Теория государства и права в системе общественных наук. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория государства и права в системе общественных наук.



Билет 1

Теория государства и права в системе общественных наук.

 Науки принято делить на: технические, естественные, гуманитарные. Юридические науки являются гуманитарными. ТГП находясь в системе гуманитарных наук тесно взаимодействует с философией, социологией, экономической теорией, историей.

Предметы этих наук определенным образом входят в вопросы государства и права, но в отличии от ТГП и других юридических наук эти науки не замыкаются только на вопросах Г и П. Все называемые гуманитарные науки по отношению к ТГП являются науками более общими т.к. они изучают более общие вопросы и предметы этих наук значительно шире, чем предмет ТГП.Тгп использует их методы.

Сама же ТГП по отношению к этим наукам является частной наукой т.к. предмет ТГП не выходит за рамки государственно правовых явлений. Таким образом ТГП очень тесно связана с различными гуманитарными науками и в первую очередь с общими гуманитарными науками. Несомненно существует взаимодействие теории государства и права с экономическими науками. Это обусловлено тем, что экономика, ее особенности и потребности оказывают существенное влияние на структуру и функционирование государства и права.

  54. Публичное и частное право: общая характеристика и критерии разграничения.
Деление права на публичное и частное имеет принципиальное значение, сложилось в юридической науке и практике давно, его проводили еще Римские юристы.
В любой системе права есть нормы, призванные обеспечивать прежде всего публичные интересы общества, государства в целом (конституционное. уголовное угол-проц., адимнистративное, финансовое, военное) и нормы защищиющие интересы частных лиц (гражданскоге, трудовое, семейное, торговое, предпринимательское).

 Но надо отметить, что между публичным и частным правом есть связь, в современном мире, ни частное, ни публичное право в чистом виде не существует. В публичном праве отражаются частные интересы (если нет, тогда публичное право умирает), и наоборот, в частном праве заинтересовано государство. В современных условиях широкое распространение получил институт договоров, в котором возможно максимально свободное волеизъявление сторон.
Основания деления права на частное и публичное:
1. Публичное право преимущественно связано с гос.вом, частное с отношениями между гражданами.
2. Публичное право обеспечивает публичный интерес, а частное - частный интерес.
3. Нормы публичного прав по содержанию чаще бывают общими и безличными, а нормы частного права обращены к субъективным правам граждан.
Функции
Основная функция частного права заключается в распределении идеальных и материальных благ, в закреплении данных благ за определенными субъектами общественных отношений. Публичное право регулирует общественные отношения между людьми исключительно путем велений, исходящих от одного-единственного центра — государства.

 

Билет 2

Билет 3

Просто

Позитивное – это такое право, которое официально признано и действует в том или ином государстве в виде законов, других правовых актов

Право – это особый регулятор общественных отношений, реализующий свое социальное назначение по определению масштаба свободы равных субъектов посредством системы общеобязательных, формально определенных, санкционированных и (или) защищаемых государством объективных норм, материализующихся в субъективных правах и обязанностях.

 

Билет 4

5. Основные теории происхождения государства (общая характеристика).

На процесс происхождения государства влияли многие факторы: социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, нравственно – религиозные и т.д. Во-вторых, мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи, использовали разный объем накопленных человечеством знаний.На взгляды автором теорий часто влияли их философские и идеологические пристрастия.

Основные теории:

Марксистская –материалистическая, объясняемая прежде всего социально-экономическими причинами. Государство существовало не всегда, на определенном этапе экономического развития общества оно распадается на классы(отделение скотоводства от земледелия, ремесло, обмен, орудия труда усовершенствовались, дали толчок росту производительности). Государство становится орудием защиты прав собственников и поддержания классового господства. Таким образом государство присуще лишь классовому обществу. Однако данная теория подвергается критике, т.к. ее сторонниками не были учтены особенности возникновения государства на Востоке.

