Культура сопок (кс) в приильменье. Сопки как погребальные и культовые памятники 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура сопок (кс) в приильменье. Сопки как погребальные и культовые памятники



В VII-VIII вв. славянские памятники проникают на Северо-Запад России. По более позднему варианту погребального обряда их объединяют в т. наз. культуру сопок. Сам этот термин не совсем корректен – сопки, как вид погребальных насыпей, получают распространение только в IX-X вв., т.е. значительную часть времени культура не имела того признака, по которому названа. Сейчас некоторые исследователи призывают отказаться от этого термина, предлагают называть эти памятники преддревнерусскими, так как именно из них произрастает средневековая древнерусская культура Северо-Запада России.

Культура сопок считается однозначно славянской и большинством исследователей связывается с «ильменскими словенами». Раньше была широко распространена точка зрения В.В. Седлва, что они пришли на Северо-Запад с запада, теперь большинство исследователей считает, что это миграция с юга, через Верхнее Поднепровье.

Первые славянские памятники фиксируются в бассейне оз. Ильмень в конце VII – первой половине VIII в. Они обнаружены на берегах озер, в местах наиболее благоприятных для земледелия. Исток Волхова и прилегающий к нему с юго-запада небольшой район, так называемое Поозерье, явились центром славянского расселения. Подобную роль данной территории определило её чрезвычайно выгодное географическое положение в месте, где сходились обширные системы рек лесной зоны и имелись плодородные почвы. Новгородцы издавна называют Поозерьем (Паозерьем) территорию («земли по озеру»), протянувшуюся узкой полосой в 4–5 км на 20 км вдоль северо-западного берега Ильменя, между озером и протекающей почти параллельно его берегу р. Веряжей. Это один из самых населённых и развитых в сельскохозяйственном отношении районов Новгородской земли, наиболее удобный для начального земледельческого освоения среди низменных территорий, непосредственно примыкающих к Ильменю.

Поозерье и исток Волхова, в первую очередь, имел в виду древнерусский летописец XI в., когда сообщал, что во время продвижения славян их самая северная группа – «новгородские словени» – «седоша около езера Ильмеря и прозвашася своим.имянемъ».

В IX-X вв. в основном на территории бассейна озера Ильмень распространяются сопки — высокие крутобокие погребальные насыпи, резко отличающиеся от всех известных курганов этого времени. Район массового распространения охватывает прежде всего Приильменье, т.е. территория бассейнов рек, связанных с оз.Ильмень: Волхова, Ловати, главным образом в среднем ее течении, Полы, Мсты, низовьев Шелони. Западнее этой территории сопки в заметном количестве представлены в бассейнах верховьев р.Луги и Плюссы, низовьях Оредежа, а на востоке - в бассейне Мологи. За пределами очерченного ареала одиночные насыпи этого типа известны в бассейнах Великой, в верховьях Ловати, Западной Двины, Волги, а также Сяси. При этом значительная часть из известных на сегодня сопочных насыпей (приблизительно 80%) попадает в современные административные границы Новгородской области.

Сопки располагаются чаще всего по берегам водоемов, особенно в долинах крупных рек, и в озерных котловинах. Сопки могут располагаться как на берегах крупных рек, по которым проходили торговые пути, так и на берегах мелких речушек. При этом главным фактором является не размер реки, а характер разработанности долины. Это объясняется жесткой привязкой сопок к типам почв наиболее пригодным для ранних форм пашенного земледелия. Ими являлись прежде всего легкие и плодородные почвы в долинах рек.  

По размерам сопки разнообразны: от небольших, высотой 2- 2,5 м и диаметром 12—14 м, до грандиозных, достигающих 10 м и более в высоту при диаметре около 40. Преобладают насыпи высотой до 5 м.

Сопки расположены в одиночку или группируются в небольшие могильники из двух-трех насыпей. По подсчетам Е.Н.Носова среди групп состоящих только из сопок, одиночные насыпи составляют 56% общего числа могильников, группы из 1-2 сопок - 79,7%, а группы из 1-4 сопок - 91,3%. Чаше всего наблюдается комплекс из сопки и соседствующего с ней поселения (селища). Сгустки из нескольких сопок или насыпи очень большой величины маркируют локальные центры.

