Тема № 4. Особенности работы вожатого в разновозрастных отрядах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 4. Особенности работы вожатого в разновозрастных отрядах.



Работать на разновозрастном отряде достаточно просто и в то же время сложнее, чем с одновозрастными. Простота заключается в том, что при достаточно хороших отношениях с отрядом, старшие дети помогают следить за младшими. А сложность заключается в организации отрядных мероприятий- не так уж много существует игр, в которые с удовольствием соглашаются играть и старшие и младшие. Селить вместе и тех и других в одной комнате нежелательно- возникают запутанные конфликты без правых и виноватых. Как правило, разновозрастность используется на профильных сменах или в профильных отрядах.

Совместимость по возрасту:

7- 10 лет. Ведущая деятельность- игровая. Самооценка достаточно неустойчива и ориентирована на оценку взрослого.

Режим: должны обязательно спать (днем тоже). Симптомы недосыпания: разбалансированное поведение, капризы, несговорчивость, отказ от еды, жалобы на тошноту и головную боль. Обычно у маленьких мальчиков (исключение спортсмены) спать- не престижно.

10- 13 лет. Ведущая деятельность- общение. Наблюдается ориентация на сверстников, отказ от ценностей взрослых. Самооценка неустойчива. Представление о себе размыто, что осложнено бурным физическим ростом и физиологическими изменениями. Подросток боится быть как все и не таким как все одновременно. Характерна жестокость, несговорчивость, попытки уйти из под контроля, отрицание, нереальные требования (нет оценки, анализа ситуации). Самое большое наказание- изолирование от сверстников. Самая худшая ситуация для РВО- 1-2 подростка.

Некоторые подростки любят возиться с малышами. Им важна благодарность. Необходим контроль, так как возможен садизм, насилие, подросток может недостаточно ответственно относится к вопросам безопасности.

14- 17 лет (старшие подростки). Самооценка более устойчива и ориентирована на себя. Оценка ситуации более реальна. Права осознаются больше, чем обязанности. Происходит осознание взрослости, более ответственно относятся к тому, что взяли на себя. Сами знают, что делают и что хотят. Однако ответственность за нежелательное развитие событий на себя брать отказываются. Если таких детей в отряде 1-2, они будут считать малышами всех тех, кто младше их даже на 1- 2 года.

Выводы:

· Глаз, но не надзирательство;

· В отряде можно замкнуть старших на младших при контроле (тем более, что маленькиедети все делают лучше при помощи и присмотре более старших детей);

· Более младшие дети тянутся к занятиям старших (лучше всего не разрешать, а допускать их присутствие);

· Необходимо избегать ситуаций, вызывающих эмоциональное и психическое напряжение;

· Демонстрировать нужно: младшим – заботу, старшим – уважение.

Микромир. Не смотря на ряд недостатков РВО по сравнению с ОВО, при правильной организации, такие отряды могут выигрывать перед традиционными. Не секрет, что малейшее расхождение во взглядах между детскими лидерами в группе приводит к серьезным конфликтам. Многие отряды предотвращают «бум» посредством воспитательных бесед, наказаний, расколом или сменой лидера- это не лучший выход, в любом случае остаются обиженные. РВО решают эту проблему с гораздо меньшими потерями. Ролевые игры, дни самоуправления, группы интересов, неформальные занятия, дискуссии, психологические тренинги- все это удобно именно в РВО.

Любые новые формы занятий вводятся в РВО постепенно, чтобы ребенок мог почувствовать свою значимость, ощутить себя личностью, во многом равной взрослым, так как ему доверяют. Элемент доверия является важнейшей частью самоуправления.

Не как все. РВО строятся на романтической ритуалике, на тайне, которая так привлекает детей. Работа в таком отряде- это нетрадиционная форма деятельности и она требует принципиально иных, по сравнению с традиционными отрядами, умений.

У младших школьников и подростков разный режим дня. А поощрения и наказания подбираются по принципу «здесь и сейчас». Основные занятия в таких отрядах- игровая и трудовая деятельность, спортивные и общественно полезные дела, походы и экскурсии, занятия музыкой, живописью, народным творчеством. Возможно, система безвозрастного формирования отрядов хороша для маленьких лагерей. В обычных, больших лагерях ребят лучше делить по возрасту. В этом и заключается основная сложность РВО- составить универсальную программу для всех.

Преимущества РВО. Именно в РВО можно взрастить заботу старших детей о младших, взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу. Дети активно участвуют в различных вида деятельности: игровой, трудовой, интеллектуальной.

