Глава 11. Дело и его описание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 11. Дело и его описание



 

Когда мы говорим, что речь возвращает человека в его глубину и учит прозревать смыслы, это звучит красиво. Однако не ясно, какую непосредственную пользу это может принести в наших делах. Как и для чего эту способность можно использовать.

Что ж, вглядимся в тот мир, в котором мы живем и стараемся занять хорошее место. Все уже есть, все уже воплощено и не только знакомо, но даже прожито. Причем порой не один раз. Прикладная психология не должна уводить от жизни, как раз наоборот, она должна работать прямо с тем, что составляет бытовую ткань нашего мира. Просто она должна понимать это глубоко.

Итак, можно сказать, что мир, точнее мой мир, строится рассуждением. Но если вспомнить, что речь бывает устная, а бывает и письменная, то можно разглядеть, что мир пишется. Здесь он строится из вещества и душевных чувств. А где-то он пишется в книгу. И это одно и то же.

Именно поэтому в этом мире так важны писцы. Они бывают очень разными. Девочка-секретарь — это писец. Бухгалтер — тоже писец, то есть пишущий в книгу. Даже главный. И любой архитектор — писец. Даже если он архитектор общественных движений, международной политики или человеческих судеб.

И дела тоже творят писцы. Особенно это заметно на предприятиях. Для того чтобы оно состоялось, нужно, чтобы кто-то написал устав. А потом расписал устройство и должностные обязанности. И если он этого не сделает, а будет устно объяснять, что делать каждому работнику, очень скоро начнутся сбои. Даже производственные задания должны быть написаны.

Если помнить, типовой устав предприятия или учреждения обязательно содержит пункт «Цели и задачи, ради которых создано предприятие». Обычно все очень небрежно относятся к этому и ищут какие-то цели, только чтобы отвязалась юстиция. Почему? Да потому что все и так понимают, какие действительные цели достигаются на этом предприятии. По крайней мере, так кажется его хозяевам, поскольку они-то это знают.

В этой бездумной уверенности проявляется наша психологическая безграмотность. Довольно часто случается, что даже совладельцы думают о разном, но не замечают этого, потому что каждый считает, что другой хочет того же, что и он сам. А замечают лишь то, что их взаимоотношения портятся и портятся, пока не дойдут до раздела.

Цели, ради которых создаются любые дела, должны быть явно обговорены и затем записаны, чтобы можно было относительно них выверять поведение всех и каждого. Как часто два партнера затевают дело, а потом один начинает чувствовать, что второй его обворовывает, но не может ему об этом сказать, поскольку невнятно составленные учредительные документы допускают разночтения.

Если вы хотите быть хозяином своего дела, его цели должны быть обговорены и доведены до предельной ясности не только с партнерами, но и с каждым из постоянных работников.

И лишь когда достигнута ясность в том, ради чего вы собрались вместе, можно обсуждать устройство и должностные обязанности. И только когда и тут всем все ясно, можно переходить к производственным заданиям, то есть приступать к делу.

Если вы не добились, чтобы у вашего партнера, сотрудника или работника появилась полная ясность что и ради чего он должен делать, вы не вправе от него требовать настоящей работы. И, кстати сказать, он этой неясностью обязательно воспользуется и либо накажет вас на деньги, либо подставит. И будет при этом делать невинные глаза и ничего не понимать. А вам остается лишь принять, что сам виноват. В следующий раз надо точнее составлять договоры.

Не надо составлять их точнее в следующий раз, надо прямо сейчас переделать всё, что уже есть, чтобы следующий раз стал невозможен. Надо переписать свой мир заново, сделав его неуязвимым. И это работа.

Конечно, ее можно поручить юристам и опытным людям, но даже тогда вам придется все вычитать, чтобы убедиться, что они написали именно то, что нужно вам. И что вы обнаружите, когда будете переписывать свое дело заново или проверять то, как его вам переписали?

