Паломничество к Дому Аллаха (Каабе) и 5) пост в Рамадане». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Паломничество к Дому Аллаха (Каабе) и 5) пост в Рамадане».



[Хадис передали аль-Бухари (8) и Муслим (79)]

 

Всё вышесказанное касается всех людей и народов, как людей Писания [Люди Писания – иудеи и христиане] так и всех остальных.

 

📚 - Поэтому те, кто не уверовал в пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и не последовал за ним, войдут в число тех, о ком Аллах сказал в следующем аяте Священного Корана:

«Воистину, не уверовавшие люди Писания и многобожники окажутся в огне Геенны и пребудут там вечно. Они являются наихудшими из творений». (Сура 98 Аль-Баййина: 5).

 

📙 - Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Руке душа Мухаммада, если хоть кто-то из людей, иудей или христианин услышит обо мне, затем умрёт, не уверовав в то, с чем я был послан, то он непременно станет обитателем Ада». [Хадис привёл Муслим (341).]

 

 

☑️ Второе.

 

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) предупредил нас, что некоторые люди из его общины станут подражать и уподобляться иудеям и христианам в делах религии.

 

📙 - Сообщается со слов Абу Саида аль-Худри, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вы непременно последуете путями тех, кто был до вас, пядь за пядью, локоть за локтем, и даже если они залезут в нору ящерицы, то и вы залезете туда же». Мы спросили: «О, посланник Аллаха, ты говоришь об иудеях и христианах?», – пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «А о ком же ещё?!»

[Хадис привели аль-Бухари 3381 и Муслим 6732]

 

📙 - В другом подобном хадисе говорится: «…И даже если кто-то из них будет иметь близость со своей женщиной прямо на дороге, то и вы станете делать это».

[Аль-Мунави сказал, что иснад этого хадиса достоверен. См.: «ат-Тухфат ал-Ахвази» 6/342]

 

✒️ Ибн Таймийя сказал: «Это сказано, как повествование о том, что произойдёт в будущем и порицание тех, кто совершает это. Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщал нам о том, что будут делать люди перед Концом Света, о его знамениях и грехах, которые распространятся среди них». [См.: «Файд аль-Кадир» 5/262]

 

✒️ Ан-Навави сказал:

«Когда идёт речь о пядях, локтях и норе ящерицы, то имеется в виду чрезмерное уподобление и согласие с ними в совершении грехов и преступлений… В этом хадисе содержится явное чудо посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ведь всё произошло так, как он предсказал».

[Толкование к ас-Сахиху Муслима 6/189 и «ат-Тухфат аль-ахвази» 6/342]

 

✒️ Ибн Касир сказал: «Смысл передачи нам знания о том, что мусульмане начнут говорить и делать запретные дела, сходные с делами, которые делали люди Писания до нас, заключается в том, что Аллах и Его посланник запрещают нам подражать им в словах и делах. Это запрещено даже в том случае, если намерения верующего будут благими. Тем не менее, он все равно называется подражающим, и внешне его дела идентичны их делам».

[«Аль-Бидаятва ан-нихая» (2/142)]

 

✒️ Аль-Мунави сказал: «Это одно из его (пророка) чудес. В действительности многие люди из его общины последовали за обычаями персов в их повадках, средствах передвижения, в их одежде, в военных девизах и прочих вещах. Также они последовали за обладателями Писания и стали, как они, украшать места поклонения, возвеличивать могилы. Уподобление стало столь сильным, что некоторые почти поклоняются им. Кроме того, они начали брать взятки, подвергать предписанным наказаниям бедных, оставляя сильных и влиятельных, и взяли обычай не работать в пятницу». [«Файд аль-Кадир» 5/262]

 

✒️ Аль-Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни сказал: «В хадисе, который аш-Шафии предал со слов АбдуЛлаха ибн Амра, говорится: «Вы непременно возьметесь за все обычаи тех, кто был до вас, как за сладостные, так и за горькие». [«Фатх аль-Бари» (15/235)]

 

 

В наше время подражание неверующим приняло огромные масштабы, причиной этому стало то, что многие мусульмане обольстились научным прогрессом, который имеет место сегодня на Западе. Также распространению пропаганды западного образа жизни способствует легкость средств связи. Сегодня любую информацию можно легко передавать с самого дальнего запада во все мусульманские страны за считанные секунды.

