При Президенте Российской Федерации». И государственной службы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При Президенте Российской Федерации». И государственной службы



И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

Рег. № ____________________

«____»______________200 ___г.                                                                                                                                           

У Т В Е Р Ж Д А Ю

Декан юридического факультета

им. М.М. Сперанского

д.ю.н., профессор

С.Д, Могилевский

 

 

_________________«___»____20 _ г.

 

 

Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса

       В разделе 7 настоящего комплекса Вам предложено решить тестовые задания. Специфика решения данных заданий заключается в одном: из трех вариантов ответа нужно выбрать, так или иначе выделив его, один, являющийся правильным.

1.5. Советы по подготовке к зачету

При подготовке к зачету особое внимание следует обратить на следующие моменты:

1. Прежде всего, естественно, следует должным образом повторить весь пройденный материал. Если в нем остались неясные вопросы, обратитесь к дополнительной литературе, интернет-ресурсам, посетите предзачетную консультацию.  

2. Поскольку курс носит юридическую направленность, особенно тщательно проработайте - «препарируйте», законспектируйте — соответствующие нормативно-правовые акты.

 

Опыт приема зачета выявил что наибольшие трудности возникают:

- в разделе I в вопросах системной взаимосвязанности и взаимообусловленности различных аспектов безопасности жизнедеятельности,

- в разделе II в вопросах уяснения практических способов (технологий) обеспечения безопасности жилища.

Для того чтобы избежать трудностей при ответах по вышеназванным разделам рекомендуем заранее обратить на них внимание во время лекций и семинарских занятий, более тщательно конспектировать соответствующий материал, проработать интернет-ресурсы по данным вопросам, своевременно консультироваться у преподавателя.

РАЗДЕЛ 2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

 

 

1.1. Форма 2

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

"Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации"

 

Юридический факультет им. М.М. Сперанского

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан юридического факультета

Могилевский С.Д.

____________________

«___»_______________ 20___ г.

 

Программа курса

“Безопасность жизнедеятельности"

 

 

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

                    (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР"

 

 

Москва

20___

 

Программа курса рассмотрена и утверждена на заседании кафедры _____________________________

 

Протокол заседания № ______ от «_____» ____________ 20___ г.

 

 

Заведующий кафедрой __________________ (Ф.И.О.)

                                                      (подпись)

 

Программу курса разработал Никуличев Ю.В., доктор культурологии,

профессор Факультета национальной безопасности РАНХиГС

 

 

Формируемые компетенции.

       По окончании изучения курса «Безопасность жизнедеятельности» у студента должны быть сформированы следующие компетенции: 

 

       – общекультурные:

ОК-3 – владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения,

ОК-7 – стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

ОК-8 – способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач,

 

- профессиональные

ПК-2 – способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры,

ПК-15 – способность толковать различные правовые акты.

 

 

Раздел 2. Содержание курса

Содержание отдельных разделов и тем.

       Раздел I. Безопасность жизнедеятельности: научные основы, методология изучения, правовое обеспечение, основное содержание.

       Тема 1.1. Система «человек – среда жизнедеятельности» и ее компоненты. Уровни системы «человек – среда жизнедеятельности». Общая оценка и характеристика опасностей. Качественный анализ опасностей. Количественный анализ опасностей. Федеральный закон «О безопасности» в части, касающейся безопасности жизнедеятельности.

       Тема 1.2. Исторические мегапроцессы — источники и факторы небезопасности современной жизни. Урбанизация. Демографический взрыв. Индустриализация.

       Тема 1.3. Человек как элемент системы «человек – среда жизнедеятельности». Человек как биологический и социальный субъект. Антропогенные факторы среды. Медико-биологические и социальные проблемы здоровья. Новые подходы к пониманию здоровья. Основные показатели здоровья. Воздействие негативных факторов среды на здоровье человека. Эндогенные и экзогенные факторы ухудшения общественного здоровья. Противоречия современной медицины.

       Тема 1.4. Биосферные, техносферные и социосферные угрозы безопасности. Природные опасности: атмосферные, литосферные и гидросферные стихийные бедствия. Техносферные опасности: опасности в производственных, транспортных, энергетических, аграрных, бытовых и иных областях. Социосферные опасности: проблема безопасности повседневной жизни. Комбинированные опасности: природно-техногенные и природно-социальные опасности. Опасности современной городской среды.

