Глава 9. Воспитание своего внимания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 9. Воспитание своего внимания



 

Вероятно, с самого начала девятнадцатого века, с работ немецкого педагога Гербарта, психологи изучают внимание, чтобы использовать его в деле воспитания молодежи. В России наибольший вклад в это дело внес Константин Ушинский в середине девятнадцатого века. Но чтобы составить себе представление о том, что такое педагогическая психология внимания, достаточно прочитать раздел «Воспитание внимания» в учебнике психологии Бориса Михайловича Теплова.

После так называемой «Павловской сессии» Академии наук и Академии медицинских наук в 1950 году, когда психологам жестко указали, что психология должна расти из физиологического основания, Теплов полностью ушел в физиологию. Но в работах, написанных ранее, он лучший из наших психологов. В учебнике психологии 1946 года он говорит и о распределении внимания и о его воспитании. Последнее перескажу предельно подробно.

«Мы знаем, что внимание проявляется во всей нашей психической жизни. Поэтому хорошая работа внимания является обязательным условием развития всех способностей человека, условием, без которого невозможен успех ни в какой деятельности.

Недаром Ньютон, один из величайших научных гениев, любил говорить, что своими открытиями он обязан главным образом очень высокой способности сосредоточивать внимание на предмете своих размышлений» (Теплов, 1946. С. 81).

Подобные откровения были не только у Ньютона. Очень много выдающихся людей говорили, что именно внимание позволило им достичь своих успехов. Конечно, имелось в виду не внимание само по себе, а способность им управлять.

И Теплов дает самые начальные шаги, позволяющие овладеть этим искусством. Их можно пронумеровать.

Исходное условие:

1. «Первое условие хорошего внимания — это наличие достаточно широких и устойчивых интересов» (Там же. С. 82).

«Интерес» — нерусское слово. Оно появляется в русском языке в Петровское время, заимствованное из европейских языков, и означает исходно «выгоду», «пользу» и лишь со временем — «особое внимание к чему-либо».

Использование этого слова в качестве психологического термина означает, что психологи не очень точно понимают, что хотят сказать. Или что именно обозначают этим словом. Иностранные слова не имеют тех точных значений, какими отличаются слова родного языка. И потому их использование удобно, когда нужно обозначить понятие, которое не в силах определить точно.

В каком-то смысле, говорить об интересах в психологии — значит не говорить о запретном — о душе. У души не может быть интересов, у нее порывы и влечения. Но если свести какой-то раздел науки к интересам, то большинство ученых остановятся именно в этом понятийном слое, поскольку это одобрено правящим мнением сообщества. И никогда не пройдут к сути…

Тем не менее все подобные простонаучные словечки все же указатели на пути ищущего истину или желающего нащупать действительное основание для своих рассуждений. Интерес отчетливо указывает на то, ради чего наши души приходят в этот мир. И если не принять этот уровень разговора, то внимание останется непознанным и неуправляемым, потому что оно служит душе, а интересы — вещи глубоко личностные и так же безразличны вниманию, как обмену веществ, к примеру.

Поэтому, если вы хотите овладеть своим вниманием, нужно найти то, чем ваша душа живет в самой сокровенной ее глубине.

2. «Второе, что нужно для развития внимания, — это выработать в себе умение заставлять себя произвольно сосредоточивать внимание в любой момент и на любом предмете. Нужно сделать внимание своим послушным орудием. Не внимание должно быть хозяином человека. А человек должен быть хозяином своего внимания» (Там же).

Прекрасные слова и необходимый шаг. В действительности мы постоянно упражняемся в этом. Но у кого-то управление вниманием идет легче, а у кого-то трудней. Возможно, это зависит от врожденных способностей. Но вероятней, что причин две: количество усилий, которые вы вложили в овладение вниманием раньше, в этой и прошлых жизнях. И осознанность этих усилий.

Очень часто человек даже не осознает, что его внимание скачет, и замечает лишь то, что не может запомнить что-то или понять. Из-за этого он думает, что его разум слаб и ему не дано овладеть наукой управления вниманием.

Но на деле ему просто никогда не приходила мысль, что надо не стараться запомнить, а научиться удерживать внимание на избранном предмете. Это надо осознать и сделать из этого упражнение. Вот тогда появляется возможность улучшить свои способности.

3. «Третье средство воспитания внимания — приучить себя работать в неблагоприятных условиях. Привыкая бороться с отвлекающими раздражителями, человек закаляет свое внимание, делает его сильным и выносливым» (Там же).

Конечно, никакой закалки внимания не происходит. И вообще, внимание никак не меняется. Закаляется и усиливается лишь способность им управлять. Но это и есть цель. Работать над управлением внимания в неблагоприятных условиях необходимо, но лишь после того, как вы овладели управлением своим вниманием в намеренно для этого созданных условиях.

Начинать осваивать искусство управления вниманием надо так, как это делают йоги,— устранив не только внешние помехи, но и внутренние, вроде телесной нечистоты или переполнения кишечника. Внимание сначала надо рассмотреть, затем осознать, что оно постоянно движется. А затем уделить как можно больше времени тому, чтобы понять, что же оно предлагает вам для рассмотрения.

Все, что внимание выхватывает из глубин сознания, так или иначе считается разумом очень важным либо для вашего выживания, либо для достижения каких-то целей. И пока вы не наведете порядок в собственном сознании, все усилия покорить внимание будут тщетны. Да они и после наведения порядка непросты! Но тогда хотя бы появляется надежда…

4. «Четвертое условие — никогда не работать невнимательно. Нужно помнить, что всякая невнимательная работа приучает человека быть невнимательным» (Там же).

И даже хуже: работать без внимания — значит, в определенном смысле, не жить тот отрезок времени, что вы занимались этим делом. Внимание — это поток жизненной силы, без которой ваше тело оказывается пустой шкуркой без живого содержания.

Поэтому работать с блуждающим вниманием просто невыгодно: дело делается долго и некачественно, а тебя не было все это время. Лучше не браться за дело, чем тратить на него лишние часы и даже минуты. Дело, делающееся с предельным вниманием, проживается ярко, а делается быстро и хорошо. Поэтому действительно стоит потратить какое-то время, чтобы научиться жить здесь и сейчас и никогда не переделывать сделанного.

5. «Наконец, последнее условие — возможно лучше знать особенности своего внимания, его сильные и слабые стороны. Для полного исправления недостатков своего внимания нужна большая работа над собой. Но нельзя приступить к этой работе, не поняв сначала, в чем эти недостатки заключаются» (Там же.).

Понятно, что речь идет вовсе не об исправлении внимания. И, к слову сказать, это первый недостаток, который необходимо исправить,— чтобы работа стала успешной, нужно прикладывать силы точно, то есть к тому, к чему надо. Если их прикладывать к вниманию, вы обречены на поражение. Но вот если вы приложите их к своей способности управлять вниманием, это в любом случае ее улучшит.

Собственно говоря, Теплов сам, пусть неявно, это признает, когда говорит, что это потребует большой работы не над вниманием, а над собой. Точнее, над своим вниманием или способностью управлять своим вниманием.

Вопрос только в том, что это за недостатки и как их выявить? Психолог на этом здравомысленном заявлении завершает свое сочинение, а работа прикладного психолог с этого места только начинается.

Однако поскольку это очень большая тема, я буду рассматривать ее только с точки зрения отладки. Итак, какие недостатки внимания могут помешать сделать дело?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.005 с.)