 

Это делается посредством видео- и радио - вещания, через средства массовой информации и интернет. Мир сегодня стал подобен единому дому, и даже любой карнавал, проходящий в каком-то из городов мира, мусульманин может смотреть в ту же секунду у себя дома. Также и перемещение стало сверхдоступным, человек может переезжать из города в город за очень короткое время.

 

📙 - Правду сказал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

«Горе арабам от зла, которое уже близко, я вижу смуты, подобные кускам темной ночи. Утром человек будет верующим, а к вечеру станет неверным. Некоторые люди продадут свою религию за ничтожную часть этого мира. Те, кто будут держаться за свою религию в тот день, будут подобны человеку, держащему в руке раскалённый уголь».

[Хадис передал Ахмад (8982) со слов Абу Хурайры]

 

✏️ После того как аль-Хасан рассказал этот хадис, сказал:

«И клянусь Аллахом, мы видели таких людей, они есть облики без разума, тела без рассудка, они подстилка для Ада, сравнить их можно только с мухами, алчно поглощающими свою «пищу», они уходят с двумя дирхемами и возвращаются с двумя дирхемами и продают свою религию за цену козлёнка». [От аль-Хасана аль-Басри эти слова передали Ахмад 18060 и аль-Хаким 6317].

 

 

☑️ Третье.

Мы должны знать, что праздники в Исламе считаются одним из видов поклонения, посредством которого мы приближаемся к Всевышнему Аллаху. Широко известно, что у мусульман только три праздника, и четвёртого нет.

 

Праздник Пятницы (Ид аль-Джумуа), праздник Разговения (Ид аль-Фитр) и праздник Жертвоприношения (Ид аль-Адха).

 

📙 - Сообщается, что Абу Хурайра сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил:

«Воистину, день пятницы – это день праздника, не делайте же день вашего праздника днём поста, если только вы не поститесь за день до него или на следующий день после него». [Хадис передали: Ахмад (7983), ибн Абу Асым в книге «аль-Ахадува аль-Масани» (2512) и ибн Хузейма (2155). Аль-Хаким назвал этот хадис достоверным 1630].

 

📙 - Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину, у её жителей были два дня, в которые они проводили игры. Он спросил: «Что это за два дня?» Они ответили: «В эти два дня мы проводили игры во времена джахилии [Джахилия – дословно невежество, необузданность. Выражение «времена джахилии» указывает на доисламскую эпоху]».

 

📙 - Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Воистину, Аллах заменил вам эти два праздника на другие, которые лучше них – это день аль-Адха (Жертвоприношение) и день аль-Фитр (Разговение)».

[Хадис передали: Ахмад (11750), Абу Дауд (1135) и аль-Хаким (1124), который сказал: «Хадис достоверный, соответствует условиям Муслима, но он его не привёл». Аль-Хафиз ибн Хаджар сказал: «Этот хадис привели Абу Дауд и ан-Насаи с достоверным иснадом». См.: «аль-Булуг» (93), «Фатх аль-Бари» 3/113].

 

✒️ Аль-Маджд ибн Таймийя (да одарит его Аллах своей милостью) сказал:

«Этот хадис указывает на запретность уподобления им (неверным) в их праздниках, потому что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не разрешил им праздновать джахилийские праздники и не позволил им проводить игры, которые были одним из их обычаев.

 

Он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «…заменил вам…», а замена обозначает оставление заменённого объекта. Вещь, на которую заменили, и вещь, которая была заменена, никогда не стоят в одном месте, ведь слово «замена» используется только тогда, когда две вещи не соединяются». [См.: «Файд аль-Кадир» (4/511).]

 

 

✅ 2 Доводы на общий запрет уподобления иудеям и христианам и другим не мусульманам.

 

Каждому мусульманину должно быть известно, что уподобление неверующим является запретным, будь то в их привычках, праздниках, нравах и пр. Уподобление им указывает на симпатию и привязанность к ним, даже если уподобляющийся и не сознается в этом открыто, и даже без привязанности и симпатии - это запрещено само по себе Кораном, Сунной и единогласием ученых (Иджма’), что станет ясным с дозволения Аллаха.

 

 

📎 Доводы из Корана.

 

В Книге Аллаха множество указаний на запрет уподобления людям Писания. Мы, с дозволения Аллаха, упомянем лишь некоторые с комментариями к ним.

