Программа поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. (социально-педагогическое сопровождение семей находящихся в трудной жизненной ситуации) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. (социально-педагогическое сопровождение семей находящихся в трудной жизненной ситуации)



Содержание

  1. Паспорт Программы
  2. Пояснительная записка
  3. Принципы программы
  4. Содержание Программы (основные направления социально-педагогического сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации)
  5. Виды работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации
  6. Ожидаемые результаты
  7. Этапы реализации Программы
  8. План мероприятий по реализации Программы
  9. Алгоритм сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Список литературы

 


I. Паспорт программы

Наименование Программы Социально-педагогическое сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Исполнители Программы Администрация МДОУ, педагогический коллектив МДОУ, родители, общественность.
Правовая основа Программы Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990; Конвенция ООН о правах ребёнка, 1989; Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24.06.1999 г № 120 –ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федеральный закон от 24.07.1998 г № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24.06.1999 г № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Указ Президента РФ 5.05.1992 г. №431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей". Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Цели и задачи Программы Цель: Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от социального статуса. Задачи: 1.Формировать социокультурную среду, соответствующую социальному статусу семьи; 2. Защищать детей от всех форм физического и психического насилия; 3. Способствовать успешной социализации детей, находящихся в социально-опасном положении или в трудной жизненной ситуации детей 4. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогических работников при 4 организации работы с семьями, находящими в трудной жизненной ситуации; 5. Расширить социальное партнёрство ДОУ с учреждениями района; 6. Способствовать активному вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство детского сада и привлечению их к сотрудничеству в вопросах социального развития детей.
Проектирование деятельности по реализации Программы Выявление и определение проблемного поля семей; сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении накопление опыта работы педагогических работников с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации; социальное партнёрство.
Ожидаемые результаты реализации Программы Создание банка данных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; Разработка плана мероприятий для каждой категории семей с учётом социального статуса; Профилактика семейного неблагополучия; Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ; Создание взаимовыгодного социального партнёрства ДОУ с учреждениями станицы.
Этапы реализации Программы I этап – разработка Программы II этап – практическая реализация Программы III этап - итоговый: подведение итогов и соотнесение результатов деятельности ДОУ с целью и задачами Программы.
Срок действия Программы учебный год
Ресурсное обеспечение реализации Программы Психолого-педагогические условия; Кадровые условия; Образовательная среда; Развивающая предметно-пространственная среда; Социокультурная среда ДОУ
Порядок управления реализацией Программы Управление и корректировка Программы осуществляется по мере необходимости, согласовывается коллегиальным органом ДОУ, утверждается локальными актами.
Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы. Мониторинг реализации Программы осуществляется по завершению работы каждого этапа.

II. Пояснительная записка.

Определение понятия «трудная жизненная ситуация» дано в статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Трудная жизненная ситуация (далее ТЖС) – это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно. В статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124- Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации:

⁻ дети, оставшиеся без попечения родителей;

⁻ дети - инвалиды;

⁻ дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;

⁻ дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

⁻ дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

⁻ дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

⁻ дети - жертвы насилия;

⁻ дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

⁻ дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

⁻ дети, проживающие в малоимущих семьях;

⁻ дети с отклонениями в поведении;

⁻ дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении (далее СОП) - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Под семьей понимается основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и определенными обязанностями по отношению друг к другу. Семья выполняет ряд функций: воспитательную, хозяйственно-бытовую, социализирующую, терапевтическую (поддержка), духовную и др. Главная функция семьи — репродуктивная, то есть обеспечение появления и воспитания потомства. Воспитание детей в семье и забота о них — это не только нравственный и моральный долг родителей, но их приоритетное право и главная обязанность. Согласно семейному законодательству РФ, «на родителей возлагается 6 преимущественное право на воспитание детей и заботу об их здоровье». Такое право дает им возможность воспитывать своих детей, основываясь на личных убеждениях, с помощью любых средств и методов, выбранных по своему усмотрению. Эти средства и методы, с точки зрения морали и закона, должны быть приемлемыми и отвечать интересам ребенка. Эти требования в полной мере выполняются в благополучной семье. Представляется логичным, что в отношении к семьям, не должным образом выполняющим функции воспитания, допускающим возможность попадания ребенка в социально-опасное положение, применяется особая понятийная характеристика: «семья, находящаяся в социально опасном положении» - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Неблагополучные семьи, или семьи СОП (семьи, находящиеся в социально опасном положении), — это педагогически несостоятельные, уклоняющиеся от выполнения родительского долга семьи, в которых родители злоупотребляют правами детей, жестоко обращаются с ними или пренебрегают их нуждами, отрицательно влияя на развитие детей. Это семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в государственной помощи и поддержке. Главной характеристикой этих семей является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, неудовлетворение его нужд. Это семьи, в которых ребенок испытывает неблагополучие: переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение со стороны родителей, голод и т. д. К таким семьям относятся: асоциальные, конфликтные, педагогически некомпетентные и аморальнокриминальные.

