Психологическая диагностика личностных особенностей педагогов. Анализ результатов психологической диагностики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая диагностика личностных особенностей педагогов. Анализ результатов психологической диагностики



В рамках данного задания была проведена диагностика эмоционального выгорания педагогов.

Исследование феномена эмоционального выгорания у педагогов является актуальным в связи с высокой общественной значимостью этой профессии, направленной на становление и развитие личности учащихся.

Для диагностики была использована методика «Эмоциональное выгорание» Рукавишникова А.А.

Методика состоит из 72 вопросов и включает следующие шкалы: психоэмоциональное истощение, личностное отдаление, профессиональная мотивация, психическое выгорание. Чем выше балл по данной методике, тем выше выраженность шкал. Методика представлена в приложении.

В исследовании принимало участие 15 педагогов ДОУ. На основе полученных результатов была подсчитана частота встречаемости в процентах низких, средник\х, высоких и крайне высоких значений по каждой из шкал. Результаты отображены на рисунке 1.

 

Рис. 1. Распределение значений показателей эмоционального выгорания в выборке педагогов (в %)

Из диаграммы, представленной на рисунке 1 видно, что по первому показателю – психоэмоциональное истощение, в выборке педагогов преобладают средние значения (67 %). Низкие значения представлены у 33 % педагогов. Педагогов с высокими и крайне высокими показателями в выборке нет.

Эмоциональное истощение предполагает истощение ресурсов организма и проявляется в утомлении эмоционального и физического характера, которое выражается в депрессии, раздражительности, равнодушном отношении к окружающим, агрессивности, тревожности, нежелании идти на работу.

По личностному отдалению в данной выборке также преобладают педагоги со средними значениями – 67 %. педагоги ДОУ имеют показатель 24 балла, что говорит о средней выраженности отдаления. У 20 % низкие показатели и 13 % - высокие.

Содержание личностного отдаления сводится к уменьшению количества контактов, негативизму и раздражительности при общении, цинизму, нежелании идти на работу.

Что касается профессиональной мотивации, то все педагоги по данному показателю имеют высокие и крайне высокие значения. Только один педагог (7 %) имеет высокое значение мотивации, остальные 14 (93 %) имеют крайне высокие значения. Профессиональная мотивация проявляется в мотивации к работе альтруистического содержания, профессиональном оптимизме, продуктивности и эффективности деятельности. Низкая мотивация проявляется в низкой самооценке, неудовлетворенности собой, низкой потребности в достижениях.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что в среднем по выборке можно отметить, что у педагогов начался процесс эмоционального выгорания по таким показателям как психоэмоциональное истощение и личностное отдаление, показатели профессиональной мотивации достаточно высокие.

Индекс «психического выгорания» у 60 % имеет средние значения, у 40 % - высокие значения.

 

Рекомендации педагогам по результатам психодиагностики

На основе сделанных выводов по результатам психодиагностического исследования эмоционального выгорания педагогов можно дать следующие рекомендации по оптимизации их психоэмоционального состояния.

Психокоррекционные и развивающие мероприятия должны быть в первую очередь направлены на снятие монотонии, утомления и пресыщения, на профилактику развития стрессового состояния, повышение уровня стрессоустойчивости и обучения продуктивным способам совладания со стрессовой ситуации, например таким как работа над проблемой, формирование оптимизма и другое.

Для того чтобы избежать негативных последствий стресса, существует множество способов, позволяющих это сделать. Обратимся к физическим, физиологическим, психологическим упражнениям и приемам. Благотворно влияет на психику здоровое питание. Физические упражнения способствуют вырабатыванию гормона эндорфина, отвечающего за состояние счастья. Существуют различные способы регуляции психоэмоционального состояния, снятия утомления и последствий стресса.

1. Эффективным методом устранения послестрессовых эмоций является интенсивная мышечная нагрузка, фитнесс тренировки. Накопившиеся за время стресса физиологически активные вещества как бы нейтрализуются, сгорают. Различные комплексы гимнастики помогают повысить стрессоустойчивость.

2. Стресс можно снять музыкой. Психофизиологические механизмы действия музыки различны: музыка снижает активность доминанты, сформировавшейся во время конфликтной ситуации, разряжает накопившиеся отрицательные эмоции; она формирует новую конкурирующую доминанту, музыка способна повысить общий тонус человека.

3. Для снятия стрессовых и невротических состояний можно использовать кинезиологические приемы, которые восстанавливают межполушарное взаимодействие, гармонизируют работу мозга.

4. Для профессионального педагога знание и применение способов релаксации является необходимым условием эффективной деятельности и профилактики перенапряжения нервной системы. Различные релаксационные техники позволяют не только оптимально преодолевать стресс, но и в целом улучшают здоровье.

Для профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний можно использовать следующие способы:

− Экономно расходовать свои эмоционально-энергетические ресурсы;

− Ставить разум над эмоциями;

− Формировать позитивного мышления;

− Воспринимать сложные обстоятельства жизни как временные;

− Подмечать свои достижения, радоваться достигнутым целям;

− Не «переживать» в уме случившиеся конфликты;

− Осознавать ошибки, делать выводы и находить выход;

− Возникшую проблему, конфликт, решать х своевременно и обдуманно;

− Больше и чаще общаться с приятными людьми;

− Признавать за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности.

Также среди средств, способствующих регуляции психоэмоционального состояния, особое место занимает дыхательная гимнастика. Некоторые авторы, считают упражнения на дыхание вспомогательным средством для регуляции психоэмоционального состояния, а они вполне могут выступать и самостоятельным средством, способным регулировать собственное состояние. Разница состоит лишь в том, что дыхательные упражнения могут включаться и включаются как составная часть в другие упражнения или применяются автономно как самостоятельное средство. Смысл дыхательных упражнений состоит в сознательном контроле над частотой, глубиной и ритмом дыхания. Единственным «контролирующим показателем» служит частота сердцебиения – по пульсу устанавливается продолжительность вдоха, выдоха, задержки дыхания

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.005 с.)