 

📚 - Всевышний Аллах сказал: «Иудеи и христиане не будут довольны тобой, пока ты не станешь придерживаться их религии. Скажи: «Путь Аллаха – это прямой путь». Если же ты станешь потакать их желаниям после того, как к тебе явилось знание, то Аллах не будет тебе ни Покровителем, ни Помощником» [Аль-Бакъара, 120]

 

✏️ Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал:

“Посмотрите на то, как Аллах сказал сначала «их религии» а в конце сказал «их желаниям». Это потому, что этот народ не довольствуется, пока ты не последуешь за ними в их религии полностью. Поэтому предостережение пришло от следования их страстям будь то в малой форме или в большой. Общеизвестно, что следование за ними в некоторых вещах – это один из видов следования за тем, что они любят, или же причина следования за тем, что они любят”

[См. «Икътида ас-сырат», 1/85].

 

📚 - Всевышний Аллах сказал: «Разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих смирились при упоминании Аллаха и того, что ниспослано из истины, и чтобы не уподоблялись они тем, которым Писание было даровано прежде» [Аль-Хадид, 16]

 

✏️ Ибн Касир сказал: “В этом Аяте Аллах запретил верующим уподобляться тем, кому были дарованы Писание до них” [См. «Тафсир Ибн Касир», 8/20]

 

📚 - Всевышний Аллах сказал: «Какое бы знамение ты ни показал тем, кому было даровано Писание, они все равно не станут обращаться к твоей кибле, а ты не станешь обращаться к их кибле. Никто не станет обращаться к кибле других. А если ты станешь потакать их желаниям после того, как к тебе явилось знание, то тогда ты окажешься в числе беззаконников … Откуда бы ты ни вышел, обращай лицо в сторону Заповедной мечети. Где бы вы ни оказались, обращайте ваши лица в ее сторону, чтобы у людей, если только они не беззаконники, не было довода против вас. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, чтобы Я довел до конца Мою милость к вам. Быть может, вы последуете прямым путем».

[Аль-Бакъара, 145; 150].

 

✏️ Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорит в комментарий этого Аята в толковании слов «чтобы у людей, если только они не беззаконники, не было довода против вас»:

“Многие саляфы (из них таби‘ины: Муджахид, ‘Атаа, Даххак, Раби’ ибн Анас, Къатада, Ас-Суди, Ибн ‘Атыя (См. «Тафсир Ибн Касир», 1/195; Аль-Къуртуби в «Аль-Джами’», 2 /169) сказали, что смысл слов «не было довода против вас» - то есть чтобы иудеи не пользовались как доводом против вас тем, что вы следуете за ними в их кибле, говоря: «Они последовали за нами в кибле, скоро последуют за нами в нашей религии!»

Пресек это Аллах тем, чтобы противоречили им в кибле. Это было бы доводом для них, т.к. доводом именуется все, что приводят в аргументации, будь то истина, или ложь. «Если только они не беззаконники» – беззаконники это курайшиты, которые стали говорить: «Они переняли от нас нашу киблу, скоро переймут нашу религию!»”.

[См. «Икътида ас-сырат», 1/86]

 

📎 Доводы из Сунны.

📙 - Посланник Аллаха (салля Ллаху алейхи уа саллам) сказал:

«Тот, кто уподобился какому-либо народу – тот из них»

[Ахмад, 2/50; Абу Дауд, 4/314. Шейх Ибн Таймия сказал, что цепочка передач хадиса хорошая См. «Икътида ас-сырат», 1/236]

 

✏️ Шейх Салих аль-Фаузан, да сохранит его Аллах, приведя этот хадис, говорил:

«Является запретным уподобляться неверным в том, что является их отличительной особенностью, их обычаем, их поклонением, их отличительными признаками и их нравами. Как, например, бритье бороды, отращивание усов, общение на их языке, если только язык не используется в необходимых случаях, так же, уподобление им в их одежде, в их еде и питье, и т.д.».

См.: «аль-Уаля уа аль-Бараа фи аль-Ислям».

 

✏️ Ибн аль-Каййим сказал: «Секрет в том, что подражание во внешних проявлениях прокладывает путь к согласию с ними в намерениях и делах». [См.: «Иглям аль-муваккыин» 2/107]

 

Также он сказал: «Он запретил уподобление обладателям Писания и другим неверным во многих вещах, потому что внешняя схожесть ведёт к внутреннему согласию с ними. Если сходятся пути, то сходятся и сердца». [См.: «Игасат аль-ляхфан»]

 

✏️ Ас-Сан`ани сказал: «Хадис указывает, что тот, кто уподобляется нечестивцам, является одним из них. Также и тот, кто подражает неверным и приверженцам религиозных нововведений [Приверженец религиозных нововведений (мубтади`) – тот, кто вносит в религию Аллаха то, что к ней не относится, т.е. нововведения (бидаат)] в том, что является их особенностью (в виде одежды, в снаряжении для лошадей, манере поведения и т.д.).

