Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № 2. Особенности работы вожатого в отрядах среднего возраста.
В этом параграфе рассмотрим работу вожатого с детьми двух возрастных интервалов: дети среднего школьного возраста 11 — 12 лет и подростки 13—14 лет. Возраст 11 — 12 лет считается одним из самых сложных в организации общения с детьми. У детей в этом возрасте начинает активно формироваться самосознание, усиливается любознательность, круг их интересов становится более широким и избирательным. Однако младшие подростки часто меняют свои увлечения и наклонности, так как не всегда могут сразу определить свои способности. Для ребенка данного возраста авторитет взрослых несколько ослабевает, возникает критический взгляд на отношение к нему родителей и педагогов, легко вызвать его раздражение, может отыгрываться за свои неудачи на младших братьях и сестрах, более слабых товарищах. Для детей 11—12 лет возрастает роль коллектива, общественного мнения. Значимым становится не столько мнение взрослого, сколько сверстников. Ребенок стремиться приобщиться к определенной молодежной субкультуре, в которой присутствуют такие элементы, как стиль общения и одежды, нормы, предпочтения, интересы, музыка и т.д. Включаясь в эту субкультуру, дети стремятся показать, что они уже взрослые. Однако при этом правила поведения, принятые во взрослом мире, система ценностей, приоритетов младшими подростками чаще всего отрицаются. Ведущую роль в жизненном самоопределении и формировании самооценки, а также определении его статуса в глазах сверстников играет принадлежность ребенка к определенной группе. Если возникает конфликт между требованиями со стороны взрослых и интересами сверстников, дети выбирают нормы, принимаемые сверстниками. В этой ситуации ребенок может начать употреблять алкоголь или наркотические вещества, совершить противоправные действия из боязни быть отвергнутым сверстниками. Чтобы не идти на открытый конфликт со взрослыми, ребенок начинает обманывать, изворачиваться. В таких случаях требуется не ругать ребенка, а выяснить причины и мотивы такого его поведения. Так как дети 11 — 12 лет хотят быть самостоятельными и проявляют активность в деятельности, вожатый может использовать преимущества общения с младшими подростками, развивать у них инициативу, организаторские способности и ответственность за порученные дела.
Младшие подростки менее уравновешенный, чем дети младшего школьного возраста, поэтому среди младших подростков часто возникают конфликты. Причины возможных конфликтов: · • стремление отстоять свое мнение, защититься от грубости ответной грубостью; · • демонстрация мальчиками мужского поведения, а девочками — женского; • демонстрация поведения и общения, усвоенного в значимой группе сверстников; • невыполнение требований взрослых. Повышенная конфликтность объясняется физиологическими причинами — началом полового созревания. У девочек это проявляется раньше — лет с 10—11, а у мальчиков — с 12—13 лет. У младших подростков мышцы постепенно растут, но физической силы пока недостаточно, организм еще не готов к серьезным физическим нагрузкам. Нервная система продолжает совершенствоваться, отличается повышенной возбудимостью. Наблюдается некоторая дисгармония в работе сердечнососудистой системы, поэтому ребенок может чувствовать приступы учащенного сердцебиения, головокружения, частые головные боли, нервозность. Заметны различия в физическом и интеллектуальном развитии мальчиков и девочек, в их поведении и интересах. Отношения между мальчиками и девочками становятся натянутыми, они держатся обособленными группами, подвергая насмешкам взаимные симпатии. Мальчики пытаются создать представление о мужественности, девочки — о женственности. В число дезадаптированных младших подростков входят дети замкнутые, робкие, но самолюбивые, у которых коммуникативные навыки формируются позже других, а также дети, которые в начальной школе придерживались аффилиативной манеры общения и компенсировали свой инфантилизм за счет покровительства педагога.
Советы вожатому по работе с младшими подростками: · 1) используйте такие виды деятельности, которые дают возможность удовлетворить мускульную активность (например, подвижные игры, спортивные состязания); · 2) организуйте занятия по интересам; · 3) организуйте разумное руководство деятельностью детей, пробуждайте у детей интерес к окружающему миру;
· 4) так как дети данного возраста очень чутко реагируют на оценку их деятельности окружающими, то поощряйте детей и хвалите (для детей с заниженной самооценкой часто важной бывает оценка не только результата, но и мотива деятельности). Подростки 13—14 лет начинают достаточно явно проявлять особенности характера. Становление характера и личностных характеристик неразрывно связано со стремлением к самостоятельности, что влечет за собой попытки освободиться от опеки взрослых, определить свое отношение к окружающим. У подростков проявляются типичные поведенческие реакции: пренебрежительное отношение к советам взрослых, скептическое отношение к нормам поведения, критиканство, иногда открытое противодействие окружающим. Подростки в лагере пытаются самоутвердиться либо за счет активного участия в деятельности, либо за счет нарушения норм поведения. Подростки имеют на все свои суждения, которые могут быть скоропалительными и эмоциональными, но не всегда справедливыми. Это создает трудности в общении с окружающими, в первую очередь со взрослыми. Трудности при общении в большинстве случаев болезненно переносятся детьми в зависимости от их темперамента и особенностей характера и проявляются либо подчеркнутой резкостью в общении и поведении, либо мучительными внутренними переживаниями и замкнутостью. Подростки 13—14 лет считаются с мнением коллектива, поэтому вожатый может воздействовать на ребенка не прямо, жестко указывая на соблюдение правил жизни в лагере, а через создание общественного мнения, т.е. через его сверстников. Кроме того, замечания в форме советов или пожеланий воспринимаются ребенком с большим пониманием. В 13—14 лет у подростков сильнее всего проявляется стремление объединяться в группы. Одни объединяются, чтобы получить защиту и самоутвердиться, другие, чтобы не выделяться из толпы, третьи — чтобы проявить свои лидерские способности. Происходит изменение мотивации деятельности у детей. Появляется способность к достижению целей, даже отдаленных по времени. В этом возрасте наблюдаются серьезные физические различия между мальчиками и девочками. У девочек половое созревание практически заканчивается, а у мальчиков только начинается. Сердечно-сосудистая система подростка хорошо приспосабливается к упражнениям на скорость и выносливость. Разница между силовыми возможностями мальчиков и девочек становится более выраженной. Советы вожатым: · 1) организуйте коллективные игры, различные для мальчиков и девочек; · 2) отдавайте предпочтение спортивным играм; · 3) воздействуйте на подростков опосредованно — через друзей, аналогии и т.д.; · 4) организуйте работу с коллективом так, чтобы не было отвергнутых детей, помогайте налаживать межличностные отношения; · 5) создавайте необходимые условия для отдыха подростков.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.251.72 (0.006 с.) |