Учебно-методический комплекс. Дисциплины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-методический комплекс. Дисциплины



дисциплины

 

 

«Безопасность жизнедеятельности»

 

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР"

 

         Разработан доктором культурологии проф. факультета национальной безопасности РАНХиГС Никуличевым Ю.В.

            

 

 

2012

РАЗДЕЛ 1: Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов

        1.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса

 

       Курс «Безопасность жизнедеятельности» относится к числу относительно новых общепрофессиональных учебных дисциплин – обстоятельство, которое привносит целый ряд особенностей в процесс его освоения. Эти особенности выражаются, во-первых, в том, что в научно-учебной литературе по предмету пока еще не сложилось сколько-нибудь «типовых» подходов к пониманию того, каким именно должно быть конкретное наполнение курса, как его содержание должно отражать различные аспекты жизненной ситуации сегодняшнего студента и как лучше всего его изучать: разные авторы решают эти вопросы по-разному и расхождения в подходах, судя по литературе, подчас очень велики. В результате, и это во-вторых, курс по-разному профилируется для учащихся различных направлений и специальностей высшего профессионального образования: для естественно-научных и инженерных направлений «безопасность жизнедеятельности» - это может быть одно, для медицинских – другое, для гуманитарно-социальных специальностей – третье. Поэтому уже в самом начале изучения дисциплины рекомендуется уяснить для себя (проконсультироваться у преподавателя), в каком именно ракурсе будет изучаться данный предмет, какой литературой лучше всего пользоваться, какие потребуются дополнительные материалы, как лучше всего организовать самостоятельную работу.

       Для этого прежде всего следует внимательно ознакомиться с материалами данного учебно-методического комплекса. При работе с ним особое внимание следует обратить на следующие моменты.

       1. Курс ориентирован на студентов-юристов с искомой квалификацией (степенью) «бакалавр», - в нем поэтому особо выделены правовые аспекты соответствующей проблематики. Из данной ориентации вытекают два следствия, подлежащие уяснению еще до начала изучения предмета. Это, во-первых, «отсутствие своего учебника»: поскольку а) дисциплина находится в первоначальной стадии своего становления и б) в общем случае (у большинства авторов) ориентирована в основном на производственную, в лучшем случае техносферную, безопасность, специального учебного пособия для студентов юридических факультетов на сегодняшний день не существует. Из этого вытекает естественная, но вместе с тем принципиальная рекомендация — должным образом посещать лекции: наверстать пропущенное «по книжкам» в данном случае невозможно. Во-вторых, ввиду указанной специфики курса рекомендуется, просмотрев предлагаемые темы и проконсультировавшись с преподавателем, наперед ознакомиться с соответствующими правовыми актами, связанными с теми или иными аспектами курса. Для каждой темы, изучаемой в курсе, в РФ есть соответствующие или близкие по значению нормативно-правовые документы, будь то закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» или закон «Об охране окружающей среды», закон «О транспортной безопасности», «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и т. д.

       2. Поскольку курс рассчитан на «возрастной» уровень бакалавриата, его тематика выходит за пределы традиционно понимаемой (идущей от дисциплин «Охрана труда», «Противопожарная безопасность», «Инженерная безопасность» и т. п.) безопасности жизнедеятельности и шире ориентирована на проблемы социосферной безопасности — на тот круг факторов небезопасности, с которыми современный человек, не связанный со сферой материального производства, в особенности студент, сталкивается или может столкнуться в своей повседневной жизни. Речь идет прежде всего о многообразных проявлениях уличной преступности и путях защиты от нее, включая темы самообороны; проблемах сохранения здоровья в ситуации повсеместной распространенности точек fast food'а и вообще укоренившихся в обществе привычек несбалансированного питания; защиты жилища от ограбления; безопасности путешествий и др. Этот пласт проблем - «безопасность повседневной жизни» - в научной литературе пока еще совершенно не разработан, поэтому залог усвоения курса, подчеркнем еще раз, — это дисциплина посещения лекций и активная работа на практических занятиях.             

       Специфика в изучении раздела № 1 настоящего комплекса проявляется в следующем. Его центр тяжести — лекционное прохождение материала. Лекционно-теоретический материал, однако, будет полнее освоен, если параллельно этому, до или после соответствующей лекции, студент в рамках самостоятельной работы проработает нормативно-правовые документы, относящиеся к теме и указанные преподавателем. Так будет полнее выражена юридическая направленность курса, о которой шла речь выше.

       Специфика в изучении раздела № 2 настоящего комплекса выражается в его более практической направленности: в фокусе внимания здесь — практические аспекты дисциплины, проблематика безопасности повседневной жизни человека; форма занятий — по преимуществу семинарская. В силу этого особый интерес здесь (при том что и в этом разделе есть своя юридическая составляющая) представляет материал «из жизни» - более креативный подход, предполагающий свободное и живое обсуждение тем, рассказ о случаях из собственного опыта, дискуссию. На все это и следует ориентироваться как при чтении литературы, так и при непосредственной подготовке к лекциям и семинарским занятиям.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.102.124 (0.004 с.)