Теологическая (Фома Аквинский, Августин)– тезис о происхождении государства из божественной воли. Государство продукт божьей воли, власть государства вечна, каждый обязан подчиняться государю во всем, непослушание власти - непослушание Всевышнему.. Особое внимание уделяется церкви, являющейся посредником между Богом и государем, вся теория построена лишь на вере.

Патриархальная (Аристотель, Михайловский) Государство возникает из разрастания и объединения патриархальных семей. Люди, объединяются в семьи, патриархальные семьи, селения и города-государства. Государственная власть вырастает из семейной власти, власти мужа над женой, детьми и рабами.Монарх не выбирается, не назначается, не смещается, ибо подданные его дети. Данная теория подвергается критике, т.к. нет примера подобного способа возникновения государства, более того у семьи задачи воспроизводство и совместное употребление, у государства – оборона страны.

Психологическая (Петражицкий, Фрейд) – Они связывают появление государства с свойствами человеческой психики к стремлению подчиняться, подражать, властвовать над другими. Именно из власти, приписываемой им и возникает государственная власть Государство необходимо как для удовлетворения потребностей большинства в подчинении и послушании, так и для подавления агрессии. Недостатки в том, что прежде чем люди осознают необходимость создания государства их психика должна сформироваться, подвергнуться ряду факторов, экономических, политических.

Договорная (Джон Локк, Томас Гоббс Ж.Ж. Руссо) Государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном» первобытном состоянии. Гоббс рассматривал «естественное состояние, как «войну всех, против всех». Именно несовершенство общественной жизни в «естественном состоянии» и привело к заключению общественного договора. Государство это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, ответственность за их неисполнение.

Теория насилия (Людвиг Гумплович, Евгений Дюринг) Главную причину возникновения государства усматривают в завоевании одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен был аппарат принуждения, которым стало государство. Государство возникло путем насилия и властвования одного племени над другим. В результате воин племена перерождались в касты, сословия, классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно государство не итог внутреннего развития общества, а навязанная извне сила.

Органическая теория (Спенсер, Вормс)Согласно данной теории государство это продукт природы, организм возникший и развивающийся согласно законам природы. Отношения между классами и иными группами государства подобны органам организма, правители это мозг.

Теория патримониальная (земля собственность правителя), спортивная

56.Система законодательства: понятие и соотношение с системой права.
Система права (СП) - это внутренне строение права, выражающее его деление на отрасли, институты и отдельные нормы.

Система законодательства (СЗ) - внешнее объединение нормативных актов в единую, непротиворечивую и согласованную систему, облегчающую ознакомление с нужными нормами и их реализацию.

Соотношение системы права и системы законодательства:

1) Первичным элементом СП является норма, СЗ — статья НПА;

2) СЗ по своему объему шире СП, т.к. включает в свое содержание положения, которые не могут быть отнесены к праву (например, указание на цели и мотивы издания акта и т.п.);

3) В основе деления СП на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования, отрасли же законодательства выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода;

4) Внутренняя структура СП не совпадает с внутренней структурой СЗ;

5) Если СП носит объективный характер, то СЗ в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя; 6) СП — внутреннее содержание, СЗ — внешняя форма.

Билет 5

Билет 7

11. Основные подходы к типологии государства. Формационный и цивилизационный подходы.   Типология государства – совокупность общих признаков свойственных определ историч сложивш гр гос-в.

Подходы к типологии государств:

1) формационный подход. Разработан марксизмом в основе типологии лежит соц-эк формация, обусловленная определенным 1.уровнем развития производственных сил.2. тип производственных отношений. Тип гос-ва определяется экономическим строем классового общества, эксплуататорской неэксплуататорской природой классовых отношений. Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства;

Формационный подход выделяет следующие типы государств:

1) рабовладельческий;2) феодальный; 3) буржуазный; 4) социалистический.

По формационному подходу после смены экономической формации происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более новому.

