Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы связи (соотношения) между правом и моралью.
Ллойд: тесная связь права и морали. Право всегда должно включать принципы морали, ибо иначе оно не будет соблюдаться, его не будут признавать, не будут легитимировать. Обратный вариант взаимодействия – противостояние. Например, «не убий» с точки зрения права не всегда должно соблюдаться (смертная казнь, эвтаназия, аборты). Третий вариант – автономное существование. Право и общество С точки зрения соц подхода общество является определяющим по отношению к праву. Но и право не пассивно: как оно влияет на общество?! И тут уже может помочь естественно-правовая концепция: право обеспечивает меру свободы индивида в обществе. Важнейший институт гражданства как пример. Соотношение права и морали \ нравственности тоже сюда. Нравственность – тоже правило поведение из самого общества => влияние на право. Важная роль присутствия нравственности в праве, ибо тогда население не нужно принуждать к выполнению правовых норм. Право и государство Проблемы взаимосвязи В науке ОТП существует несколько основных подходов к решению этой проблемы. Проблема в том, чтобы обосновать связь, показать характер этой связи (неразрывная или предполагающая автономию), плюсы и минусы подходов. Точки зрения зависят от понимания права. 1. этатистский взгляд. Право создается и устанавливается государством, вне государства не существует. 2. юс-натурализм. Право не создается государством, оно существует по природе (космической, человека, соответствует природе вещей). В рамках основных подходов возможны вариации: Кельзен: право отождествляется с государством. Но создается ли право государством?! Скорее это 2 взаимопредполагающих феномена, но приоритет нельзя отдать государству, ибо тогда право выводиться из государства, а должны – из других норм. Либертарная школа. Право и государство тоже неразрывны, но если для Кельзена государство – любая система норм, обязанностей (в т.ч. несправедливых, но действующих), то Нерсесянц и Четвернин считают, что далеко не всякая политическая организация общества может считаться государством, а лишь та, в кот существует правовые нормы, основанные на принципах формального равенства (справедливости). Таким критерием наличия государства (и права) является равенство в свободе, а свобода существует в виде одинаковых прав у всех членов общества. Предполагается, что права эти закреплены в Конституции и т.д. Не может быть неправового государства: это не государство. Любое государство правовое.
Особое соотношение в правовом государстве, т.е. правовое государство – вариант соотношения права и государства.
Проблема правового плюрализма: возможно ли его существование?! Если признается автономия права от государства (юс-натурализм), то возникает дуализм правопорядков: закон природы и закон государства, т.е. право может существовать вне и помимо государства, но откуда берется тогда нормативность такого негосударственного права?! Нужно ли отрицать право, признаваемого государством?! Чаще отрицается не создаваемый людьми правопорядок, а отдельные законы, которые представляются неправовыми с точки зрения юс-натурализма. И как тогда жить в обществе?! Поэтому чаще всего приходится признавать наличие рукотворного права => плюрализм вместо монизма (который имеет место при крайних вариантах позитивизма). Социологические варианты правопонимания представляют собой идею о том, что право – прежде всего правоотношения, кот возникают как отношения на основе обычаев (обычные правоотношения) – это и есть право на соц урне, а государство может или признавать эти правоотношения правом (например, через суд практику), или когда данные правоотношения возводятся в закон, т.е. законодатель закрепляет их в своих актах и тем самым придаем им офиц форму выражения. Однако это социальное право имеет значение как нормативные права и обязанности вне зависимости от признания государством. Тем самым можно объяснить и права человека. Проблемы в обосновании этого подхода в том, что права могут не признаваться в реальной жизни, т.е. права не всегда возникают из обычая их соблюдения. И как быть с теми законами, которые впервые создаются государством, а не возникли ранее в правоотношениях?! Решение этих проблем в коммуникативном подходе. Право может создаваться законодателем вне отношений до закона, а может первично возникать и в правоотношениях. Главное, чтобы право существовало в правоотношениях, которые реально наделяют субъектов правами и обязанностями, если норма не институционализирована – это не право. В правовых отношениях взаимодействующих субъектов связывают права и обязанности, кот подразумевают право требовать определенного поведения от другого субъекта. Сие отличает право от морали и нравственности. Второе требование к праву – легитимность норм, их публичный характер (возможность публично заявить о праве, требовать общественной поддержки => принудительность): этим право отличается от норм, например, преступных сообществ. Тем самым право – общеобязательная норма.
По другим вариантам (психологический подход, Петражицкий) возможно существование и антисоциального права: карточное, бандитское и пр. Правда, тот же Петражицкий полагал, что социально-позитивные императивно-атрибутивные эмоции будут вытеснять негативные, тем самым да будет доминирование государственного права. Тем самым социальное и государственно организованное право рассматривается в рамках правового плюрализма (признание существования в обществе нескольких правовых систем). Еще вариант – плюрализм на урне межгосударственных взаимодействий. Из истории можно привести пример Средневекового плюрализма: человек не подчинялся единой власти, над ним одновременно довлели слабые монархи, сильная церковь (канонические нормы о семье, браке), ассоциации работников (рассмотрение споров в сфере труда своими органами), обычаи. Сегодня альтернативном источником могут называться корпоративные нормы.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.007 с.) |