Право в системе нормативного регулирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право в системе нормативного регулирования.



Вся совокупность норм, посредством которых осущ-ся регулирование поведения и деятельности, представляет собой систему нормативного регулирования общественных отношений. В системе нормативного регулирования наряду с правом выделяют следующие группы норм: обычаи, корпоративные нормы, религиозные нормы, мораль. Все эти нормы характеризуются общими чертами:

· а) п.с. опред стандарт (образец, эталон) поведения, типичный и нормальный для данного времени и среды.;

· б) определяют границы должного и возможного поведения, служат ориентирами в выборе социально одобряемого поведения и одновременно являются средством контроля за этим поведением;

· в) формируются в процессе жизнедеятельности людей;

· г) преследуют единые цели - обеспечение порядка и организованности в общественных отношениях.

Под обычаем понимают правила поведения, которые в результате многократного, более или менее длительного применения входят в привычку людей и, таким образом, регулируют их поведение. О бычаи - это привычные или обычные нормы. Схема влияния права на обычаи - прогрессивные обычаи стимулируются правом, а те из них, которые противоречат закону, квалифицируются как правонарушения. Испытывая на себе воздействие права, обычаи в то же время оказывают влияние на право. При опред-х условиях обычаи признаются в качестве источников права.

Религиозные нормы есть разновидность соц норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юр. установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированы. В то же время между правом и религией существуют различия: сфера действия религиозных норм значительно уже права. Различны механизмы действия религии и права. В частности, нормы религии обосновывают в своих священных книгах абсолютную непреложность предписываемого ими кодекса поведения ссылкой на высший авторитет или "трансцендентное миру начало".

К корпоративным нормам относят те нормы, которые регулируют отношения, складывающиеся между членами, участниками обществ объединений. Корпоративные нормы закрепляются в уставах обществ объединений, принимаемых на их общих собраниях, конференциях.

Связь между правом и моралью обусловлена той ролью, которую мораль играет в системе нормативного регулирования. У морали наиболее широкая сфера действия.

Мораль есть особый тип нормативной регуляции, представлен совокупностью норм и принципов, распространяет свое влияние на всех и каждого, воплощает в себе нравственные ценности. Моральные нормы и оценки яв-ся высшим критерием правомерного поведения.

Мораль имеет естественное историческое происхождение, неотделимое от самой жизнедеятельности людей, в процессе которой апробированные опытом человеческого общежития ценности и идеалы закрепляются в обществ и индивидуальном сознании в виде опред взглядов, нравственных представлений и ожиданий. В отличие от права мораль не знает разграничения на объекты и субъекты. Субъект формирует эти нормы и сам же обращает их на себя.

Право и мораль по-разному оценивают поведение. Мораль оценивает поступки и действия людей с позиции моральных императивов "добрые" и "плохие", "честные" и "бесчестные". Оценочными критериями права выступают "правомерное" и "неправомерное", "законное" и "незаконное", "юридически допустимое" и "юридически запрещенное".

У морали в отличие от права нет специализированных проводников ее норм и принципов. Мораль воспроизводится силой убеждений, привычек, нравственного долга и т.п. Право применяется специальными учреждениями Г-ва с использованием специальных средств и механизмов. От морали право отличается гос. обеспеченностью. В этом заключено его принципиальное отличие не только от морали, но и от всякого иного социального регулятора.

право и мораль оказывают взаимное влияние друг на друга. Формула такого влияния может быть выражена следующим образом: мораль не должна требовать нарушения закона; право не должно закреплять в своих нормах безнравственных поступков. Отступление от этих требований ведет к тому, что нормы права вступают в противоречие с моралью (нравственностью).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.007 с.)