Глава 17. Приемы и упражнения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 17. Приемы и упражнения



 

Итак, основные приемы, без которых не получится ничего — ни кресение, ни целеустроение,— нами уже освоены. Теперь необходимо научиться создавать из целей задачи.

Собственно говоря, любая цель, которую мы ставим перед собой в жизни, достигается только в том случае, если мы создаем из нее задачу и решаем ее. В науке способ достижения цели называется методом. Метод переводится с греческого как путь или способ. Это и есть путь к цели или способ ее достижения в мире. Но не в разуме.

В разуме путь или способ ведут к цели, только если их выложить в виде задачи. Без этого разум не работает.

Чтобы понять, как создаются задачи разума, надо вспомнить древнее правило: цель определяет способы своего достижения. Это значит, что при создании задачи нужно идти вспять от цели, пока не разложишь все шаги до своего сегодняшнего состояния. Поясню на примере.

Если я хочу съесть яблоко, его надо сорвать с ветки. Чтобы сорвать его с ветки, надо взять его рукой. Чтобы взять рукой, нужно подойти на расстояние вытянутой руки. Вот раскладка лестницы достижения цели. Она как бы нисходит от той вершины, которой является цель, прямо до меня. А когда она разложилась, я могу начать по ней движение к цели.

И начну, естественно, с самой низшей ступени, поскольку она ближе всего к моему настоящему положению. Поэтому первым делом я подойду к яблоне. Затем протяну руку к яблоку. После этого я схвачу его рукой и сорву и, наконец, отправлю в рот. И буду наслаждаться плодом моей победы.

Вот так строятся все действительные жизненные задачи и это суть приема в прикладной психологии.

Но иногда что-то не складывается. Например, яблоня оказывается слишком высокой, или лестница — слишком хрупкой для моего веса. Или секретарша начальника не любит шоколад…

Тогда необходимо применить следующий прием — уточнение своих знаний об условиях задачи и их изменение. Иногда, чтобы достать яблоко, мне приходится включить в последовательность действий поиск лестницы. В другой раз — согнать лишний вес, чтобы лестница выдержала. А может быть, придется перейти с шоколада на предложение руки и сердца...

Иными словами, иногда при работе над задачей нам приходится уточнять свои знания о мире, в других случаях — менять себя. Или же глубже изучать людей, с которыми приходится взаимодействовать. И так до тех пор пока мои образ мира, образ себя и образы действия не станут полностью соответствовать условиям задачи.

Совершенно очевидно, что исходно нам почти невозможно иметь достаточно полный образ мира и достаточно совершенный образ себя. Тем более что мы всегда начинаем с того, что не знаем, что делать и как себя вести. Поэтому большая часть необходимых для прикладной работы приемов нацелены именно на познание этих вещей. Все приемы разбиваются на два вида: выявляющие слабости и недостатки ваших образов; и позволяющие сделать их совершенней.

Выявляющие приемы по своей сути являются просто попытками сделать то, что хотим освоить. Ничего хитрого, ничего заумного, просто попытка сделать или попытка использовать ту способность, над которой вы работали. Собственно придуманными являются только условия, в которых вы это пробуете. Условия по своей сути, являются игровыми, то есть отличающимися от той действительности, в которой вам придется действовать.

Но и то — только до той поры, пока вы не прекратите учебу и освоение и не захотите приступить к настоящей жизни. Вот тогда можно будет попробовать воссоздать именно те условия, в которых придется действовать, и проверить себя в условиях, так сказать, приближенных к боевым.

Итак, прием — это проверка своей новой способности собирать внимание в искусственно созданных условиях с целью выявления ее слабостей и недостатков. Это цель. Из нее можно вывести множество упражнений, которые будут способами достижения цели.

Например, предполагая, что вы уже научились собирать внимание, вы пытаетесь удержать его на одном предмете наблюдения. Предмет этот может быть чем угодно. Йоги могут смотреть в трикут, то есть точку во лбу, где находится выход аджна-чакры, или на кончик собственного носа. Иногда созерцают точку, нарисованную на стене, собственное дыхание, или воображаемую фигуру, образ божества. Христианские мистики могли созерцать нечто совершенно без-образное, например божью любовь в своем сердце.