2) Цивилизационный подход. -через представление о цивилизациях. (Тойнби, Шпенглер, Вебер).Характеризуется общностью культурных, географических, религиозных факиров

Билет 8

Билет 10

Билет 11

Билет 12

Билет 13

Билет 14

Билет 15

Билет 16

Билет 17

Билет 18

Предпосылки права.

1) Замена личных отношений родства отношениями общественными.

2) Свобода, частная собственность, рынок и обмен (их возникновение), возникновение необходимости их регулирования и охраны.

3) Равенство. Только в условиях равенства возможны свободы.

Вслед за табу общество переходит к более сложной юридической регламентации, называющейся позитивным обязыванием (можно только то, что прямо предписывается).

Затем общество переходит к собственно праву как к масштабу свободного поведения юридически равных субъектов (можно все, кроме того, что запрещено).

Теологическая теория. Законы существуют вечно, ибо являются Божественным даром. Они определяют порядок жизни в соответствии с идеалами добра и справедливости, дарованной свыше.

Теория естественного права. Человек от рождения и природы обладает неотъемлемыми естественными правами (право на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них.

Психологическая теория. Право есть результат человеческих переживаний. Законы государства зависят от психологии людей.

Историческая школа. Потребности разрешить противоречия жизни приводят к появлению права, способного уладить конфликт и установить порядок в поведении людей. Право первоначально возникает в сознании человека, а затем фиксируется в законах. Правовые нормы способны изменяться, так как меняется сама жизнь, которую они регулируют.

Нормативистская теория. Государство диктует людям модель поведения. Право исходит от государства и является системой норм, построенных в виде пирамиды.

Позитивисткая теория. Право порождено противоречиями жизни, конфликтами, в результате которых победу одерживает сильнейший. Он диктует свои правила «игры» и устанавливает свой порядок. Ему подчиняются побеждённые.

Марксистская теория. Право связано с государством и зависит от социально-экономических факторов общества.
72.Льготы, привилегии и юридические иммунитеты как элементы правового статуса.

Льгота — скидка, предоставление преимуществ кому-либо, полное или частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей, или облегчение условий их выполнения. Привилегия — исключительное право, личное право, преимущество, Привилегиями юридически, традиционно или фактически обладают отдельные лица, группы, классы, организации; привилегии недоступны для большинства людей. Под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.

Если льготы в доминанте своей характеризуют специальный правовой статус субъектов, ибо предусматриваются главным образом для соответствующих групп и слоёв населения (инвалидов, пенсионеров и т.д.), то привилегии могут устанавливаться как в специальном (дипломаты, депутаты, министры и т.п.), так и в индивидуальном статусах (Президент РФ), ибо они в большей мере подтверждают исключительность юридических возможностей особо ответственных и иных лиц.

 Под правовыми иммунитетами понимают особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, Конституции и законах лиц от определённых обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций.

Билет19

Понятие и сущность права.

Право – это система общеобязательных, нормативных предписаний или правил поведения, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляет субъективные права и возлагает юридические обязанности.

1) Нормативность. Право – это система правил поведения.

2) Общеобязательность.

3) Обеспеченность возможным применением мер государственного принуждения. Это прерогатива государственной власти.

4) Формальная определенность. Выраженность в источниках, прежде всего в законах, НА. Оно отличается более глубокой регламентацией по сравнению с иными регуляторами.

5) Представительно-обязывающий характер права. В праве всегда существует корреспонденция (передача) прав одних обязанностям других.

6) Системность права. Нормы права взаимосвязаны между собой.

Сущность и содержание права отражают основные и устойчивые свойства права. Они зависят от экономического строя государства, политики, морали, культуры и т. д. Важное влияние на формирование права и его содержание играет такой духовный фактор, как учение о прирожденных, естественных и неотъемлемых правах человека. По своей сущности право – общесоциальное, так как: 1) изъявляет согласованную общественную волю; 2) призвано служить интересам всего без исключения населения государства; 3) гарантирует организованность и развитие социальных связей; 4) право является мерилом свободы и ответственности субъектов правоотношений; 5) выступает как средство удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.

