Интерпретация этнической принадлежности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интерпретация этнической принадлежности.



Традиционная точка зрения (В.В. Седов) – славяне, конкретно кривичи, пришедшие с запада. Концепция зародилась в то время, пока еще не были разделены КПДК и КСДК и связана с совпадением ареала и летописной территории кривичей. Сейчас точка зрения сильно оспаривается.

Другая версия – первая волна славянской колонизации (Е.Н. Носов), смешавшаяся с аборигенами до такой степени, что когда прибыла вторая волна, они уже не воспринимались как славяне.

Наиболее популярная в настоящее время версия, что перед нами дославянские аборигены лесной зоны, потомки местных культур РЖВ. А вот на каких языках они разговаривали (балтские? финнские?) у нас недостаточно данных.

Появление курганного обряда

В настоящее время целый ряд исследователей связывает ее появление со внешними импульсами, имевшими место в эпоху великого переселения народов. При этом в качестве наиболее вероятного претендента на роль донора признаются носители культуры восточнолитовских курганов (которые очень активно поучаствовали в Великом переселении народов). Уже сейчас можно назвать целый ряд находок IV-VI вв. соотносимых исследователями с восточно-литовскими и западно-балтскими древностями, в том числе предмету дружинной субкультуры. Туда восходят некоторые типы вещей, обычай погребения коня и т.п. С другой стороны, наличие в курганах деревянных конструкций, может быть наследием «домиков мертвых» предшествующего периода.

Сейчас также популярна точка зрения (высказана Е.Р.Михайловой), что появление сложного комплекса погребальной обрядности КПДК, распространившийся по огромной территории, следует трактовать скорее как явление духовной жизни и религиозных практик древнего населения, чем как отражение неких социальных или этнических структур.  

Памятники последней четверти I тыс. н.э. в лесостепной зоне и южной части лесной зоны Восточной Европы

В лесостепной зоне и южной части лесной зоны Восточной Европы раннеславянские культуры «пражского типа» продолжили свое развитие и переросли в преддревнерусские культуры – на правобережье Днепра  пражско-корчакскую культуру сменила культура Луки Райковецкой, на левобережье -

Лука-Райковецкая культура

Памятники культуры распространены от Белорусского Полесья на севере до бассейна р. Прут на юге и от верховий Западного Буга на западе до Среднего Поднепровья на востоке. Период существования культуры VIII-X вв. Носители пражской и близкой ей культур, стали предками юго-западной группы восточнославянских племен, названных на этих территориях летописцем в начале XII в. — волынян, древлян, полян, дреговичей (частично).

Хозяйство лука-райковецкой культуры было земледельческим. Распространение пашенного земледелия подтверждается находками железных деталей пахотных орудий— наральников и чересел. Кроме того, для обработки почвы использовались железные мотыги. Найдены зерна возделываемых культур — пшеницы, проса, ячменя. Продолжали существовать и разdивались домашние промыслы — прядение и ткачество, обработка дерева и кости, бортничество. Вероятно, какую-то подсобную роль играли в хозяйстве охота и рыболовство.

Глиняная посуда делалась в основном вручную, но в IX в. появляются сосуды, изготовленные на ручном гончарном круге, украшенные линейным или волнистым орнаментом. Круговая посуда некоторое время сосуществует вместе с лепной, лишь постепенно вытесняя ее. Ранние гончарные сосуды, еще достаточно грубые, повторяют местную наиболее распространенную форму лепных горшков — с расширением в верхней трети. Предполагают, что технология изготовления на ручном гончарном круге пришла сюда с юго-запада, из районов Подунавья, и была достаточно быстро освоена местным населением — в IX в. круговые сосуды составляют до 20% среди найденных на памятниках Лука-Райковецкой культуры, и количество их постепенно возрастает.

Памятники. Для Лука-Райковецкой культуры характерны открытые поселения — селища, которые расположены по берегам рек, в местах, удобных для земледелия, скотоводства и различных сельскохозяйственных промыслов. Площадь их незначительна, а застройка бессистемна. С IX в. отмечается увеличение размеров — площадь селищ достигает 3 га, и постройки располагаются рядами. Появляются небольшие усадьбы, состоящие из нескольких построек жилого и хозяйственного назначения. Иногда жилые дома и усадьбы образуют отдельные группы. К этому же времени относится увеличение количества городищ.

Погребальные памятники культуры представлены грунтовыми могильниками и курганами. Погребения совершались по обряду сожжения щ стороне. Захоронения редко сопровождаются вещами — известны единичные находки железных ножей, оплавленных стеклянных бус и других мелких предметов. Продолжая традицию пражского населения, население лука-райковецкой культуры хоронило кремированные останки в глиняных урнах или без них в небольших ямах. В течение VIII—IX вв. почти по всей территории культуры широко распространяется обычай сооружения курганов, который к X в. становится преобладающим. Курганы содержат индивидуальные погребения, среди которых преобладают безурновые погребения. Остатки кремаций все чаще располагаются в основании насыпей на ритуальном кострище, на месте совершения сожжения, а иногда помещаются в верхней части насыпи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.102.124 (0.004 с.)