Среди основных преимуществ можно смело выделить:

1. Общение со сверстниками. Особый «канал» информации, по нему ребята узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые;

2. Соревновательность взаимоотношений с ребятами не своего возраста, которой нет в отношения с родителями и сверстниками. «Товарищи- лучшие воспитатели, чем родители, ибо они безжалостны» А. Моруа, французский писатель.

3. Эффективный вид эмоционального контакта. Создание солидарности, товарищеской взаимопомощи с разными возрастами не только облегчает независимость от взрослых, но и дает чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

Принципы самоуправления:

1. Равноправие. Все отряды и их члены имеют равные права, мнение каждого является принципиальным.

2. Добровольность. Участие в РВО и выбор отряда- дело добровольное.

3. Творчество. Дела отряда- плод творчества ребят, их желаний и труда. Творческий элемент- основа, базис отрядного движения.

4. Законность. Выполнение законов- долг и обязанность всех отрядов, детей и вожатых.

Психологические особенности возраста. Разновозрастные группы обладают своей психологической спецификой. Можно говорить о преимуществе РВО с точки зрения большого разнообразия социальных ролей. В подростковом возрасте потребность в общении со взрослыми стремительно угасает, а на её место встает чувство ценности мнения детского общества. Весьма удачно реализуется это качество в РВО. У малышей же возникает потребность выразить свое «Я» и доказать свою «нужность» тому же детскому обществу.

Особенности работы с РВО:

§ Все правила и элементы игр вводятся постепенно, по- разному объясняются каждой возрастной группе. Лучше, если роль «объяснялки» возьмет на себя старший ребенок из отряда;

§ Ни в коем случае нельзя делить отряд внутри на подгруппы;

§ Придерживайтесь идеи «полезности» любой деятельности и ориентируйтесь на результат, тогда можно будет избежать разногласий;

§ Выбирайте деятельность, включающую в себя сразу несколько направлений и калейдоскоп возможностей: спартакиада, походы, спорт, театр, экскурсии, полезные дела. В этом случае каждый найдет занятие «по душе»;

§ Формируя орган самоуправления избегайте доминирования и самоуправства.

Все остальное делается, как в обычном отряде.

Адаптация детей в РВО:

1. В самом начале смены ребенку стоит предложить выполнить первое творческое поручение, требующее реализации творческих способностей. Поделка может понравиться или не понравиться, но никто не будет смеяться над ребенком, упрекать, наоборот, постараются подсказать, помочь, исправить. Важен психологический контроль;

2. Дайте ребенку роль в общем ответственном задании. Деятельность принимает более творческий характер и способствует проявлению задатков организатора, соответственно повышается уровень ответственности за себя и других;

3. По мере накопления жизненного опыта в отряде, ребенок поднимается на следующую ступень. Он представляет свой отряд на общем сборе, а значит, должен уметь отстоять решение перед другими, проявить свою волю и характер;

4. Помочь стать ответственным человеком, которому доверяет весь отряд. Это может быть как помощник вожатого (для малышей до 10 лет), так и руководитель спец группы (11- 14 лет).

Важно отметить, что группы и их «предводители» должны меняться каждые 3- 5 дней, что даст возможность всем попробовать себя в разных социальных ролях и поможет избежать деспотичности в отряде.

 

Тема № 1.Гигиена и самосбережение вожатого

Санитарно-гигиеническая работав летнем оздоровительном лагере направлена на поддержание чистоты и порядка в комнатах, корпусах, на территории лагеря, в столовой, отрядных полянах, на пляже, т. е. везде, где бывают дети. Эта работа обязательно включает заботу о чистоте тела, красоте прически, чистоте и опрятности одежды, постельного белья. Проследим, как эта работа осуществляется в течение дня под руководством вожатого, санитаров, дежурных.

Утро начинается с утренней гигиенической гимнастики, которая настраивает организм для активного образа жизни в течение дня. А начинается она обычно с упражнений на дыхание, во время которых вдыхается воздух, богатый кислородом и фитонцидами, уничтожающими микробы в организме.

После утренней гимнастики – утренний туалет. Ребята моют руки, лицо, шею, уши, чистят зубы, причесываются. Вожатый младшего отряда должен помочь девочкам сделать прически, организовать взаимопомощь, проследить, чтобы причесались мальчики. В первые дни необходимо особенно проконтролировать этот момент, а еще лучше перед первым умыванием организованно развернуть мыло и вытащить тюбик пасты из коробки, а обертку от мыла и коробки выбросить в мусорку, чтобы не засорять водопроводную систему в лагере. Желательно, чтобы мыльница с мылом, паста и щетки у каждого хранились в отдельном мешочке.