Социальная ценность права определяется:

1) общественной востребованностью, т. е. состоянием права в качестве определенного достижения цивилизации, проявления культуры и развития мысли отдельного человека; 2) инструментальной востребованностью – использованием права как инструмента механизма, который с помощью юридических средств регулирует общественные отношения и обеспечивает их правильность и определенность

Билет 2 1

Соотношение права и морали.

Огромную роль в регулировании общественных отношений играют право и мораль. Их главным назначением является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом.

Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного.

Единство права и морали заключается в следующем:

1) право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, 3) право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений;

4) право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни

5) право и мораль являются социальными регуляторами,.

Тесное единство и взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:

1) право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений

2) осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью;

3) право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль;

4) воспитании у него высоких гражданских качеств;

7) мораль выступает в качестве ценностного критерия права.

Нравственные нормы подключены ко всем этапам формирования и социального действия права. Также они выступают значимым фактором совершенствования правовой системы.

Билет 22

Билет 23

33.Основные типы правопонимания (общая характеристика).
 Историческая теория - совокупность правовых обычаев (Гуго, Пухто, Савиньи)
1.Право- историческое явление-возникло и развивалось постепенно 2.Право-правовой обычай

Достоинства: 1.кул-истор,нац-ые особенности права 2.знач пр обычаев, как проверенных преминем- стабильных. Недостатки: 1.переоценка роли пр обычаев

2.Право-дух народа, отрицание возможности заимствования права у др народов.

Материалистическая теория –Маркс,Энгельс,Ленин, Плеханов

Право - возведение в закон воля господствующего класса

Достоинства: 1.право как закон - четкие критерии правомерного и противоправного

2.обращ внимание на тесную связь Г и П. 3.показала обусловленность права соц и эк факторами

Недостатки: 1.Преувелич роль классовых начал 2.излишняя связь с материальными факторами  

Психологическая - (Росс).Право- правовые эмоции личности. Психика людей –фактор, определяющий развитие общества.2 вида права: позитивное интуитивное

Достоинтсва: 1.обращ внимание на психику людей 2.Правосознание уделено внимание

Недостатки: 1.преувелич психологич фактора 2. отсутствуют критерии правового и неправового,законного,незаконнго

Нормотивистская теория
Право-система норм,как пирамида,каждая низшая черпает свою законность в норме большей юр силы(Кельзен,Новгородцев)В основ пирамды суд акты,договоры.
Достоинства: -нормативность необход иерархии

-признаются широкие возможности гос-ва влиять на общ-ва

Недостатики: - преувелич роль гос-ва, - увлеченность формальной сторной права

- недооцен связь с эк-ки,соц,полит,дух факторами.

Социологическая тория. Право-реализация законов, юр действия (эрлих,Муромцев, Паунд)»теория живого права» Достоинства: 1.Обращает внимание на реализацию права

2.Приоритет общественных отношений, как содержания права

Недостатки: 1.теряются критерии правового и неправового

2.в силу переноса правотворческой деятельности на судей возрастает опасность некомпетенции, произвола

Естественно-правовая

Право - совокупнось естественных прав. Зародилась в античности. Окончат завершилась в пер.буржуазной революции. (Гоббс,Локк,Радищев.)

1.Разделение права позитивного(закон) и естественного  2.Источник права не в законе,а в самой природе чел. 3. Право отждествляется с моралью

Достоинства: 1.указывает,что законы могут быть и не правовыми

2.Правозглашение прав естественных яв-ся препятствием для чинов произвола

Недостатки:1.Связано только с правосознанием(у всех разное)

Билет 24

34.Нормативистский подход к пониманию права.
Позитивизм правовой, юридический позитивизм состоит в том, чтобы признавать в качестве ценностей только нормы позитивного права и сводить любое право к нормам, действующим в данную эпоху и в данном государстве, не обращая внимания на то, справедливо это право или нет.