       Тема 1.5. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. Причины возникновения и классификация чрезвычайных ситуаций. Природные и техногенные чрезвычайные ситуации. Определение уровня чрезвычайных ситуаций. Федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый уровни Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Принципы и способы обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Предупреждение чрезвычайных ситуаций и организация действий по ликвидации их последствий. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий как основное институциональное звено государственной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

       Раздел 2. Безопасность повседневной жизни

       Тема 2.1. «Социальные болезни» цивилизации и их проявления в повседневной жизни. Общие социопатогены. Современный образ жизни в своих отклонениях от биолого-социальной природы человека. «Человек современный»: нервно-психологическая перегрузка и гиподинамия; девиации от эволюционно-сложившихся норм физической нагрузки. Качество питания как одна из основных угроз здоровью человека; избыточный вес при дефиците нутриентов. Гигиенические факторы среды и негативная динамика общественного здоровья. Сенсорная депривация. Особые социопатогены. Наркокомания. Алкоголизм. Табакокурение. Связь общих и особенных социопатогенов. Пути и средства преодоления «социальных болезней» в нашем обществе

       Тема 2.2. Уличная преступность: масштабы, виды, закономерности. Уличная преступность и способы противодействия ей в Уголовном кодексе РФ. Личная безопасность. Понятие необходимой обороны. Физический конфликт на улице: алгоритмы поведения. Сексуальное насилие: предупреждение, алгоритмы поведения. Рационально-психологический способ поведения («предвидеть», «предупреждать», «избегать») как наиболее надежная защита от уличной преступности.

       Тема 2.3. Право на самооборону и оружие самообороны: пределы эффективности. Право на самооборону в УК РФ. Закон РФ «Об оружии». Газовое оружие. Электрошоковое оружие. Травматическое оружие. Недостаточная эффективность оружия самообороны.

       Тема 2.4. Защита жилища. Защита жилища (квартиры, загородного дома) от ограбления. Закономерности покушений на квартирную собственность. Технологии защиты жилища от ограбления. Защита жилища от пожара. Пожар: алгоритмы поведения. Современное антипожарное оборудование.

Тема 2.5. Безопасность транспорта и путешествий.Безопасность выездного туризма. Классификация видов транспорта по степени небезопасности. Алгоритмы безопасного поведения на транспорте. Специфика безопасности в выездном туризме. Этапы: подготовка, переезд (перелет), отель, перемещения, другие проблемы и ситуации выездного туризма.

Самостоятельная работа слушателей

       Освоение курса невозможно без самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа организуется преподавателем. Его задача в данном случае — рекомендовать студентам литературу, максимально адекватно отражающую содержание пройденного материала; законодательный материал, соответствующий рассмотренным проблемам; интернет-ресурсы по теме. При необходимости и/или при прохождении особо сложных тем организуются вне учебного графика консультации: время и место консультации заранее согласовываются со студентами. Поскольку курс не обеспечен литературой, которая была бы специально ориентирована на бакалавриат юридического профиля, значение таких консультаций и вообще самостоятельной работы резко возрастает. Самостоятельная работа предполагает, среди прочего, конспектирование материала; при этом задача преподавателя — наперед разъяснить студентам технологию работы с источниками и принципы конспектирования: возможности поиска литературы (в том числе в удаленных базах данных), официально действующие стандарты библиографического описания источника, правила работы с текстом. Ход самостоятельной работы контролируется — выборочно или фронтально. В ходе изучения дисциплины слушатели готовят реферат, самостоятельно повторяют лекционный материал и материалы учебников, готовятся к практическим занятиям.

Раздел 3. Учебно-методическое обеспечение курса.

3.1.Примерные темы рефератов:

 

 

1.Сущность безопасности жизнедеятельности. Безопасность жизнедеятельности как научная дисциплина и общественная практика.

2.Система "человек - жизненная среда" и ее компоненты.

3.Системный анализ и его применение в безопасности жизнедеятельности.

4.Классификации опасностей жизнедеятельности.

5.Биосфера, литосфера и гидросфера как геосферы деятельности человека.

6.Антропогенные факторы окружающей среды. 

7.Основные показатели здоровья. Взаимосвязь общественного, группового и индивидуального здоровья.

8."Социальные болезни" цивилизации: проблемы и пути их разрешения.

9.Негативные факторы техносферы в безопасности жизнедеятельности.

10.Негативные факторы биосферы в безопасности жизнедеятельности.

