Раздел второй. Избирательность и произвольность внимания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел второй. Избирательность и произвольность внимания



 

При всей сложности и запутанности психологии внимания есть очевидные вещи, которые принимаются всеми психологами. В частности, такими общепризнанными свойствами внимания являются его избирательность и произвольность. Свойства эти тем более интересны, что они чрезвычайно важны не только для академической науки, но и для успешности в жизни.

В сущности, вся успешность зависит от умения выбрать правильную цель, разумно сделать из нее задачу, а затем направить на ее решение поток жизненной силы, что и достигается с помощью управления вниманием. Без понимания произвольности и избирательности внимания это управление не освоить.

Конечно, предмет приложения внимания и силы может быть и иным. В сущности, вся йога и все магические искусства строятся именно на искусстве собирания силы и внимания. Но чтобы подобраться к этой, так сказать, «высшей психологии» внимания, стоит освоить более простой, так сказать, бытовой уровень. Тем более что мы все равно не только умеем это, но и являемся немалыми мастерами бытового управления вниманием, поскольку заняты этим каждое мгновение своей осознанной жизни.

По сути, задача психологической работы по освоению управления вниманием сводится к тому, чтобы осознать присутствие и самого внимания и управления им в нашей жизни и деятельности. Затем, убрать помехи, возникающие из-за загрязнения сознания. И быть может, научиться некоторым тонкостям, которые еще не приходили нам на ум.

Но именно тонкостям, поскольку в целом живой человек, доросший до психологии внимания, уже является мастером в управлении им.

 

 

Глава 1. Успешность

 

Прикладная психология возможна лишь в том случае, если она позволяет либо углубить познание человека, либо улучшить его жизнь. Впрочем, обе эти задачи взаимосвязаны, что очевидно. Обе они ведут к повышению успешности.

Что же такое успешность, с психологической точки зрения?

Безусловно, это способность достигать поставленные цели, то есть добиваться успеха в выбранных делах. И чем легче этот успех достигается, тем меньше усилий тратится на достижение цели, либо чем выше эти цели, тем выше успешность человека в жизни. Это желанное качество, поэтому ему есть смысл посвящать исследования.

Определенно, успешность должна быть связана с дееспособностью, то есть со способностью делать дела и доводить их до завершения. Как объяснить, что одному человеку это удается, а другому — нет? Очевидно, для объяснения возможно несколько уровней ответа.

 

Во-первых, очень многое должно зависеть от самой способности выбирать и ставить перед собой цели. Если ставить их с заведомо низкой требовательностью, так сказать, занижать собственную планку, то проиграть трудно. Кажется очевидным, что такие люди и не страдают от того, что у них не все успешно в жизни. Они живут, довольные собой, и у них все хорошо. Если считать их жизнь жизнью…

Беды начинаются тогда, когда человеку приходит мысль, что он мог бы жить лучше. Любая работа над собой, любые знания психологии становятся нужными лишь тогда, когда человек не всем доволен в своей жизни. А еще верней, когда он сильно не доволен тем, как живет.

Это чрезвычайно напоминает волшебную сказку: пока герой живет, не высовываясь, у него в жизни все спокойно. Сложности начинаются тогда, когда жизнь заставляет его выйти за эти рамки и стать героем. Вначале он герой в том смысле, что этим словом обозначается лицо, о котором ведется рассказ. А в конце он герой, потому что совершает подвиги и творит чудеса, для чего ему приходится прикладывать силы на пределе своих возможностей и решать сложнейшие задачи.

Вот когда рамки привычного и изведанного становятся узки, и появляется цель, ради которой требуется совершать непривычное, а значит, повышается риск ошибки и поражения. Тогда-то и появляется способность быть более или менее успешным в выбранных делах, и тогда успешность начинает рассматриваться мистически, как некое присутствие судьбы или доли…

Однако мистицизм, и это во-вторых, лишь помогает сохранить веру в себя, поскольку без него человеку пришлось бы усомниться в собственных способностях, особенно в способности думать и решать задачи. Иначе — в собственном разуме. Объясняя свои поражения, то есть собственную неуспешность, вмешательством неких сверхъестественных сил, вроде судьбы, мы сохраняем психическое здоровье.

Но при этом мы прячем от себя свои слабины, а с ними и те пути, которыми могли бы достичь победы. Дверь к успеху скрывается за искренним признанием своих слабостей, даже если это слабости разума. Если ты их признаешь, если ты недоволен своим разумом, появляется возможность над ним работать, совершенствовать его и тем обучаться решать все более сложные задачи.

Это, так сказать, второй уровень ответа на вопрос, почему же один человек успешнее другого: во-первых, он честней с собой; во-вторых, честно признавшись однажды самому себе в том, что имеет слабину, он принял решение, что нет смысла прятаться от сложностей, надо повернуться к ним лицом и принять вызов. Тем самым такой человек отринул жалость к себе и лень и вложил столько труда в обретение необходимой способности, сколько требовалось.

Именно честность с собой и отказ от жалости к себе и ведут к успешности.

Это очень трудные качества, поскольку даже для того, чтобы принять их в качестве отношения к жизни, требуется вложить огромный труд в преодоление сопротивления. Сопротивление же наше собственному самосовершенствованию мало того что огромно, оно еще и коварно. Мы так не хотим прилагать усилия к изменению себя, что готовы отводить глаза всем, лишь бы нам не тыкали в наши слабости и недостатки.

Это сопротивление плоти. Оно похоже на некое физическое или химическое явление, как если бы некая желеобразная среда не хотела хранить в себе отпечатки воздействий и, поколыхавшись, восстанавливала безмятежность своей поверхности каждый раз, как кто-то указал на ее пороки.

На эту телесную среду нельзя оказать воздействия снаружи. Точнее, ее можно погнать делать что-то палкой. Но это будут внешние действия, сама же по себе она не изменится. И лишь требование изнутри может заставить ее измениться. Но для этого должен быть тот, кто требует. И у него должно быть достаточно сил, чтобы добиться своего.

Жизнь бьет нас, и нам это не нравится. Как спящий, которого будят, мычит, стонет и отворачивается от помехи, так и мы скулим, охаем, даже поддакиваем, но прячем свои недостатки в глубине студня, которым являемся, вместо того, чтобы их убрать. Однако жизнь безжалостна и время от времени невозможна без каких-то изменений. Каждый раз, когда она вынуждает нас это изменение сделать, наша внутренняя плотность повышается, и человек меняется.

Он становится упругим и живым, его способность соответствовать вызовам жизни повышается, и с ней повышается и неуспешность. Именно так. Ведь неуспешность — это всего лишь признак того, что ты замахнулся на цели, которые доселе были тебе недоступны. И теперь ты можешь проиграть. Но можешь и выиграть. Более того, теперь ты обязан выиграть и обязательно выиграешь после достаточного количества попыток. Вот только после какой попытки это произойдет, как скоро тебе удастся накопить достаточно внутренней упругости и силы?..

 

В любом случае, это неизбежность и смысл человеческой жизни. Мы приходим ради совершенствования душ. И мы погружаем себя в горнило жизненных воздействий, чтобы выжечь из души слабины. Чистые души — это не мягкие и любящие души, это души героев, полные огня и движения.

Успешность же есть знак этого движения. И не так уж важно, в каких делах ты успешен. Главное, чтобы сложность этих дел постоянно повышалась, а испытания становились все сложней. Только тогда герой сказки может обрести особые способности и стать царем.

Поэтому для обретения душевного качества успешности вполне могут подойти любые жизненные задачи, начиная с обретения власти над собственным вниманием. К тому же без управления вниманием успешности и не достичь.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.005 с.)