Право-система норм,как пирамида,каждая низшая черпает свою законность в норме большей юр силы(Кельзен,Новгородцев)В основ пирамды суд акты,договоры.
Достоинства

-нормативность необход иерархии

-признаются широкие возможности гос-ва влиять на общ-ва

Недостатики
- преувелич роль гос-ва

- увлеченность формальной сторной права

- недооцен связь с эк-ки,соц,полит,дух факторами.

Билет 25

35.Естественно-правовой подход к пониманию права.
Прво - совокупнось естественных прав. Зародилась в античности. Окончат завершилась в пер.буржуазной революции. (Гоббс,Локк,Радищев.)

1.Разделение права позитивного(закон) и естественного
2.Источник права не в законе,а в самой природе чел

3. Право отждествляется с моралью

Достоинства

1.указывает,что законы могут быть и не правовыми

2.Правозглашение прав естественных яв-ся препятствием для чинов произвола

Недостатки:
1.Связано только с правосознанием(у всех разное)

79.Квалификация юридически значимых действий и событий: понятие и прин­ ципы.

Предусматриваемые законом юридические факты делятся на две большие группы.

Первую группу составляют действия граждан и юридических лиц. Юридически значимое действие - это действия, которые влекут за собой возникновение каких-либо юридических последствий. Они делятся на правомерные и неправомерные.
По своему юридическому значению все правомерные действия делятся на юридические поступки и юридические акты. Юридические поступки - это правомерные действия, которые порождают последствия независимо, а иногда и вопреки намерению человека, совершившего юридический поступок. Юридические акты – действия направленные на порождение по. Неправомерные действия выражаются в причинении вреда одним лицом другому лицу.(преступление УК,проступки ГП,АП..)

2. Вторую группу составляют юридически значимые события. К ним относятся такие не зависящие от воли и сознания конкретного участника обстоятельства, как рождение и смерть человека, стихийные явления природы, а также военные действия.

В зависимости от того, обусловлено возникновение событий волей человека или нет, их принято подразделять на абсолютные(не зависят о воли: наводнения, землетрясения) и относительные события- которые возникают в результате действия лиц, но в дальнейшем развиваются независимо от их действий. (наступление смерти в результате причинения телесных повреждений, рождение человека)

 

Билет 26

36.Социологический подход к пониманию права.
Право-реализация законов, юр действия (эрлих,Муромцев, Паунд)»теория живого права»
Достоинства

1.Обращает внимание на реализацию права

2.Приоритет общественных отношений, как содержания права

Недостатки
1.теряются критерии правового и неправового

2.в силу переноса правотворческой деятельности на судей возрастает опасность некомпетенции, произвола

80.Понятие и виды актов применения права. Соотношение правоприменитель­ ных и нормативных правовых актов.

Правоприменительный акт - индивидуально-властное веление, вынесенное в особой процессуальной форме в результате разрешения юр.дела. Назначение актов применения права призвано применять юридических нормы к лицам, но не создавать новые нормы, и не изменять или дополнять старые, это не их функции.

 Особенности:

 1 Издаются компетентными органами и должностными лицами (третейский суд).

 2 Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам.

 3 Направлены на реализацию требований юридических норм.

 4 Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.

Классический правоприменительный акт (приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами, т.е. отвечать установленным правилам (место, дата, подпись, печать, ссылка на закон), а также иметь определенную структуру (описательная, мотивировочная, резолютивная части)

 Виды актов применения права:

 По субъектам принятия: 1 Акты представительных органов - постановление Совета Федерации о назначении Генерального прокурора РФ. 2 Акты органов управления - приказ об увольнении конкретного лица. 3 Акты судебных органов - приговор суда. 4 Акты контрольно-надзорных органов - постановление санитарной инспекции о наложении штрафа. 5 Акты органов местного самоуправления - распоряжение мэра города о назначении главы районной администрации.

  По характеру воздействия правоприменительного акта на правоотношения: 1 Регулятивные – связаны с положительным регулированием (решение суда по гражданскому делу). 2 Охранительные – связаны с привлечением к ответственности(приговор суда).