11.Негативные факторы социосферы в безопасности жизнедеятельности.

12.Комбинированные опасности в безопасности жизнедеятельности. Природно-техногенный аспект.

13.Комбинированные опасности в безопасности жизнедеятельности. Природно-социальный аспект.

14.Чрезвычайные ситуации. Природные бедствия.

15.Чрезвычайные ситуации. Техногенные аварии и катастрофы

16.Анализ деятельности органов власти на примере конкретной чрезвычайной ситуации.

17.Организационные основы безопасности жизнедеятельности. Организационная структура управления безопасностью жизнедеятельности.

 

Другие темы по собственному выбору и согласованию с преподавателем.

 

                             

                              Методические указания по написанию реферата

         

       Усвоению дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», безусловно, способствовало бы написание реферата, тема которого либо выбрана из перечня примерной тематики контрольных работ, помещенной в настоящем учебно-методическом комплексе, либо определена самостоятельно (и заранее согласована с преподавателем).

       Контрольная работа представляет собой выполненный в соответствии с достаточно формализованными требованиями письменный ответ на вопрос, рассматриваемый в рамках настоящей дисциплины. Готовя работу, автор должен показать: что он достаточно основательно освоил теорию вопроса и связанный с ним понятийный аппарат; понимает связь темы с реальной управленческой практикой; способен к достаточно оригинальным взглядам и подходам в рамках избранной темы.

       Предполагается, что при выполнении контрольной работы студент консультируется с преподавателем, ведущим данный курс, по следующим этапам, последовательно придерживаясь их:

- формирование замысла работы;

- ее библиографическое обеспечение, сбор необходимых источников;

- составление плана работы;

- последовательное его раскрытие в тексте работы;

- оформление научно-справочного аппарата, приложений (если таковые имеются), титульного листа.

Объем работы, как правило, не превышает десяти страниц текста, набранного на компьютере через полтора интервала. Работа сдается преподавателю, ведущему курс, не позднее чем за 10 дней до зачета.

Механическое заимствование материалов из Интернета не допускается; работы проверяются преподавателем через программу «антиплагиат».

 

3.2. Список вопросов для подготовки к зачету.

1) Каковы основные понятия и определения, используемые в дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»?

2) Как классифицируются источники опасностей? Какие критерии при этом используются?

3) В чем значение системного подхода в безопасности жизнедеятельности? Каковы основные компоненты системы «человек – среда жизнедеятельности»?

4) Что такое риск? Как осуществляется управление риском? Как проводится количественный и качественный анализ опасностей?

5) Как проявляется единство биологического и социального в антропологии человека?

6) Чем жизнедеятельность человека отличается от поведения животного?

7) Что такое антропогенные факторы среды?

8) Каковы основания для деления среды жизнедеятельности человека на биосферу, техносферу и социосферу?

9) В чем заключается современный подход к пониманию здоровья?

10) Что такое эндогенные и экзогенные факторы ухудшения общественного здоровья?

11) Что такое атмосферные, литосферные и гидросферные стихийные бедствия? Приведите конкретные примеры.

12) Какие опасности присущи техносфере? Приведите конкретные примеры техносферных катастроф и аварий последнего времени.

13) Как сегодня стоит проблема безопасности повседневной жизни?   

14) Что такое природно-техногенные опасности? Приведите примеры.

15) Что такое природно-социальные опасности? Приведите примеры.

16) Какие опасности сегодня характерны для городской среды?

17) Каковы причины возникновения чрезвычайных ситуаций? Как они классифицируются?

18) Почему чрезвычайные ситуации случаются все чаще и чаще?

19) Как определяются уровни чрезвычайных ситуаций?

20) Каковы основные черты Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций?

21) Каковы основные принципы и способы обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях?

22) Как осуществляется защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях?

23) Насколько, на ваш взгляд, современный образ жизни человека отклонился от его эволюционно сложившейся биолого-социальной природы?

24) Каково научное понимание стресса?

25) Какие проблемы несет в себе качество современного питания?

26) Что такое сенсорная депривация? 

27) В чем именно заключается общественный вред наркомании?

28) Каковы причины распространения алкоголизма в нашем обществе? Как именно связаны между собой общие и особенные социопатогены?

29) Каковы пути и средства преодоления «социальных болезней» в нашем обществе?  

30) Каковы общие черты Единой системы управления безопасностью жизнедеятельности в РФ?