После завтрака часть ребят дежурные – занимаются уборкой комнат, а часть – уборкой территории.

Дежурные по комнате должны проконтролировать заправку кроватей, порядок в тумбочках, шкафах, вымести весь мусор, сделать влажную уборку, включая подоконники, труднодоступные места за кроватями и тумбочками, мусор вынести в контейнер для мусора, который обычно находится за туалетом.

На уборку территории необязательно тратить так много драгоценного летнего времени. Необходимо построить ребят цепью, которой они пройдут по своей территории, собирая мусор. Далее организованно все выбросят мусор в мусорку или ведро и один из ребят отнесет его и выбросит в контейнер. А лучше всего с первых дней всем отрядом принять девиз: «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят!», и тогда эту процедуру можно будет повторить через два-три дня.

В течение дня ребята следят за чистотой рук, особенно перед едой, за чистотой и опрятностью одежды и постели (после дневного сна), за чистотой и порядком в столовой и в тех местах, где проходят мероприятия.

Вечерний туалет: к тому, что ребята делали утром, добавляется мытье ног.

В лагере есть еще специальные дни, которые полностью посвящены санитарно-гигиенической работе. Это – банные дни. В банный день в определенной очередности выполняется следующая работа:

— смена постельного белья;

— генеральная уборка, в т. ч. и в чемоданах, сумках;

— мытье в бане;

— стирка;

— просушка.

В этот день не следует проводить такие мероприятия, как футбол, поход и т. д. Лучше на этот день запланировать интеллектуальные игры, чтение книг, а еще лучше, если вы организуете конкурс причесок для девочек и конкурс на лучший джентльменский костюм для мальчиков; и тогда на «сегодняшней» дискотеке ваш отряд будет самый чистый, самый красивый, самый самый.

Тема № 2.Основы медицины в ДОЛ.

Работая в лагере, вожатый отвечает за жизнь и здоровье детей, отдыхающих в лагере. Часто случаются непредвиденные ситуации, когда рядом нет квалифицированного мед. работника. Во всех лагерях должен дежурить врач, но не везде он дежурит круглосуточно, не везде он идёт в походы с отрядом, т.е. не всегда доступен. Вожатый должен знать основные меры предосторожности, технику безопасности при купании детей в реке или на море летом, при катании на лыжах, санках или коньках зимой и прочее.

Несмотря на все меры предосторожности, случается всякое, и вожатый – первый помощник в беде. Если вожатый заметил, что простынь ребёнка мокрая, необходимо постараться сохранить это в тайне от других, тихо поменять простынь, побеседовать с ребёнком наедине, узнать причину (может, страшно было ночью идти в туалет одному) и успокоить. Нельзя потом напоминать об этом ребёнку, чтоб не повредить его развитию.

Если у ребёнка расстройство желудка (понос), то он захочет это сохранить в тайне, но вожатый обязан сообщить мед. работнику, но не детям в отряде. Медработник обязан дать лекарства, а если заболело несколько детей, то государство займётся этим лагерем.

Вожатый отвечает перед государством за ребёнка и, в случае чего, может «сесть» на 10 лет (в Молдове).

Вожатый должен иметь с собой аптечку (особенно в походах):
Спирт, йод, бинт, вата, валерьяна (лучше в таблетках), пластырь, ножницы, таблетки от головной боли и расстройства желудка, леденцы от тошноты из-за качки в автобусе, витамины и др.

Десятка основных опасных болезней детей в лагере:

Зимний лагерь

1. Расстройства пищеварения и питания;
2. Отравления;
3. Болезни органов дыхания:
верхних дыхательных путей (чаще ангина, ларингит, ринофарингит);
бонхо-лёгочные заболевания (чаще бронхит, пневмония);
4. Воздушно-капельные инфекции (ОРВИ, ГРИПП);
5. Травмы, ранения;
6. Переохлаждения;
7. Поражения уголков рта, носа герпесом;
8. Заболевания органа слуха (чаще отиты);
9. Глазные болезни (чаще конъюнктивиты);
10. Аллергические реакции.