 

Учёные сказали: «Если человек стал подражать неверным в одежде с намерением стать таким же, как и они, то тем самым он совершает неверие (куфр)».

 

Если же он делает это без намерения, то относительно него есть разногласие среди факихов [Факих – учёный в области исламского правоведения], некоторые из них сказали: «Он (все равно) совершает этим неверие (куфр) в соответствии с явным смыслом хадиса», другие сказали: «Он не становится неверным, однако его следует воспитать».

[«Субулю ас-салям» 2018].

 

📙 - Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Закрашивайте седину и не уподобляйтесь иудеям и христианам»

[Хадис передали: Ахмад (8611), Абу Яаля (5981), ат-Тирмизи (1753), он также сказал: «Хадис хороший достоверный (хасансахих)». Ибн Хиббан назвал этот хадис достоверным 5376]

 

📙 - Также достоверно передаются слова Посланника Аллаха: «Поистине, это из одежды неверных. Не одевай это» [Муслим, 1345]

 

📌 ‘Умар Ибн Аль-Хаттаб послал послание ‘Утбе и мусульманам, находившимся в Персии, в котором он писал: “Остерегайтесь одежды неверных!” [Аль-Бухари, Муслим].

 

📌 От Мухаммада Ибн Сирина передается, что Хузайфа пришел в один дом и увидел в нем что-то из одежды кафиров, после чего вышел и сказал: “Тот, кто уподобился какому-либо народу – тот из них!” [Аль-Халляль]

 

📙 - Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поступайте вопреки многобожникам: укорачивайте усы и отращивайте бороды». [Хадис передал Муслим 555]

 

📙 - Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Подстригайте усы и отпускайте бороды, противореча зороастрийцам». [Хадис передал Муслим 556]

 

📙 - Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Не из нас тот, кто уподобляется другим помимо нас. Так не уподобляйтесь же Иудеям и Христианам!»

[Ат-Тирмизи, 4/159. Шейх Альбани подтвердил достоверность См. «Сильсиля ас-сахиха», 2194]

 

✏️ Ибн ‘Акъиль сказал:

“Эти порицания уподобления означают его запрет, а не нежелательность!”

[См. Ас-Салихи в «Аль-Фуру’», 9/343]

 

✏️ Рассказывал ‘Али Ибн Салих Ас-Сууакъ:

“Мы были на свадебном угощении и пришел Имам Ахмад Ибн Ханбаль. Войдя, он посмотрел на стул, увидел на нем серебряный сосуд и сразу же вышел. Тут его догнал хозяин дома, а Ахмад Ибн Ханбаль закрыл руками свое лицо со словами «Мода огнепоклонников…, мода огнепоклонников!!!»”

[См. Ибн Муфлих в «Мукъсид аль-аршид», 2/228]

 

📎 Единогласие ученых.

 

✒️ ‘АбдуРрахмаан Ибн Гъанм рассказывал: “Я записывал со слов ‘Умара Ибн Аль-Хаттаба его послание, в котором он наставлял население Шама, в котором было сказано: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Это послание раба Аллаха ‘Умара, Повелителя Правоверных. По отношению к христианам надлежит то-то и то-то…» пока не дошел до места «…не уподобляйтесь им ни в чем из одежды, головных уборов, чалмы, обуви, прическе, не разговаривайте с их манерой речи, не уподобляйтесь им в именах…”.

[Аль-Байхакъи, 2/209. Иснад хороший]

 

Эти условия проживания переняли после него следующие халифы, после них приняли это четыре Имама и другие ученые, и не известно ни одного, кто бы противоречил в этом. Это свидетельствует о единогласии в этом вопросе.

 

✒️ Комментируя некоторые условия, Ибн Таймия сказал:

“Цель этих условий – это отличие неверных от мусульман в прическе, одежде, именах, транспорте, разговоре и т.д. для того чтобы можно было отличить мусульманина от неверного, и чтобы они не были похожи друг на друга. И не удовлетворялся ‘Умар просто общим различием, а требовал различия во всем! И это указывает на единогласие мусульман в отношении того, что необходимо отличаться от неверных” [См. «Икътида ас-сырат», 1/245]

 

✒️ Также Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, сказал:

“Уподобление неверующим запретно по единогласию. Посланник Аллаха сказал, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто уподобился какому-либо народу – тот из них» [Ахмад, 2/50; Абу Дауд, 4/314].