Вы вдруг обнаружите, что каждый раз, когда ваше внимание отвлеклось, вы не поняли целый кусок текста. А значит, не можете быть уверены, что у вас всё хорошо. Это будет первым, после чего вы поймете, что придется удерживать внимание до тех пор, пока творение вашего мира не будет завершено. Таким образом, очевидно, что внимание — это сила, необходимая для творения миров и дел.

Но затем придет следующее прозрение. Внимание, которое необходимо для этого, не простое. Недостаточно просто внимательно читать текст. Так вы сможете стать корректором и исправите все ошибки опечатки, но дело не родится.

Недостаточно и быть внимательным к тому, чтобы все предложения были грамотно составлены и хорошо передавали вложенную в них мысль. Так вы станете редактором, но не хозяином дела.

Нужно, чтобы в вашем описании дела было оговорено всё, что позволит его сделать. И не было ничего лишнего, что будет загромождать ясность мысли, а значит, и действия.

Безусловно, у нас только одно внимание. Но какое-же оно разное на деле! Очевидно, что секрет тут вовсе не в самом внимании, а в том, кто, зачем и как его направляет.

Чтобы отследить ошибки и опечатки, нужно держать в сознании свод правил правописания. Держать и постоянно сверяться с ним. Следовательно, внимание должно постоянно гулять изнутри наружу и обратно. Оно должно то глядеть на текст, находящийся перед глазами, то в свод правил, хранящийся в сознании.

Если мы проверяем на литературность, а значит, на доходчивость и действенность, мы точно так же будем сверять каждое предложение с какими-то своими знаниями о том, как надо говорить доходчиво. И внимание будет путешествовать то туда, то обратно.

И то же самое произойдет, если вы будете выверять свой документ на соответствие закону или той цели, ради которой вы начинали дело. Во всех этих случаях внимание работает челночно, сверяя написанное с тем, что хранится в вашем сознании. Вот только это не внимание.

И вы это прекрасно знаете, потому что не раз замечали, как оно отвлекается прямо по ходу такой работы, а вы продолжаете что-то читать, не понимая этого. Путешествует взад вперед разум. А внимание лишь следует за ним. Но пока оно следует, разум понимает и запоминает. Стоит вниманию уйти, и разум становится бесплоден.

Получается, что для того, чтобы ваше дело стало живым и плодотворным, необходимо его полноценно описать, а потом донести написанное до каждого участника или работника. Тогда и они обретают уверенность в том, что от них требуется, и вы можете предъявлять к ним требования. Хорошо описанное и усвоенное всеми описание дела даст каждому его участнику права. И только кажется, что хозяин их и так имеет. Это самообман. Он может отругать и наказать работников, но они обидятся, навредят или уйдут. Право наказывать появляется тогда, когда работник и сам знает, что виноват и не имеет возможности обидеться. Но такое возможно только, когда у обоих общая цель.

Чтобы обрести права и обрести единство, необходимо, чтобы все участники дела хорошо поняли, что они должны делать. Значит, им мало раздать документы и мало их прочитать.

Необходимо удерживать их внимание работающим на протяжении всего чтения. Но это искусство, которому стоит учиться. Именно оно позволяет отладить дело и довести его до совершенства.

 

 

Заключение

 

Безусловно, отладка не ограничивается овладением способностью управлять вниманием, а управление вниманием — тем, чтобы научиться объяснять людям, что они должны делать, или научить их понимать производственные задания.

Работа со вниманием — лишь одна из сторон отладки. Но это важная сторона, поскольку она позволяет достичь самого производительного состояния, доступного человеку,— вовлеченности в деятельность. Именно в этом состоянии совершаются великие открытия, создаются выдающиеся произведения и просто хорошо идет работа.

Добиться, чтобы работа в вашем деле шла хорошо, а люди были довольны собой и своим делом,— это суть отладки.

 

 

Выводы и допущения

 

Надо признать: мое исследование далеко не дотянуло до полноценного Введения в предмет. Оно, скорее, не столько ввело в него, сколько сузило, то есть обозначило предмет прикладной психологии внимания и отсекло явно лишнее.