 По значению в правоприменительном процессе:1.Основные - решение суда по гражданскому делу. 2 Вспомогательные - определение суда о назначении экспертизы.

  По порядку принятия:

 1 Акты коллегиальных органов - постановление Совета Федерации.

 2 Единоначальные акты - распоряжение мэра.

 По форме изложения:

 1 Устные - наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте

 2 Письменные - приговор суда.

 3 Конклюдентные или знаковые

Нормативные акты – первичны, правоприменительные акты – производны от нормативных в том смысле, что без нормативных актов их существование немыслимо. Вначале появляется (издаётся) нормативный акт, затем появляются акты его толкования и применения.

Нормативные акты содержат нормы права. Акты толкования права содержат разъяснения содержания соответствующих норм права, т.е. в них растолковывается (объясняется) как надо правильно понимать смысл тех или иных норм права. Правоприменительные акты применяются с учётом актов их официального толкования. Сами по себе акты толкования права юридического значения не имеют, они действуют и применяются в единстве с теми нормами, которые толкуют (в единстве с соответствующим нормативными актами).

Билет 27

37.Функции права: понятие и классификация.
Функции права -Это определенные соц-е назначения права, основные направления его воздействия на общественные отношения.
Функции права классифицируют на: общие и специальные.
К о бщим относятся:
1.экономическая, право регламентирует производственные отношения в обществе, 2.политическая, право регулирует деятельность субъектов полит.системы
3.воспитательная, право оказывает влияние на формирование личности
4.коммуникативная, право выступает способом связи между законодателем и обществом
К специальным функциям относят:
регулятивную и охранительную, среди которых можно выделить следующие подгруппы:

а) Регулятивно-статистическая функция –функция, закрепляющая общ.отношения по средствам предоставления субъективных прав
б) Регулятивно-динамическая функция –развивает общ.отношения по средствам возложения позитивных обязанностей

в) Охранительная – защищает общ.отношения по средствам запретов. Охранительная ф-ия права подразделяется на карательную и компенсационную. Карательная применении наказаний к лицам совершившим правонарушение. Компенсационная восстановлении нарушенных прав. В этом случае применяется правовосстановительная санкция. Кроме этих двух выделяют еще и так называемую превентивную ф-ию. (в предупреждении правонарушений)

г) Оценочная - позволяет выступать праву в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков. По субъектам гос. власти можно выделить законодат., исполнительную и судебною функции.

Билет 28

3 8.Понятие и виды источников права. Под источником или формой права понимаетсяспособ внешнего выражения правовых норм.(1-обычай)

- Это исторически сложившееся в силу многократного повторения правила поведения обеспеченной гос-ой защитой. (санкционированный обычай).

-Обычаи делового оборота,современное морское право(кодекс торгового мореплавание).Обычаи яв-ся одним из источников международного права

- Судебный или административный прецедент - это решение суда или административного органа по конкретному делу которому придается обще обязательное значение(решение магистатов,преторов) Англо-саксонская

Нормативный договор -это соглашение между сторонами содержащие общеобязательные нормы поведения.(Международное право- конвенция, конституционное право-федеративный договор)Нормативный договор необходимо отличать от договоров, как формы реализации правовых норм.

Юридическая доктрина -это труды учёных юристов используемые в качестве обоснования право-приминительных решений.

Правосознание - (хар-н для революции.) 1922(советские кодексы).

Референдум - всенародное голосование, как форма принятия закона или опрос по отдельным? содержания принимаемого закона.(для принятия конституции).

Корпоративные акты -это акты которые издаются отдельными организациями, юридическая сила которых признаётся гос-м, а так же судом. В некоторых странах таковыми признаются частные организации.(Адвокатское сообщество).