31) Каковы общие основы управления безопасностью жизнедеятельности в нашей стране? Укажите ее конкретные уровни.

32) Каковы общие организационные основы управления безопасностью жизнедеятельности на государственном уровне? Укажите ее конкретные уровни.

33) Какие мониторинги осуществляются в стране в области безопасности жизнедеятельности?

34)  Как организован контроль состояния окружающей среды в регионах?

РАЗДЕЛ 5. ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

 

РАЗДЕЛ 1. Безопасность жизнедеятельности: научные основы, методология изучения, правовое обеспечение, основное содержание  

Демографический взрыв

       По приведенной выше структуре «наук о риске» можно видеть, сколь большое значение сегодня уделяется безопасности жизнедеятельности. Естественно возникает вопрос, какова историческая динамика нашего «общества риска» – какие факторы здесь действовали в прошлом, действуют сегодня и предположительно будут действовать в будущем. Рассмотрим наиболее значимые из них – факторы мегаисторического масштаба, т.е. такие факторы, которые действовали в течение нескольких столетий подряд. Это демографический взрыв, индустриализация и урбанизация. Наперед подчеркнем только то, что в исторической действительности указанные процессы были и остаются связанными столь тесными отношениями взаимной обусловленности, что по существу невозможно сказать, какой из них первичен, а какой вторичен: это как-будто три стороны одного более общего процесса – динамики общественного производства в Новое и Новейшее время, – и выделить какой-либо из них по отдельности можно разве что для аналитических целей и достаточно условно.              

       Демографический взрыв. Ничто так точно не характеризует роста численности населения Земли в последние столетия, как именно это понятие – «взрыв». Homo Sapiens насчитывает за собой примерно 100 тысяч лет истории, но только 8 тысяч лет тому назад его численность, как полагают демографы, достигла 10 млн. человек. К началу нашей эры это число увеличилось до 150 млн., к XVII в. – до 500 млн., т.е. рост шел, по существу, очень медленно. Первый миллиард численности земного населения демография относит к 1820 г. Дальше рост шел по резкой кривой вверх: второй миллиард – 1927 год, третий – 1959, четвертый – 1974, пятый – 1987 и шестой – 1999 год. Если все вышесказанное выразить в графической форме, то мы и в самом деле получим именно это – картину настоящего взрыва.

График 1. Динамика численности населения мира

(10 000 до н.э. – 2000 н.э.)[3]

 

 

  Соответственно резко возрастала антропогенная нагрузка на природные системы – системы, которые некогда складывались в продолжение сверхдлительных геологических эпох, которые внутренне связаны мириадами связей и у которых порог устойчивости в отношении такого взрыва, судя по сегодняшнему экологическому кризису, во многих случаях оказался очень невысоким. Уже одно только производство продуктов питания для столь быстро растущего населения должно было обернуться и обернулось громадными масштабами деградации почвы, лесов, водных систем. Так, например, в сегодняшней Европе к категории «ненарушенных» относят всего лишь 15,6% площадей территории, – остальное приходится на «частично нарушенные» (19,6%) и «нарушенные» (64,8%) площади; по оценкам, серьезной деградацией сегодня затронуто до 40% сельскохозяйственных земель мира[4].

       Итак, под демографическим взрывом понимается резкое ускорение роста численности населения мира, начавшееся на пороге Нового времени и продолжающееся по сей день. В наше время количество жителей Земли пополняется на четверть миллиона человек ежедневно и демографы усматривают в этом «тиканье бомбы», заложенной в самые основания человеческой цивилизации. Уже сегодня голодом поражен 1 млрд. человек, – и это совершенно независимо от традиционных факторов урожайного-неурожайного года; в зонах постоянного голода резко ухудшена среда обитания, растет уровень детской смертности, сокращается продолжительность жизни. Собственно, уже поэтому – из-за появления «естественных» факторов саморегуляции в системе «население Земли» – его численность рано или поздно должна стабилизироваться, но на каком уровне это произойдет? По прогнозам, в сценарии «неустойчивого развития» к концу XXI в. на планете будет жить 28–30 млрд. человек, в варианте «устойчивого развития» его численность должна стабилизироваться на уровне 10 – 12 – 14 млрд. человек. Как бы то ни было, демографическому взрыву в обозримой перспективе конца пока не видно, и даже из самых оптимистических сценариев пока неясно, как в нашей цивилизации будут решаться порождаемые им проблемы.

