Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура псковских (псковско-новгородских) длинных курганов (КПДК)
В VI-VIII вв. на территории Северо-Запада Россииот Псковского озера и до Верхней Волги распространяются новые памятники. В первую очередь в глаза бросается появление курганного обряда на территории, где его до этого не было. Напомню, в РЖВ здесь либо вообще не фиксируется погребений, либо (для древностей дьяковского круга с текстильной керамикой) в небольшом количестве отмечены домики мертвых. Длительное время от этих новых древностей были известны только погребальные памятники – курганные могильники в которые, наряду с обычными памятниками, обычно входят и удлинённые, а о и длинные (валообразные насыпи). В 1970-е-1980-е по этому критерию была выделена культура длинных курганов. Однако, позднее выяснилось, что нет единой культуры длинных курганов, а есть две разные археологические екультуры: - культура псковских (или псковско-новгородских длинных курганов - КПДК) – культура 3-й четверти I тыс., распространенная от Юго-Восточной Эстноии, верховьев Великой и Ловати, до Верхней Волги и Мологи. - культура смоленских (смоленско-полоцких) длинных курганов - двинско-днепровское междуречье, смоленское Поднепровье, относится к следующему периоду – к четвертой четверти I тысячелетия (VIII- X вв.) – это славянская культура (очевидно – кривичи), синхронная культуре сопок и тоже преддревнерусская. Далее мы будем говорить именно о КПДК. Территория КПДК в плане представляет собой подкову и охватывает все побережье Псковско-Чудского озера, бассейны рек Великой, Плюссы, Луги, верхнего течения Западной Двины, верхнего и среднего течения Ловати, верхней Полы, Верхневолжье, бассейны Меты и Верхней Мологи (Псковская, Ленинградская, Новгородская, Тверская, немножко Вологодская области). Это регион, где в предшествующее время (РЖВ) располагались памятники днепро-двинской (в западной части ареала) и периферии дьяковской (с текстильной керамикой) культур. Памятниками культуры текстильной керамики в рассматриваемом регионе являются преимущественно открытые поселения, которые изучены пока крайне слабо. Среди них имеются и городища, но напластования их слабо насыщены культурными остатками и нередко оказываются потревоженными в более позднее время. Около середины I тыс. н. э. культура текстильной керамики в бассейнах озер Ильменя и Псковского прекращает развитие. Появляется новая культура — культура псковских длинных курганов
Хронология и периодизация. Очень сложно датировать – мало узко-датируемых типов вещей. В последние годы – радиоуглеродный анализ. Формирование культуры псковских длинных курганов, относится к концу V в - рубежу V-VI вв. в нескольких очагах на окраинах будущего культурного ареала - в Двинско-Ловатском междуречье, на побережье Псковско-Чудского водоема и в бассейнах рек Мологи и Мсты. Важнейшей новацией стало распространение курганного обряда погребения, привнесенного сюда извне. Причем формирование происходит взрывообразно – КПДК за очень короткое время охватывает всю свою территорию и затем продолжает существовать в этих границах. Памятники первого периода существования КПДК содержат импортные стеклянные бусы и металлические детали убора центральноевропейского происхождения (например – В-образные рифленые пряжки), что позволяет увязать комплексы первого периода с соответствующей хронологической шкалой. Сформировавшись в течение V-VI вв., в следующий период (до рубежа VIII-IX вв.), культура «застывает» в своем облике, хотя контакты с другими регионами, нашли свое отражение в материале. Возрастает число памятников. Западная и восточная части культурного ареала демонстрируют определенные различия, однако обособления двух частей культуры не происходит. В конце второго периода культура псковских длинных курганов переживает кризис, вызванный, скорее всего, целым комплексом причин, территория ее распространения сокращается. Вновь, как в период формирования КПДК, памятники оказываются стянуты к нескольким регионам. Вероятно, после VIII в. количество памятников КПДК сокращается и в древнерусскую культуру трансформируется только малая часть оставшегося населения. Что происходит – в это время на Северо-Западе появляются однозначные славяне (культура сопок), которые победили в демографическом соревновании с предшественниками. Вероятно, часть носителей КПДК была ассимилирована (на славянских памятниках встречается характерная для КПДК лепная керамика, а её делали женщины), часть, возможно, стала объектом работорговли. Еще более вероятно, что численность носителей КПДК уже сократилась к моменту прибытия славян.
Третий, финальный период (IX-XI вв.) - время существования отдельных изолированных культурных групп в новом окружении Памятники этого периода выявлены по наличию древнерусских вещей в погребениях с традиционной обрядностью КПДК Верхней границей существования наиболее поздних памятников КПДК является смена погребального обряда (распространение древнерусских ингумаций) в течение XI в. Вообще, поздних памятников КПДК крайне мало - только несколько могильников показывают доживание до XI в. и переход к древнерусскому обряду. Количество памятников заметно уменьшается. Территория культуры еще более сокращается, «стягиваясь» к центру, а на оставленных окраинных территориях сменяется население. Безусловно, население культуры псковских длинных курганов внесло свой вклад в формирование древнерусской народности. Однако для определения этнической или язы-ковой принадлежности населения, полностью растворившегося в иной среде, имеющийся материал не релевантен.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.154.151 (0.006 с.) |