Международный правовой акт. В силу статьи 15 конституции, общепризнанные принципы и нормы международного права, и между народные договоры России,яв-ся составной частью нашей правовой сис-мы. Обладают приоритетной юридической силой перед национальным законом

Билет 29

39.Юридический прецедент как источник права.
Юридический прецедент - это правило, сформулированное в решении суда или иного государственного органа по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное значение.
Существуют два вида юридического прецедента: судебный и административный.
Судебный прецедент — решение суда по конкретному делу, обоснование которого становится правилом, обязательным при решении аналогичных дел. При этом вопрос о применении аналогии решается также судом.
Административный прецедент — решение органа исполнительной власти по конкретному делу, обоснование которого становится правилом, которое применяется при решении аналогичных дел.
Характеристики правового прецедента как источника права:
- множественность - в правовой системе, использующей прецедент, его создают несколько органов;
- казуистичность - прецедент всегда конкретен и максимально приближен к жизненной ситуации;
- гибкость - позволяет правоприменительному органу выбирать тот прецедент, который в наибольшей степени соответствует как обстоятельствам дела, так и государственной политике в данной сфере.
Не всё судебное решение является прецедентом. В нём выделяют ядро, то есть изложение правовых принципов, применяемым к правовым вопросам, возникающим из конкретных обстоятельств дела - это и есть норма права, заключённая в решении.

Билет 31

Закон - нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти, выражающий волю народа, обладающий высшей юр. силой, регулирующий общественные отношения.
Признаки закона:
1. Принимается только органом законодательной власти или референдумом
2. Порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ, 3. В идеале закон выражает волю и интересы народа
4. Обладает высшей юр. силой, все подзаконные акты должны соответствовать ему и не противоречить.
5. Регулирует важные ключевые общественные отношения Принятие закона включает 4 стадии: внесение законопроекта в законодательный орган, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование (обнародование).
Виды законов классифицируются:
По юридической силе: 1.Конституция РФ 2.Федеральный Конституционный закон
3.Федеральный закон 4.Закон субъектов РФ.
По субъектам законотворчества:
-принятые в результате референдума
-принятые законодательным органом
По предмету правового регулирования: конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.д.
По сроку действия: постоянные законы, временные законы
По характеру: текущие, чрезвычайные
По сферам действия: общефедеральные, региональные
По содержанию: экономические, бюджетные, социальные, политические
По степени систематизации: обычные и органические (УК, ГК)
По значимости содержащихся в них норм: конституционные и обыкновенные
По объему регулирования: общие и специальные

Билет 33

43.Действие нормативных правовых актов во времени. Обратная сила закона.
Действие нормативных актов во времени обусловлено вступление его в силу и утратой силы.
Нормативный акт может вступить в силу одним из следующих образов:
1. При указании даты вступления. 2.При указании в акте соответствующих обстоятельств (с момента подписания, с момента опубликования). 3. При применении общих правил. Так в России по общему правилу федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, указы президента по истечении 7 дней после официального опубликования
Нормативный акт прекращает свое действие вследствие:
1. его официальной отмены. 2.истечения срока, на который он был издан акт, если акт носил временный характер. 3.замены акта другим, регулирующим те же общественные отношения
Интересной проблемой действий нормативных актов во времени является проблема обратной силы нормативных актов. Обратная сила закона - это распространение его действий на обстоятельства, возникшие до вступления закона в силу. В РФ по общему правилу обратная сила закона не допускается. Исключение составляют нормы, которым законодаетль специально придает обратную силу, а также нормы, смягчающие или устраняющие наказание.

Билет 34

44. Действие нормативных правовых актов по кругу лиц.
Действие нормативных актов по кругу лиц подчинено общему правилу - нормативный акт действует на всех лиц, находящихся на территории государства независимо от их гражданства. Из этого правила имеются исключения.
-некоторые лица обладают дипломатическим иммунитетом и находясь за рубежом, не подпадают под юрисдикцию соответствующего государства пребывания (главы государств, послы)
-лицо, совершившее преступление против государства, будет подлежать ответственности независимо от места своего нахождения.
-согласно принципу гражданства, граждане РФ, обязаны соблюдать российские законы. (ес



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.124 с.)