Урбанизация

      По мере того как в сельской местности образовывалось все больше и больше избыточного населения, в параллель к демографическому взрыву развивались процессы урбанизации. Современная демография трактует урбанизацию сложным образом: это и процесс повышения роли городов в развитии общества, и увеличение числа самих этих городов, и их укрупнение с образованием крупных городских агломераций; при этом говорят об урбанизации населения, урбанизации природной среды и других явлениях. Мы определим данное понятие в предельно широком плане. Урбанизация (от лат. urbanus – городской) – это исторический процесс, при котором изменения в размещении производительных сил общества, в его социально-профессиональной, демографической и социальной структуре влекли и влекут за собой рост числа городов и общее повышение их роли в историческом движении цивилизации при массовой миграции населения из сельской местности в городскую.      

              Как и в случае с демографическим взрывом, урбанизация развивалась по экспоненте. С 1800 по 2000 г. ее масштабы увеличились в 18 раз! В 1800 г. в городах проживало менее 3% мирового народонаселения, в 1850 – 6,4%, в 1900 г. – 13%.[5] Дальнейшую динамику процесса иллюстрирует следующая таблица.

7)

Таблица 1. Динамика роста городского населения в мире

(1900 – 1990)[6]

 

Годы Численность городского населения в мире, млн. чел. Доля во всем населении, %
1900 220 13
1950 740 29
1970 1350 36
1990 2280 43

 

              В 2007 г. человечество преодолело «урбанистический Рубикон»: впервые доля городского населения в мире превысила долю сельских жителей. По прогнозам, в 2025 г. около пяти миллиардов человек, – предположительно это составит около 61% народонаселения мира, – будет жить в городах; к середине XXI в. на них придется уже две трети жителей Земли. Современная цивилизация, таким образом, окончательно принимает «городской» характер.

              Но вместе с тем усугубляются и экологические проблемы человечества. Города сегодня (если их рассматривать вместе с тем промышленным производством, которое в них находится) – это 80% всех выбросов в атмосферу и 75% общего объема загрязнения окружающей среды[7]. Город потребляет громадное количество энергетических и материальных ресурсов, продуцируя и соответствующее количество отходов, подчас напрямую загрязняющих городскую и окологородскую среду. Атмосферный воздух городов содержит концентрации токсичных примесей, в 50 – 2000 раз превышающих соответствующие показатели сельской местности: по подсчетом Всемирной организации здравоохранения сегодня от причин, связанных с загрязнением городского воздуха, в мире ежегодно умирает около 2,5 млн. человек[8]. Городская дорожная сеть, как правило, предельно перегружена, что оборачивается громадным количеством аварий и человеческих жертв. Сосредоточенная на сравнительно небольшой площади огромная масса города не просто изменяет естественные ландшафты, но давит на земную кору, вызывая смещение ее пластов и микроземлетрясения.

Велики и чисто социосферные опасности современного города. Городская среда сегодня в значительно большей степени, чем сельская, поражена «социальными болезнями» цивилизации, в особенности наркоманией и всевозможными видами преступности, причем имеет место прямая корреляция между размером города и уровнем преступности в нем.

   Одна из основных проблем урбанизации – ее стихийность, во всяком случае там, где государство не предпринимает попыток поставить этот процесс в рамки более или менее строгих ограничений. Одним из порождений такой стихийности выступает неконтролируемая субурбанизация – расширение пригородов, переезд все более значительной части городского населения в окологородскую местность. При всей своей исторической неизбежности это явление, однако, влечет за собой все более и более широкую «автомобилизацию» жизни, а следовательно, и дальнейшее усугубление экологической проблемы. Складываются громадные городские агломерации – города с относящимися к ним пригородами. Так, сегодня «большое Токио» насчитывает свыше 32 млн. жителей, Сеул – свыше 22, Мумбаи – свыше 19, «большая Москва» – свыше 15 млн. человек. В городских агломерациях, помимо всего прочего, все шире укореняется т.н. «трущобная урбанизация», когда целые кварталы заселяются «своими» и «чужими» мигрантами, беднотой и этническими меньшинствами.     

       Итак, урбанизация в мире развивается по большей части стихийно, и точно так же, как и в случае с демографическим взрывом, это делает перспективы цивилизации в высшей степени проблематичными: принципиально неясно, как высокоурбанизированные общества будут справляться с проблемами городской среды, когда уже сейчас эти проблемы во многих городах неразрешимы. И трудностей на этом пути, очевидно, будет тем больше, что урбанизация теснейшим образом связана с третьим из рассматриваемых нами исторических мегапроцессов – с индустриализацией общества.