Имам Ахмад и другие взяли этот хадис доказательством на то, что уподобление как минимум запрещено, хоть внешний смысл в том, что это куфр, согласно словам Аллаха: «А кто возьмет их себе в близкие друзья – тот из них»

- “Это упомянутые нами множество сообщений от сподвижников и известные положения. Мы не знаем, чтобы кто-либо из сподвижников, да будет доволен ими Аллах, противоречил тому, что уподобления неверным является порицаемым”.

[См. «Икътида ас-сырат», 1/237]

 

✒️ Ибн Таймийя (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Книга Аллаха, Сунна посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и путь праведных халифоф* – всё это указывает на необходимость противоречия неверным и недопустимость уподобления им, и в этом едины все учёные». [«Аль-Фатава» 25/327]

 

*[Праведные халифы (преемники) – это четыре ближайших сподвижника пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), которые по очереди стали первыми правителями исламского государства, после смерти пророка (мир ему и благословение Аллаха). Это Абу Бакр ас-Сыддик, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб. Также в более широком понимании под словами «праведные халифы» имеются в виду все сподвижники пророка, потому что они являлись его преемниками в знаниях Ислама и передали его последующим поколениям мусульман].

 

 

Однако нужно заметить, что не всякое уподобление неверующим является запретным.

 

⚫️ Шейх Мухаммад Салих Аль-Мунаджид так разъяснил этот вопрос:

 

Уподобление кафирам делится на два вида: уподобление запретное и разрешенное.

⚪️ Первый вид: Запретное уподобление.

Это сознательное совершение того, что является отличительной особенностью религии неверующих, относительно чего нет указаний в нашем шариате. Это запрещено и может являться большим грехом, некоторые виды этого могут быть даже куфром согласно доводам.

Это запрещено независимо от того, сделал мусульманин это желая уподобиться неверующим, или же просто так. Или ему показалось, что совершение этого принесет пользу в этой и следующей жизни.

Если будет спрошено: «Зарабатывает ли грех человек, совершающий это по незнанию? Как например тот, кто отмечает дни рождения» - то ответ такой: на незнающем нет греха, но ему нужно донести и если продолжит после донесения – то зарабатывает грех.

⚪️ Второй вид: Разрешенное уподобление.

Это совершение того, что не взято от неверующих в основе, просто неверующие тоже это делают. В этом нет запретного уподобления, но будет польза отличаться и в этом.

В книге «Китаб Сунан уаль асар фи ан-нахйи ‘ан ат-ташаббух» сказано:

«Уподобление людям Писания и прочим не разрешается, кроме как с соблюдением следующих условий:

1 Чтобы это не было из их распространенных традиций, по которым их узнают.
2 Чтобы это не было из их Шариата. Из их Шариата это или нет – мы узнаем по установленным сообщениям, как например если об этом сообщит Аллах в Своей Книге или на языке Своего Пророка, или же это пришло общеизвестным, как например мы узнали, что поклон приветствия был узаконен в предыдущих Шариатах.

3 Чтобы в нашем Шариате не было указания, что какое-то определенное действие является уподоблением им, и веления отличаться от них в этом.

4 Чтобы это уподобление не приводило к тому, что мусульманин будет из-за этого отличаться в чем-то от того, с чем пришел наш Шариат.

5 Чтобы это не было уподоблением в их праздниках.

6 Чтобы это было уподоблением по мере нужды, не больше этого».

[См. «Китабу Сунан уаль асар фи ан-нахйи ‘ан ат-ташаббух», 58-59].

 

 

✅ 3 Доводы на запретность посещения праздников неверных и празднования их и участия в них.

 

Приведенные доказательства из Корана, Сунны и единогласия ученых указывают на то, что запрещено мусульманину уподобляться неверующим в общем. Несомненно, в это входит уподобление в одежде, повадках, речи, праздниках и т.д.

 

Однако еще более усугубляется ситуация, если уподобление им происходит в их праздниках, потому как на присутствие и соучастие в их праздниках отдельно пришли запреты из Корана, Сунны и преданий праведных предшественников, которые были единогласны в этом. Мы с дозволения Аллаха упомянем эти доказательства.

 

⚪ ️ Праздник и суть его в Исламе.

 

Сам праздник условно можно разделить на два вида:

1 – праздник, установленный временем или местом.

