Культура псковских (псковско-новгородских) длинных курганов (КПДК) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура псковских (псковско-новгородских) длинных курганов (КПДК)



В VI-VIII вв. на территории Северо-Запада Россииот Псковского озера и до Верхней Волги распространяются новые памятники. В первую очередь в глаза бросается появление курганного обряда на территории, где его до этого не было. Напомню, в РЖВ здесь либо вообще не фиксируется погребений, либо (для древностей дьяковского круга с текстильной керамикой) в небольшом количестве отмечены домики мертвых.

Длительное время от этих новых древностей были известны только погребальные памятники – курганные могильники в которые, наряду с обычными памятниками, обычно входят и удлинённые, а о и длинные (валообразные насыпи). В 1970-е-1980-е по этому критерию была выделена культура длинных курганов. Однако, позднее выяснилось, что нет единой культуры длинных курганов, а есть две разные археологические екультуры:

- культура псковских (или псковско-новгородских длинных курганов - КПДК) – культура 3-й четверти I тыс., распространенная от Юго-Восточной Эстноии, верховьев Великой и Ловати, до Верхней Волги и Мологи.

- культура смоленских (смоленско-полоцких) длинных курганов - двинско-днепровское междуречье, смоленское Поднепровье, относится к следующему периоду – к четвертой четверти I тысячелетия (VIII- X вв.) – это славянская культура (очевидно – кривичи), синхронная культуре сопок и тоже преддревнерусская.

Далее мы будем говорить именно о КПДК.

Территория КПДК в плане представляет собой подкову и охватывает все побережье Псковско-Чудского озера, бассейны рек Великой, Плюссы, Луги, верхнего течения Западной Двины, верхнего и среднего течения Ловати, верхней Полы, Верхневолжье, бассейны Меты и Верхней Мологи (Псковская, Ленинградская, Новгородская, Тверская, немножко Вологодская области). Это регион, где в предшествующее время (РЖВ) располагались памятники днепро-двинской (в западной части ареала) и периферии дьяковской (с текстильной керамикой) культур. Памятниками культуры текстильной керамики в рассматриваемом регионе являются преимущественно открытые поселения, которые изучены пока крайне слабо. Среди них имеются и городища, но напластования их слабо насыщены культурными остатками и нередко оказываются потревоженными в более позднее время. Около середины I тыс. н. э. культура текстильной керамики в бассейнах озер Ильменя и Псковского прекращает развитие. Появляется новая культура — культура псковских длинных курганов

Хронология и периодизация. Очень сложно датировать – мало узко-датируемых типов вещей. В последние годы – радиоуглеродный анализ.

Формирование культуры псковских длинных курганов, относится к концу V в - рубежу V-VI вв. в нескольких очагах на окраинах будущего культурного ареала - в Двинско-Ловатском междуречье, на побережье Псковско-Чудского водоема и в бассейнах рек Мологи и Мсты. Важнейшей новацией стало распространение курганного обряда погребения, привнесенного сюда извне. Причем формирование происходит взрывообразно – КПДК за очень короткое время охватывает всю свою территорию и затем продолжает существовать в этих границах. Памятники первого периода существования КПДК содержат импортные стеклянные бусы и металлические детали убора центральноевропейского происхождения (например – В-образные рифленые пряжки), что позволяет увязать комплексы первого периода с соответствующей хронологической шкалой.

Сформировавшись в течение V-VI вв., в следующий период (до рубежа VIII-IX вв.), культура «застывает» в своем облике, хотя контакты с другими регионами, нашли свое отражение в материале. Возрастает число памятников. Западная и восточная части культурного ареала демонстрируют определенные различия, однако обособления двух частей культуры не происходит. В конце второго периода культура псковских длинных курганов переживает кризис, вызванный, скорее всего, целым комплексом причин, территория ее распространения сокращается. Вновь, как в период формирования КПДК, памятники оказываются стянуты к нескольким регионам. Вероятно, после VIII в. количество памятников КПДК сокращается и в древнерусскую культуру трансформируется только малая часть оставшегося населения. Что происходит – в это время на Северо-Западе появляются однозначные славяне (культура сопок), которые победили в демографическом соревновании с предшественниками. Вероятно, часть носителей КПДК была ассимилирована (на славянских памятниках встречается характерная для КПДК лепная керамика, а её делали женщины), часть, возможно, стала объектом работорговли. Еще более вероятно, что численность носителей КПДК уже сократилась к моменту прибытия славян.

Третий, финальный период (IX-XI вв.) - время существования отдельных изолированных культурных групп в новом окружении Памятники этого периода выявлены по наличию древнерусских вещей в погребениях с традиционной обрядностью КПДК

Верхней границей существования наиболее поздних памятников КПДК является смена погребального обряда (распространение древнерусских ингумаций) в течение XI в. Вообще, поздних памятников КПДК крайне мало - только несколько могильников показывают доживание до XI в. и переход к древнерусскому обряду. Количество памятников заметно уменьшается. Территория культуры еще более сокращается, «стягиваясь» к центру, а на оставленных окраинных территориях сменяется население. Безусловно, население культуры псковских длинных курганов внесло свой вклад в формирование древнерусской народности. Однако для определения этнической или язы-ковой принадлежности населения, полностью растворившегося в иной среде, имеющийся материал не релевантен.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.154.151 (0.006 с.)