 

                                           1.2.3. Индустриализация

      

    В узком смысле слова под индустриализацией (от лат. industria – усердие, деятельность, предприимчивость) традиционно понимается исторический процесс создания крупного машинного производства. В более широких определениях неизменно подчеркиваются такие ее моменты, как изменения технологического, технического, экономического, социального и даже «философского» (изменение картины мира) порядка. Мы определим индустриализацию как процесс перехода от исторически-традиционного типа хозяйствования, основанного на ремесле и мануфактуре, к механизированному производству промышленного типа и соответствующим ему формам общественной жизни (в науке, образовании, демографической и социально-профессиональной структурах).     

       Подобно демографическим и урбанистическим процессам в мире, индустриализация развивалась резко экспоненциальными темпами: так, во второй половине XX в. промышленное производство ведущих стран мира удваивалось каждые 12 – 15 лет. Соответственно росло давление индустрии на окружающую среду. Промышленность сегодня – это главный фактор глобального экологического кризиса: по оценкам экспертов, в развитых странах на нее приходится свыше 50% от общего количества загрязняющих выбросов в различные геосферы. Атмосферу более всего загрязняют теплоэнергетика, автотранспорт, черная металлургия и производство строительных материалов; земельные и водные экосистемы страдают от химических и близких к ним производств с большими объемами опасных отходов. Подсчитано, что на сегодняшний день в окружающей среде скопилось свыше 50 тыс. видов химических соединений, не разрушаемых экосистемами естественным образом. Сегодня в водные системы ежедневно сбрасывается порядка 2 млн. тонн отходов. Загрязнение источников пресной воды становится опаснейшей угрозой общественному здоровью: по оценкам Всемирной организации здравоохранения не менее 80% заболеваний в мире вызываются антисанитарным состоянием воды и/или ее низким качеством.

       Выше мы отметили, что индустриализму как способу мышления присуща своя философия, и это действительно так. В ее основе лежит представление о том, что любой процесс производства доступен для технической механизации (автоматизации, роботизации и т.п.). В тех или иных масштабах автоматизацией сегодня затронуты все области производства, но нигде эта «философия» не проявляется в такой остро-противоречивой форме, как в индустриализации сельского хозяйства, и нигде ее общественно-деструктивный характер не выражен с такой прямой очевидностью, как именно здесь.

       Прежде всего отметим, что в историческом развитии сельского хозяйства наблюдаются такие же закономерности и модели, что и в промышленности. За период с 1820 по 1975 г. мировой аграрный сектор удваивал свою продукцию четыре раза; одновременно здесь, как и в промышленности, по мере механизации резко сокращалось количество используемого живого труда: так, в США в 1930-х гг. в сельском хозяйстве работали 24% населения страны, в 2002 г. – только 1,5%; в настоящий момент всего лишь четыре компании в стране производят забой 81% крупного рогатого скота, 73 – мелкого, 57% – свиней и производят 50% курятины. По данным Института Мировой вахты, сегодня в мире именно на таком уровне монополизации производится 74% птицы, 43 – говядины и 68% – яиц[9].

       Так потому, что сельское хозяйство ведущих экономик мира и в самом деле превратилось в отрасль промышленности: животноводство, птицеводство, рыбное хозяйство, растениеводство – все это сегодня индустриализировано с применением чисто промышленных методов, науки и новейших технологий, средств генной инженерии, патентной защиты, маркетинга и торговли в глобальных масштабах. Но, как известно, «природу не обмануть» и «насилие над природой добром не кончается»: везде, где укоренилось индустриальное сельское хозяйство, наблюдается резкая деградация общественного здоровья (в таких проявлениях, как избыточный вес и тучность, диабет и множество проистекающих из него заболеваний), а США сегодня впервые за всю свою историю оказались на пороге сокращения средней продолжительности жизни. «Индустриализм», таким образом, становится одной из основных проблем безопасности жизнедеятельности человека.

       Итак, выше мы в укрупненной форме рассмотрели три исторических мегапроцесса, обусловивших многие проблемы сегодняшней безопасности жизнедеятельности. Более детальный анализ этой проблематики в совокупности самых разных ее аспектов дан в последующих главах.  