2 – праздник непроизвольный, не определенный временем или местом, по-другому - событие

 

Пример первого вида в Исламе: Праздник Жертвоприношения, который установлен и временем, и местом. Что касается неверных, то для примера их праздника можно привести «Новый Год», «8 Марта» и т.д.

 

Пример второго вида – день сдачи экзамена, покупка квартиры, рождение ребёнка (Имеется в виду не «День рождения», который справляется каждый год, ибо это будет уже относиться к первому примеру, т.к. связано с установленным временем, а само рождение, появление на свет дитя).

 

⚪ ️ Определение термина праздник - «аль-‘Ийд»:

Арабское слово «аль-‘Ийд» взято из корня «‘ада», «я‘уду», «‘аудан», что означает «возвращаться».

✒ ️ Шейхуль-Ислам ибн Теймия сказал:

««Аль-‘Ийд» - это время сбора людей, которое может повторяться либо каждый год, либо каждую неделю, либо каждый месяц и т.д.».

(См. “аль-Икътида” 1/441).

 

✒ ️ Ибн аль-Асир в «ан-Нихая» передал, что Ибн аль-А’раби сказал: ««Аль-‘Ид» получил свое название по той причине, что он каждый год возвращается, принося с собой веселье».

 

✒ ️ Сказал ибн аль-Кайим: ««Аль-‘Ийд» - то, что становится привычным (для человека) в его желании и стремлении, в его возвращении будь это местом или временем, взято это слово из понятия «привычка», «рецидив», «повторение» …». (См. «Игъасату аль-Лихфан», 1/190).

 

Что касается праздников в Исламе, то согласно нашему разделению, установленных праздников у нас три:

1 – Праздник Разговения («’Ийд аль-Фитр»)

2 – Праздник Жертвоприношения («’Ийд аль-Адха»)

3 – День Пятницы («аль-Джум’а»)

Однако, что касается пятницы, то это ‘ийд у нас как место и время возвращения мусульман, их сбора.

 

✒️ Сказал ибн аль-Кайим: «Если же говорить о понятии «аль-‘ийд» которое касается места, то это место, в котором происходит сбор, посещение с целью поклонения и т.д. …».

 ( См. «Игъасату аль-Лихфан», 1/190).

 

То есть сюда можно отнести как обряды Хаджа, посещение Мекки, Медины, долины Мина, так же и сбор на пятничную молитву (джум’а).

 

Шариат заменил мусульманам любые праздники в Исламе на два, так как религия предписывает нам отказ от уподобления неверным и многобожникам, и предписывает полностью противоречить им в их ложной религии, как сказал посланник Аллаха, мир ему и благие приветствия: «Противоречьте многобожникам». (Хадис приводят имамы Бухари и Муслим), то есть не делайте то в вашей религии, что делают они в своей.

 

 

📙 - Анас ибн Малик рассказывал: «Когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, переселился в Медину, у ее жителей было два праздничных дня, которые они отмечали играми и весельем. Он спросил их: «Что эти дни означают?» Они ответили: “Это дни, в которые мы веселимся, празднуя их со времен язычества”. Тогда пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал им: «Поистине, Аллах заменил их двумя лучшими днями: днем Жертвоприношения и днем Разговения!».

(Приводят этот хадис имамы абу Дауд 1134, ан-Насаи 1556, Ахмад 3/178, ‘Абдур-Раззакъ 15566. Хафиз ибн Хаджар и шейх Альбани подтвердили достоверность хадиса).

 

 

✏️ Один из ханафитских имамов - Шейх УалиуЛлах ад-Дахляуи сказал:

«Основа в этих двух праздниках состоит в том, что у каждого народа есть день, в который они наряжаются и выходят из их городов в своих украшениях, и эта традиция обязательно присутствует в любом из народов, будь то арабы или иностранцы.

И когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прибыл в Медину, он увидел, что у жителей этой местности было два дня, в который они развлекались, и сказал: «Поистине, Аллах заменил вам эти два дня более лучшими, чем это – «Днем Жертвоприношения» и «Днем Разговения» [Хадис достоверный; См. «Сильсиля аль-Ахадис ас-Сахиха» № 2021]. Говорят, их праздниками были «Науруз» и «Махраджан» *.

 

И поспешил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) заменить им эти два дня, потому что какой бы ни был праздник у людей, причиной этого праздника является желание возвеличить обряды и традиции этого народа, или же желание угодить их местным правителям, или что-то подобное этому.

Поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) побоялся, что если он оставит их и их традиции на этом, то, в конце концов, желание людей чтить обряды джахилии и распространять обряды их предков одержит верх.