Летний лагерь

1. Расстройства пищеварения и питания;
2. Отравления;
3. Ожоги, перегревание;
4. Помощь утопающему;
5. Помощь при укусе ядовитыми животными (пчёлы, осы, шмель и др.);
6. Инфекционные заболевания кожи (чаще лишаи, чесотка);
7. Заболевания органа слуха (чаще отиты);
8. Глазные болезни (чаще конъюнктивиты);
9. Поражения уголков рта, носа герпесом;
10. Аллергические реакции.

С утра вожатый, заходя к детям, может мило побеседовать с ними, узнать, что снилось и, приложив ладошку к их лбу, спросить, не болит ли что-то, заодно проверит, нет ли температуры. Если есть – вожатый отводит ребёнка в медпункт. Нельзя браться за лечение самостоятельно.

В неотложных случаях

При простуде, ангине, гриппе (и подобных) вожатый измерит температуру и проверит фонариком горло – воспалены ли нёбные миндалины. Опасны осложнения, поэтому нельзя запускать болезнь, нужно сообщить врачу, родителям, позаботиться о лекарствах и посидеть с ребёнком. Иногда нужно приносить ребёнку еду в комнату, чтоб заболевший не сидел в общей столовой с ещё не заболевшими.

Если приходится лечить, то: необходим постельный режим, покой, много питья, полоскание горла и лекарства (по назначению врача).
Вожатому нужно чаще мыть руки с мылом.

Иногда в лагере у детей болит горло не из-за простуды и инфекций. Просто весь отряд хором кричит речёвки, скандируют громко, кто перекричит чужой девиз… голосовые связки напрягаются и болит горло. Можно воспользоваться леденцами, помогающими вожатому снять боль в горле у детей.Благо, купить их можно в любом магазине или киоске...

При инфекционных кишечных заболеваниях бактерии проникают через рот (причины: дверные ручки, игрушки, деньги, особенно металлические, а также вода и пищевые продукты). Даже при незначительных расстройствах срочно ведите ребенка в медпункт: поздно или неправильно проводимое лечение может привести к развитию хронических форм болезней; кроме того, ребёнок может быть источником инфекции. У многих вожатых есть с собой в аптечке таблетки (и леденцы) от тошноты из-за качки в автобусе и таблетки от поноса (фуразолидон и активированный уголь).

От первой помощи вожатого зависит дальнейшее течение болезни, сроки выздоровления и восстановление трудоспособности.

В лагере случаются: кровотечения, вывихи, переломы, растяжения, ушибы, ожоги, отравления, обморожения, электротравмы, шок, удушения, утопление.

Вожатый должен вывести ребёнка из обстановки, в которой произошёл несчастный случай, прекратить действие вредного фактора (дать доступ свежего воздуха, погасить пламя, выключить источник тока …); устранить тяжёлое состояние (кровотечение, удушье, шок); оказать на месте первую медицинскую помощь (повязка при ранениях, шина при переломе, остановить кровотечение).

В аптечке вожатого должен быть бинт, спирт, йод, ножницы, жгут и т.д.

Ребёнок может бегать, прыгать, споткнуться и упасть, порезавшись, повредив суставы и др.

Вожатый должен спокойно вызвать врача, вымыть руки с мылом, обтереть их спиртом, водкой, одеколоном и только после этого прикасаться к пораженному участку.

Постоянно успокаивать ребёнка, постараться аккуратно вытащить стёкла при порезах, перевязать рану (небольшие стёкла могут остаться и ухудшить положение). Для удобства бинтования нужно, чтоб ребёнок удобно расположился, рука или нога должна быть неподвижна, иначе при движениях бинт будет смещаться; рука или нога должна быть в том положении, в котором будет после бинтования. Вожатый стоит лицом к ребёнку, чтоб по выражению лица видеть, не больно ли ему от бинтования. Бинтовать нужно снизу вверх, каждый оборот бинта должен прикрывать предыдущий наполовину или на две трети его ширины, узел не должен беспокоить ребёнка, повязка не должна быть слишком туго наложена, чтоб ребёнок не посинел и не получил отёк.

В летнем лагере у моря и у реки ребёнок может наглотаться воды. При утоплении может наступить внезапная остановка сердца.
Первая помощь утопающему – отстранить лишних людей, вызвать врача, с верхней части тела снять одежду, быстро очистить рот и глотку от песка и прочего. Для этого ребёнку открывают рот, платком, намотанным на палец, удаляют всё из-за рта. Удаляют воду из дыхательных путей: ребёнка положить животом на колено вожатого и поколотить по спине (голова и ноги должны свешиваться вниз). Если вода вышла, а ребёнок не дышит, сделать искусственное дыхание. Затем ребёнка укутать, согреть, напоить крепким кофе, чаем и доставить в больницу.