Вам надо выбрать нечто простое и близкое к той задаче, ради которой вы готовитесь. Хотя созерцание точки на стене или листе вполне подойдет. Предполагается, что раз вы научились собирать внимание, то ничто и не может нарушить эту собранность. Поэтому вы собираете все внимание на этой точке и следите за тем, что происходит. А происходит простая вещь — ваше внимание начинает сбегать с этого места.

Поскольку ваша задача пока не собственно собранность, а выявление помех ей, вы не гасите эти метания внимания усилием, а наоборот, поощряйте их, но сразу же записывайте на бумагу то, что выманило ваше внимание, и тут же снова возвращайтесь к собранности.

Так у вас рождается список того, что еще имеет для вас значение и должно быть либо вычищено, либо решено. А затем отступайте от созерцания и занимайтесь этим списком, как научились раньше.

Подобные, условно говоря, бессмысленные упражнения надо использовать именно на этапе выявления скрытых в сознании слабостей и помех. Вернее было бы упражнения вроде созерцания точки назвать не бессмысленными, а лишенными собственного смысла. Убирание смысла из подобных упражнений важно именно как создание некоей пустоты. Природа, в том числе и природа нашего сознания, пустоты не терпит. Поэтому свято место пустым не останется, оно всосет в себя тот смысл, который приблизится к нему из глубин сознания. И тем выявит его. Но это начальные упражнения самого общего характера.

Следующей задачей, когда начальные упражнения более или менее истощатся, будет проверка своей способности удерживать смысл и не терять его. Точнее было бы сказать: удерживать тот образ, что вы избрали, и быть верным себе и своим решениям. Как вы понимаете, умение избрать нечто своей целью и верно идти к нему сквозь всю жизнь — это и есть то искусство, которое позволяет побеждать в жизненных битвах и быть успешным.

Чтобы проверить, насколько вы укрепили свою способность собраться на одном деле и не позволить растащить себя, вы выбираете теперь предмет сосредоточения, полный смысла. И создаете условия, в которых окружение будет вас отвлекать. Это окружение может быть искусственным вроде сообщества ваших единомышленников, собравшегося, чтобы поиграть в такие игры, а может быть и естественным. Что значит, что вы создаете свой образ упражнения, выбираете предмет сосредоточения и отправляетесь с ним туда, где вас обязательно будут отвлекать и раздергивать.

Простейший предмет, содержащий смысл,— это текст. Поэтому простейшее упражнение на проверку собранности — это чтение и пересказ текста в условиях, где вас отвлекают. Когда это самостоятельная работа, пересказ заменяется на восстановление в уме того куска, который вы только что прочитали. Прочитали кусок, оторвались от текста, восстановили в уме прочитанное, поняли его и сохранили в памяти.

Следующий набор упражнений связан не с умением понять нечто и создать его образ, а с умением исполнить уже имеющийся сложный образ. Вы или кто-то еще заранее пишете, условно говоря, производственное задание. А затем создаются условия, в которых вас будут отвлекать. И вы исполняете образ, несмотря на все помехи. В некоторых случаях это может быть работа с листа, в других — на память. И то, и другое умение важно в жизни. Как и умение составлять такие задания.

Поэтому следующим классом упражнений будет составление образов действия для других. Составлять их надо тоже в условиях помех и отвлечений. Чтобы сделать свои слабости явными, эти образы действия должны составляться по типу инструкций ко вполне определенным вещам. Лучший пример — это лабиринт, который должен пройти слепой.

Слепой думать за руководителя не будет, потому что не может. Для этого у него нет возможности воспринимать условия задачи, следовательно, у него нет образа мира, в котором можно думать. Этот образ мира предоставляете ему вы, когда пишете последовательность шагов и поворотов, то есть образ действия. И если вы смогли собраться и описать все шаги верно, ваш слепой и неразумный исполнитель придет к победе, как это и происходит в жизни. Либо не придет. А вы научитесь быть руководителем, то есть тем, кто создает дела и водит руками и за руки, отдавая приказы.

Чтобы игра не повторялась, лабиринт должен быть настраиваемым, то есть с легко меняющимися путями, и может быть маленьким, вроде настольной игры.

Упражнений может быть очень много. Вы вполне в состоянии придумать свои. Главное, освоить исходные приемы думания, то есть построения разумных задач, обеспечивающих думание, и понять, что в итоге их вы должны проработать все те образы, с помощью которых вы думаете.

А это значит, что у вас должны быть упражнения на образ мира, на образ себя, на образ другого и на образ действия.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.007 с.)