Поэтому он заменил их двумя днями, в которых бы было возвеличивание и прославление обрядов религии единобожия, и прибавил к простому украшению поминание Аллаха и некоторые из видов поклонения, для того, чтобы собрание мусульман не было простым развлечением, и чтобы не осталось собрание мусульман без возвеличивания Слова Аллаха».

[См. «Худжату Ллахи аль-балига» 2/30-31].

 

 

📙 - От ‘Укъбы ибн ‘Амира сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «День ‘Арафа, день Жертвоприношения и три дня ат-Ташрикъа – это наши дни ‘Ида, о мусульмане!».

(Приводят этот хадис имамы абу Дауд 2419, ат-Тирмизи 773, ан-Насаи 5/252. Имамы абу ‘Иса ат-Тирмизи, ибн Хузайма, ибн Хиббан, аль-Хаким, аз-Захаби и аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса).

 

✒️ Сказал ибн аль-Кайим: «У многобожников были праздники, связанные со временем и местом, когда же пришёл Ислам, то объявил он все их праздники ложью, и вернул единобожников к празднику Разговения и Жертвоприношения. Как и вернул их (мусульман) к праздникам, связанным с местом, как например в Мекке, во время Хаджа и т.д., в отличии от многобожников». (См. «Игъасату аль-Лихфан», 1/190).

 

"Во время Хаджа" - то есть имеется в виду, что обряды стали такими, какими были при Ибрахиме, мир ему, убрал шариат все, что было упущено или искажено в период невежества.

 

Что касается праздников непроизвольных, иными словами событий, то в жизни мусульманина они могут иметь место. Из этих радостных дней, например, сдача экзаменов, получение водительских прав, покупка квартиры, долгожданная встреча с другом и т.п.

 

Однако нужно понимать, что эти события не являются теми, которые повторяться из года в год, и не имеют установленных Исламом особых поздравлений в связи с этим, это просто события, которые не являются чем-то особенным в религии, и не являются сами по себе поклонением.

И кто желает их отметить, позвав, например, друзей, приготовив вкусный торт, то в этом нет никаких проблем.

 

Если же это перерастает в некий обряд, и устанавливаются для этих дней (событий) специальные действия и слова, то такие праздники становятся запретными, становятся тем, что вводится в религию без оснований, без шариатских доказательств.

 

Так же, важно отметить, что события, на которых совершается ослушание Аллаха, делается что-то из греховного, как прослушивание музыки, курение, употребление недозволенного, становятся запретными и мусульманин должен сторониться их.

 

 

✒️ Имам Ибн уль-Кайим сказал:

«Тот, кто выделяет определенные места или времена, не выделенные шариатом, для совершения в этих местах или временах определенных видов поклонения, аргументируя это тем, что в эти дни или в этих местах некогда произошли какие-то знаменательные события, тот становится подобен обладателям писания из иудеев и христиан. Именно они превратили места и времена их знаменательных событий в сезоны и места поклонения. Как, например, день рождества, день крещения и т.п.»

[См. «Зад уль-Ма’ад» 1/59].

 

 

 

✔ ️ Доводы из Корана.

📚 - Аллах Всевышний сказал: «Это не относится к тем, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Их злые деяния Аллах заменит добрыми, ибо Аллах – Прощающий, Милосердный. Кто раскаивается и поступает праведно, тот действительно возвращается к Аллаху. Это те, которые не присутствуют на аз-зур,а когда проходят мимо праздного, то проходят с достоинством» [Аль-Фуркъан, 70-72]

 

✒️ В толкование слов: «Они не свидетельствуют лживо (или не присутствуют при лживых разговорах, собраниях)» такие имамы как Муджахид (ученик ибн ‘Аббаса), ар-Рабий’ ибн Анас, аль-Кадый абу Йа’ля, Тауус, ибн Сийрин, ад-Даххак и другие, сказали – «это праздники многобожников». (См. «Тафсир» имама ибн Касира, 11/168).

Ученые по-разному толковали слово «аз-зур», но все толкования близки друг к другу.

 

✒️ Сказал Ибн Касир в толковании этого аята:

“Это из признаков рабов Ар-Рахмана, что они не присутствуют на аз-зур. В отношении слова «аз-зур» было сказано: это ширк и поклонение идолам. Также было сказано: это ложь, нечестие, пустословие, заблуждение.

 

Сказал Мухаммад Ибн Ханафия: «Это развлечения и песни».

