IX Правила производства неотложных следственных действий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IX Правила производства неотложных следственных действий.



п.19 ст.5 УПК дает определение неотложных следственных действий – это действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно.

Порядок деятельности, субъекты производства неотложных следственных действий указаны в ст.157 УПК.

Согласно ч.1 ст.157 УПК РФ при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания, возбуждает уголовное де ло и производит неотложные следственные действия, точный перечень которых в законе не приводится.

Так как это исключение из правил подследственности, то считается что неотложное следственные действия должны проводится в том случае, когда следователь сам не может приступить к возбуждению и производству по делу, а ситуация является неотложной - такие обстоятельства, когда промедление с проведением следственных действий может повлечь за собой:

- невосполнимую утрату следов преступления;

- сокрытие лиц, совершивших преступление.

Действующий УПК не указывает какие конкретно могут быть проведены в этой ситуации следственные действия, а это означает, что допускает выбор органом дознания любых следственных действий – в зависимости от ситуации расследования (осмотр места происшествия, допрос потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обыск, выемка, освидетельствование, предъявление для опознания, назначение судебной экспертизы и др.).

Органы дознания при производстве неотложных следственных действий имеют право, при необходимости, применять меры процессуального принуждения: задержание подозреваемого, меры пресечения, наложение ареста на имущество, привод.

Также, органы дознания наряду со следственными и иными процессуальными действиями могут осуществлять административные и оперативно-розыскные мероприятия. В ч.2 ст.41 УПК установлен запрет на возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Однако законодатель различает дознание и неотложные следственные действия.

Неотложные следственные действия должны быть завершены в срок не позднее 10 суток с момента возбуждения уголовного дела, а материалы уголовного дела переданы руководителю следственного органа (п.3 ст.149 УПК РФ).

После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя.

Кстати, неотложные следственные действия имеют право проводить и лица, указанные в ч.3 ст. 40 – капитаны судов, находящиеся в дальнем плавании, руководители геологоразведочных партий, антарктических станций удаленных от мест расположения О.Д., главы дипломатических представительств и консульских учреждений – не являясь органными дознания в обычных условиях этим лицам предоставлено право неотложных следственных действий, о начале которых они немедленно уведомляют прокурора и результаты такого расследования передаются прокурору при первой возможности – ч.4 ст. 146 УПК.

 

Х. Неразглашение данных предварительного расследования.

- С одной стороны – прозрачность работы следствия – вполне естественное желание гражданского общества, желающего избежать произвола. Все что тайно – почти не проверяемо и, значит, может быть опасно с точки зрения возможности произвола.

- С другой стороны – на этапе предварительного расследования, пока еще идет формирование доказательств обвинения, легко можно укрыть, уничтожить фальсифицировать информацию, скрыться причастным лицам. И идет серьезное незаконное противодействие раскрытию преступлению: подкуп, запугивание свидетелей, уничтожение доказательств.

Именно поэтому в ходе предварительного расследования, из тактических соображений, не допускается разглашение информации по уголовному делу.

 Ст. 161 УПК указывает, что разглашение данных предварительного расследования недопустимо. Предписывает лицам, ведущим производство по делу предупреждать участников уголовного судопроизводства об уголовной ответственности за разглашение данных предварительного расследования без разрешения следователя (дознавателя).

Возникают вопросы: Кто и в каком объеме может знакомиться с информацией по уголовному делу? Как знакомиться? Только почитать или можно получить или снять копии? что будет являться разглашением? Кому можно передавать эти копии, чтобы не возникла угроза ответственности по ст. 310 (за разглашение).

Вопросы эти возникают, прежде всего, у стороны защиты (подозреваемого, обвиняемого, защитника). Т.к.:

1. чтобы выстраивать версию защиты нужно знать – чем обладает обвинение

2. чтобы обжаловать правомерность действий органов уголовного преследования – нужно представить доказательства – копии материалов

3. иногда важно оспорить выводы экспертизы, а значит хочется получить копию экспертного заключения.

