V Правила взаимодействия субъектов расследования с оперативными сотрудниками органов дознания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V Правила взаимодействия субъектов расследования с оперативными сотрудниками органов дознания.



 Следователь (дознаватель) работает по уголовному делу не в одиночку, в помощь ему – оперативные сотрудники, проводящие оперативно-розыскные мероприятия.

Оперативные подразделения имеются в ОВД, ФСБ, ФСИН, ТО, ФСО, СВР (см. ст. 13 ФЗ ОБ ОРД).

Оперативно-розыскные мероприятия – это не процессуальные действия. Они проводятся в соответствии с законом об «ОРД», правда в законе об ОРД они просто перечислены (ст. 6) и названы субъекты, имеющие право их проводить (ст. 13). Порядок проведения ОРМ не регламентирован законом, а устанавливается ведомственными приказами, чаще всего они негласные.

 Все это в совокупности позволяет утверждать, что результаты ОРМ могут считаться доказательствами, только после принятия их и проверки субъектом доказывания – следователем, дознавателем.

 Значит, ОРМ в принципе должны быть проверяемы – д.б. указано – откуда получили сведения, в ходе каких ОРМ. Если это сделать невозможно (например нельзя сказать о негласном сотруднике или порядке проведения внедрения в орггруппу), то оперативно-розыскные сведения могут использоваться только как ориентирующая информация. Т.е. для того, чтобы следователь (дознаватель) понимал - в каком направлении вести расследование, где и какие можно провести следственные действия. Оперативно-розыскные мероприятия позволяют негласно и быстро добывать ценную в информацию, если она проверяема – доказательственную, если нет – ориентирующую. 

Взаимодействие следователя (дознавателя) с оперативными сотрудниками регламентируется:

1. УПК РФ

2. приказ межведомственный утверждающий «Инструкцию о порядке предоставления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд» от 27 сентября 2013 года N 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 (МВД, Мин.обороны, ФСБ, ФСО, ТО, ФСИН, ФСКН, СК).

3. приказ ОВД (ДСП) об утверждении инструкции по организации совместной оперативно-служебной деятельности подразделений ОВД РФ при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел от 29 апреля 2015 № 495 ДСП

УПК РФ указывает на такие возможные варианты (формы) взаимодействия:

 1. п.4 ч.2 ст. 38 и п.1.1. ч.3 ст. 41 УПК позволяет следователю, дознавателю давать поручения о производстве ОРМ, задержании, приводе, аресте, некоторых следственных действий на стадии ВУД и предварительного расследования.

  оформляются такие поручения на имя начальника органа дознания.

П ри поручении о производстве ОРМ следователь и дознаватель не вправе определять - какие ОРМ должны быть проведены, а только ставит задачи, описывая ситуацию по делу (например: определить местонахождение похищенных вещей) т.к. выбор средств и методов оперативно-розыскной деятельности – компетенция только оперативных сотрудников, действующих в рамках закона об ОРД и на основании ведомственных секретных приказов.

Принимая информацию, полученную в результате ОРМ расследующий субъект

1) должен убедиться – есть ли возможность проверки предоставленных оперативно-розыскных сведений – то есть откуда (от кого) и можно ли передопросить это лицо, с помощью каких ОРМ добыта информация

2) проверить - были ли соблюдены следующие правила:

А. в соответствии ли с законом были проведены ОРМ (ст.6 ФЗ «Об ОРД»).

Б. Имеется ли разрешение судьи на проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также право на неприкосновенность жилища и переданы ли соответствующие документы: прослушивание переговоров, снятие информации с каналов свуязи, обследование жилища (ч.5 ст.8, ст.9 ФЗ «Об ОРД»);

В. Имеется ли Постановление, утвержденное начальником оперативно-розыскного подразделения на проведение оперативного эксперимента, оперативного внедрения, контролируемой закупки или поставки предметов, веществ свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен.

Г. Обеспечены ли гарантии неприкосновенности отдельных категорий лиц в соответствии с действующим законодательством (ФЗ «О прокуратуре», ФЗ «О статусе судей», ФЗ «О статусе депутатов» и др.). В отношении них – ОРМ – по судебному разрешению.

Д. Есть ли Постановление о рассекречивании, при предоставлении сведений о штатных негласных сотрудниках, об организации и тактике проведения оперативно-технических мероприятий (эти сведения составляют гос. тайну).

Е. Правильно ли составлены оперативно-служебные документы (правильность составления – в Межведомственном приказе, утверждающем Инструкцию о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд от 27.09. 2013 года).

Если оперативный сотрудник не может по каким-то причинам указать (рассекретить) источник получения информации или тактику проведения ОРМ или использование технических средств, то такую оперативно-розыскную информацию нельзя использовать в качестве доказательств (см. правила формирования доказательств). Однако такую информацию часто используют как ориентирующую, или можно использовать при обосновании решения о проведении следственных действий.

☼ Например: оперативник предоставляет сведения о нахождении в определенном месте интересующих документов, но не может назвать источник своей осведомленности (т.к. сообщил об этом его осведомитель и нужно обеспечить его безопасность). Оперативник предоставляет сведения о нахождении документов в рапорте, где пишет: «по вашему поручению были проведены оперативно-розыскные мероприятия, в результате чего получены сведения…» этот рапорт будет основанием проведения обыска в указанном месте.

 2. следователь, дознаватель имеют право давать оперативным сотрудникам поручение о производстве розыска подозреваемого, обвиняемого ч. 1 ст.210 УПК

 3.по делам сложным, многоэпизодным, когда расследование ведется следственной группой или группой дознавателей к работе в следственной группе привлекаются оперативные сотрудники – ч.2 ст. 163, к работе группы дознавателей – оперативные сотрудники – ч. 2 ст. 223 (2) УПК.

Создание следственной группы регламентировано ст. 163, группы дознавателей – 223 (2).

Работают вместе по уголовному делу, сочетая ОРМ и процессуальные методы.

Правда ответсвеннен за результаты – руководитель СГ или ГД, поэтому – все его указания для членов группы – обязательны, и важнейшие процессуальные и следственные действия проводит он лично.

 4. ч.4 ст. 157 обязывает оперативных сотрудников по нераскрытым уголовным делам («глухарям») самостоятельно проводить ОРМ, уведомляя следователя или дознавателя о результатах

 5. Согласно ч7 ст. 164 при производстве любого следственного действия следователь (дознаватель) вправе привлечь оперативного сотрудника к участию в следственном действии, сделав отметку об этом в протоколе (это желательно тогда, когда оперативный сотрудник проводил ранее разработку подозреваемого и хорошо представляет его мотивацию и может оказать положительное влияние на него или в ходе сложных следственных действий: обыском, проверки показаний на месте, следственных экспериментов).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.005 с.)