Удушение возникает, когда ребёнок просовывает голову между прутьями, при игре с верёвкой, прыгалками или при падении. Нужно восстановить дыхание. Ребёнка уложить на спину, руки взять за запястья и энергично поднимать к верху (вдох), опускать на грудь, надавливая на неё (выдох). Делать 15-16 раз в минуту.
Другой способ – рот в рот, или рот в нос, когда ребёнка кладут на спину лицом вверх, запрокинув голову назад, под лопатки подложив одежду или свёрнутое одеяло. Зажать нос, рот накрыть марлей или платком, глубоко вдохнув, выдыхать воздух в рот ребёнку. Следить, чтоб язык малыша не западал и не закрывал ему глотку.

Лучше предотвратить такие случаи и при купании детей находиться с ними в воде и держать их в поле зрения. Есть правило: в воде 5 детей, остальные на берегу. Одни вышли – другие вошли.

При ожогах – быстро освободить ребёнка от тлеющей одежды, прилипшего к телу белья, срезав его ножницами. Ребёнку будет больно. Постарайтесь охладить ожог струей воды в течении 20 минут, или наложить смоченную повязку (смоченную раствором марганцовокислого калия).

Перегревание может быть из-за жарко натопленного и плохо проветриваемого помещения, при неправильном загорании. У ребёнка появляется слабость, тошнота, головная боль, рвота, учащается пульс, дыхание, расширяются зрачки, возможен обморок. Ребёнка нужно вынести на открытое место, защищённое от солнца, освободить от верхней одежды, смочить лицо водой, похлопывая мокрым полотенцем, на голову положить пузырь с водой, опахать тело.

Переохлаждение – от длительного действия низкой температуры (чаще руки, ноги). Кожа может покраснеть, посинеть. Ознобление сопровождается зудом, жжением, болью, которая усиливается, если участок кожи быстро согревать.
Зимой нужно следить, чтоб обувь и варежки были сухими. Первая помощь замёрзшему ребёнку – согреть его в водяной ванне (t0 до 370), одновременно делая массаж. Затем дать ему горячее питьё, еду, уложить в согретую постель, вызвать врача.

Нельзя обмороженное место растирать снегом, лучше мягкой шерстяной варежкой или рукой.

При отравлениях трудно узнать, что его вызвало. Необходимо промыть желудок или вызвать рвоту, затем дать горячего чая, согреть ребёнка.
Если промыть желудок не удалось – дать выпить молока, молочной сыворотки или киселя, чтоб слизистая обволакивалась. Вызвать врача.

Летом часто детей кусают ядовитые животные: пчела, оса, скорпион, шмель, некоторые пауки, ящерица, ядозуб, змея.
Если укусила пчела, оса – осторожно удалить жало и наложить повязку с нашатырным спиртом. Нельзя к месту укуса прикладывать землю.
Если укусила змея – в больнице вводят сыворотку. из ранки выдавливают в течении 4-5 секунд несколько капель крови.
Рекомендуется прижечь места укуса горящей спичкой.

В летнем лагере к месту укуса пчелы, осы длительное время прикладывают смоченную повязку, платок (постоянно сохранять влажной, одой или нашатырным спиртом). Есть таблетки от аллергии, которые помогают легче перенести укус.

При заболевании органа слуха (чаще отиты) ребёнок может плохо спать, плохо есть, поднимается температура. Иногда он может купаться летом и просквозить ухо на ветру, или солнце и песок повлияют на ухо и оно будет болеть. Зимой отит также может быть от сквозняка после душа или из-за последствий простудных заболеваний.

У вожатого иногда есть витамины, их можно дать ребёнку и вызвать врача. Самому не лечить. (Сложно выбрать лечение, некоторые капли в ухо нужно подогревать).

При глазных болезнях – это чаще всего конъюнктивиты, когда ребёнок не может полностью открыть глаз и чувствует в оболочке век припухлость. Важно всех детей заставлять мыть лицо и замечать, когда по утрам склеиваются веки.

В аптеках есть капли и мазь для глаз, которую наносят чистыми руками.

Всегда лучше отвести ребёнка к врачу, иначе вожатый будет виновен в ухудшении состояния ребенка. Нужно предпринимать меры, когда никто, кроме вожатого, не окажет более квалифицированную помощь.

Ребёнок всегда должен чувствовать заботу и переживание вожатого и не стесняться говорить вожатому, если что-то болит

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 973; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.51.117 (0.053 с.)