и вокруг него.

Перманентная проблема клиента – проблема, которая для данного клиента является постоянной, типичной, существующей довольно давно или время от времени повторяющейся.

Поведенческие аномалии – отклонения в поведении человека от нормы.

Подавление – вытеснение из сферы сознания человека влечений, потребностей, мотивов, неприятных и неприемлемых для него по каким-то соображениям морально-этического или правового характера.

Проблемы межличностного характера – трудности, возникающие у человека в его общении с людьми и касающиеся установления с ними нормальных личных или деловых взаимоотношений.

Проблемы мотивационного характера – психологические проблемы, связанные с отсутствием у него интересов, характерных для большинства людей соответствующего возраста, пола, социального положения.

Профессиональная компетентность психолога – консультанта – знания, умения и навыки, благодаря которым психолог-консультант может оказывать действенную помощь клиентам в решении их жизненных, психологических проблем.

Процедура консультирования - группа объединенных друг с другом, направленных на достижение одной, частной цели консультирования и, как правило, применяемые совместно приемов психологического консультирования.

Прояснение проблемы клиента – уточнение деталей того, что на самом деле не вполне благополучно у клиента и что составляет реальную психологическую проблему в его жизни.

Психологическая травма - функциональное нарушение психики человека, вызванное крайне неблагоприятными жизненными обстоятельствами, которые человек с трудом может пережить.

Психологические нагрузки – интенсивные воздействия, оказываемые на психику человека и вызывающие у него повышенную нервную напряженность, а также довольно сильные, трудно переносимые эмоциональные переживания.

Психологический барьер – внутренняя, психологическая причина, препятствующая человеку естественно, свободно и раскованно вести себя на людях, в общении с ними в определенных жизненных ситуациях.

Психологическое консультирование – практическое оказание действенной психологической помощи советами и рекомендациями людям, нуждающимися в этой помощи, со стороны профессионально подготовленных специалистов, психологов-консультантов.

Реальность проблемы клиента – соответствие той проблемы, о которой клиент рассказывает психологу-консультанту, действительному положению дел.

Рефлексия – осознание своих действий, мыслей и чувств. А также того, как он выглядит со стороны, общаясь с разными людьми.

Скорость реакции человека – время, в течение которого человек успевает отреагировать на то или иное событие или внешнее воздействие, если старается отреагировать на него как можно быстрее.

Слабость нервной системы человека - н еспособность нервной системы выдерживать длительные по времени и значительные по величине физические и психологические нагрузки.

Стресс - стойкое, эмоционально отрицательное психологическое состояние человека, возникающее в результате фрустрации, серьезных, постоянно преследующих его жизненных неудач, и крайне неблагоприятно сказывающихся на его психологии, поведении и состоянии здоровья.

Темперамент – это совокупность устойчивых динамических свойств активности человека, психических процессов и поведения в целом.

Характер – система черт личности человека, определяющая его поступки.

Теория когнитивного диссонанса – психологическая теория, связывающая самочувствие человека и его поведение с состоянием системы имеющихся у него знаний.

Тревожность – черта характера человека, выражающаяся в его повышенном беспокойстве при решении различных жизненных проблем, особенно в ситуации оценки людей и практического общения с ними.

Фобии – устойчивые невротические страхи, не обоснованные объективными обстоятельствами, например боязнь темноты, закрытых помещений и т.п.

Фрустрация – стойкое эмоционально-отрицательное психологическое состояние, возникающее у человека в результате многочисленных жизненных неудач.

Эмоциональная лабильность – способность человека, в зависимости от ситуации и настроения, менять свои собственные состояния и способы их внешнего выражения.

Неуравновешенность человека – чрезмерно сильное, не соответствующее сложившейся ситуации, реагирование на обстоятельства жизни; явное преобладание эмоций над разумом.

Эмпатия – умение сочувствовать, сопереживать, вживаться в мир человека.

Эмоциональная саморегуляция человека – управление человеком своими собственными эмоциями в процессе деятельности или общения с людьми.

 

 

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра психологии

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.075 с.)