Т.е. сторона защиты заинтересована в том, чтобы ознакомиться и использовать в противодействии обвинению как можно больше информации.

  Сторона обвинения (следователь, дознаватель) заинтересована в том, чтобы как можно меньше информации дать.

* Что указывает закон?

Ст. 217 УПК позволяет обвиняемому и его защитнику по окончании расследования знакомиться со всеми материалами уголовного дела и снимать копии (кроме сведений, содержащих гос тайну). Здесь проблем нет, а что до окончания расследования?

 Ст.46 и 47 УПК позволяют подозреваемому и обвиняемому (а значит и их защитнику) до окончания производства по делу

- получать копии: постановления о ВУД, протокола задержания, применения меры пресечения, постановления о привлечения его в качестве обвиняемого, обвинительного заключения (акта);

- знакомиться: с протоколами следственных действий, проведенных с участием подозреваемого (обвиняемого); с постановлением о назначении любой экспертизы по делу и с заключением эксперта.

Вопрос, который беспокоит адвокатов и следователей – можно ли при ознакомлении делать копии? В законе об этом прямо не сказано.

Адвокаты считают – да, так как в некоторых случаях ознакомление может быть только после детального изучения и консультации со специалистом – например – заключение экспертизы, кроме того, подавая жалобу, иногда ее нужно подтвердить соответствующими материалами. Ну и хочется непосредственно иметь информацию, чтобы обдумать стратегию.

Следователи – нет, копии протоколов, экспертиз при ознакомлении с ними до окончания расследования делать нельзя. Аргументы: протоколы допросов, результаты экспертиз могут содержать информацию, распространение которой может помешать расследованию или правам на неприкосновенность частной жизни 3-х лиц (в протоколах или экспертизах м.б. информация и не только об обвиняемом).

Решения КС по этому поводу противоречивы. С одной стороны есть Определение КС  от 24 февраля 2005 г. № 133-О где отмечено: «… поскольку пункт 13 части четвертой статьи 47 УПК Российской Федерации прямо закрепляет право обвиняемого снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств, и не связывает возможность его реализации лишь с одной или несколькими стадиями уголовного процесса, он не может расцениваться как препятствующий получению заявителем копий материалов уголовного дела, с которыми он имеет право знакомиться в ходе предварительного расследования...».

С другой стороны, есть определение КС от 06.10.2015г. №2443 – О, где сказано: «Для реализации права знакомиться с протоколами следственных действий и подавать на них замечания, для обеспечения возможности обжалования постановлений следователя, которыми нарушаются права личности, заинтересованному лицу должен быть предоставлен доступ к соответствующей информации, но что касается формы и порядка ознакомления такого лица с необходимыми материалами, то они избираются следователем, прокурором, судом в пределах, исключающих опасность разглашения следственной тайны.

ИЛИ Определение КС от 06.10.2015 г. №2444 по жалобе Дворяк: «данные предварительного расследования составляют профессиональную тайну, а значит, как следует из ФЗ 2006 г. «О защите информации» установление мер по ее защите, предотвращение несанкционированного доступа к ней лицам, не имеющим права на ознакомление с ней, предупреждение возможности неблагоприятных последствий, обеспечиваются следователем».

То есть, адвокаты, могут требовать копий и обжаловать их непредоставление. А следователи – ссылаться на обеспечение необходимости сохранение конфиденциальности информации и предотвращении опасности разглашения следственной тайны (например- в отношении 3-х лиц – если она там имеется).

Кстати, необходимо сказать, что в апреле 2015 года вступил в законную силу приговор по ст. 310 в отношении адвоката Дворяк. При ознакомлении с материалами, подтверждающими обоснованность заключения под стражу своего подзащитного, сфотографировал протоколы и передал эту информацию 3-им лицам – заинтересованным лицам – свидетелям, которых планировалось привлечь как подозреваемых.

 

СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

1. Характеристика и общие правила производства следственных действий.

2. Производство отдельных следственных действий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.5 (0.008 с.)