Неблагополучие в семье ведет к нарушению полноценного развития детей. Очень часто дети живут в таких семьях с целым комплексом проявлений неблагополучия, что делает их жизнь чрезвычайно тяжёлой. Ребенок из семьи СОП и «группы риска» обнаруживает себя по внешнему виду, одежде, манере общаться, неуравновешенности психики, выражающейся в неадекватной реакции, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к обучению и т. д.

Дети из семей, находящихся в социально опасном положении или в тяжелой жизненной ситуации, отличаются:

⁻ задержкой темпов интеллектуального и психического развития;

⁻ неумением общаться и поддерживать эмоциональные контакты;

⁻ негативным эмоциональным состоянием (страхи, неврастения, неврозы, стресс, подверженность нервно-психическим расстройствам);

⁻ нарушениями поведения (агрессивность, гиперактивность, тревожность, аутизм);

⁻ низким уровнем сформированности игровых навыков;

⁻ отсутствием или слабо сформированными навыками личной гигиены;

⁻ подвержены хроническим заболеваниям.

В дальнейшем эти проявления неблагополучия могут привести к формированию социальной дезадаптации ребенка, выражающейся в склонности к преступной деятельности, употреблению психоактивных веществ, побегам из дома.

Социально дезадаптированный ребенок является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушили. Промежуточное положение между благополучными и неблагополучными семьями занимают семьи «группы риска». В них существует некоторое отклонение от нормы, которое не позволяет отнести их к разряду благополучных. Однако эти отклонения не стали для них дезадаптирующим фактором. Внешне это вполне благополучные семьи, но подвергшиеся влиянию одного из «факторов риска». К данной категории относятся семьи: неполные, многодетные, малообеспеченные, опекунские, семьи с родителями-инвалидами или детьми-инвалидами, семьи беженцев. При этом семья, отнесенная к зоне риска, может быть как благополучной, так и неблагополучной, исходя из стиля, методов и содержания семейного воспитания, которые позитивно или негативно влияют на развитие ребенка. Важным условием оказания помощи является раннее выявление семей, находящихся в социально опасном положении и в «группе риска». Считается, что за 10 лет жизни в неблагополучной семье ребенок успевает приобрести огромный опыт асоциального поведения, психологически сломаться, утвердиться в таком варианте жизненного самоопределения, которое противоречит нормам общества. Поэтому, чем раньше будет выявлена такая семья, тем больше шансов ее реабилитировать, сделать все возможное для того, чтобы ребенок полноценно развивался.

Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий. Законодателем предусмотрено ключевое условие развертывания индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего. Только решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может явиться полноправным основанием для организации индивидуальной профилактической работы в отношении любого ребенка или семьи, оказавшихся в трудной или социально-опасной ситуации. Многообразие социальных проблем затронуло детей, дестабилизируя их жизненные функции, снижая их способность к адаптации в новых условиях. Дети все чаще попадают в трудные жизненные ситуации. На сегодняшний день существует острая необходимость в социально-психологической помощи детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях.

Настоящая программа разработана для выявления семьей со сложностями и трудностями в семейных взаимоотношениях и организации работы с детьми данной категории.

 

III. Принципы программы:

  1. Актуальность и своевременность оказания помощи семье, находящейся в ТЖС.
  2. Активная поддержка родителей. Наиболее эффективный способ помощи ребенку – это помощь его семье.
  3. Опора на родительскую ответственность. Использование внутреннего потенциала семьи. Семья сама формулирует цели работы и определяет сроки. Специалисты не берут на себя выполнение тех задач, с которыми семья может справиться самостоятельно.
  4. Опора на позитив в работе с семьей.
  5. Отношения к семье, находящейся в ТЖС, как к равноценному, равноправному партнеру.
  6. Сотрудничество с организациями и учреждениями, занимающимися профилактикой беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
  7. Гармонизация детско-родительских и семейных отношений, повышение психологической грамотности родителей в вопросах воспитания и развития детей в семье.
  8. Снятие психоэмоционального напряжения, гармонизация эмоциональноличностного развития детей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.014 с.)