Сказали - ‘Алия, Тауус, Мухаммад Ибн Сирин, Даххак, Раби’ Ибн Анас и другие:

«Это праздники многобожников».

 

Сказал - ‘Умар Ибн Къайс: «Это собрания нечестия и распутства».

 

Сказал Малик от Зухри: «Это распивание спиртного. Смысл Аята: не приходят туда, где пьют спиртное и не соблазняются этим, как пришло в хадисе: «Тот, кто верит в Аллаха и в Последний День, пусть не садится за стол, где распиваются спиртные напитки».

[Ат-Тирмизи, 2801, достоверность хадиса хорошая]»

[См. «Тафсир Ибн Касир», 3/328-329]

 

✒️ Сказал Аль-Къуртуби:

“Сказал в передаче Ибн ‘Аббас о слове аз-зур: «Это праздники многобожников».

‘Икрима сказал: «Это развлечения, были во времена джахилии, назывались аз-зур»”

[См. «Тафсир аль-Къуртуби», 13/80].

 

✒️ Сказал шейх Салих аль-Фаузан, приведя этот аят: «То есть из качеств рабов Милостивого то, что они не принимают участие (не присутствуют) на праздниках неверных».

 

✒️ Шейхуль-Ислам Ибн Таймийя сказал:

“Слова этих таби‘инов о том, что речь идет о праздниках неверных, не противоречат словам некоторых, что это ширк, или что это идолы времен невежества, или собрания для пустословия, или песни и т.д. Потому что обычай наших праведных предшественников в толковании Аятов такой, они упоминают виды названного по мере потребности в упоминании этого, или для того, чтобы указать на категорию смысла”.

[См. «Икътида ас-сырат», 1/182].

 

Кстати сказать, многие переводчики смысла Корана переводят этот Аят так: «Они не свидетельствуют лживо», однако это не совсем верно, т.к. слово «шахида» (شهد) иногда приходит со смыслом «свидетельствовать», а иногда – «присутствовать». Однако если оно приходит со смыслом «свидетельствовать», то вместе с ней идет предлог «би», а когда со смыслом «присутствовать» – то без этого предлога. В данном же случае, оно пришло без этого предлога и правильный перевод этого слова – а Аллах знает лучше – будет: «не присутмтвуют».

 

✒ ️ Шейхуль-Ислам Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, сказал:

“Некоторые люди говорят, что смысл этого Аята – «Не свидетельствуют лживо», однако это нуждается в подробном исследовании! Потому что в этом Аяте сказано «Ля яшхадуна аз-зур», а не «ля яшхадуна би аз-зур» (т.е. в Аяте не употреблен предлог «би»).

Арабы говорят: «Шахадта каза» (присутствовал там-то), если присутствовал где то, как например Ибн ‘Аббас, сказавший: «Я присутствовал на празднике (шхадту ‘ид) с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует»”.

[См. «Икътида ас-сырат», 1/182].

 

 

📚 - Всевышний Аллах сказал: «Для каждой общины мы определили обряды». [Аль-Хадж, 67]

 

Среди ученых было разногласие в понимании слова «обряды» в этом Аяте, но опять, же все толкования близки друг к другу.

 

✒ ️ Сказал Ибн Джарир Ат-Табари:

“Среди ученых было разногласие в понимании слов «Для каждой общины мы определили обряды», а именно в значении слова «обряды». Некоторые сказали: это праздники, установленные у них. Упомянем тех, кто сказал это: Передал ‘Али, от ‘АбдуЛлаха, от Му’ауии, от ‘Али, от Ибн ‘Аббаса, который в толкование слов «Для каждой общины мы определили обряды» сказал: “То есть праздники” Другие же сказали: это жертвоприношения. Упомянем тех, кто сказал это: Рассказал Абу Кариб от Ибн Йамана, от Ибн Джурейджа, от Муджахида, который в толкование этого Аята сказал: “Жертвоприношение в Мекке”.

[См. «Тафсир ат-Табари», 18/679].

 

✒️ Поэтому вернемся к словам Шейхуль-Ислама в отношении предыдущего Аята:

“Слова этих табиинов о том, что речь идет о праздниках неверных, не противоречат словам некоторых, что это ширк, или, что это идолы времен невежества, или собрания для пустословия, или песни и т.д. Потому что это обычай наших праведных предшественников в толковании Аятов такой, они упоминают виды названного по мере потребности в упоминании этого, или для того, чтобы указать на категорию смысла”.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.222 с.)