Глава 18. Здоровое управление вниманием 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 18. Здоровое управление вниманием



 

То, что стоит освоить в рамках прикладной психологии, — это здоровое управление вниманием. Имеется в виду, конечно, управление вниманием других. По сути своей, это такое же управление, какое вы охотно приняли бы сами, но перенесенное на тех людей, которые должны для вас что-то делать.

Когда вы работаете со своим вниманием, вы учитесь управлять вниманием вообще. Как бы хорошо вы уже не овладели этим искусством, возможность для совершенствования всегда остается. И каждый случай, когда вам удается управление вниманием, ценен тем, что он дает дополнительный опыт, выявляет помехи и слабости, и усиливает вашу способность. То же самое должно быть перенесено и на других.

Здоровое управление вниманием, это такое управление, при котором вы помогаете людям решать задачи разума и быть успешными.

Очевидно, что для этого вы должны владеть искусством управления вниманием лучше, чем ваши люди, чтобы вам было чем с ними поделиться. Следовательно, прежде чем перейти к управлению вниманием других, стоит изрядно поупражняться самому. Поупражняться, осмыслить и извлечь уроки.

Поэтому я буду исходить из того, что вы уже прошли обучение управлению собственным вниманием и неплохо овладели этим предметом. Что, в самом кратком виде, входит в управление собственным вниманием?

Прежде всего, умение понять, какую именно задачу вы решаете. Затем, способность собрать внимание на избранной задаче и искусство удерживать его на ней столько времени, сколько требуется для решения. Ну и способность вкладывать во внимание силу, что равнозначно управлению силой вообще. То же самое относится и к управлению чужим вниманием.

Вполне естественно, когда вы хотите достичь больших побед или сделать большое дело, вам не хватит на него собственной силы, поэтому выгодно найти людей, которые будут вам в этом помогать. За это им придется платить. Если вы хотите зарабатывать много, то платить придется частью прибыли. Если хотите стать художником, а значит, целиком собраться на одном деле, вам понадобятся те, кто о вас заботится. Помимо всего прочего, за это надо платить благодарностью.

Иногда платить приходится лаской, иногда заботой, часто — развлечениями. Хлеба и зрелищ! — древних римлян — как раз об этом. Виды оплаты труда разнообразны, но оплата обязательна. Но есть один вид валюты, который принимается всеми. Это учеба. За обучение науке думать работать готовы все. Правда, каждый понимает ее по-своему, и это надо учитывать.

Впрочем, суть всегда одна, как бы она ни была подана. Если речь идет об управлении вниманием, вы просто учите ваших работников как либо зарабатывать больше, либо занять более высокое место, либо стать мастером и художником. Но учить можно, вкладывая образцы, а можно — обучая думать, как достичь того же самого, что и по образцам, но самому и своими трудами. То есть усилиями собственного разума.

Вот что вы делаете сами, когда подымаетесь до руководителя или хозяина, и вот то, чему вы учите своих людей, когда управляете их вниманием. И не имеет значения, хотели вы их учить или нет, управляя их вниманием вы все равно будете их учить. Мы не вольны в этом, выбора не учить у того, кто использует труд других людей, нет.

 

При этом учеба может идти как действительное обучение, когда вы рассказываете людям, как воспитывать собственное внимание, чтобы быть успешными. А может идти как объяснение того, что человек должен сделать. Даже если вы всего лишь показываете пальцем, откуда взять ящик и куда его переставить, вы учите. И пусть попробуют тупые работяги взять не тот ящик или поставить его не туда. Они тут же будут наказаны. Особенно, если обошлись с вещью не так, как от них ожидается.

И очень скоро они обучатся и тому, как работать. И тому, как понимать вас. А значит, и тому, как удерживать внимание на деле. И тому, как отслеживать краешком внимания ваше состояние и знаки, которые вы им подаете. Даже если эти знаки — всего лишь выражения вашего лица, глаз, губ, не говорю уж про звуки…

Внимание работника всегда направлено на две вещи: дело и руководитель или хозяин. Знаменитый Атос, старший из троицы мушкетеров, обучил своего слугу Гримо как понимать себя без слов, по одним лишь жестам. Когда Гримо ошибался, Атос без малейших чувств бил его палкой, считая это упражнение очень полезным. И Гримо был прекрасно выучен и своему делу и тому, как делать именно то, что нужно хозяину.

Сейчас такой метод обучения посчитали бы недопустимым. Но разум, как орудие выживания, обучается именно тогда, когда здоровью тела или его жизни угрожает действительная опасность. Мы глупеем от безнаказанности. Разум в условиях, где ничто не угрожает жизни, становится жирным и ленивым. Определенная мера опасности всегда должна быть в обучении.

И если вы не бьете своих работников, то это не значит, что вы их не наказываете или в их жизни нет опасностей. Если вы не бьете их телесно, то бьете иначе. Хотя бы наказываете деньгами. Иногда наказанием является порицание, часто осмеяние. И всегда — холодная и голодная жизнь за рамками дома или предприятия. Мир равнодушен и безжалостен, а часто даже враждебен по отношению к нам. Именно благодаря этому мы еще не совсем разучились думать.

 

Итак, обучение управлению вниманием идет как обучение делу и как обучение пониманию дела, а значит, того, кто это дело тебе задает. Иными словами, если мы хотим сделать психологию внимания не просто прикладной, но и полезной наукой, переход от управления своим вниманием к управлению чужим делается через раскрытие у ваших людей способности понимать. Но это самостоятельная наука.

Начать надо со второго, потому что, когда мы не понимаем собственного руководителя, мы просто делаем не те дела. Поэтому сначала надо научиться понимать что и как надо делать. Следовательно, исходно мы обучаем своих работников понимать себя.

 

 

Заключение

 

Я далеко не исчерпал предмет этого раздела, и лишь то, что эти главы имеют вводный характер, меня оправдывает. Однако я в силах сделать некоторые выводы.

Во-первых, предмет управления вниманием распадается на две очевидные части: управление своим и управление чужим вниманием. Начать следует со своего. В жизни же мы предпочитаем управлять другими и как-то преуспеваем в этом с самого раннего детства. Однако это искусство и остается у нас на бытовом уровне.

Если мы хотим стать мастерами в деле управления вниманием, стоит хоть немножко задуматься о природе внимания и овладеть собственным. И этот предмет тоже распадается на две части или ступени: начальную и продвинутую. На начальной ступени нам достаточно овладеть вниманием лишь в той мере, в какой это делает нас успешными в жизни. Для этого достаточно очистить сознание от лишнего и научиться собирать себя. Тогда внимание само соберется на главном.

Продвинутая ступень подобна высшим уровням в восьмиступенчатой йоге Патанджали. Ее вполне можно назвать йогой внимания. Эта ступень для тех, кто хочет овладеть полным управлением вниманием. Это невозможно без глубокого проникновения в свою сущность и необратимых изменений.

Что касается управления чужим вниманием, то это искусство так же двойственное. Первый, жизненный уровень предполагает, что став мастером управления вниманием ради успешности, вы переносите это в те дела, где у вас имеются работники. И делаете их успешными. Предполагается, что большинство из людей не в силах сами справиться с собственным вниманием, и поэтому им полезно работать под управлением того, кто берет на себя заботу об их успешности. В сущности вся подобная работа может быть названа отладкой.

Другое управление можно назвать чародейством. Это тоже управление вниманием других людей, но не ради дела или их успешности, а ради прямого извлечения пользы из управляемости внимания. Так делают фокусники, мошенники и волшебники…

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.006 с.)