            

                                          Вопросы для самоконтроля

 

6) Чем различаются между собой понятия «жизнедеятельность» и «жизнь»?

7) В чем заключается сущность безопасности жизнедеятельности?

8) Что такое система «человек – среда жизнедеятельности» и каковы ее компоненты?

9) Каковы основные понятия в дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»?

10) Как классифицируются опасности, присутствующие в среде жизнедеятельности человека?

11) Что такое системный анализ и в чем его значимость для безопасности жизнедеятельности?

12) Какова структура наук о безопасности?

13) Что такое управление риском? Каковы его основные принципы?

14) Какие основные факторы мегаисторического характера обусловили опасности современной среды жизнедеятельности?

15) Каковы хронологические рамки явления, называемого демографическим взрывом?

16) С какими историческими процессами связывается понятие урбанизации?

17) Какие опасности в среду жизнедеятельности человека принесла индустриализация современной цивилизации?

По внешнему исполнению шокеры выполняются в двух основных разновидностях – «ручных разрядников» и «дубинок». Первые по виду напоминают небольшую коробочку, формой и размерами сопоставимую с мобильным телефоном; их удобно носить как в кармане, так и на поясе. Примером могут служить модели «Каракурт-А», «Катран», «Конвой». Достоинство «дубинок» – эффект вытянутой руки, что в каких-то ситуациях может обеспечить решающее превосходство над противником. Таковы, среди прочих, шокер 1-го класса «Скорпион» и женский разрядник «Мальвина», маскируемые под складные зонтики.

ЭШУ продаются только в специализированных охотничьих магазинах, где их, собственно, и необходимо покупать, избегая всяких иных рынков (включая, скажем, электрички), где вам могут предложить «дешевые, но эффективные», изделия китайского производства. Если такое произойдет, очень рекомендуем не только задуматься о качестве «левого» разрядника, но и вспомнить то положение из Закона об оружии, где сказано, что разрешено ношение и применение электроразрядных устройств исключительно отечественного производства: все остальное – незаконно и в известных обстоятельствах может сослужить вам весьма и весьма плохую службу.

Итак, вы приобрели шокер, – что дальше? Дальше, как всегда, следует подумать о том, как с ним обращаться, при каких обстоятельствах и как именно применять. Рекомендации экспертов сводятся к следующему.

Если разрядник работает от встроенного аккумулятора, его следует периодически (не реже одного раза в месяц) подзаряжать в течение 8-12 часов, иначе состояние аккумулятора ухудшается и в решающий момент шокер может вас подвести. Если в устройстве батарейка, не забывайте ее вовремя сменить.

Зимой никогда нельзя забывать о том, что ЭШУ, оказавшись в температурном режиме ниже указанного минимума (как правило, это температура -15), быстро теряют заряд. При морозной погоде носите шокер во внутренних – более теплых – карманах.

Шокер – оружие «контактного боя»: для нанесения поражающего воздействия нужно достать им противника и удерживать контакт в течение 2-3 секунд для разрядников I класса и дольше – для всех остальных. Целью должны быть места наибольшего скопления мышц – область груди, пах, пресс, бедро.

Если дело происходит зимой, шокер должен продавить одежду так, чтобы не осталось никакой воздушной прослойки. При этом никогда нельзя забывать про «физику»: если на противнике кожаная куртка, а под ней несколько слоев одежды, поражающий эффект может оказаться меньше ожидаемого.

Достоинством реплик, во-первых, является то, что в их основе – давно и надежно отработанные конструкции. Во-вторых, в данном случае вполне реальным фактором является психологический эффект: теоретически говоря, злоумышленник не знает, какое оружие – боевое или гражданское – находится в ваших руках; один вид «настоящего» пистолета может заставить его отказаться от своих намерений (хотя, конечно, при все более и более широком распространении гражданского оружия на такой эффект лучше не рассчитывать: документировано достаточно много случаев, когда ничего, кроме «скепсиса» вид такого оружия у злоумышленников не вызывал). Недостатки реплик начинаются с того, что производимые под них патроны, в сущности, очень небольшого калибра (7,62 мм, 8 мм, 9 мм): для боевой стрельбы такие калибры были вполне достаточными, – для «резинострелов» они, как показывает практика, часто не обеспечивают поражающего эффекта. Наконец, конструктивно повторяя прототип, выполненный из оружейных сталей, реплики весьма тяжеловесны и относительно громоздки: женщинам такое оружие самообороны не порекомендуешь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.088 с.)