Если мне и удалось найти те подходы, с помощью которых можно работать со вниманием, вынужден признать, что эти подходы самые начальные, позволяющие войти лишь в поверхностную работу. В оправдание могу сказать лишь то, что так и ведется КИ-психологическое исследование, то есть исследование культурно-историческое.

Оно всегда идет сквозь те слои сознания, которые ведут от самой поверхности вглубь. И надо признать, поверхностные слои — самые обильные и запутанные. Описать их и тем исключить из исследования, значит, проделать важнейшую часть всей работы. К сожалению, когда прорываешься сквозь эти облака к настоящему, оказывается, что они были самой очевидной ложью о том, что ты ищешь.

Настоящее, как солнце — где-то за облаками. К сожалению, это становится ясно лишь прошедшему путь.

Правда, всегда есть искушение не делать все самому, а обратиться туда, где подобный труд уже давно сделан. Например, съездить в какой-нибудь ашрам или монастырь и пройти там интенсивный курс обучения под руководством продвинутых учителей… Когда-то и мне такой путь казался желанным. Действительно, почему бы не достичь цели самым коротким и легким путем?!

Вероятно, этот легкий путь не для всех. Я знал довольно много русских искателей страны Востока, которые разъезжали по миру в поисках быстрых путей, в том числе и овладения вниманием. Были даже такие, кто, как считается, обрел просветление…

Ни один из них при этом не овладел вниманием, хотя и утверждают, что спокойно удерживают поток мысли и вообще владеют всем, о чем только можно мечтать йогу. Состояние подобных сынов скороварки вызывает у меня крайнее удивление: сами они весьма довольны собой и испытывают какое-то блаженство, которое низошло на них в той монастырской келье, где их подключали к сети повышенного напряжения. А со стороны они выглядят жалко: если уж говорить о внимании, то просто не в силах удерживать последовательного рассуждения, при вскрывшейся способности воспринимать все, не слышат того, кто с ними разговаривает, а услышав, не в состоянии запомнить простейших просьб…

Да и жизнь у этих людей не слишком меняется. Как объяснил одному такому просветленному его учитель в Индии: просветление ведь ничего не меняет: как не было денег, так их и не будет, как не было ума, так не будет и его…

Быстрые пути без честного труда, похоже, скрывают в себе какой-то обман. Они похожи на начитанность: если ты сам не проделал труда, чтобы понять предмет, а всего лишь прочитал и запомнил выводы — ты знаешь все правильные ответы. Но ты не мастер, ты лишь знаток. Это мои наблюдения над жизнью и действительностью.

А вывод я из этого делаю следующий: если я действительно хочу понять и овладеть вниманием, никакие упражнения, позволяющие овладеть им и меняющие жизнь, лишними не будут. Как бы мы ни стремились сбежать от труда и забот в искусственное просветление, жизнь догонит и заставит собою заниматься. Поэтому, если ты хочешь идти в изучение внимания глубже, необходимо решить свою жизнь так, чтобы она хотя бы не мешала тебе. А лучше, чтобы помогала, обеспечивая выживание и постоянно требуя от тебя, чтобы ты шел глубже и глубже.

Что же касается дальнейшего пути, то я делаю допущение, что он описан там, где занимались покорением собственного и управлением чужим вниманием — йогой и предпринимательством. Допускаю, что в этих двух человеческих искусствах найдены необходимые орудия божественного управления вниманием, и намерен приложить все усилия, чтобы их разглядеть и освоить.

Не знаю, будет ли Йога внимания и Отладка — подлинными прикладными психологиями внимания, подозреваю, что и они этого пути не исчерпывают. Однако средства познания они подарят. Боги всегда награждают честного искателя.

 

Выпускающий редактор: Н. Соколова

 

Издательство «Роща»

г. Иваново, пр. Ленина 17 а/я 11

Сайт: www.roscha.store

E-mail: book@roscha.store

 

Литература рекомендуется к прочтению лицам, старше 12 лет.

 

Сайт автора: ashevtsov.ru

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.015 с.)