Характерной особенностью сопок является их сложное внутреннее устройство. Оно выражается в регулярности организации внутреннего пространства насыпи, а именно: наличие каменных венцов или иных форм ограждений, ограничивающих основание насыпей, вертикальном членении пространства на ярусы (обычно 3) фиксация (посредством вертикальных осевых столбов) геометрического центра насыпи в горизонтальных плоскостях для каждого из ярусов. Как в основании насыпей так и на каждом из ярусов прослеживаются следы активной ритуальной деятельности, выражением этого служат сооружения из камня и кости животных.

В теле сопочной насыпи содержаться лишь единичные погребения по обряду трупосожжения, которые могут располагаться на разных ярусах, но устойчиво встречаются на вершине насыпи. Не вызывает сомнения факт, что в сопках погребены отнюдь не все члены возводивших их общин. Несоответствие трудозатрат, необходимых для возведения этих насыпей, и малого количества связанных с ними погребений, позволили сформулировать гипотезу о сопках как местах захоронений представителей социальной верхушки. Сложность внутренней структуры, сопоставимая с «моделью мира», в сочетании с захоронениями верхушки приводит к выводу, что эти памятники должны рассматриваться как своеобразные языческие храмы, принадлежавшие соотвестсвующим славянским общинам Приильменья в конце I тыс. н.э.

Набор вещевого инвентаря и украшений, встреченный в сопках, достаточно скромен как по количеству так и по составу. Отчасти это объясняется обрядом кремации, когда часть предметов погибала на погребальных кострах.  Инвентарь мужских погребений в сопках представлен чаще всего железными ножами. Среди прочих бытовых предметов имеются оселки, футляры для трута, детали поясных наборов. Оружие немногочисленно - несколько наконечников стрел и дротиков. Элементы, которые могут быть связаны с дружинной буквально единичны: удила с псалиями, навершия плетей, фрагмент кольчуги. Женские украшения несколько многочисленнее: стеклянные и каменные бусы, бронзовые спиральки от одежды и так называемые накосники, трапецевидные привески, проволочные височные кольца, невыразительные браслеты. По происхождению данный набор предметов достаточно эклектичен и отражает начальный период формирования древнерусской культуры на Северо-Западе.

Кажущаяся "бедность" сопочных погребений не является аргументом против их связи с социальной верхушкой. Как совершенно справедливо отметил В.Я.Петрухин, бедность славянских погребений - черта этническая, и она ни в коей мере не характеризует социальный статус умершего. Важными признаками здесь являются размеры насыпей и количество жертвоприношений. Особенный интерес представляют находки останков коней, собак и птиц. Данная иерархия жертв характеризует в первую очередь ритуал социальных верхов.

Скудность вещевых находок в сопках затрудняет датировку этих памятников. На сегодняшний день почти все исследованные насыпи датируются в широком хронологическом диапазоне IХ-Х или Х вв. Лишь в окрестностях Ладоги имеются две сопки, одну из которых можно отнести к VIII, а другую к VIII - IХ.

Это обстоятельство привлекает внимание исследователей к Ладоге, как к району, в котором находятся истоки сопочного обряда. По данным многих исследователей, Ладога, возникшая в середине VIII в., уже изначально предстает как торгово-ремесленное поселение с широкими международными связями, где активную роль играли выходцы из Скандинавии. В этих условиях в среде разноэтнического и, прежде всего, славяно-скандинавского населения и возникает обычай возведения сопок. В его основе лежала перенесенная из Скандинавии идея сакральных социально-престижных курганов. Она была выполне созвучна устремлениям сельской общинной верхушки, что и обусловило заимствование, а в дальнейшем, в результате славянского расселения в Приильменье и широкое распространение сопок. Сооружение и функционирование сопок прекращается судя по всему в конце Х - первой половине ХI вв. Это связано с распадом соотвествующих социальных структур и распространением христианства.

"Массовые" погребальные памятники культуры сопок.

Привносной характер обычая сооружения сопок, который был воспринят верхушкой славянского общества Приильменья лишь на определенной стадии его развития, делает актуальной проблему существования до сопок и параллельно с ними иных типов погребальных памятников, служивших местами захоронений основной массы населения.

Славянская архаическая погребальная обрядность характеризуется предельной простотой и малой выразительностью. Обычные формы захоронений - это помещенные в грунтовые ямки мало- или  безинвентарные трупосожжения на стороне. Все вышесказанное относится и к исходным массовым захоронениям славянского населения Приильменья.

Основной их массив еще предстоит выявить.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.34.0 (0.008 с.)